ф
_____ „ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В контексте процесса обучения в помнить, что отдельные «единицы» в приведенной структуре, в свою очередь, являются также дидактическими системами. Например: программа по какой-либо дисциплине; отдельное занятие; программа самоподготовки педагога; цикл мероприятий по производственной практике и пр. Изменение этих составляющих приводит к изменению и всей структуры процесса обучения (так же как и наоборот). Поэтому элементы данной структуры должны находиться в четком соответствии друг с другом, а появляющиеся в ней новые компоненты должны быть соизмерены и соотнесены, логично обоснованы с уже имеющимися компонентами, что позволит избежать возможных несоответствий и приведет, на наш взгляд, к улучшению качества подготовки учащихся.
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
2. Смирнов И.П., Поляков ВА, Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда. - М.: ООО Аспект, 2004.
3. Анисимов П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования (организационно-управленческий аспект): Ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 1998.
4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие. - М., 1997.
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
AN INFORMATION MODEL OF COOPERATION BETWEEN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND ENTERPRISES REGARDING SPECIALISTS TRAINING
Е.П. Илясов
В статье рассматривается информационная модель взаимодействия вузов и предприятий, характерная для рыночных отношений в сфере труда и занятости. Анализируются мнения руководителей предприятий и организаций об уровне готовности выпускников вузов к трудовой деятельности.
Ilyasov Ye.P.
The author discusses an information model of cooperation between higher education institutions and enterprises typical of market relations in the field of labor and employment. The author also analyzes company executives' opinions of how well prepared are graduates to start their professional work.
Ключевые слова: информационная модель, трудоустройство, центры содействия занятости, временная (вторичная) занятость, стажировки, руководители предприятий.
Keywords: information model, employment, employment assistance centers, temporary job, internship training, company executives.
Ситуация с трудоустройством выпускников экономических, юридических, подавляющего большинства других гуманитарных, а также некоторых естественно-научных (например, биологических) и инженерно-технических специальностей отличается от традиционной модели. Главная проблема состоит в том, что специалисты этих профилей подготовки идут работать на множество мелких и средних предприятий, ежегодная потребность в кадрах которых невелика и часто не превышает 1-2 человека в год или даже в несколько лет. При этом требования, предъявляемые ими к профессиональной подготовке выпускников, часто сильно разнятся, а вкладывать свои средства в практико-ориентированную целевую подготовку специалистов
они считают нецелесообразным, предпочитая принимать на работу готовых специалистов, уже обладающих опытом практической работы и необходимыми профессиональными навыками. Тем более что по многим специальностям на рынке труда существует избыток работников. По этой причине спланировать подготовку кадров для таких предприятий не представляется возможным, и многие выпускники вынуждены заниматься трудоустройством самостоятельно и не всегда по профилю подготовки.
Поскольку традиционная модель взаимодействия вузов с работодателями здесь неприменима, сама жизнь заставила вузы развивать иную модель такого взаимодействия, которую можно назвать информационной, и
#
которая характерна для рыночных отношений в сфере труда и занятости.
Информационная модель взаимодействия вузов с предприятиями и организациями основана на активном взаимном обмене информацией о состоянии и перспективах развития рынка труда, требованиях к фундаментальной и профессиональной составляющим подготовки специалистов, их личностным качествам, на развитии в вузах разнообразных форм дополнительного профессионального образования. В рамках этой модели осуществляется информирование выпускников об имеющихся вакансиях в сфере их профессиональной подготовки и в смежных областях деятельности и требованиях к соискателям, а также информирование работодателей о достоинствах выпускников, нуждающихся в трудоустройстве. С этой целью отслеживаются изменения, происходящие на рынке труда, издаются различные информационные и рекламные материалы, выпускаются справочники лучших выпускников вузов, создаются электронные базы данных открытого доступа, проводятся презентации предприятий, ярмарки вакансий и ярмарки выпускников, устраиваются конкурсы и соревнования, проводятся различные виды испытаний, тестирований, собеседований и т. д. Эта модель является одной из основных в деятельности центров содействия занятости учреждений профессионального образования.
Важным направлением деятельности вузовских Центров содействия занятости и трудоустройства выпускников (ЦСТВ), способствующим повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда, является организация временной (вторичной) занятости студентов и стажировок в свободное от учебы время. И в этом информационная модель взаимодействия играет важную роль.
Организация временной (вторичной) занятости студентов имеет целью, прежде всего, предоставление студентам возможности подработать в свободное от учебы время для решения своих социальных проблем. Однако она также способствует получению студентами опыта практической работы, развитию их коммуникационных качеств и ознакомлению с технологией работы различных предприятий и организаций, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Так, большинство студентов экономических специальностей вузов уже к 4 курсу имеют такую работу (по данным НКИ 65% выпускников вуза начинают подрабатывать уже с 3 курса, а к 5 курсу около 80% работают постоянно). Как правило, студенты работают на должностях, не требующих квалификации или серьезной профессиональной подготовки. В ночное время - это работа в качестве наборщиков продуктов, сторожей, охранников и т. п. В дневное время - это участие в промоутер-ских акциях, шоу-программах, работа в качестве продавцов-консультантов, торговых представителей, страховых агентов. В период летних каникул студенты работают в качестве рабочих на производстве, сельскохозяйственных рабочих, проводников в поездах, вожатых в детских оздоровительных лагерях. Однако во многих случаях эта работа связана с профессиональной подготовкой студентов (например, помощники юристов, веб-дизайнеры, специа-
листы в области информационных технологий, рекламные агенты, репетиторы, бухгалтеры, кредитные эксперты, а также временная работа в школах, учреждениях дополнительного образования, в детских оздоровительных лагерях и т. д.). В этих случаях студенты рассматривают свою работу как необходимую ступень для последующего трудоустройства после окончания вуза. Обычно проблема временного трудоустройства решается самими студентами при помощи друзей, родственников и знакомых, через кадровые агентства, студенческие профкомы или другие общественные организации, или через студенческие (строительные, педагогические и т. д.) отряды. И решение этих проблем с использованием информационной модели - одна из главных задач исследования содействия занятости вузовских ЦСТВ.
Организация стажировок студентов в свободное от учебы время имеет целью, прежде всего, приобретение ими опыта практической работы по профилю обучения в вузе, а также по смежной или дополнительной специальности. Наиболее острую потребность в таких стажировках испытывают студенты экономических специальностей, для которых по окончанию обучения в вузе образуется своеобразный замкнутый круг: на работу их не берут по причине отсутствия опыта работы, а необходимый опыт работы они не могут приобрести. В стажировках часто нуждаются также и студенты математических, естественнонаучных и инженерно-технических специальностей вузов, для ознакомления, к примеру, с технологией работы банков или других кредитно-финансовых учреждений, страховых компаний, предприятий торговли и бизнеса и т. д., в которых они хотели бы работать в дальнейшем.
Работа вузов по организации стажировок студентов в свободное от учебы время оказывает большое влияние на повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников, прежде всего, экономических и гуманитарных специальностей. Она является одним из основных направлений деятельности вузовских ЦСТВ с использованием информационной модели. Однако решить эту проблему самостоятельно они не в состоянии. Главная причина этого - в отсутствии необходимой базы для проведения стажировок. Крупнейшие базовые предприятия вузов в летний период и так перегружены вследствие взятых на себя обязательств по организации учебной и производственной практик студентов. А кадровая потребность предприятий малого и среднего бизнеса, средств массовой информации, страховых компаний, банков и других предприятий и организаций, представляющих интерес для студентов гуманитарных и экономических специальностей, обычно невелика. Поэтому небольшие предприятия и организации предпочитают подбирать уже готовых специалистов на свободном рынке труда и не тратить свои ресурсы на целевую подготовку специалистов в вузах или на узкопрофессиональную специализацию студентов и не стремятся получить их на практику или стажировку. (В ряде случаев прием студентов на практику или стажировку оказывается невозможным из соображений сохранения коммерческой или служебной тайны.)
$
Среди руководителей таких предприятий и организаций достаточно распространенным является мнение о низком уровне профессиональной подготовленности выпускников вузов к трудовой деятельности и о том, что выпускники всех вузов являются одинаково неподготовленными к практической работе. Для таких работодателей при отборе работников на первый план выходят личностные и деловые качества выпускников, наличие у них профессиональных практических навыков и знаний. Это, прежде всего, наличие опыта практической работы, способность к самообразованию и овладению профессиональными навыками, целеустремленность, упорство в освоении профессии, желание работать, коммуникабельность.
Такая позиция коренным образом отличается от позиции большинства руководителей высокотехнологичных предприятий, производящих наукоемкую продукцию, научных и научно-производственных организаций (научно-исследовательские институты, предприятия военной, радиотехнической, электронной промышленности, разработка программного обеспечения), которые относятся, в основном, к государственному сектору экономики, а также учреждений искусства. Для них гарантией высокого уровня подготовленности специалистов являются сами вузы, в которых они проходили подготовку, такие как МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, ННГУ им. Н.И. Лобачевского и т. д. Выпускники вузов оцениваются ими, прежде всего, с позиции фундаментальности их профессиональной подготовки, а их личностные качества отходят на второй план.
Информационная модель взаимодействия вузов с работодателями, как и другие модели, должна способствовать снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Развитие информационной модели взаимодействия вузов с предприятиями и организациями активно под-
держивается Министерством образования и науки России, которое создает всероссийскую систему содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений профессионального образования и адаптации их к рынку труда. Ее основу составляют центры (службы) содействия трудоустройству выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стронгин Р.Г., Гурбатов С.Н., Петров А.В. Интеграция как путь повышения качества и востребованности высшего образования. Пример Нижегородского государственного университета // Высшее образование в России. -2006. - № 11.
2. Пузанков Д.В. Взаимодействие вуза с промышленными предприятиями в рамках инновационной образовательной программы // Материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышлен-но-экономического комплекса региона». - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007.
3. Краева ИА. Отчет по итогам социологического исследования «Требования работодателей к выпускникам вузов». - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007.
4. Илясов Е.П. Молодежная политика в современной России: эскизы прогнозов и выводы // Молодежь на современном рынке труда: Сб. докл. на конф. по проблемам трудоустройства выпускников учреждений высш. проф. образования, подготовки и отбора специалистов, проходившей в рамках Первой регион. межвуз. ярмарки вакансий 29 марта 2007 г. Е.П. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007.