СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алишер Темирович Ачилов Шохжахон Шухрат угли Расулов
Доцент кафедры "Специально- Слушатель магистратуры Таможенного
правовых дисциплин" Таможенного института ГТК Республики Узбекистан,
института ГТК Республики Узбекистан, старший лейтенант таможенной службы подполковник таможенной службы
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль таможенных органов в борьбе с отмыванием денег, существующие международные стандарты борьбы с данным преступлением, а также предложения по совершенствованию правоохранительной деятельности таможенных органов в борьбе с данным преступлением.
Ключевые слова: отмывание денег, ФАТФ, Евроазийская группа, курьеры, розыскные операции.
IMPROVING THE LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF CUSTOMS
AUTHORITIES IN THE FIGHT AGAINST THE LEGALIZATION OF INCOME RECEIVED BY CRIMINAL ACTIVITY (MONEY LAUNDERING)
Alisher Temirovich Achilov
Associate Professor of the Department of "Special Legal Disciplines" of the Customs Institute of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan, Lieutenant Colonel of the Customs Service
Shokhjakhon Shukhrat ugli Rasulov
Student of the magistracy of the Customs Institute of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan, senior lieutenant of the customs service
ABSTRACT
The authors of the article develop proposals on the role of customs authorities in combating money laundering, existing international standards in combating this crime, as well as the experience of foreign countries in this area, and improve the law enforcement activities of customs authorities in combating this crime.
Keywords: money laundering, FATF, Eurasia Group, cash couriers, search operations.
Сегодня масштабные реформы, проводимые в Республике Узбекистан, в частности, по данным Международного валютного фонда, направленные на
либерализацию валютного рынка в нашей стране, налоговые реформы и значительное повышение качества экономической статистики, оказывают существенное влияние на структуру национальной экономики. Узбекистан также играет ведущую роль в развитии регионального сотрудничества, то есть в продвижении региональной торговли, в восстановлении взаимных связей между энергетическим и транспортным секторами региона.
В то же время по итогам 2019 года Узбекистан занял 69-е место в ежегодном рейтинге Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» (Doing Business 2020) с 69,9 баллами из 100 среди 190 стран1. По сравнению с прошлогодним рейтингом страна поднялась на 7 пунктов. В качестве причины достижения такого результата, по данным офиса Всемирного банка, рассматривается интенсивность проводимых в нашей стране масштабных реформ по защите мелких инвесторов, обеспечению выполнения требований налогов, международной торговли и контрактов. В 2019 году Узбекистан впервые в нашей истории разместил два
л
транша еврооблигаций общим объемом 1 миллиард долларов . Согласно отчету Лондонского фонда биржи, срок погашения долга установлен до февраля 2024 и 2029 годов. Кроме того, согласно интерпретации британского журнала «The Economist», Узбекистан был признан «Страной года» в 2019 году. Когда редакция прокомментировала его выбор, «Узбекистану еще предстоит пройти долгий путь, но ни одна другая страна не была так продвинута в 2019 году.» .
Все это рассматривается как результат проводимых в Узбекистане реформ, играет важную роль в поддержании и укреплении положительной репутации нашей страны перед международными инвесторами, в развитии туризма и инвестиционного климата в нашей стране.
В последнее время актуальным стал вопрос противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, которая оказывает существенное влияние на экономику и оказывает прямое влияние на выживание теневой экономики. Легализация доходов от преступной деятельности (далее -ЛДПД) считается крупномасштабным видом преступления и, исходя из аналитических данных, преступления, совершенные именно в сфере налогов и таможни, относятся к преступлениям, высокого риска которые влияют на происхождение ЛДПД. Актуальность этой спорной темы обусловлена главным образом необходимостью совершенствования деятельности правоохранительных органов, в частности их взаимодействия и обмена информацией в борьбе с ЛДПД.
http://documents1.worldbank.org/curated/en/688761571934946384/pdf/Doing-Business-2020-Comparing-Business-Regulation-in- 190-Economies.pdf
2 https://www. gazeta.uz/ru/2020/11/19/eurobonds/
3 https://www.rbc.ru/politics/19/12/2019/5dfb10159a794770b924a97a
■ ^ 16,5 I
Этот вид преступления по самой своей природе является предикатным4 преступлением, и любая статья Уголовного кодекса может служить основанием для его определения. На практике вопрос об уголовной ответственности виновных в этом преступлении вызывает большие споры.
Мировой опыт показывает, что преступление легализации доходов от преступной деятельности является преступлением с широким спектром охвата, наносящим большой ущерб экономике государства. В предупреждении и раскрытии этого преступления важное значение имеет деятельность таможенных органов США, стран ЕС, России и других стран. На наш взгляд, без сомнения, будет полезно изучить зарубежный опыт в этой области, а также определить рекомендации ФАТФ5 «40+9», а также практические преимущества, достигнутые ими.
В 2004 году в Евразийской группе была создана региональная организация, аналогичная ФАТФ по борьбе с легализацией доходов от преступной деятельности и финансированием терроризма, которая в настоящее время является ассоциированным членом ФАТФ. Сегодня членами этой группы являются Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан (присоединился в 2005 году), Туркменистан и Индия.
Евразийская группа также призвана сыграть важную роль в снижении риска международного терроризма, обеспечении прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств и дальнейшей интеграции их с международной инфраструктурой для борьбы с ЛДПД. Основными задачами этой группы являются оказание помощи государствам-членам в выполнении 40 рекомендаций ФАТФ, разработка и реализация совместных мер, направленных на борьбу с легализацией доходов от преступной деятельности и финансированием терроризма, осуществление программы взаимного обзора государств-членов на основе 40 рекомендаций ФАТФ, в том числе, речь идет об анализе тенденций легализации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма и обмене опытом борьбы с этим видом преступности с учетом региональных особенностей.
В соответствии с вышеизложенным, по нашему мнению, выполнение рекомендаций ФАТФ Республики Узбекистан в соответствии с нашим национальным законодательством при выполнении ее рекомендаций 30 -(обязанности правоохранительных и следственных органов), 31 - (права правоохранительных и следственных органов), 32 - (курьеры наличных денег) также обязано улучшить правоприменительную деятельность таможенных органов в этой области.
https://www.finnovosti.ru/chto-takoe-predikatnYie-predshestvuYushhie-prestupleniYa-termin-predikatnYie-predshestvuvushhie -prestupleniva-11074
5 https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/fatf%20recommendations%202012.pdf
Ожесточенную борьбу с этим преступлением ведут таможенные органы всего мира посредством реализации своих полномочий, функций и задач в этой области. Однако, современная ситуация на международном рынке имеет большое количество слабых сторон, которые позволяют преступникам реализовать свои интересы. Слабыми сторонами международной торговли можно считать:
- огромное количество торговых потоков, которые трудно контролировать, что даёт преступникам возможность незаконно перевозить деньги, товары и другое имущество;
- сделки со сложными схемами их осуществления, операции с валютами, которые трудно отслеживать;
- слияние доходов от легального и нелегального бизнеса, которое вызывает дополнительные трудности;
- нехватка баз данных таможенных органов, неразвитая система обмена информацией между таможенными органами;
- недостаточное количество ресурсов в распоряжении таможенных органов;
- наличия неквалифицированных работников в таможенных органах, существование коррупции;
Основными способами легализации преступных доходов в сфере торговли являются:
- завышение или занижение фактической стоимости товаров и услуг в счёт-фактурах;
- неполная поставка или избыточная поставка товаров и услуг;
- несоответствие товаров их описанию в товаросопроводительных документах;
- многократное выставление счёт-фактур на товары и услуги6.
Закон США о «Тайне банковских операций» (Bank Secrecy Act) является одним из основных законов в борьбе с преступностью, связанной с легализацией доходов от преступной деятельности, и в соответствии с этим законом таможенные органы определяются как один из государственных органов, ответственных за борьбу с этим преступлением. Согласно статье 5316 данного закона, таможенные органы рассматривают как легализацию доходов от преступной деятельности к любым валютным операциям, которые не имеют возможности осуществлять постоянный мониторинг и подтверждение экспортно -импортных операций, и юридическое или физическое лицо несет за это ответственность. Такой опыт считается отличным инструментом в противодействии теневой экономики.
6 Мамбеталиева А. О мерах по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в рамках ЕАЭС: научная статья. Налоговый вестник. 2016 г. №8
Учитывая вышеизложенное, будет целесообразно рассмотреть следующие предложения и замечания по совершенствованию правоприменительной деятельности таможенных органов в области предупреждения и раскрытия преступления легализации доходов, полученных преступным путем:
- в статье 261 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно пункту 9, при заполнении пассажирской таможенной декларации указывается, что таможенным органам предоставляются источники происхождения наличных денежных средств, и при реализации 32-й рекомендации ФАТФ на практике, то есть в борьбе с перевозчиками наличных денежных средств, отразить в нашем национальном законодательстве практические аспекты этого процесса, то есть внести перечень документов, перечисленных в статье 261 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в качестве документов, подлежащих представлению в таможенные органы в соответствии со статьей 259 таможенного кодекса Республики Узбекистан «Пассажирская таможенная декларация», заполнив так называемую статью «Документы, подлежащие представлению в таможенные органы». Благодаря этому, когда пассажирская таможенная декларация заполняется физическими лицами, было бы уточнено это понятие как «представленные документы», которое указано в статье 190 Таможенного кодекса Республики Узбекистан (Проверка документов и информации) и дала бы правовое основание для спроса предоставление источников происхождения денежных средств;
- совершенствование системы выявления рисков. Для определения лиц, причастных к легализации доходов, полученных от преступной деятельности таможенными органами, необходимо обеспечить правильную координацию деятельности таможенного органа, правоохранительных и уполномоченных органов, то есть направить информацию о возможных рисках легализации доходов, полученных от преступной деятельности, в оперативные структуры.
Также совершенствование оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах по раскрытию данного преступления, а также структур, осуществляющих эту деятельность с дополнительным финансированием.
- с целью более глубокого изучения зарубежного опыта в этой области, в целях повышения квалификационных навыков и практического опыта сотрудников необходимо регулярно направлять их на курсы повышения квалификации в зарубежные страны и организовывать обучающие семинары по вызову специалистов в области образования государств с высоким опытом борьбы с этим преступлением.
- в борьбе с преступностью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, таможенные органы должны быть обеспечены новейшими инновационными техническими средствами, а также программным обеспечением,
создающим возможность совершенствования информационной системы в этой связи.
REFERENCES
1. Уголовный кодекс Республики Узбекистан Р:. «Адолат», 2018 г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан Р:. «Адолат», 2018 г.
3. Таможенный кодекс Республики Узбекистан Р:. «Адолат», 2016 г.
4. Закон Республики Узбекистан" Об оперативно - розыскной деятельности", 2012.
5. Правовая энциклопедия Республики Узбекистан Р:. «Адолат», 2011 г.
6. М. Х. Рустамбаев комментирует специальный раздел Уголовного кодекса Республики Узбекистан Р:. «Илм Зиё», 2006 г.
7. http://www.Lex.uz.
8. http: //www. ^stoms .uz.
9. http: //www. Norma.uz.
10. http s: //www.cairn.info.
11. https: //www.twirpx.com.
12. https://www.legislationline.org
13. http: //www.worldbiz.ru.
14. https://lib.sale.
15. http://law.edu.ru.