специальности, направлению и профилю, что составило 97%, т.е. свою профессиональную деятельность связали с образовательными учреждения республики [6, с. 46-50].
Из анализа статистических данных видно, что ежегодно отмечается занятость выпускников по другим каналам, которая составляется по социально необходимым пунктам и в среднем за исследуемый период 29,02% выпускников пользуются этими гражданскими правами. Из общего количества занятых по другим каналам отмечается большее количество занятых по пункту «по уходу за ребенком» в среднем за данный период цифра составляет 14,84% выпускников за отчетный период. С 2013 года среди выпускников бакалавриата наблюдается тенденция продолжения обучения в магистратуре, т.е. принятия решения дальнейшего профессионального роста выпускниками. Также можно выделить пункт «призвано в ряды ВС РФ», практически ежегодно военнообязанная молодежь сразу после окончания высшего профессионального образования отправляется служить в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выводы. Таким образом, проведенный анализ проблем, позволил выделить основные причины сложности в трудоустройстве выпускников вузов в целом: некоторое несоответствие спроса и предложения в зависимости от региона, то есть существование дисбаланса на региональном рынке труда; чаще выпускников не устраивает (субъективные факторы) - предлагаемые вакансии в основном социального характера, например, неудовлетворенность предлагаемым режимом труда (график работы, интенсивность труда), так и условиями оплаты труда (низкий размер заработной платы, отсутствие социальных гарантий); возможное несоответствие компетенций требованиям работодателя (как результат возможного низкого качества образования, и как показатель дисциплины и самообразоваия выпускника в период обучения); отсутствие опыта молодого специалиста - стажа работы, практических навыков, неподготовленность к реальным деловым, трудовым отношениям; неопределенность интересов: трудовых и профессиональных; завышенные ожидания от работы (жажда быстрого карьерного роста, необоснованно большой зарплаты, пока незаслуженных привилегий).
Вместе с тем, благодаря государственной региональной поддержке молодых специалистов и работников системы образования МОиН РС(Я), помощи преподавателей вуза в индивидуальной вузовской профориентационной работе с завершающими обучение студентами, выпускники педагогического института ежегодно трудоустраиваются в образовательные учреждения по полученной специальности. Об этом убедительно подтверждают результаты за исследуемый период, которые показали стопроцентное трудоустройство по завершению обучения в вузе и большая доля из них по полученной специальности. Такие показатели достигнуты путем организации систематической вузовской профориентационной работы, включая индивидуальную работу со студентами и работодателями, проводимой каждым преподавателем учебного подразделения СВФУ.
Литература:
1. Агабекян Р.Л., Авагян Г. Л. Современные теории занятости: Учеб. Пособие для вузов по экон.специальностям. - Москва: Юнити, 2001. - 190 с.
2. Википедия: сводная энциклопедия. - точка доступа https://ru.wikipedia
3. Карташов С.А. Трудоустройство: поиск работы: Учеб. пособие для студентов / С.А. Карташов, Ю.Г. Одегов, И.А. Кокорев; под ред. д.э.н., проф. Ю.Г. Одегова; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - Москва: Экзамен, 2004. - 382 с.
4. Неустроева А.Н., Павлова Е.П., Борисова Т.М., Оконешникова Н.В., Сидорова Е.Э. Роль педагогической практики в трудоустройстве выпускников-бакалавров университета (опыт СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова) // Espacios 39 (40), 2018 - URL: www.scopus.com/feedback/author/reviewDocument.uri?afwFlowId=1539673865306
5. Новикова Т., Воробьев Е. Об образовательных результатах выпускников вузов. // Общество и экономика. - 2016. - №6. - С. 122-126
6. Павлова, Е.П. Трудоустройство выпускников высшего учебного заведения (на примере педагогического института СВФУ). - Магистерская диссертационная работа. - Якутск, 2018. - 76 с.
7. Разумова Т. О. Взаимодействие высшего образования и рынка труда: правила и практика / Экономическая наука и развитие университетских научных школ (к 75-летию экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) Сборник статей. 2016. - С. 1045-1050.
8. Самсонов А. А. Особенности регионального рынка труда и пути его стабилизации : ст., выступления, интервью / А. А. Самсонов; [сост. Л. Е. Эверстова]; Ком. занятости населения респ. Саха. (Якутия). - Якутск, 2010. - 116 с.
Педагогика
УДК:378.111
кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студент 3 курса Павлова Виктория Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
К ВОПРОСУ О ВУЗОВСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СВФУ)
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы о занятости и трудоустройства молодежи, выпускников вузов в Республике Саха (Якутия). Освещены деятельность государственных органов в регионе по содействию выпускникам в трудоустройстве, деятельность вузовского центра по содействию занятости обучающейся молодежи и трудоустройству, работа специалистов и преподавателей педагогического института СВФУ в вузовской и послевузовской профориентации.
Ключевые слова: выпускники вуза, занятость, молодежь, профориентация, рынок труда, трудоустройство.
Annotation. The article deals with the issues of employment and employment of young people, university graduates in the Republic of Sakha (Yakutia). The activities of state bodies in the region to assist graduates in employment, the activities of the university center for the promotion of employment of students and employment, the work of specialists and teachers of the NEFU pedagogical institute in high school and post-graduate vocational guidance are covered.
Keywords: university graduates, employment, youth, vocational guidance, labor market, employment.
Введение. Процессы, происходящие в Республике Саха (Якутия) в целом, как и на всей территории Российской Федерации, усугубляющиеся проблемы в сфере занятости и трудоустройства, особенно для вновь окончивших обучение молодых специалистов, в том числе и в высших учебных заведениях, в принципе являются характерными также и для многих северных регионов. Нехватка кадров в некоторых важных отраслях на фоне растущей безработицы и понижении прироста населения, как естественного, так и механического, особенно в сельских поселениях, в которых наблюдается скрытая безработица.
Целью проведенного исследования является анализ состояния трудоустройства выпускников Педагогического института СВФУ и разработка рекомендаций по содействию в трудоустройстве молодых специалистов.
В ходе исследования нами была проверена гипотеза, которая заключалась в том, что трудоустройство выпускников высшего учебного заведения будет эффективнее, если будут: наряду с необходимыми теоретическими условиями исследования, изучены предпочтения будущих профессиональных планов выпускников вузов [2]; проводится мониторинги и анализы трудоустройства выпускников вуза; разработаны и предложены рекомендации по содействию в трудоустройстве выпускников высшего учебного заведения. А также были решены задачи: выявлены основные факторы, влияющие на эффективность трудоустройства выпускников вуза; определены тенденции развития ориентиров и предпочтений жизненных планов выпускников вузов Республики Саха (Якутия), как значимого факта в реальной картине трудоустройства молодежи; проведены анализ трудоустройства выпускников педагогического института СВФУ за 2010-2018 годы; предложены рекомендации по теме исследования и путей достижения эффективности ее решения.
В проведении исследования нами были использованы методы исследования - диалектика, логический и системный анализ теоретической, экономической и статистической информации, математическая обработка данных и практический опыт. Новизна, проведенного исследования нами виделась в попытке систематизировать знания об основных факторах, влияющих на трудоустройство выпускников профессионального образования; в анализе сведений о трудоустройстве выпускников Педагогического института СВФУ за 2010-2018 годы; в разработке рекомендаций о мерах, содействующих трудоустройству выпускников вузов РС(Я) направления педагогическое образование.
Изложение основного материала статьи. В статистических опросах, проводившихся среди населения Российской Федерации, последних годов выявлено, что на выбор будущей профессии важное значение имеет - выпускники высшего образования ориентированы на престиж профессии и карьеру, в принципе и в настоящее время это сохраняется. Наряду с этим, выпускники образовательных организаций, реализующих среднее и начальное профессиональное ориентированы на возможность трудоустройства и уровень заработной платы. Как показывает наблюдение, молодые специалисты в большинстве своем устраиваются на работу по соответственно полученной профессии, в частности, в образовательные учреждения: 80% выпускников ОУ ВО, 82% - ОУ СПО и 83% - ОУ НПО. По 10 пилотным регионам значение удельного веса трудоустроившихся по специальности, с учетом «мягких критериев», находятся в диапазоне от 80% до 90% от общего выпуска по трем уровням образования.
Следует отметить, существование сложностей, местами даже трудностей в экономической жизни человека, семьи, социальных групп и народов, что практически не существует идеального человеческого общества. Наша страна не исключение в стремлении, как основы жизни и деятельности людей, обеспечить самозанятость и полную занятость трудоустроенного населения, максимально организовать рациональное, эффективное использование ограниченных природных и материальных ресурсов и интеллектуальный потенциал общества в целом [6]. Самозанятость и занятость трудоустроенного населения страны является одним из важнейших критериев экономики и качества жизни населения страны.
В трудах российских ученых А.Н. Ананьева, В.Н. Бобкова, Н.А. Волгина, М.И. Захарова, Л.О. Зирне, Е.Д. Каткльского, В.В. Куликова, Л.А. Костина, А.Э. Котляр, И.Н. Мысляревой, В.И. Плакси, Б.В. Ракитского, Н.М. Римашевской, Г.Э. Слезингера и др. освещены проблемы рынка труда, механизмы ее действия и факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы, ее мобильность и развитие.
Молодежная занятость и ее проблемы, построение карьерных планов и трудоустройство выпускников вузов рассмотрена в трудах Е.А. Абрамовой, О.В. Бондаренко, И.В. Вирина, И.В. Гривиной, С.В. Дудникова, Н.А. Жданкина, В.М. Зуева, К.Г. Кязимова, Т.О. Разумовой и др.
Современное состояние исследуемой темы приводит к мысли о совершенствовании научно-теоретической основы и нормативно-правовой базы в решении вопроса кадрового обеспечения отраслей экономики и выпускников вузов. В существующих исследованиях о рынке труда [5], молодежной занятости освещена прочная основа для исследования данной проблемы, но следует отметить, что в этих трудах в недостаточной мере раскрыты региональные особенности, специфика подготовки кадров, предназначенных для различных отраслей или предприятий.
Перспективы содействия трудоустройству выпускников высших учебных заведений Республики Саха (Якутия)» обобщен опыт решения проблем трудоустройства выпускников вузов [4]. Для начального и минимального решения проблемы трудоустройства молодого специалиста необходима помощь государства и органов местного самоуправления в каждом регионе. Если решать проблему на уровне отдельного региона, то общая картина снижения безработицы страны будет оптимистичной. Эффективным путем решение данной проблемы станет взаимодействие и сотрудничество всех структур [1]: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. На первый взгляд, задача абсолютно не сложная для нашего времени. Возможно создание реестра, который позволит регулировать отношения на рынке труда. На сегодняшний день это станет одним из способов контроля за перенасыщением рынка специалистами. Нельзя отрицать, что определенные источники информации по данному вопросу имеются, однако в учет, исходя из результатов, не берутся.
Рассмотрены перспективные направления по содействию трудоустройства выпускников вуза в Республике Саха (Якутия). В республике организована систематическая работа по трудоустройству выпускников среднего и высшего образования по направлению педагогическое и психолого-педагогическое образование. Из всего количества трудоустроенных выпускников более 60% едут работать в сельскую местность. В Республике развита поддержка молодежи, выбравшие по окончанию обучения жизнедеятельность в сельском социуме, в связи с этим на уровне правительства республики утверждена нормативно-правовая база, разработаны и реализуются программы по материальной поддержке молодых специалистов. Так, Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) молодым специалистам, прибывшим на работу в образовательные учреждения по договору, производятся выплаты проездных расходов и провоз багажа до места назначения, единовременное пособие в размере месячного должностного оклада при подтверждении явки молодого специалиста на работу.
Социальная стабильность и экономический эффективность процессов, происходящих в обществе, во многом зависит от трудового поведения молодежи, в частности, от ее занятости, трудоустройства и успешной адаптации выпускников профессиональный учреждений и в том числе вузов [3].
Согласно Программе социально-экономического развития РС(Я), «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года», Концепции развития села и Программы занятости населения одним из важных направлений, которых стала организация и реализация производств, что в определённой мере может содействовать разрешению проблемы занятости молодежи.
Вузовские центры по содействию занятости обучающейся молодежи и трудоустройству, только окончивших обучение выпускников, ведут работу по следующим направлениям деятельности: поддержка и организация сотрудничества с предприятиями и организациями готовых принять выпускников без опыта работы, являющихся потенциальными работодателями; для проведения стажировок и производственных практик в соответствии с образовательными программами оказывают помощь в ее организации; ведут учет и организуют временную занятость студентов, обучающихся по очной форме обучения; организация в помощи во взаимодействии с местными органами власти, а также с территориальными органами государственной службы занятости населения, общественными организациями и объединениями, заинтересованными в совершенствовании положения выпускников на рынке труда; изучение состояния и тенденции развития рынка труда, требований, предъявляемые соискателям рабочего места для предоставления полной информации студентам, выпускающихся курсов очной формы обучения, вместе с тем составляется банк данных вакансий, предлагаемые работодателями по специальностям; наряду с кураторами и наставниками студенческих групп ведется систематическая работа по повышению уровня конкурентоспособности и информированности будущих специалистов в сфере рынка труда с целью их эффективного трудоустройства; совместно с различными организациями, учреждениями проведение организационных мероприятий (презентация предприятий и организаций работодателей, ярмарка вакансий, дней карьеры и др.).
В педагогическом институте СВФУ методистом, ответственным по трудоустройству выпускников, преподавателями выпускающих кафедр, особенно кураторами выпускных групп уделяются большое внимание в содействии и помощи выпускникам в поиске, нахождению места работы и трудоустройству выпускников [4]. В целях вузовской профессиональной ориентации, специально для студентов выпускных курсов проводятся встречи с учителями, работниками образовательных учреждений, соответствующих реализуемым в педагогическом институте профилям. Студентами, выпускниками посещаются факультативные курсы и семинары «Технология поиска работы», «Управление современной школой» и др. Посещение данных курсов дает уверенность в выборе профессии, поиску будущего места работы, помогает развитию навыков общения, обогащает в личностном плане. Студенты выпускных курсов, ежегодно участвуют на ярмарках по трудоустройству различных уровней. Примечательным является, что современные выпускники серьезно ориентированы в трудоустройстве по получаемой ими специальности.
Выводы. Проведенный анализ теоретических аспектов изучения трудоустройства молодежи, трудоустройства выпускников педагогического института и рассмотренные перспективы содействия трудоустройству выпускников вузов республики позволили сделать выводы по основным пунктам, предложения и рекомендации, вытекающих из результатов исследования [4]:
1. В современных финансово-экономических условиях страны рынок труда характеризуется нестабильностью, влияющей на несбалансированность между рабочей силой и необходимости в ней экономики, в диспропорциях на рынке труда. Также, существует некоторая диспропорция как на уровне подготовки специалистов, так и в разрезе специальностей. В такой ситуации, считаем уместным, основываясь на примере мирового опыта, разработать среднесрочных и долгосрочных (5-10 летних) согласованных прогнозов развития отраслей, занятости работников и системы профессионального образования. Так, определить показатели определенных производств: перспективные объемные и номенклатурные, изучать соотношение количества регулярно создаваемых рабочих мест и численности занятого персонала, а также соотнести потребность в кадровой подготовке и состава преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс.
2. На сегодня сохраняется необходимость в формировании поддерживающего нормативно-правового обеспечения в продуктивном взаимодействии в сфере содействия в трудоустройстве выпускников вуза без опыта работы. Государственное регулирование этих процессов является актуальной, в частности разработки и принятие законов, санкционирующих регулирование долгосрочных программ сотрудничества вузов и работодателей. Рекомендуем на основе «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» разрабатывать и реализовывать региональные подпрограммы с привлечением самих выпускников вузов.
3. В социально-экономическом развитии Северного региона, как Республика Саха (Якутия) следует учитывать кадровую потребность, баланс по отраслям экономики и выпускающимся специальностями различных уровней профессиональной подготовки. Существует демографическая проблема на рынке труда, связанная с низким качеством и несвоевременностью прогноза кадровой потребности, влияющее на некоторое снижение эффективности взаимодействия субъектов экономики республики с рынком образовательных услуг. В связи с этим возникает необходимость усилить работу по усовершенствованию деятельности государственной службы занятости, взаимодействию государственных органов, работодателей и профсоюзов на принципах социального партнерства.
4. Современная молодежь с одной стороны правомерно считает, что, получив полноценное образование, они достигнут желаемого социального статуса и более значимого материального положения в обществе, с другой стороны это не всегда является полной гарантией их трудоустройства и занятости. В связи с этим предлагаем на основе изучения, обобщения и переосмысления опыта централизованного распределения выпускников вузов, принять на рассмотрение с целью возможного внедрения.
Таким образом, нами определены факторы и условия, влияющие на востребованность выпускников вузов, анализ опроса выпускников вузов республики и трудоустройства выпускников педагогического института СВФУ за 2010-2018 годы и выявлены некоторые направления повышения эффективности трудоустройства квалифицированных выпускников, предложены рекомендации по содействию в трудоустройстве выпускников высшего учебного заведения.
Литература:
1. Мыреев, А.Н., Попов, А.А., Федорова, С.В. Качество жизни населения в условиях трансформации экономики: теория, проблемы, практика (на примере районов Крайнего Севера и Арктической зоны): монография / А.Н. Мыреев, А.А. Попов, С.В. Федорова. - Якутск: Издательский дом СФВУ, 2015. - 584 с.
2. Кожурова А.А., Павлова Е.П., Неустроева Е.Н., Корнилов Ю.В., Николаев Е.В. Ориентиры жизненных планов выпускников высшего образования Республики Саха (Якутия) // Revista ESPACIOS, номер - Vol. 38 (N° 55), Место издания - Caracas, Venezuela, уровень - зарубежное, Scopus. - 2017, 12 стр. -http://www.revistaespacios.com/a17v38n55/a17v38n55p12.pdf
3. Корнилов, Д.Д. Обеспечение занятости молодежи северных районов России (на примере Республики Саха (Якутия). - диссер. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук, Москва, 1998. - 177 с.
4. Павлова, Е.П. Трудоустройство выпускников высшего учебного заведения (на примере педагогического института СВфУ). - Магистерская диссертационная работа. - Якутск, 2018. - 76 с.
5. Разумова Т. О. Взаимодействие высшего образования и рынка труда: правила и практика / Экономическая наука и развитие университетских научных школ (к 75-летию экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) Сборник статей. 2016. - С. 1045-1050.
6. Самсонов А. А. Особенности регионального рынка труда и пути его стабилизации: ст., выступления, интервью / А. А. Самсонов; [сост. Л. Е. Эверстова]; Ком. занятости населения респ. Саха. (Якутия). - Якутск, 2010. - 116 с.
Педагогика
УДК 378.1
доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. В статье описаны направления организации социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза (социо-полисубъектное, субъектно ориентированное); охарактеризована совокупность методов, форм, приемов организации социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в контексте оказания помощи обучаемому, испытывающему реальные затруднения личностного плана, проблемы, препятствующие включению в значимые виды отношений, общения, деятельности.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, социально ориентированная деятельность, студент, образовательная среда вуза.
Annоtation. In article the directions of the organization of social and pedagogical maintenance of socially oriented activity of the student in the educational environment of higher education institution are described (sotsio-polysubject, focused is subject); the set of methods, forms, receptions of the organization of social and pedagogical maintenance of socially oriented activity of the student in the context of assistance to the trainee experiencing the real difficulties of the personal plan, problems interfering inclusion in significant types of the relations, communication, activity is characterized.
Keywords: subjectivity, student, socialization, higher education institution, socially oriented activity, activity, stages of development of subjectivity of the student.
Введение. На современном этапе российское общество находится в динамической фазе преобразования, которая характеризуется высокими требованиями к профессионализму выпускников вузов, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности и конкурентоспособных на рынке труда. В условиях ускоряющихся социальных процессов, усложнения отношений и взаимосвязей в системе общества необходима ориентация системы высшего образования на целенаправленное развитие индивидуально-личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей студента. Центрированность высшего образования на развитие личности студента обусловливает преодоление противоречия между традиционным содержанием вузовского образования как узкопредметной профессиональной подготовки и новыми вызовами современности, проявляющимися в: трансформации функций социального института образования; изменении позиции студента - субъекта по отношению к выстраиванию собственной траектории образовательного саморазвития в контексте прогнозирования конструктивной жизнедеятельности в современном социуме; усилении познавательных потребностей обучающихся как самовзрослеющих профессионалов; обновлении функций преподавателя в контексте фасилицирующего социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента на основе субъектно-субъектного взаимодействия, взаимоуважения, демократичности.