Научная статья на тему 'Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО "Университет управления "ТИСБИ"'

Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО "Университет управления "ТИСБИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3213
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HARD SKILLS / SOFT SKILLS / DIGITAL SKILLS / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / REQUIREMENTS OF EMPLOYERS / НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCIES / БИЗНЕС-АНАЛИТИК / BUSINESS ANALYST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий. Приведены современные требования работодателей к IT-специалистам в контексте перечисленных навыков. Описаны стратегии по введению профессионализма в программу обучения вуза. Рассмотрен набор компетенций, которому должен соответствовать соискатель, претендующий на должность бизнес-аналитика компании АО «ICL-КПО ВС». Приведен пример тестового задания для бизнес-аналитика и план обучения студентов факультета информационных технологий для выполнения данного задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues related to the formation of hard skills, soft skills and digital skills among the students of the faculty of information technology. Given the modern requirements of employers for IT professionals in the context of the listed skills. The above strategy for the introduction of professionalism in the curriculum of the University. Considered a set of competencies, which should correspond to the applicant applying for the post of business analyst the company Joint-stock «ICL-КПО ВС». The example test tasks for the business analyst and the curriculum for students of the faculty of information technology for this assignment.

Текст научной работы на тему «Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО "Университет управления "ТИСБИ"»

Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО «Университет управления «ТИСБИ»

Федорова Ольга Валентиновна доцент, к.пед.н., заведующая кафедрой информационных технологий, УВО «Университет управления «ТИСБИ», ул. Муштари, 13, г. Казань, 420012, (843) 2948333 fiodorova olga@,rambler.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий. Приведены современные требования работодателей к IT-специалистам в контексте перечисленных навыков. Описаны стратегии по введению профессионализма в программу обучения вуза. Рассмотрен набор компетенций, которому должен соответствовать соискатель, претендующий на должность бизнес-аналитика компании АО «ICL-КПО ВС». Приведен пример тестового задания для бизнес-аналитика и план обучения студентов факультета информационных технологий для выполнения данного задания. The article discusses issues related to the formation of hard skills, soft skills and digital skills among the students of the faculty of information technology. Given the modern requirements of employers for IT professionals in the context of the listed skills. The above strategy for the introduction of professionalism in the curriculum of the University. Considered a set of competencies, which should correspond to the applicant applying for the post of business analyst the company Joint-stock «ICL-КПО ВС». The example test tasks for the business analyst and the curriculum for students of the faculty of information technology for this assignment.

Ключевые слова

hard skills, soft skills, digital skills, требования работодателей, набор компетенций, бизнес-аналитик

hard skills, soft skills, digital skills, the requirements of employers, competencies, business analyst

Введение

В декабре 2017 в Иннополисе в рамках экспертной сессии чемпионата Digital Skills крупнейшие работодатели в сфере IT-технологий рассказали, какие навыки им требуются от специалистов в условиях цифровой экономики. Новые и перспективные компетенции обсудили компании 1С, Ростелеком, Redmadrobot, Cisco, Infowatch, МТС, Autodesk, Российский квантовый центр и фонд «Сколково.

Все без исключения работодатели отметили, что для компаний важны сотрудники с большим наборов социально-поведенческих и когнитивных навыков. Однако эти навыки, которые также называют soft skills (мягкие навыки), в большом дефиците.

Среди навыков (hard skills и digital skills), которые применимы к любым специалистам в условиях цифровой экономики были выделены логическое мышление, навык решения задач, знакомство с областью компьютерных наук и английский язык. Среди технологических трендов были выделены интернет вещей, большие данные,

искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн, кибербезопасность и сетевое и системное администрирование. [1]

Основные теоретические положения формирования hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий

Навык - это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

На формирование навыка влияют:

- мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям;

- для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.

- для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр). [2]

Говоря о требованиях работодателей, необходимо рассмотреть взаимосвязь hard skills, soft skills и digital skills.

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills - «мягкие навыки» или «гибкие навыки») позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п. Как видно из приведенного списка, ни одно из множества перечисленных выше умений не относится только к конкретной специальности.

Hard skills («хардскилз», англ. Hard skills - «твердые навыки») - технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью в области формализованных технологий: делопроизводство, логистика, метод слепой печати, управление автомобилем, программирование и т.п.

Так как данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.

Не так давно появилась еще одна группа навыков — «digital skills» (цифровые навыки) - в связи с тотальной компьютеризацией и цифровизацией.

Долгое время считалось, что hard skills должны доминировать в этом перечне навыков. Под их формирование были составлены все образовательные программы мирового высшего профессионального образования. Но потом усилиями ученых Гарварда и Стэнфорда была открыта вся «жесткая правда о мягких навыках». По их мнению, от 75 до 85% профессионального успеха зависит от soft skills и только 2515% - от hard skills. [3]

Это соотношение подтверждает исследование национальной ассоциации колледжей и работодателей (США). Проведя еще в начале XXI века исследование для выяснения, какие качества работников наиболее важны с точки зрения работодателей [NACE2001], был получен такой список из 10 факторов: 1. Навыки эффективного общения (как устного, так и письменного). 2. Честность. 3. Навыки работы в коллективе. 4. Умение налаживать межличностные отношения. 5. Мотивированность и инициативность. 6. Развитая профессиональная этика. 7. Аналитические навыки. 8. Гибкость и адаптируемость. 9. Навыки работы с компьютером. 10. Уверенность в себе [4].

Как видно, из приведённого списка 9 пунктов (90%) относятся к soft skills, к hard skills и digital skills - 1 пункт (10%) .

Практическая реализация формирования hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий

Всевозрастающая потребность в высококачественных ИТ-продуктах стимулирует усиление роли профессионализма в обучении. И требования работодателей подчеркивают важность взглядов на профессионализм как на центральный компонент программы обучения.

Существует несколько стратегий по введению профессионализма в программу обучения.

Во-первых, заключительные проектные курсы. Эти курсы обычно длятся один-два семестра в течение последнего года обучения. На них студенты разрабатывают и осуществляют проект, работая в команде. Этот проект учитывает значимые для ИТ-отрасли факторы: стоимость, функционал, производительность и удовлетворенность заказчика и подрядчика. Выполнение проектов выполняется студентами 4 курса, обучающихся по направлению подготовки ФГОС ВО 09.03.03 Прикладная информатика факультета информационных технологий (ИТ), во время практических занятий и самостоятельной работы в рамках дисциплины «Управление информационными проектами». Работу над проектом студенты осуществляют в командах по 2-3 человека. Тема проекта выбирается студентами самостоятельно. Она может быть связана с темой выпускной квалификационной работы одного из студентов, с тенденциями развития ИТ-отрасли или профессиональной деятельностью студентов [5,6].

Во-вторых, производственная практика/стажировка. Студенты 3 и 4 курсов, согласно учебному плану направлений подготовки факультета информационных технологий проходят производственную практику на предприятиях ИТ отрасли Республики Татарстан во время которой получают опыт реальной производственной работы до окончания университета. После успешного прохождения практики, многие студенты остаются на предприятиях в качестве стажеров. Стажировка у студентов, как правило, проходит в летний период. Во время стажировки студенты работают в командах компании над разработкой ИТ-проектов. Для каждой профессии существует набор компетенций, которым должен удовлетворять стажер.

Рассмотрим, какому набору компетенций (или soft skills, hard skills и digital skills) должен соответствовать соискатель, претендующий на должность бизнес -аналитика компании АО «ICL-КПО ВС».

Для группы ИТ-специальностей специалистов АО «ICL-КПО ВС» к поведенческим компетенциям (soft skills) всех ИТ-специальностей относятся: коммуникации (устная и письменная); нацеленность на результат - качественное выполнение работы; ответственность; дисциплина, организация своей работы; умение убеждать; аналитическое мышление; обучаемость, ориентация на развитие;

ориентация на клиента; работа в команде. Каждая поведенческая компетенция содержит индикаторы проявления компетенции.

Например, поведенческая коммуникация - письменная коммуникация имеет следующие индикаторы проявления: умеет ясно излагать мысли письменно; пишет без ошибок; владеет навыками деловой переписки; умеет правильно оформлять документы в пределах своей компетенции; достигает цели в указанные сроки и в соответствии с требуемым качеством.

К профессиональным компетенциям (hard skills и digital skills) относятся: сбор информации; анализ предметной области и моделирование процессов; формирование и управление требованиями; оценка и проверка правильности решения задач предметной области; взаимодействие с пользователем, проведение показов презентаций, обучения; участие во внедрении; разработка документации по анализу предметной области и требований.

Профессиональные компетенции различаются для разных ИТ-профессий, а индикаторы проявления компетенций имеют трехуровневую структуру в зависимости от должности и категории работника. Так для должности «бизнес-аналитик» без опыта компетенция «Анализ предметной области и моделирование процессов» имеет следующие индикаторы проявления: умеет выявлять границы, участников, информационные объекты (в том числе документы) и правила их взаимодействия, а также основные элементы процессов и операций. Может осуществлять декомпозицию простого процесса при наличии полного описания процесса (по результатам сбора информации). Имеет начальные знания и опыт в моделировании процессов. Может выполнять работу под руководством опытного аналитика и в соответствии с соглашением о моделировании.

В начале стажировки студенту предлагается выполнить тестовое задание в соответствии с требованиями работодателя.

Приведем пример тестового задания для стажера, претендующего на профессию бизнес-аналитика компании АО «ICL-КПО ВС».

Задание 1. Написание письма Заказчику

Вы просрочили сдачу системы Заказчику на неделю. Заказчик прислал угрожающее письмо с просьбой объяснить причины сложившейся ситуации и требованием о предоставлении сроков сдачи.

ТРЕБУЕТСЯ: написать ответное письмо Заказчику, учитывая, что приступить к выполнению работы вы сможете не раньше, чем через две недели.

Задание 2. Анализ требований и постановка задачи на разработку Системы

Необходимо выполнить разработку системы заказа, оплаты и получения блюд

в кафе.

Заказчик может сделать заказ в кафе на определенную дату и время, выбрав и оплатив позиции меню. Оплата должна производиться сразу после формирования перечня заказываемых блюд. Оплата производится банковской картой.

Сформированный заказ может быть разовым или регулярным, т.е. пользователю доступна возможность не формировать каждый раз новый заказ, а получать заказанные позиции меню ежедневно, пока не будет остановлено действие регулярного заказа. При этом должна быть возможность изменить перечень блюд в заказе.

Пользователь может отказаться от заказа не позже, чем за час до времени выполнения заказа. В случае отказа от заказа, выполняется возврат денег.

ТРЕБУЕТСЯ:

1. Разработать модель бизнес-процесса «Заказ в кафе» (декомпозируйте процесс при необходимости);

2. Разработать логическую модель данных для Системы;

3. Разработать несколько пользовательских интерфейсов Системы;

4. Определить роли пользователей и их функции

5. Подготовить спецификацию требований на разработку Системы.

Допускается использование любых известных Вам диаграмм, схем, методологий. Требований к оформлению задания нет.

Для того, чтобы студенты могли выполнить подобные задания и сформировать soft skills, hard skills и digital skills, необходимые работодателю, в учебный план направлений подготовки факультета информационных технологий включены дисциплины, связанные с разработкой и стандартизацией программных средств, а также с проектированием информационных систем.

Навыки деловой переписки отрабатываются студентами факультета ИТ во время практических занятий по дисциплине «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий», которые в течение нескольких лет проводит начальник отдела электронного образования ГУП ЦИТ РТ Ибатуллин Рустем Раисович - выпускник факультета ИТ УВО «Университет управления «ТИСБИ». Под его руководством студенты учатся вести деловую переписку с заказчиком и оформлять требования к системе в виде технического задания, согласно ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы.

Моделирование бизнес-процессов с использованием CASE-средств ARIS и Rational Rose студенты выполняют во время практических занятий по дисциплинам, связанных с архитектурой информационных систем. В третьем триместре 3 курса все студенты факультета ИТ выполняют курсовую работу, требования к которой включают написание технического задания к проектируемой информационной системе и моделирование бизнес-процессов с использованием CASE-средств ARIS и Rational Rose [7].

Многолетняя работа по введению профессионализма в программу обучения факультета ИТ УВО "Университет управления "ТИСБИ" показала, что 90% выпускников факультета работают по специальности.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что работодателю нужны не столько знания человека, сколько его навыки, которые приносят добавленную стоимость -поиск и анализ информации, быструю обучаемость и применение новых знаний.

Литература

1. http://mic.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1080710.htm Тренды цифровой экономики: базовые навыки программирования пригодятся всем

2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12701 Навык

3. https://www.vedomosti.ru/ Чему не учат в университетах

4. Рекомендации по преподаванию информатики в университетах. Computing Curricula 2001: Computer Science/Пер. с англ.под ред. В.Л. Павлова и А.А. Терехова. СПб., 2002

5. Федорова О.В. Формирование компетенций проектной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами у студентов факультета информационных технологий вуза // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) " -2016. - V.19. - № 1. - С.476-484. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical7j ournal. html

6. Федорова О.В. Проектная деятельность студентов, как основа современной подготовки ИТ специалистов // Международный электронный журнал

"Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) " -2017. - V.20. - № 2. - С. 323-328.. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html 7. Федорова О.В. Применение CASE-технологий Rational Rose и ARIS в моделировании бизнес-процессов // Вестник ТИСБИ, — Научно-информационный журнал Вестник «ТИСБИ», №2, Казань: издательский центр Университета управления "ТИСБИ", 2013. - 236 с., стр. 178-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.