УДК 331.51:373.6
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ ВЫПУСКНИКОВ
Н. М. Врублевская
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрены проблемы создания системы компетентностного подхода в профессиональном образовании. Представлены положительные и отрицательные стороны организации практических занятий, учебных и производственных практик. Предложены пути совершенствования механизма социального партнёрства.
Ключевые слова: компетентностный подход, требования работодателей, практическая направленность, выпускник, трудоустройство выпускников, подготовка специалистов.
Целью обучения студентов является формирование профессиональных качеств будущих специалистов, а конечный результат обучения ориентирован на значимость (востребованность) их в сфере труда. Ключевые компетенции будущих специалистов реализуются в процессе освоения ими профессиональной образовательной программы в рамках получаемой специальности.
Различают три основных типа компетенций:
1) профессиональные компетенции, относящиеся к сфере профессиональной деятельности;
2) сквозные компетенции, свойственные всем видам профессиональной деятельности, которые в свою
очередь предполагают следующие умения:
-организовать работу коллектива и работать в команде;
- заниматься самообразованием в области профессиональной деятельности;
- нести ответственность за конечный результат;
- вести здоровый образ жизни;
3) новые базовые компетенции, к которым относятся: предпринимательские умения, инновационные
способности, владение компьютерной техникой и др.
Перечень ключевых компетенций по каждой специальности формируется на основе Федерального государственного образовательного стандарта и проведённого анкетирования работодателей. Таким образом, обучение, основанное на компетенциях, - это обучение на основе определённого освоения и применения знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности.
Ключевым принципом обучения, основанного на компетенциях, является ориентация на результаты, значимые для сферы труда [1].
В данной статье представлен анализ деятельности преподавательского состава Сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова по совершенствованию практико-ориентированного обучения студентов.
Педагогический коллектив колледжа на протяжении нескольких лет работает над созданием системы компетентностного подхода в профессиональном образовании. Необходимость названной работы обусловлена переходом обучения в образовательных учреждениях системы СПО на новые образовательные стандарты, стержнем которых выступают ключевые компетенции специалистов.
Федеральные образовательные стандарты СПО большое внимание уделяют практическому обучению студентов. Их анализ показал, что практическая подготовка будущих специалистов по каждому направлению обучения составляет от 50 до 60 % общего объёма времени, отводимого на освоение профессиональной образовательной программы. Данное положение обусловливает важность совершенствования обучения студентов на практических и лабораторных занятиях и организации их самостоятельной работы как в учебное, так и во внеучебное время. В частности, в сельхозколледже (СХК) самостоятельная работа студентов на практических и лабораторных занятиях организуется на основе инструкционных карт, методических рекомендаций, использования лабораторного оборудования, справочных материалов и др. На начальном этапе изучения дисциплины преподаватели используют входные контроли; в ходе освоения учебного предмета поэтапно отслеживают выполнение каждым студентом установленных видов работ; практикуется в колледже и защита студентами выполненных ими практических работ. Знания, как известно, служат основой для формирования умений и навыков, которые в свою очередь необходимы для формирования будущих профессиональных компетенций. Поэтому для проведения практических занятий по специальным дисциплинам преподавателями колледжа сформирована методика выполнения технологических расчётов путём многократного их повторения с целью формирования у студентов устойчивых профессиональных навыков.
Ведущая роль в обучении студентов СХК, несомненно, принадлежит преподавателям профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. Основное внимание в преподавании дисциплин модулей и курсов направлено на решение профессиональных задач, которые максимально приближены к будущей деятельности выпускников по специальности.
Усиления практической направленности обучения можно достичь на основе качественного, а значит, эффективного проведения лекционных и практических занятий и лабораторных работ, а также за счёт грамотной ор-
ганизации учебных и производственных практик. Всё это формирует профессиональные навыки будущих специалистов, а на их основе и профессиональные компетенции. Приобретённые обширные знания, прочные умения и навыки в большой степени становятся фактором конкурентоспособности на рынке труда, характеризующегося под влиянием научно-технического прогресса быстрыми изменениями.
На современном этапе развития науки, производства и общества изменились требования к выпускникам учебных заведений. Современный выпускник поставлен в жёсткие условия: к нему предъявляются высокие профессиональные требования, соответственно он должен быть конкурентоспособным. Это накладывает на студента серьёзные требования, связанные с получением им в процессе обучения качественных знаний и формирования таких же практических навыков, отвечающих современному уровню требований к подготовке специалистов и запросам работодателей к ним. К тому же выпускник должен осознавать, что в настоящее время требуются специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке быстро меняющейся информации и находить оптимальные варианты решений сложных производственных задач. Кроме того, анализ современной ситуации на рынках труда и образовательных услуг показывает, что сегодня существует потребность в специалистах, совмещающих хорошие профессиональные навыки и способных к работе на сложном оборудовании. Это означает, что в условиях динамизма современных рыночных отношений выпускнику мало ориентироваться лишь на свою профессиональную подготовку, ему нужно быть готовым к дальнейшему обучению с целью переквалификации, переучивания, приобретения новой профессии. Таким образом, в настоящее время готовность к обучению в течение всей жизни, рост личной ответственности, гибкость и адаптивность человека к быстро меняющимся условиям на рынке труда приобретают для молодых специалистов особое значение.
Всё сказанное требует от образовательных учреждений всех уровней, в том числе и СПО, обратить серьёзное внимание на качество образования, т. е. на качество получаемых студентами знаний и качество формируемых у них умений и навыков. Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и их применение для повышения качества жизни выпускника. Способом достижения нового качественного образования является компетентностный подход, который и определяет направления изменения образовательного процесса и его приоритеты [2].
Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить студента что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Чтобы повысить качество подготовки выпускника и подготовить компетентного специалиста, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии, всемерно развивать познавательную, коммуникативную и личностную активность обучаемых [3].
Повышение качества подготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями современного рынка труда требует совершенствования взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнёрами. В связи с этим деятельность преподавателей Сельхозколледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова направлена на выполнение образовательной профессиональной программы с учётом региональных условий. Сельскохозяйственный колледж Хакасского госуниверситета находится в постоянном поиске путей совершенствования механизма социального партнёрства, создания системы мониторинга, выявляющего потребности регионального рынка труда. С целью качественной подготовки выпускников и укрепления связей с рынком труда руководство и педагогический коллектив СХК:
- формируют перечень профессиональных компетенций выпускников в соответствии с требованиями рынка труда и запросами работодателей. Для этого в профессиональные модули и общепрофессиональные дисциплины основных профессиональных образовательных программ каждой специальности колледжа внесены формулировки дополнительных знаний и умений, не указанные в федеральных образовательных стандартах, но, по опросам работодателей, необходимые для освоения профессиональных компетенций. Например, такие пункты внесены в программы следующих дисциплин: «Основы банковского дела»; «Теория оценки и ценообразование»; «Технология производства овощей»; «Предпринимательство в АПК»; «Основы рыбоводства»; «Оперативная хирургия»; «Технология строительных процессов». Кроме того, в учебные планы каждой специальности введена дисциплина «Технология трудоустройства и проектирования карьеры»;
- участвуют в разработке программ производственных практик, в согласовании содержания этих программ с работодателями. Сельскохозяйственный колледж успешно сотрудничает с 56 организациями города Абакана, Республики Хакасия и юга Красноярского края, в которых студенты проходят учебные и производственные практики и где они показывают свои профессиональные навыки, приобретённые на теоретических и практических занятиях;
- организуют и формируют целевой приём. По инициативе работодателей формируется целевой приём абитуриентов на различные специальности Сельскохозяйственного колледжа университета;
- составляют фонды контрольных оценочных материалов. При составлении контрольно-оценочных материалов по разным дисциплинам также учитываются рекомендации работодателей, которые оказывают и практическую помощь, в частности в разработке заданий практического и ситуационного характера. Следует сказать, что в СХК промежуточная аттестация в виде квалификационного экзамена проходит при непосредственном участии представителей работодателей;
- приглашают работодателей для участия в проведении государственной (итоговой) аттестации.
Опытные специалисты ведущих предприятий Республики Хакасия и юга Красноярского края принимают участие в проведении государственной итоговой аттестации выпускников колледжа. Многие работодатели по итогам государственной аттестации приглашают выпускников на работу;
- организуют эффективное трудоустройство выпускников. Некоторые работодатели приглашают выпускников колледжа на работу по итогам производственных практик. Организация направляет в колледж заявку и заключает со студентом договор о трудоустройстве;
- организуют повышение профессионального уровня преподавателей через проведение стажировок. Преподаватели не только должны знать программные продукты и современные технологические процессы,
но и на высоком уровне учить студентов, поэтому преподаватели проходят стажировки на базах предприятий-работодателей не менее одного раза в три года;
- привлекают работодателей к разработке тематики курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. Курсовые, выпускные квалификационные (дипломные) работы выполняются в соответствии с тематикой, предложенной работодателями. Так, по заказу работодателей в 2014 году 10 студентов специальности «Земельно-имущественные отношения» выполняли выпускные квалификационные работы, три выпускника получили справки о внедрении своих разработок. Работодатели также активно участвуют в рецензировании выпускных квалификационных (дипломных) работ;
- вовлекают работодателей в учебный процесс. Часть практических занятий в сельхозколледже проводится специалистами, приглашёнными из предприятий и организаций работодателей. Такое сотрудничество обеспечивает обратную связь с производством и позволяет наполнить учебный процесс задачами, проблемами и ситуациями, отражающими реальное положение на рынке труда. Кроме того, все учебные практики в СХК проводятся с обязательным участием работодателей, выездными экскурсиями студентов-практикантов на предприятия, соответствующие профилю их профессиональной подготовки. При изучении дисциплины «Технология трудоустройства и проектирование карьеры» на занятия регулярно приглашаются представители центра занятости г. Абакана и представители работодателей. В рамках реализации плана по внедрению ФГОС в образовательный процесс в колледже проводится конкурс «Траектория успеха», в ходе которого студенты различных специальностей показывают умение практически применять полученные теоретические знания. Сотрудничество с работодателями и/или их представителями осуществляется также через проведение ежегодных круглых столов, научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов, ярмарок вакансий; в них принимают участие руководители и ведущие сотрудники более 20 предприятий, организаций и учреждений г. Абакана, Республики Хакасия, юга Красноярского края;
- заключают договоры с сельскохозяйственными предприятиями по использованию в учебных целях их материально-технической базы. В рамках партнёрства в колледже сложилась определённая система по использованию материально-технической базы предприятий в учебных целях, в частности, для проведения открытых лекций и мастер-классов на производстве, а также экскурсий, практических занятий, учебных практик;
- привлекают работодателей для оценивания качества образовательного процесса в сельхозколледже. Одним из инструментов оценки качества образовательного процесса является внешняя оценка. Она проводится в течение шести лет после очередного выпуска специалистов на основании опросов работодателей, получения от них отзывов, заявок на выпускников. Работодатели составляют карты востребованности выпускников колледжа, в которых ими одновременно даётся оценка удовлетворённости качеством профессиональной подготовки специалистов.
Таким образом, взаимодействие Сельхозколледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова с предприятиями и организациями по вопросам подготовки специалистов отличается не только многообразием, но и отражает специфику деятельности будущих специалистов сельскохозяйственной отрасли. Педагогический коллектив колледжа нацелен на подготовку специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, успешного в профессиональной деятельности, инициативного, характеризующегося творческим подходом к исполнению трудовых обязанностей, мотивированного на достижение профессионального успеха, обладающего повышенной мобильностью, способного к быстрой адаптации к различным условиям.
Библиографический список
1. Дорошенко, В. Н. Инновационные подходы в подготовке компетентного специалиста / В. Н. Дорошенко, О. А. Кирпичева // Образование в Республике Коми. - 2013. - Приложение № 1 - С. 2-6.
2. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. - М.: Университетская книга; Логос, 2009 - 272 с.
3. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т. П. Афанасьева, Е. В. Караваева, А. Ш. Канукоева [и др.] - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 96 с.
© Врублевская Н. М., 2015