Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)'

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
общественный контроль / пандемия коронавируса / общественная экспертиза / Торгово-промышленная палата / оценка регулирующего воздействия. / public control / coronavirus pandemic / public expertise / chamber of Commerce and Industry / regulatory impact assessment.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобур Мукумов

в данной статье были проанализирована деятельность Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в части осуществления общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов на предмет оценки воздействия их на предпринимательскую деятельность в условиях пандемии коронавируса, опыт зарубежных стран по применению института оценки регулирующего воздействия. На основании проведенного анализа были изложены соответствующие предложения по эффективному применению института оценки регулирующего воздействия в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE REGULATORY IMPACT OF LEGAL ACTS ON BUSINESS ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF A CORONAVIRUS PANDEMIC (CASE STUDY ON THE CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY OF REPUBLIC OF UZBEKISTAN)

This article analyzes the activities of the chamber of Commerce and industry of the Republic of Uzbekistan in the implementation of public expertise of draft regulatory legal acts in the context of a coronavirus pandemic, the experience of foreign countries in the application of the Institute of regulatory impact assessment. Based on the analysis, relevant proposals were made for the effective application of the Institute for regulatory impact assessment in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)»

Review of law sciences

Bobur Mukumov,

Leading legal adviser of the Department for assessing the impact of legislation on business

activities

of the Chamber of Commerce and Industry of the Republic of Uzbekistan

ASSESSMENT OF THE REGULATORY IMPACT OF LEGAL ACTS ON BUSINESS ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF A CORONAVIRUS PANDEMIC (CASE STUDY ON THE CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY OF REPUBLIC OF

UZBEKISTAN)

Abstract: This article analyzes the activities of the chamber of Commerce and industry of the Republic of Uzbekistan in the implementation ofpublic expertise of draft regulatory legal acts in the context of a coronavirus pandemic, the experience offoreign countries in the application of the Institute of regulatory impact assessment. Based on the analysis, relevant proposals were made for the effective application of the Institute for regulatory impact assessment in the Republic of Uzbekistan.

Key words: public control, coronavirus pandemic, public expertise, chamber of Commerce and Industry, regulatory impact assessment.

Бобур Мукумов,

Ведущий юрисконсульт Управления оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

(НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН)

Аннотация: в данной статье были проанализирована деятельность Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в части осуществления общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов на предмет оценки воздействия их на предпринимательскую деятельность в условиях пандемии коронавируса, опыт зарубежных стран по применению института оценки регулирующего воздействия. На основании проведенного анализа были изложены соответствующие предложения по эффективному применению института оценки регулирующего воздействия в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: общественный контроль, пандемия коронавируса, общественная экспертиза, Торгово-промышленная палата, оценка регулирующего воздействия.

Бобур Мукумов,

Узбекистан Республикаси Савдо-саноат палатаси ^онунчилик хужжатларининг тадбиркорлик фаолиятига таъсирини бахолаш бошкармасининг етакчи юрисконсульта

КОРОНАВИРУС ПАНДЕМИЯСИ ШАРОИТИДА НОРМАТИВ-^УЦУЦИЙ ^УЖЖАТЛАРНИНГ ТАДБИРКОРЛИК ФАОЛИЯТИГА ТАЪСИРИ (УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ САВДО-САНОАТ ПАЛАТАСИ МИСОЛИДА)

Аннотация: мазкур мацолада Узбекистон Республикаси Савдо-саноат палатасининг коронавирус пандемияси шароитида норматив-^уцуций уужжатлар лойиуаларининг тадбиркорлик фаолиятига таъсир этишини бахолаш цисмига оид жамоатчилик экспертизасини утказиш фаолияти, хорижий мамлакатларнинг таъсир этишни бахолаш институтини цуллаш буйича тажрибаси та^лил цилинган. Амалга оширилган та^лил натижасида Узбекистон Республикасида таъсир этишни бахолаш институтини самарали цуллаш буйича таклифлар ишлаб чицилган.

Калит сузлар: жамоатчилик назорати, коронавирус пандемияси, жамоатчилик экспертизаси, Савдо-саноат палатаси, таъсир этишни бахолаш.

Сегодня в Узбекистане осуществляется масштабная работа по повышению качества нормотворческой деятельности, внедрению новых инновационных методов «умного регулирования», позволяющих принимать глубоко просчитанные и взвешенные государственные решения, с широким вовлечением общественности в нормотворческий процесс.

Как известно, Президент Указом от 8 августа 2018 года утвердил Концепцию совершенствования нормотворческой деятельности. Концепция положила начало нового этапа нормотворческой деятельности в стране.

В соответствии с Концепцией нормотворческий процесс наполнен совершенно новым содержанием. Полностью искореняется система упорядочения общественных отношений, которая не оправдала себя на практике [8].

Анализ правоприменительной практики показал, что некоторые решения государственных органов принимаются без глубокого изучения их возможных последствий и ресурсов государственных органов и хозяйствующих субъектов, необходимых для их исполнения, а контроль за их исполнением не всегда позволял своевременно выявить и откорректировать неэффективные меры. В результате поставленные цели не всегда достигаются, что вызывает необходимость пересмотра решения [7].

Особенно в условиях пандемии коронавируса оценка регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность имеет важное практическое значение.

Из-за интенсивно меняющихся современных реалий вновь принимаемые и действующие решения порой вступают в противоречие друг с другом, что неблагоприятно влияет на осуществление предпринимательской деятельности и инвестиционную привлекательность республики.

В связи с этим, в последнее время уделяется огромное внимание осуществлению общественного контроля за процессом нормотворчества со стороны институтов гражданского общества.

Согласно Закону Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 г., № ЗРУ-474 «Об общественном контроле», одной из форм осуществления общественного контроля является «общественная экспертиза», которая представляет собой изучение и оценку проектов нормативно-правовых актов и иных решений государственных органов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц, интересам общества [1].

Общественную экспертизу могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации в случаях, предусмотренных законодательством [1].

Необходимо отметить, что субъекты общественной экспертизы широко вовлекаются в процесс нормотворчества. Проводятся общественные обсуждения нормативно-правовых актов, представляющих большую социальную значимость.

Гражданские институты приняли активное участие в общественных экспертизах проектов законов «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», «Об экологическом контроле», «О социальном партнерстве», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и многих других [10].

Проведение экспертизы проектов нормативно-правовых актов позволяет обеспечить защиту субъектов предпринимательства от искусственно создаваемых барьеров в ходе осуществления предпринимательской деятельности, а также усиливает их правовые гарантии.

Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности.

Согласно Закону Республики Узбекистан от 9 июля 2018 г., № ЗРУ-483 «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан», Палата осуществляет общественный контроль за исполнением нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности путем проведения с привлечением субъектов предпринимательства общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов на предмет оценки воздействия их на предпринимательскую деятельность [2].

Выполняя возложенные функции, только в 2019 году Палатой была проведена общественная экспертиза с участием субъектов предпринимательства 890 проектов нормативно-правовых актов, из них в 521 проекте выявлены положения, которые негативно повлияли бы на развитие бизнеса [9].

Несмотря на то, что разрабатываемые в указанный период проекты нормативно-правовых актов в основном были направлены на обеспечение большей свободы субъектов предпринимательства, упрощение различного рода процедур для занятия предпринимательской деятельностью, 60 % из их прямо или косвенно затрагивали интересы субъектов предпринимательства и оказывали негативное воздействие на предпринимательскую деятельность.

Необходимо отметить, что проведение общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в первую очередь, направлено на снижение издержек заинтересованных лиц (субъектов предпринимательской деятельности), обеспечение

экономии бюджетных средств, снижение риска возникновения коррупции, а также повышения доверия граждан и бизнеса к принимаемым со стороны государства решениям.

При проведении общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов изучается положительный опыт зарубежных стран с развитой экономикой в области регулируемых отношений.

Итоговым результатом общественной экспертизы является повышение эффективности государственного регулирования в той или иной отрасли.

В случае несогласия с содержанием проекта нормативно-правового акта в целом или в какой-либо его части Палата вносит соответствующее заключение в орган, принимающий нормативно-правовой акт [2].

Следует отметить, что проекты нормативно-правовых актов по вопросам, прямо или косвенно воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности, в обязательном порядке подлежат согласованию с Палатой [2].

Данное положение нашло свое отражение в таких нормативно-правовых актах как Закон Республики Узбекистан «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан», постановление Кабинета Министров от 22 марта 2019 года № 242 «Об утверждении регламента Кабинета Министров Республики Узбекистан» [3] и приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 28 февраля 2014 года № 2565 «Об утверждении правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов»

[4].

Рекомендации и письменные запросы Палаты о необходимости внесения изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, препятствующих или ограничивающих развитие предпринимательской деятельности, подлежат обязательному рассмотрению в установленные законом сроки с последующим направлением в Палату обоснованных заключений о результатах их рассмотрения [2].

На сегодняшний день в республике и в мире в целом отсутствует единая общепризнанная универсальная методика и практика, которая бы применялась для проведения оценки регулирующего воздействия.

Самые ранние инициативы в области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов были предприняты в 1966 году в Дании. В 1970-е годы данный механизм стал внедряться в США, Финляндии и Канаде. Австралия, Великобритания, Голландия и Германия присоединились к этому процессу в середине 1980х годов. Начиная с 1990-х годов количество государств, внедривших систему ОРВ или ее отдельные элементы, резко увеличилось. Наибольшее распространение оценка регулирующего воздействия получила в 2000-е годы, когда в большинстве развитых государств встал вопрос об оптимизации государственного регулирования в целях снижения необоснованных административных барьеров, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности. В октябре 2010 года в Европейском союзе была принята доктрина «Умное регулирование в ЕС», заложившая основу для дальнейшего развития процедур ОРВ и совершенствования механизмов публичных консультаций при принятии проектов нормативных правовых актов и последующей оценке эффективности их действия[6].

В некоторых странах процедура ОРВ иногда законодательно закреплена на уровне конституции (например, в Швейцарии и Франции). Методика проведения ОРВ у каждой страны особенный и зависит от тех акцентов, на которые направлено проведение такого

анализа. Поэтому различаются и руководства по оценке регулирующего воздействия, принятые в различных странах.

Выделяют три группы стран, в которых:

- процедура ОРВ происходит только в случае принятия нормативного акта, предусматривающего бюджетные расходы - США, Канада;

- процедура ОРВ происходит при принятии любого регулирующего акта -Нидерланды, Великобритания;

- процедура ОРВ не вводится, но декларируются общие принципы, при которых меры регулирующего воздействия вводятся только в случае, когда доказана их целесообразность - Южная Корея, Чехия [5].

Несмотря на различие процедур осуществления ОРВ, проведение такого анализа направлена на получение ответов на следующие вопросы:

- оправдано ли государственное вмешательство, можно ли разрешить существующую ситуацию другими, рыночными методами;

- насколько эффективно принимаемое решение, превышают ли выгоды, которые будут получены всеми сторонами от его принятия, понесенные при этом издержки;

- является ли решение оптимальным - все ли альтернативные варианты решения оценены;

- затрагивают ли принимаемые решения интересы субъектов предпринимательства, ограничивают ли конкуренцию;

- необходимо ли сохранять действующее требование/регулирование в дальнейшем

[7].

На основании вышеизложенного, а также в целях эффективного применения института оценки регулирующего воздействия в Республике Узбекистан необходимо:

1. Разработать единый документ, регулирующий вопросы проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ), при этом следует конкретно указать механизм оценки регулирующего воздействия при экономически неблагоприятных условиях, в частности при пандемии коронавируса;

2. Функции по проведению ОРВ разделить между соответствующими государственными органами и иными организациями по сферам деятельности, при этом, определив конкретный перечень этих субъектов;

3. Определить Кабинет Министров Республики Узбекистан в качестве специально уполномоченного органа, осуществляющего координацию деятельности государственных органов и иных организаций по проведению ОРВ, и контроль качества проведенной оценки;

4. Разработать единый подход при внедрении системы ОРВ, охватывающий весь законотворческий процесс, при этом необходимо предусмотреть, чтобы любой проект нормативно-правового акта должен быть предметом проведения ОРВ.

Review of law sciences References:

1. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 12 aprelya 2018 g., № ZRU-474 «Ob obshestvennom kontrole» (istochnik: www.lex.uz).

2. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 9 iyulya 2018 g., № ZRU-483 «O Torgovo-promishlennoy palate Respubliki Uzbekistan» (istochnik: www.lex.uz).

3. Postanovleniye Kabineta Ministrov ot 22 marta 2019 goda № 242 «Ob utverjdenii reglamenta Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan».

4. Prikaz ministra yustitsii Respubliki Uzbekistan ot 28 fevralya 2014 goda № 2565 «Ob utverjdenii pravil podgotovki i prinyatiya vedomstvennix normativno-pravovix aktov».

5. Rocheva Ye.A. «Otsenka reguliruyushego vozdeystviya kak perspektivniy etap normotvorcheskoy deyatelnosti» Nauchno-prakticheskiy sentr problem ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka Generalnoy prokuraturi Respubliki Belarus (istochnik: www.elib.bsu.by).

6. http://bujet.ru/article/251054.php?print=Y.

7. http://infocom.uz/2016/03/31/znachimost-vnedreniya-sovaz-na-predprinimatelskuyu-deyatelnost/.

8. http://parliament.gov.uz/ru/laws/norm/29194/.

9. http://www.chamber.uz/ru/news/5576/.

10. https://mfa.uz/ru/press/news/2020/01/22312/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.