Завершая статью, подчеркнём, что в обучении русскому языку табличная инфографика действительно играет огромную роль. Если при создании и применении визуальной наглядности, в том числе по теме «МК рода», различать классические таблицы и таблицы-схемы, это поможет более полно и системно представлять и осознавать языковой материал с точки зрения теории и практики, включая алгоритмы формирования языковых умений.
|39.| Род склоняемых существительных
Определение рода имён существительных Библиографический список
1. Зельманова, Л. М. Наглядность в преподавании русского языка / Л. М. Зельманова. - М.: Просвящение, 1984. - 267 с.
2. Текучёв, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучёв. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
3. Остриков, С. В. Теоретические основы и принципы инфографического дизайна: монография / С. В. Остриков. - М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2014. - 208 с.
4. Кудряшова, Н. В. Дидактическая наглядность в школе и вузе: табличная инфографика по теории пунктуации и методике обучения пунктуации / Н. В. Кудряшова // Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2016. - № 3. - С. 15-23.
5. Острикова, Т. А. Типология таблиц по методике русского языка как визуально-графического средства обучения / Т. А. Острикова // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Серия 5: Филология: Языкознание / гл. ред. С. А. Боргояков; отв. ред. И. В. Пекарская. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2007. - Вып. 8. - С. 108.
6. Крючков, С. Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы / С. Е. Крючков; ред. Э. Б. Денискина. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 144 с.
7. Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: справ. пос. / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышева. - М.: Дрофа, 1998. - 128 с.
© Воронцова Т. Е., 2017
УДК 377.6:331.538.2
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. М. Врублевская
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье проанализированы проблемы, возникающие с трудоустройством выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования. Рассматриваются также сложности, возникающие при трудоустройстве по специальности у этой категории выпускников. Представлены направления сотрудничества образовательного учреждения средней профессиональной ступени с социальными партнёрами.
Ключевые слова: рынок труда, молодые специалисты, социальное партнёрство, потенциальные работодатели, трудоустройство, выпускники.
Современный рынок труда предъявляет к молодым специалистам высокие требования. В наше время отсутствует система государственного распределения, поэтому молодой специалист, окончив образовательное учреждение, остаётся один на один с жёсткими условиями рынка.
Изучая статистические данные центров занятости различных регионов России, можно проанализировать, что достаточно большой процент признанных безработными составляют молодые специалисты, то есть выпускники учебных заведений среднего специального и высшего профессионального образования. Этот процент варьируется от двадцати пяти и выше от общего числа зарегистрированных безработных. Однако следует сказать, что эти данные вовсе не говорят о том, что выпускников не берут на работу, очень часто сами выпускники по различным причинам не хотят трудоустраиваться.
Полагаем, что одна из причин сказанного заключается в том, что многие студенты в период обучения не задумываются о проблемах будущего трудоустройства, думая, что проблем с ним у них не будет и работу им будет найти легко.
В недавней истории нашей страны существовала практика распределения выпускников, когда в последние месяцы обучения специальные комиссии распределяли выпускников на предприятия, организации и т. д., нуждающиеся в специалистах, причём в любой регион страны. Со своей стороны выпускник должен был отработать по распределению три года и лишь затем сменить место работы, если такое желание у него возникало либо появлялись какие-либо причины смены места жительства.
В настоящее время снова назрела необходимость введения практики распределения выпускников. Думаем, что система распределения должна быть модернизирована: в частности, нужно изменить условия распределения выпускников: например, распределять их не на три, а на один-два года; может быть, предлагать распределение только желающим выпускникам; причём обязательно за выпускниками, которые будут работать по распределению, сохранять социальные гарантии. Введение распределения выпускников обеспечит регион нужными кадрами, а выпускник получит нужный и полезный опыт работы по специальности.
Проблем и препятствий, возникающих у молодых специалистов при трудоустройстве, много; одним из главных препятствий для многих вчерашних студентов является отсутствие опыта работы. Известно, например, что в современных условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста [1; 2]. Не является секретом то, что в наше время работодатель ставит довольно высокую планку для соискателей на вакантные должности. Кроме того, у каждого предприятия существуют свои требования для потенциального сотрудника. Назовём лишь некоторые из них: наличие опыта работы, профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать решения.
Специфика современного рынка труда состоит в том, что работодатель не желает обучать молодого, не имеющего опыта работника, а стремится принять уже готового, обученного и состоявшегося специалиста.
Позицию работодателей понять несложно, но и ситуацию с выпускниками, устраивающимися на работу/службу тоже нужно понять, так как в период обучения они не могут приобрести полноценный профессиональный опыт. В итоге получается замкнутый круг, из которого лишь малой части молодых людей удаётся выбраться и, несмотря на разного рода преграды, найти себе занятие по душе. Отсюда следует пожелание-вывод: работодателям следует отказаться от стереотипа, что молодой специалист - не самый лучший работник. В то же время потенциальные работодатели должны осознавать, что большинство выпускников действительно хотят работать и готовы учиться работать.
Студентам уже в период обучения нужно проявлять активность в поиске будущего приложения своих сил. Не нужно надеяться на то, что из работодателей выстроится очередь, желающих взять на работу молодого, но пока ещё не опытного специалиста. Уже в период обучения следует проявлять себя не только в учёбе, но и в сфере будущей профессиональной деятельности, например, подрабатывая по мере возможностей, конечно же, не в ущерб учёбе, на каком-либо предприятии, в организации, фирме и т. д. Многие студенты в ходе профессионального обучения активно проявляют себя в исследовательской деятельности, в частности, разрабатывая бизнес-проекты. Это также одна из реальных возможностей заявить о себе как о будущем работнике.
Таким образом, ещё во время учёбы студент может начинать решать проблему будущего трудоустройства. Кроме уже сказанного, обучающийся должен научиться составлять грамотное резюме, в котором отражаются все необходимые сведения, связанные с требованиями будущего работодателя. Причём нелишне знать, что, несмотря на какие-то общие требования к составлению названного документа, те или иные работодатели делают акцент на определённых требованиях к потенциальному работнику. Поэтому эти аспекты должны быть отражены в резюме наиболее полно. Подготовленное резюме самостоятельно направить на предприятия, у которых имеется или может иметься потребность в специалистах данного направления.
Следующий шаг для студентов - это ярмарки вакансий или дни карьеры, устраиваемые работодателями. Обычно подобные мероприятия проводятся к концу учебного года, к их проведению привлекаются центры занятости населения и ведущие вузы региона, либо, напротив, центры занятости населения привлекают к проведению ярмарок вакансий и пр. предприятия, организации, вузы и т. д. Как показывает практика, интерес работодателей к этим мероприятиям ежегодно увеличивается.
Однако современные реалии таковы, что одним из самых популярных средств поиска свободных вакансий является интернет. Среди способов поиска как работы, так и подработки можно назвать и личные связи, трудоустройство через знакомых и друзей, которые могут порекомендовать студента/выпускника потенциальному работодателю.
Среди проблем, связанных с трудоустройством молодых специалистов, нужно назвать нежелание ряда работодателей сотрудничать с профессиональными образовательными учреждениями. Наблюдается и такая картина: во время прохождения производственных практик студенту предлагают работу, далёкую от получаемой им специальности, либо ему прямо говорят, что он им мало нужен, является для них обузой или мешает работать, и предлагают подойти в конце практики для того, чтобы формально удостоверить, что практика студентом
пройдена. По этой причине трудовая деятельность студентов, не связанная с приобретённой ими специальностью, в настоящее время носит массовый характер.
Ещё одной проблемой для молодых специалистов является низкий уровень оплаты их труда, который предлагают им потенциальные работодатели, тогда как многие выпускники хотят сразу получать высокую заработную плату. В этом отношении до сознания студентов в период их обучения нужно донести мысль о том, что решение данной проблемы не сиюминутное, оно является вопросом времени: если выпускник устроится на работу по специальности, то с течением времени он приобретает опыт, повышается уровень его квалификации, соответственно будет расти и оплата его труда.
Практически каждый юноша, выпускник среднего профессионального образования, кроме тех, кто планирует получить высшее образование, планирует пройти службу в рядах Российской армии. Некоторые девушки-выпускницы уходят или планируют уйти в отпуск по уходу за ребёнком. Они при трудоустройстве (первые после демобилизации, вторые - по окончании указанного отпуска) также сталкиваются с серьёзными проблемами. К ним, кроме названных ранее, можно отнести следующие:
- недостаточное количество рабочих мест по полученной специальности (например, выпускников экономистов и юристов выпускается больше, чем зоотехников и ихтиологов);
- отсутствие вакансий по избранной специальности (на момент поступлении в колледж выбранная специальность была достаточно востребованной, а к моменту выпуска оказывается, что вакансии уже заняты, новых рабочих мест в необходимом количестве не появляется);
- предубеждение работодателей в том, что в перерыве между окончанием учебного заведения и трудоустройством бывший выпускник мог «растерять» полученные знания, навыки и умения и поэтому ему потребуется больше времени и усилий для адаптации на рабочем месте.
Главной задачей при решении перечисленных проблем является тесное сотрудничество образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) и работодателей. Благодаря такой тесной взаимосвязи подготовка студентов максимально приближается к требованиям конкретных работодателей и выпускникам легче будет адаптироваться к требованиям и условиям, предъявляемым на рынке труда.
Рассматривая социальное партнёрство как способ взаимодействия образовательных организаций СПО с социально-экономическими субъектами в целях повышения эффективности профессионального образования, можно сделать вывод о том, что именно работа с социальными партнёрами будет способствовать выработке у студентов тех профессиональных умений и навыков, которые требуются работодателям.
Сотрудничество образовательного учреждения СПО с социальными партнёрами может быть организовано по следующим направлениям:
- участие работодателей в согласовании и разработке программ производственных практик (для максимального приближения этих программ к условиям профессиональной деятельности работодатели привлекаются в качестве внештатных экспертов);
- составление контрольных оценочных материалов (фондов оценочных средств, которые разрабатываются и утверждаются образовательной организацией только после предварительного положительного заключения работодателей);
- участие работодателей в итоговой аттестации выпускников;
- формирование заявок от работодателей на специалистов определённого профиля;
- заключение договоров о трудоустройстве выпускников колледжа;
- заключение договоров по подготовке квалифицированных кадров (предметом этих договоров является совместная работа в области научно-методической деятельности, организация производственной практики студентов с целью освоения ими основных видов их будущей профессиональной деятельности);
- организация стажировок преподавателей СПО на предприятиях, соответствующих профилю преподаваемых ими дисциплин;
- организация производственных практик студентов;
- организация экскурсий для студентов и их учебных практик на предприятиях;
- участие работодателей в разработке и рецензировании дипломных (выпускных квалификационных) работ;
- участие социальных партнёров в учебном процессе (проведение занятий, руководство курсовыми и дипломными проектами, проведение мастер-классов и круглых столов, участие в научно-практических конференциях и т. д.);
- использование материально-технической базы предприятия в учебном процессе СПО;
- заключение договоров с работодателем о целевой контрактной подготовке студентов (одним из условий заключения таких договоров является включение в него пункта о социальном обеспечении обучающегося, в частности, различные виды стипендий, которые работодатель будет выплачивать студенту в период его обучения).
В заключение ещё раз подчеркнём, что выпускники как молодые специалисты представляют на рынке труда уязвимую категорию, что даёт основание считать данную проблему важнейшим вопросом государственной политики. Отметим, что дополнительно конкурентоспособность выпускников СПО на рынке труда можно, без сомнения, повысить при индивидуальном подходе к проблемам их трудоустройства. Важно также, чтобы бу-
дущий выпускник осознавал следующее: получить достойное рабочее место и высокую заработную плату можно, но для этого он должен максимально использовать возможности полученного им образования, уметь применять свои знания и умения, стараться быть самостоятельным, мобильным, не опускать руки при первых неудачах и верить в свои силы.
Библиографический список
1. Соловьёва, Г. М. Проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования и создание хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями / Г. М. Соловьёва, Ю. А. Коцарь // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 2. - С. 61-65.
2. Зирне, Л. О. Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций / Л. О. Зирне // Молодой учёный. - 2015. - № 20. - С. 449-452.
© Врублевская Н. М., 2017
УДК 808.2+801.4] :800.71
СПЕЦИФИКА ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ИНТОНАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОДНОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Т. Ф. Извекова, О. А. Краснова, Л. С. Захидова
Новосибирский государственный медицинский университет
Интонационное членение речи является неотъемлемой частью освоения изучаемого языка вследствие того, что интонация является значимым семантическим элементом интенции. Профессиональная сфера коммуникации представляет собой существенный пласт активной речи любого человека. Работа над интонационными особенностями в курсе изучения языка представляется важным элементом верного построения языковой картины мира.
Ключевые слова: русская интонация, синтагматическое членение, ударение, родной язык, языковая картина мира, иноязычные обучающиеся.
Преподавание русских интонационных норм в иноязычной аудитории требует обращения к теоретическому языкознанию. В лингвистическое понятие «интонация» Русская грамматика (РГ-80) включает систему звуковых средств языка, функционирующих во взаимодействии с синтаксическим строением высказывания и его лексическим составом [1]. Подчёркивается, что интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому [2]. В узком смысле под интонацией понимается мелодика, а точнее - направление, форма, тональный уровень контура чистоты основного тона высказывания и отдельных его участков [3]. Целый ряд западных исследователей под интонацией понимают только мелодику [4; 5]. Это имеет свои причины: действие разных интонационных параметров совпадает, следовательно, частоте основного тона уделяется большое внимание.
Однако обратимся к специфике интонации русского языка, в котором интенсивность, длительность и мелодика дополняют друг друга, создавая разнообразные оттенки предцентра, центра и постцентра высказывания и редуцируя невыделенные участки; в результате мелодический параметр не противоречит другим параметрам. Русская интонация участвует во взаимодействии средств всех уровней языка (лексики, синтаксиса, контекстных связей) при выражении значений в звучащей речи и выполняет определённые функции, которые весьма важны. Естественно, что в звучащих высказываниях могут проявляться сочетания функций, при этом две из них (выделение высказывания и его частей в потоке речи и выражение коммуникативной цели высказывания) присутствуют всегда, так как без этого не может состояться и само высказывание. Нам представляется, что названные признаки русской интонации особенно важны при изучении русского как иностранного: изучение языка как средства общения предполагает как системное усвоение языковых единиц, так и понимание их функций, а также правил и характера взаимодействия единиц разных уровней при выражении и восприятии смысла речи. Важно также учитывать, что в русском языке речь в соответствии со смыслом того, что говорится, делится на отрезки, которые имеют смысловое содержание. Слова в таких отрезках (называемых синтагмами) грамматически связаны и произносятся слитно. Каждая синтагма интонационно оформлена. Такие отрезки интонационно нечленимы и характеризуются определённым типом интонации.
Синтагма может состоять из простого или сложного предложения, части сложного предложения, отдельной словоформы или служебного слова. Без синтагматического членения чрезвычайно трудно понять звучащую речь, поскольку синтагмы делят поток речи на легко воспринимаемые на слух отрезки. Поскольку синтагмы содержат относительно самостоятельные в смысловом и грамматическом отношении фрагменты высказывания (и/или звучащего текста), то в случае, когда синтагма состоит из более чем одного слова, её интонационная оформленность сигнализирует о тесной связи слов, входящих в синтагму. Если попросить студентов прочитать следующее предложение с разным смысловым членением (Сегодня мы были в университете на лекции днём на семинаре вечером оказались в библиотеке читали), то можно заметить: синтагматическое членение не только оформляет звучащую речь, но и служит для смыслоразличения.