Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ЗНАЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕФОРМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедов Бекзод Ахмадиллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЗНАЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Ахмедов Б.А.

Ахмедов Бекзод Ахмадиллаевич - соискатель ученой степени кандидата наук, старший преподаватель, гражданско-правовая кафедра, Частное учреждение высшего образования Институт государственного администрирования, г. Москва

Аннотация: в статье осуществляется анализ текущего состояния системы высшего образования Республики Узбекистан, его способности удовлетворить растущий спрос населения на образовательные услуги, а также рассматриваются перспективные возможности внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательную среду высшей школы в деле продолжения интенсивных реформ.

Ключевые слова: образование, высшее образование, образовательные технологии, дистанционные технологии, реформы.

УДК 378

DOI: 10.24411/2414-5718-2020-11001

Двадцать первое столетие представляет собой эпоху информационных и цифровых технологий, когда множество процедур всех форм (государственных, частных, корпоративных и т.д.) в области управления, производства, образования и многих других переводятся в плоскость ГГ-технологий, являющихся инновационным и наиболее результативным, продуктивным путем разрешения ряда проблем, связанных не только с экономической эффективностью, но и с действительной оптимизацией, совершенствованием процессов, происходящих во всех сферах. Применение электронных технологий обеспечивает экономию времени всех субъектов взаимодействия, рациональное распределение их ресурсов, высококачественные показатели и максимально низкую себестоимость, что очень важно при доведении любого товара или услуги до конечного потребителя, для которого итоговая стоимость имеет ключевое значение, то есть комбинируется и приводятся во взаимное соответствие качество и цена, причем большая доступность последней здесь не влияет на первое. Потому информационно-цифровая тенденция в развитии мировой экономики имеет приоритетное значение и непосредственным образом влияет на экономический рост стран, а, следовательно, и на социальное благополучие населения.

Республика Узбекистан вступила в новый этап своего исторического развития, что ознаменовалось интенсификацией не только внутренних процессов, но и внешнего взаимодействия на международной арене, позволивших обеспечить приток инвестиций в экономику страны. Вообще, всецелое развитие республики в таких сферах, как государственное и общественное строительство, обеспечение верховенства закона, либерализация экономики, социальная сфера и внешняя политика является сегодня стратегическим, что выражено в принятой в 2017 году Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Согласно этой Стратегии, одним из приоритетных, стратегически важных направлений является развитие сферы образования и науки, их качественное совершенствование в соответствии с международными стандартами [1]. Президент Республики Узбекистан подчеркнул, что «Сегодня в сфере образования и воспитания, в жизни наших детей наступает новое время. Наполнение его новым, еще более глубоким смыслом и содержанием, достижение национального прогресса зависит только от нас самих, от единства и сплоченности нашего народа, от нашего неустанного, упорного

труда» [2]. Для реализации поставленных целей и задач были приняты соответствующие нормативные документы, но кроме этого дана критическая оценка состоянию сферы образования в стране. Так, например, отмечаются такие проблемы и недостатки высшего образования, как:

- низкий показатель охвата высшим образованием населения;

- несоответствие существующих учебных программ, планов и т.д. практической самореализации выпускаемого специалиста;

- неэффективность практических занятий;

- проблема интеграции с зарубежными инновационными системами;

- нехватка учебной литературы, а присутствующая база не соответствуют требованиям времени;

- качественные проблемы в области научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Кроме того, аналогичные проблемы сохраняются и на уровне начального и среднего образования, в связи с чем нарастает и становится актуальным необходимость изучения и последующего применения информационных технологий в образовательной среде, что реализуется в форме дистанционного обучения.

Дистанционные технологии сегодня являются одной из ведущих мировых тенденций в образовании и активно применяются в таких странах, как США и Европа, Китай и Южная Корея, Российская Федерация, где они занимают значительный сегмент на рынке образовательных услуг. Считается, что дистанционное обучение имеет ряд следующих преимуществ:

1. Себестоимость дистанционного вида образовательных услуг ниже, чем при традиционной технологии обучения.

2. Широкий спектр охвата образовательными услугами.

3. Экстерриториальность, экономия средств и времени.

4. Индивидуальный подход к каждому учащемуся.

5. Высокоскоростной уровень взаимодействия.

Однако же наряду с этими ставшими уже стандартными преимуществами присутствует и ряд других. Во-первых, следует отметить то, что учащийся при дистанционной форме обучения стоит перед задачей самостоятельного развития своих знаний, ибо усвоение того или иного предмета в большей степени связано тем, насколько он сам изучает и анализирует данный ему учебный материал в виде лекций, видео- и аудио-уроков, онлайн-занятий, вебинаров и т.д. Не стоит забывать, что преподаватель дает лишь общее концептуальное направление, а суть, как таковая, познается только при самостоятельном исследовании. Таким образом, учащийся осуществляет целенаправленную учебную деятельность. Во-вторых, преподаватель, который при традиционном способе обучения в большинстве своем знает лишь общую картину образовательного процесса, здесь же более тщательно рассматривает и оценивает знания каждого учащегося. Более того, между ними обеспечивается постоянный контакт, когда в любое время можно получить необходимую информацию, что при иной форме обучения ограничено временными и территориальными рамками. В-третьих, же, система дистанционного обучения позволяет получать оперативную информацию по всему учебному процессу в режиме реального времени и избавляет от бумажной волокиты, так как современные информационные технологии не требуют подготовки письменных указаний и установки сроков их исполнения, последнее в случае дистанционного обучения происходит моментально. Также следует сказать и о таком важном моменте, как гибкость дистанционной формы обучения в условиях чрезвычайных ситуаций любого характера. Это видно в нынешнее время, когда все страны мира борются с пандемией вируса COVID-19, жертвами которого стали сотни тысяч человек. Согласно данным Центра системной науки и техники имени Джона Хопкинса, общее количество зараженных по состоянию на 26.09.2020г. превысило 7,6 млн. человек, летальный исход составил 4% [3]. Наряду с проводимыми мероприятиями по выявлению и

52

лечению зараженных, введен особый контроль над тем, чтобы снизить количество людей на улицах, установлены соответствующие ограничения, дабы не допустить роста заражений. В этом случае те, кто получают образование на всех уровнях не могут посещать учебные заведения и находятся на домашнем обучении и тут становятся актуально необходимыми дистанционные средства обучения. Причем эти технологии не всегда привязаны именно к стационарному ПК - возможно их использовать и при помощи смартфона.

Сказанное позволяет нам выделить и такие моменты дистанционного обучения:

1. Обеспечение самомотивации учащегося к усвоению необходимых ему знаний, осознание им потребности в этом.

2. Наличие системы постоянной информационно-методической поддержки и сопровождения учебного процесса.

3. Эффективная система академического администрирования.

4. Гибкость и мобильность, адаптируемость системы к любой ситуации.

Конечно же, при этом при всем существуют и минусы дистанционного обучения. Так, отсутствует социальная составляющая в плане того, что учащийся не прикреплен к какой-либо «живой» группе и соответственно отсутствует «живое» общение, социальное взаимодействие, но эта проблема, на наш взгляд, не столь существенна: в современное время человек в условиях рыночных экономических отношений должен быть гибким и мобильным и бережно пользоваться своим главным ресурсом - временем, которое невозможно растянуть или увеличить. Это время должно использоваться с умом и деловым подходом: можно приобрести необходимые знания, развивать профессиональные качества, набирать опыт работы, продвигаться по карьерной лестнице. Традиционные подходы предшествовавшего исторического этапа уже не столь эффективны, так как время движется необратимо вперед, соответственно происходит и смена парадигм, ни что не пребывает в статичном состоянии, наоборот - находится в динамике, тем более, что социально-экономические условия также трансформировались, централизованно-плановый метод не в состоянии учитывать вектор изменений, ибо происходящие процессы и явления не носят строго определенный характер, они противоречивы и неоднородны, но вместе с тем именно это и является отправной точкой качественного роста личности, общества и страны в целом. Еще античный философ Гераклит говорил: «Все сущее движется и ничто не остается на месте» [4, с. 635], то есть все течет, все меняется. Немецкий философ Иммануил Кант сформулировал антиномии человеческого разума, но именно это, как он утверждал, и вывело его (Канта) из «догматического сна» [5, с. 11].

Еще одним недостатком дистанционного обучения склонны рассматривать необходимость высокой самодисциплины и мотивации, что есть не у каждого. Но именно это и есть один из плюсов. При традиционном подходе к обучению можно наблюдать, что большинство учащихся не обладают этой самой дисциплиной и мотивацией, учатся буквально «из-под палки», что еще более демотивирует их, формирует в их сознании ассоциацию учебы как с чем-то постоянно раздражающим или даже угнетающим и это развивает отсутствие профессиональной определенности и заинтересованности индивидуума. При дистанционном обучении же учащийся более самостоятелен и у него развивается заинтересованность, он понимает и осознает, что без работы над собой, дисциплины самого себя он не сможет получить необходимую ему базу знаний и что это отразится на его личном и профессиональном будущем непосредственно. Это и приводит к тому, появляется внутренняя мотивация и рациональность, что немаловажно в условиях жизни нынешней эпохи.

Система образования Республики Узбекистан сегодня переживает период своего коренного реформирования, качественного изменения. Осознается невозможность пребывания в существующем качественном состоянии, необходимость перехода на новый уровень, соответствия международным стандартам для повышения стабильности и конкурентоспособности экономики страны. Поставлена цель кардинального изменения концепции образования и воспитания. И не может не остаться без внимания потребность в диджитализации образовательных процессов, внедрения инновационных технологий. Опыт

53

таких стран, как США, Канада Великобритания, Франция, Китай, Россия, в которых дистанционное обучение действует как самостоятельная форма образования очень значителен. Особенно учитывая актуальную кредитно-модульную систему обучения. Интересна и концепция «мега-университета», способного удовлетворить потребность в образования почти сотен тысяч человек [6]. К примеру, спрос на образовательные услуги в сфере высшего образования в Узбекистане растет ежегодно. По сравнению с 2018/2019 учебным годом, когда было подано 679979 заявлений от абитуриентов, в 2019/2020 учебном году желание получить высшее образование изъявили 1066925 человек, то есть рост составил 386946, в то время, как квоты на места в вузах могут удовлетворить примерно 10% от спроса. Такая ситуация порождает и ряд проблем, которые затем носят системный характер, а именно - проблема коррупции. При приведении же предложения и спроса во взаимно соответствующее положение эта проблема начнет отпадать. Также еще одним следствием является дефицит кадров для всех сфер, что прямо влияет на экономику, когда предприятия испытывают большую потребность в молодых и квалифицированных специалистах. Интересны показатели российской статистики в области образования. В 2017 году число студентов, получающих образование с применением дистанционных технологий составляло 10,2% от общего числа студентов, 2018 году - 11,3%, а в 2019 году этот показатель составил 13,1% [7], что позволяет говорить о постепенном и уверенном росте цифровизации российского высшего образования, представленных государственными и негосударственными вузами.

Технологии дистанционного образования не ограничиваются высшей школой, они могут применяться и в школах и колледжах, в инклюзивном образовании, но также и в учреждениях пенитенциарной системы. Так, одно из основных назначений любого учреждения исполнения наказаний, наряду с изоляцией лиц, совершивших преступления, представляющие большую опасность для общества, является перевоспитание преступника с тем, чтобы он осознал социальное значение своего деяния, понял недопустимость таких действий, их вред для окружающих людей. Тут же следует сказать, что просвещение играет в этом не последнюю, если не ведущую роль, особенно в деле социальной и профессиональной ориентации лиц, отбывших свое наказание. Существующие данные показывают, что эксперимент по внедрению высшего образования в условиях исправительных учреждений дал такой результат: рецидив преступности у осужденных, прошедших обучение, снизился до 3% по сравнению со среднестатистическими российскими данными (30% - в среднем по России, а по некоторым регионам до 65%) [8].

Дистанционные технологии обучения применяются в ведущих странах мира уже более сорока лет. Они осуществляются на различных платформах [9, с.1 5-20]:

1. Desire2Learn. Разработчик: компания Desire2Learn (Канада). Внедрена в Университете штата Миннесота, Университете штата Айова, Университете штата Висконсин.

2. ANGEL LMS. Разработчик: компания ANGEL Learning (США). Внедрена в Университете штата Индиана.

3. Claroline. Разработчик: исследовательский центр CERDECAM (Бельгия). Внедрена в университетах Бельгии, Испании, Канады и Латинской Америки.

4. eFront. Разработчик: компания EPIGNOSIS LTD (Греция). Внедрена в вузах Греции, США, Австралии.

5. Sakai Project. Разработчик: компания Sakai Foundation (США). Внедрена в Массачусетском технологическом институте, Стэндфордском университете, университета штата Мичиган и других вузах по всему миру.

6. SharePoint LMS. Разработчик: компания Microsoft (США). Внедрена в Королевском университете (Великобритания) и других учебных заведениях.

7. eLearning. Разработчик: компания IBS (Россия). Внедрена в Российском университете дружбы народов, Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова, Дальневосточном федеральном университете и многих других.

8. Bauman Training. Разработчик: МГТУ им. Н.Э. Баумана (Россия). Внедрена в МГТУ им. Баумана.

Широкий спектр охвата приведенных выше платформ показывает, что системы дистанционного обучения не ограничиваются лишь одним вузом - они могут быть интегрированы со многими учебными заведениями всех уровней, а также с государственными и коммерческими учреждениями для реализации программ корпоративного тренинга и обучения, повышения квалификации (например, греческая eFront, которая внедрена в Министерстве внутренних дел Польшы, либо российская eLearning, внедренная в ГазИнформСервисе (структурное подразделение ПАО «Газпром»), Министерстве чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, Сбербанке РФ). То есть, диапазон применения достаточно широк.

В Узбекистане проявляется большой интерес к цифровизации учебного процесса. Вузы страны, учреждения послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации в 2018 году получили право внедрять дистанционные технологии в образовательный процесс [10]. Проектом указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации государственной программы «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» предусмотрено в качестве эксперимента внедрение дистанционной формы обучения в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми, Ташкентском государственном педагогическом университете и Ташкентском государственном юридическом университете [11]. В сложившейся же ситуации пандемии СО'УТО-^ во всех учебных заведениях республики начата реализации дистанционной формы обучения для обеспечения непрерывности образовательных процессов. Так, Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека создал Информационную систему по организации и управлению учебным процессом. На ее основе НУУз осуществляет дистанционное обучение большого контингента своих студентов всех форм обучения: дневной, вечерней, заочной на бакалавриате и магистратуре. Известно, что в Национальном Университете общее количество студентов превышает десять тысяч человек.

Современное время часто называется цифровой эпохой и это само говорит о большом значении информационно-коммуникационных технологий во всех сферах в общем и в сфере образования, в частности. Для Узбекистана, вступившего в новую, уникальную эпоху своей истории, где 2020 год объявлен «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики», как никогда актуально совершенствование системы образования и в этом ключевое значение приобретает внедрение дистанционных технологий обучения, способных разрешить целый ряд накопившихся проблем.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 г. за № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

2. Праздничное поздравление Президента Республики Узбекистан учителям и наставникам Узбекистана. 28.09.2019 г.

3. Репозиторий данных Центра системной науки и техники имени Джона Хопкинса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://github.com/CSSEGISandData/COVID-19/ (дата обращения: 29.09.2020).

4. Платон. Кратил // Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Москва, 1990.

5. Кант И. Критика чистого разума. Москва, 2007.

6. Ахмедов Б.А. Концепция «мега-университета» и потенциал ее применения в условиях Узбекистана // Вестник науки и образования, 2020. № 2-1 (80). С. 88-91.

7. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Статистика образования за 2017 г., 2018 г. и 2019 г.

8. Волов В.Т., Волов В.В. О концепции воспитания и социализации осужденных в исправительных учреждениях России // Образование и наука, 2014. № 10 (119). С. 60-75.

9. Демин В.А., Трайнев В.А. и др. Развитие систем дистанционного обучения в вузах (обобщение опыта и учебные рекомендации). Москва, 2010.

10. Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.09.2018 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области корпоративного, проектного управления».

11. Проект указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации государственной программы «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2020.strategy.uz/farmonuz/ (дата обращения: 29.09.2020).

РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ГРАМОТНОСТЬ ТЕКСТА НА ПРИМЕРЕ PIRLS Бахориддинова Ш.Ф.

Бахориддинова Шахзода Фархадовна - магистрант, кафедра общей педагогики,

Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыты цели и задачи участия Республики Узбекистан в международной программе по оценке качества знаний учащихся общеобразовательных школ. Это позволит определить уровень знаний школьников.

Ключевые слова: ученик, учитель, чтение, понимание, осмысление, развитие, международная программа, качество знаний.

Содержание проводимых реформ в сфере образования в Узбекистане направлено на то, чтобы качество образования полностью отвечало требованиям сегодняшнего дня. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 23 августа 2019 года на видеоконференции по развитию народного образования, повышению квалификации и престижа учителей в обществе, повышению морального духа подрастающего поколения подчеркнул, что «развитие школьного образования должно стать для нас великой национальной целью, общенациональным движением» [1].

Сегодня еще более отрадно, что в сфере непрерывного образования создаются оптимальные условия для гармоничного развития каждой личности. Для эффективного развития систем образования в странах мира созданы общие программы по оценке качества обученности детей. Одной из международных программ по оценке качества знаний у учащихся общеобразовательных школ является международная программа PIRLS.

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - это международная система оценки качества чтения и уровня понимания прочитанного текста учащимися начальной школы в разных странах. Исследование проводится циклично - один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах [2]. По результатам последнего исследования, которое проводилось в 2016 году, Российская Федерация стала лидером среди других стран мира.

Инициатива участия Узбекистана в исследовании PIRLS в 2021 году была встречена международной ассоциацией оценки образовательных достижений бурными аплодисментами, и примечательно, что организация предоставит всю необходимую помощь и рекомендации.

Целью международной ассоциации оценки образовательных достижений является стратегическое партнерство национальных исследовательских институтов, исследовательских агентств, ученых и аналитиков, работающих над оценкой и улучшением образования во всем мире. В этой сети некоммерческих и независимых организаций участвуют более 60 стран и более 100 учебных заведений.

Сегодня в исследовании PIRLS участвуют более 50 стран. Целью этого международного исследования является выявление и оценка конкретных характеристик системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.