Научная статья на тему 'Формирование содержания среднего профессионального образования для сферы обслуживания с учетом компетентностного подхода'

Формирование содержания среднего профессионального образования для сферы обслуживания с учетом компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосенко М. В.

В статье отражены современные подходы к формированию требований к уровню и качеству профессиональной подготовки выпускников с учетом международного опыта. Проанализированы виды профессиональной деятельности, задачи и функции специалистов сферы обслуживания со средним профессиональным образованием, предложен подход формирования профессиональных компетенций специалистов сферы обслуживания со средним профессиональным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper focuses on modern approaches to the curriculum development in secondary vocational education and describes the new set of requirements for training graduates. The study analyzes the types of professional activity in the services sector, tasks and functions of graduates with secondary vocational education. The author proposes a new approach for curriculum development and the building of professional competences for specialists with secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Формирование содержания среднего профессионального образования для сферы обслуживания с учетом компетентностного подхода»

УДК 331.5:338.46

формирование содержания среднего профессионального образования для сферы обслуживания с учетом компетентностного подхода

М.В. Сосенко, кандидат социологических наук,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The paper focuses on modern approaches to the curriculum development in secondary vocational education and describes the new set of requirements for training graduates. The study analyzes the types of professional activity in the services sector, tasks and functions of graduates with secondary vocational education. The author proposes a new approach for curriculum development and the building of professional competences for specialists with secondary vocational education.

В статье отражены современные подходы к формированию требований к уровню и качеству профессиональной подготовки выпускников с учетом международного опыта. Проанализированы виды профессиональной деятельности, задачи и функции специалистов сферы обслуживания со средним профессиональным образованием, предложен подход формирования профессиональных компетенций специалистов сферы обслуживания со средним профессиональным образованием.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, сфера обслуживания, рынок труда, ком-петентностный подход.

В современных условиях одним из главных факторов успешного и конкурентоспособного существования предприятий на рынке труда является квалифицированная рабочая сила. Работодателей интересует качество подготовки потенциальных работников, их умение выполнять конкретные профессиональные функции.

Проблема отсутствия в образовательных учреждениях необходимых финансовых ресур -сов для создания современной материальнотехнической базы влияет на качество подготовки выпускников. Однако работодатели еще не готовы к взаимовыгодному сотрудничеству с образовательными учреждениями по опережающему развитию подготовки специалистов конкретно под свои цели и задачи. В результате процесс становления молодого специалиста на конкретном рабочем месте требует времени и определенных затрат на его подготовку или переподготовку, что не соответствует экономическим интересам работодателей. Возникают противоречия: с одной стороны, данные

рынка труда свидетельствуют о потребности в специалистах, с другой, существует проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений, не имеющих опыта работы.

Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию также обусловливает необходимость исполнения определенных обязательств по эффективному регулированию и управлению национальным рынком рабочей силы. Одним из обязательных условий допуска продукции и услуг на международный рынок является соответствие персонала предприятий требованиям международных стандартов, его конкурентоспособность.

Акцент международной государственной политики в области образования сделан на определении оптимальных требований к трудовому потенциалу выпускника и проверке соответствия его знаний и навыков этим требованиям. Опыт стран Евросоюза основан на механизмах социального партнерства учреждений профессионального образования с ор-

ганизациями и объединениями работодателей, профсоюзами.

В европейском понимании стандарты профессионального образования и обучения призваны отражать в сбалансированной форме требования рынка труда и различных категорий его участников и поэтому должны основываться на анализе рынка труда с точки зрения потребности в квалификациях и профессиональных (квалификационных) стандартах. В профессиональных (квалификационных) стандартах формулируются нормативные требования к профессиональной компетентности работника по соответствующей квалификации.

Под «компетенцией» в общем виде понимается способность эффективно использовать умения и знания для выполнения профессиональной деятельности. В макете федерального государственного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения понятие «компетенция» определяется как «спо -собность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области» [3].

В мировой практике, как правило, непосредственная разработка стандартов профессиональных компетенций и базирующихся на них профессиональных (квалификационных) стандартов осуществляется на отраслевом уровне совместно с организациями социальных партнеров, занимающимися профессиональной подготовкой кадров. Государство сохраняет за собой роль организатора и гаранта качества разработки квалификационных стандартов и обеспечивает единство национального квалификационного пространства.

В России базовыми документами в регламентации перечня профессий являются Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК-016-94) и Общероссийский классификатор занятий (ОК-010-93). Однако структура этих классификаторов, количество и наименование включенных в него профессий и должностей не учитывает существующую структуру занятости, в т.ч. в сфере обслуживания, появляются профессии, востребованные на рынке труда, но отсутствующие в официальных классификаторах. Проблема состоит еще и в том, что если каких-то профессий нет в тарифно-квалификационных справочниках, то, как правило, отсутствуют и государственные образовательные стандарты, в соответ-

ствии с которыми осуществлялась бы подготовка данных специалистов.

Квалификационные характеристики работников регламентируются Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37). Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела:

1) раздел «должностные обязанности» устанавливает основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность;

2) раздел «должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей;

3) раздел «требования к квалификации» определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы.

Однако в последнее время работодатели особое внимание стали уделять не профессионально-квалификационным характеристикам работника, а базовым функциональным и личностным качествам работников, которые не входят в квалификационные характеристики.

Таким образом, необходимо не только создать новую российскую систему классификации профессий, соответствующую современной структуре рынка труда, но и сформировать систему профессиональных стандартов, способную регулировать взаимодействие трудовой сферы и сферы профессионального образования и обучения.

Первый российский опыт разработки профессиональных стандартов был реализован в рамках проекта EC/TACIS EDRUS 9510 «Укрепление учебной базы для индустрии туризма», результатом которого явилось введение в действие в 1999 г. «Квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристкой индустрии» [2], утвержденных постановлением Минтруда России от 17 мая 1999 г. № 8. Они

основаны на лучших современных европейских стандартах Великобритании, Франции и Германии и разрабатывались при участии группы ведущих европейских экспертов, представителей российского туристского бизнеса и профильных учебных заведений.

В указанном нормативном документе отражены минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ по направлениям деятельности. В качестве недостатков данных Квалификационных требований можно назвать следующие особенности:

— должности работников первого и второго квалификационных уровней объединены;

— нет четкого разграничения должностных обязанностей и требуемого уровня образования по конкретным должностям;

— отсутствует согласованность в указании требуемых уровней образования для квалификационных уровней.

В настоящее время Национальное агентство развития квалификаций уже разработало новый макет профессионального стандарта и утвердило профессиональные стандарты ряда профессий. Новая методика разработки профессиональных стандартов предполагает понятие профессионального стандарта как многофункционального нормативного документа, определяющего в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требований к содержанию и условиям труда, квалифика-

ции и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Таким образом, профессиональные стандарты позволят обеспечить поддержание единых требований к профессиональной деятельности и единый уровень качества труда и могут быть прозрачно транслированы в стандарты профессионального образования, использованы в качестве критериев при формировании системы оценки и обеспечения качества профессионального образования [7].

Новая концепция формирования содержания профессионального образования основана на компетентностном подходе [3]. Так, в отличие от действующих государственных образовательных стандартов, устанавливаются требования к выпускнику в виде компетенций, а не в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы устанавливаются в виде общих компетенций, соответствующих уровню квалификации специалиста, формируемых в ходе целостного учебно-воспитательного процесса и профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции должны соответствовать основным видам профессиональной деятельности выпускника и определяться на основе профессиональных стандартов, а в случае их отсутствия — на основе квалификационных характеристик при обязательном согласовании с работодателями.

Рис. 1. Виды профессиональной деятельности специалиста сферы обслуживания со средним профессиональным образованием

Знание потребностей человека

' г

Знание психологических основ сервисной деятельноти и особенностей работы с потребителями услуг

Т

Анализ заказа на услуги

Определение возможностей и методов оказания услуг

Обеспечение должного уровня качества услуг

Согласование и доведение услуг до потребителя

Знание технологических процессов оказания услуг и технических средств пердприятий сферы обслуживания

11

Знание основ организационно-управленческой деятельности предприятий сферы обслуживания

Рис. 2. Основные профессиональные задачи специалистов со средним профессиональным образованием для сферы обслуживания

Проектирование содержания среднего профессионального образования включает в себя анализ характеристики деятельности будущего специалиста и содержит следующие этапы:

1) учет прогноза и структуры сферы труда в конкретной области профессиональной деятельности;

2) определение объектов профессиональной деятельности;

3) выявление основных видов профессиональной деятельности, анализ и обобщение профессиональных функций.

Специалист со средним профессиональным образованием в сфере обслуживания должен быть готов к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности (рис. 1 на с. 69). Художественно-технологический вид профессиональной деятельности характерен для специалистов, оказывающих услуги творческо-художественной направленности (например, услуги парикмахерских; услуги по изготовлению художественных фотографий, портретов, фотокерамики; услуги по индивидуальному пошиву швейных, меховых и кожа-

ных изделий; услуги по художественной штопке изделий и др.).

В соответствии с видами профессиональной деятельности выстраиваются основные профессиональные задачи специалистов сферы обслуживания (рис. 2 на с. 70). Особенности трудовой деятельности специалистов среднего профессионального образования для сферы обслуживания с учетом видов и задач профессиональной деятельности включают в себя следующие обобщенные трудовые функции в границах их компетентности:

— сервисную деятельность — анализ заказов на услуги; определение оптимальных возможностей и методов оказания услуг; обеспечение необходимого качества оказываемых услуг; согласование и доведение услуг до потребителя; применение инноваций в профессиональной деятельности;

— производственно-технологическую деятельность — организацию технологического процесса обслуживания; выбор специального оборудования и технических средств для оказания услуг; использование информационных технологий в профессиональной деятельности;

—художественно-технологическую деятельность — осуществление технологического процесса оказания услуг; применение творческих и художественных способностей в процессе оказания услуг; знание современных направлений моды;

— организационно-управленческую деятельность — организацию контактной зоны для общения с потребителями услуг, приема заказов на оказание услуг, сервисной деятельности; принятие управленческих решений по оказанию услуг; выбор оптимальных решений в процессе обслуживания потребителей услуг;

Литература

организацию работы коллектива исполнителей; участие во внедрении прогрессивных форм обслуживания; взаимодействие и деловое общение с персоналом и потребителями услуг; оформление плановой и отчетной документации; использование компьютерной и организационной техники в профессиональной деятельности; обеспечение техники безопасности и охраны труда.

В новых моделях федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования вместо требований к обязательному минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы введены требования к структуре основной профессиональной образовательной программы. Профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования состоит из профессиональных модулей, которые предполагают практикоориентированное обучение и направлены на освоение профессиональных компетенций.

Особо следует отметить введение в макетах федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения нового раздела «Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ».

Новый компетентностный подход формирования содержания среднего профессионального образования, основанный на требованиях профессиональных стандартов, может стать важнейшим признаком соответствия учебного заведения новым реалиям, будет способствовать быстрому развертыванию подготовки кадров требуемого уровня и качества.

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих /Минтруд

России. М.: Экономические новости, 1998.

2. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников ту-

ристской индустрии. М., 2000.

3. Проект макета федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об-

разования третьего поколения.

4. Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном

формате (дискуссионный вариант): Материалы к второму заседанию методологического семинара. М.: Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в об-

разовании. Авторская версия. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, осно-

ванных на компетенциях: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005.

7. http:// www.rspp.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.