Научная статья на тему 'Совершенствование теоретико-методических подходов к оценке эффективности деятельности службы содействия трудоустройству выпускников вузов'

Совершенствование теоретико-методических подходов к оценке эффективности деятельности службы содействия трудоустройству выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / СЛУЖБА СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ / МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EMPLOYMENT / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS GRADUATES / EMPLOYMENT ASSISTANCE SERVICE / MONITORING / ACTIVITY EFFICIENCY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федченко И. В.

Рассматриваются вопросы совершенствования Методики проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (вузов), разработанной и применяемой Координационно-аналитическим центром содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федченко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ACTIVITY EFFICIENCY ASSESSMENT OF THE EMPLOYMENT ASSISTANCE SERVICE FOR HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS GRADUATES

The issues of Methodology perfection for conducting monitoring and the activity efficiency assessment in the employment assistance centers (services) for higher educational institutions graduates that are developed and applied by the Coordination and analytical employment assistance center for higher educational institutions graduates in Bauman’s Moscow State Technical University are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование теоретико-методических подходов к оценке эффективности деятельности службы содействия трудоустройству выпускников вузов»

данной компетенцией, но и уметь оказать помощь студентам в овладении ею через рассмотрение и предупреждение реальных ситуаций, происходящих в студенческой жизни.

Литература

1. Анцупов А.Я., Баклансвский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.:Питер, 2005. - 288 с.

2. Башкин М.В. Психологические механизмы конфликтной компетенции личности // Вестн. интегративной психологии. - 2011. - Вып. 9. - С.38-41.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2000. - 464 с.

4. Кашалсв М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. - Ярославль: Ремдер, 2003.

5. Куницина В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность. - СПб.: Изд-во СибГУ, 1995. -С.34-36.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Майнулсв Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 490 с.

7. Шарова Н.В. Социальная и конфликтная компетентность в процессе профессионализации личности // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: мат-лы IV междунар. интер-нет-конф. 11Р1_: http://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/sarova.

---------♦------------

УДК 331.5.024.5 И.В. Федченко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Рассматриваются вопросы совершенствования Методики проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (вузов), разработанной и применяемой Координационно-аналитическим центром содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Ключевые слова: занятость, выпускники вузов, служба содействия трудоустройству, мониторинг, оценка эффективности деятельности.

I.V. Fedchenko

P ERFECTION OF THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ACTIVITY EFFICIENCY ASSESSMENT OF THE EMPLOYMENT ASSISTANCE SERVICE FORHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS GRADUATES

The issues of Methodologyperfectionfor conducting monitoring and theactivity efficiency assessment in the employment assistance centers (services) forhigher educational institutions graduatesthat aredeveloped and applied by the Coordination and analytical employment assistance center forhigher educational institutions graduates in Bauman’s Moscow State Technical University are considered.

Key words: employment, higher educational institutions graduates, employment assistance service, monitoring, activity efficiency assessment.

Как ответ на рост напряженности на рынке труда выпускников учреждений профессионального образования (УПО), в т.ч. вузов, система профессионального образования России с конца ХХ века начала активно разрабатывать Концепцию содействия занятости выпускников [1], реализуемую самими УПО. В соответствии с Концепцией, государство решает проблему занятости выпускников УПО с помощью центров содействия занятости и трудоустройству выпускников, являющихся структурными подразделениями вузов.

В 1999 году на базе МГТУ им. Баумана решением Министерства образования и науки РФ был создан Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству (КЦСТ) выпускников учреждений профессионального образования (до 2008 г. - Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников УПО), который стал ядром всей сети центров содействия трудоустройству выпускников и занятости студентов при УПО. В настоящее время КЦСТ

централизованно проводится оценка деятельности служб содействия трудоустройству (ССТ) при УПО с помощью специальной методики [2, с. 6-9]. Повышение эффективности деятельности ССТ является актуальным направлением развития содействия занятости выпускников УПО, поэтому возникла необходимость в ежегодном проведении мониторинга деятельности ССТ.

Данная методика предполагает сбор данных ССТ при УПО в несколько этапов:

1. Оценка степени значимости направлений работы ССТ при УПО. Осуществляется как по вузовским и ссузовским ССТ, так и по региональным посредством анкетирования специалистов ССТ. По результатам опроса составляется набор весовых коэффициентов критериев (сумма весовых коэффициентов всех базовых критериев равна 1). Некоторые базовые критерии разбиты на частные критерии, сумма удельных весов которых внутри соответствующих базовых критериев также равна 1. Исходя из определенных удельных весов базовых и частных критериев, рассчитывается рейтинг образовательных учреждений по оценке эффективности содействия занятости их выпускников.

2.. Сбор данных о деятельности ССТ. Службы (центры) принимают участие в рейтинге, заполняя вебформу, исходя из результатов своей деятельности и присылая соответствующие отчеты. По каждому критерию имеется определенная шкала оценки с максимальным значением, равным 1.

3. Определение рейтинга ССТ. Специалистами КЦСТ с помощью полученных удельных весов и значений критериев составляются рейтинги региональных и вузовских центров, рейтинг служб при учреждениях среднего профессионального образования; каждая ССТ получает оценку от 0 до 1, затем данная оценка умножается на 100, и ССТ присваивается рейтинг по 100-балльной шкале.

Методика содержит следующие критерии оценки деятельности вузовской ССТ (ССТ при учреждениях среднего профессионального образования):

1. Информирование студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью содействия их трудоустройству (Ри), данный базовый критерий разбит на 5 частных критериев, соответствующих способам информирования.

2. Организация временной занятости студентов (Рв).

3. Заключение договоров о сотрудничестве (Рд).

4. Оказание помощи учебным подразделениям (Ру) (в сотрудничестве с работодателями), данный базовый критерий разбит на 3 частных критерия, соответствующих способам сотрудничества с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников.

5. Обмен информацией о вакансиях и резюме с органами по труду и занятости населения (Рт).

6. Участие в мероприятиях по содействию трудоустройству выпускников образовательных учреждений, организованных органами исполнительной власти (Рм).

7. Взаимодействие с общественными организациями и объединениями работодателей (Ро).

Несмотря на то, что применяемая методика мониторинга ССТ является достаточно формализованной, она позволяет выявить лучшие практики деятельности ССТ выпускников УПО и в дальнейшем появляется возможность распространения опыта их работы в других ССТ [2, с. 15-26].

Методика проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, которая применялась в 2010 году, по нашему мнению, имеет ряд недостатков. Укажем те из них, которые не позволяют адекватно оценить работу ССТ, а также степень взаимодействия УПО (вузов) и работодателей:

1) упрощенная шкала оценки таких базовых показателей, как организация временной занятости студентов (Рв), заключение договоров о сотрудничестве (Рд), взаимодействие с общественными организациями и объединениями работодателей (Ро);

2) упрощенная шкала оценки следующих частных показателей: консультационная работа со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии рынка труда (Эк), а также всех частных показателей базового показателя Ру (Эс, Эд, Эн);

3) при расчете частного показателя - организация ярмарок вакансий, презентаций компаний, дней карьеры (Эя) и базового показателя «участие в мероприятиях по содействию трудоустройству выпускников образовательных учреждений, организованных органами исполнительной власти (Рм)» не учитывается численность студентов УПО. По нашему мнению, для УПО (вузов), имеющих различную численность студентов, неправомерно устанавливать одни и те же количественные критерии оценки данных показателей.

Представляется целесообразным совершенствование данной методики и разработка на ее основе типологии ССТ при вузах, которая отражает степень взаимодействия УПО и работодателей посредством ССТ. В таблице представлена корректировка данной методики, где приводится сравнение исходного варианта и скорректированного.

Совершенствование методики проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального

образования (вузов)

Показатель (критерий) Расчет по действующей Методике проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования [2, с. 15-24] Скорректированная методика расчета

Консультационная работа со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии рынка труда (Эк) Частный критерий Эк принимает значения: 1 - работа ведется, 0 - работа не ведется Новая шкала оценки данного критерия с учетом конкретных направлений работы

Организация ярмарок вакансий, презентаций компаний, дней карьеры (Эя) Частный критерий Эя включает мероприятия, организованные силами учебного заведения, и определяется по шкале, учитывающей количество мероприятий, в которых УПО приняло участие Новая шкала, где учитывается не количество мероприятий, а доля студентов и выпускников от общего числа, которые приняли участие в данных мероприятиях

Организация временной занятости студентов (Рв) Помощь студентам в поиске временной работы на период каникул и работы на неполный рабочий день во время учебы. Базовый критерий Рв принимает значения: 1 - работа ведется, 0 - работа не ведется Разбивка базового критерия на несколько частных критериев по виду временной занятости студентов

Заключение договоров о сотрудничестве (Рд) Подразумевается заключение договоров между работодателем, учебным заведением и студентом о различных формах сотрудничества. Базовый критерий Рд принимает значения: 1 - работа ведется, 0 - работа не ведется Разбивка базового критерия на несколько частных критериев по виду заключаемых договоров

Оказание помощи учебным подразделениям в организации стажировок и практик, предусмотренных учебным планом (Эс) Частный критерий Эс принимает значения: 1 - работа ведется, 0 - работа не ведется Новая шкала оценки данного критерия с учетом % подразделений УПО (вуза), которым оказывается помощь

Оказание помощи учебным подразделениям в привлечении работодателей к участию в защите выпускных квалификационных работ (Эз) Частный критерий Эз 1 - работа ведется, 0 - работа не ведется Новая шкала оценки данного критерия с учетом % подразделений УПО (вуза), которым оказывается помощь

Оказание помощи учебным подразделениям в привлечении работодателей к участию в научноисследовательских работах с участием студентов (Эн) Частный критерий Эн 1 - работа ведется, 0 - работа не ведется Новая шкала оценки данного критерия с учетом % подразделений УПО (вуза), которым оказывается помощь

Участие в мероприятиях по содействию трудоустройству выпускников образовательных учреждений, организованных органами исполнительной власти (Рм) Базовый критерий Рм принимает значение, соответствующее доле мероприятий, в которых учебное заведение приняло участие, от общего числа мероприятий региона за отчетный период. Разбивка базового критерия на два частных критерия. Первый критерий соответствует первоначальному базовому критерию Рм , а второй учитывает долю выпускников вуза и долю студентов выпускных курсов, принявших участие во всех мероприятиях, организованных органами исполнительной власти посредством ССТ

Взаимодействие с общественными организациями и объединениями работодателей (Ро) Базовый критерий Ро принимает значения: 1 - работа ведется, 0 - работа не ведется Разбивка данного базового критерия на частные критерии, соответствующие видам общественных организаций

На основе усовершенствованной методики проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования появляется возможность разработки типологии ССТ вузов, которая отражает степень взаимодействия УПО (вузов) и работодателей посредством ССТ. Балльная оценка по усовершенствованной методике

позволяет установить тип ССТ, который можно учитывать при определении рейтинга вузов. Ориентиры для корректировки исходной методики были разработаны, исходя из экспертного мнения специалистов ССТ нескольких вузов г. Красноярска.

Сбор данных и расчет ведется по скорректированной методике таким же образом, как по исходной методике. В результате получаемая суммарная оценка умножается на 100 и получается рейтинг ССТ УПО по 100-балльной шкале. Типологические группы ССТ вузов отражают степень взаимодействия вузов и работодателей посредством ССТ. Предлагается следующая типология ССТ при вузах.

1. 0-33 балла по рейтингу - слабое взаимодействие вуза с работодателями. Такие ССТ характеризуются формальным характером деятельности, реально с их помощью трудоустраивается небольшая доля студентов и выпускников. Организация мероприятий по взаимодействию с работодателями находится на низком уровне, посещаемость данных мероприятий студентами и выпускниками недостаточна. Взаимодействие с работодателями ограничивается в основном организацией производственных и преддипломных практик студентов.

2. 34-66 баллов - средний уровень взаимодействие вуза с работодателями. Данный тип ССТ характеризуется выполнением своих функций, однако не в полном объеме. Например, наряду с формальным отношением к помощи в организации практик и стажировок, ССТ может проводить консультационную работу по вопросам трудоустройства, организовывать ярмарки вакансий, участвовать в заключении договоров на обучение по целевой контрактной подготовке и т.п.

3. 67-100 баллов - тесное взаимодействие вуза с работодателями. ССТ вузов, где наблюдается высокий уровень взаимодействия с работодателями, характеризуются, как правило, достаточно высокой долей выпускников, трудоустроенных по специальности, в профильные предприятия, обучающихся студентов по системе целевой контрактной подготовке. Профессиональная подготовка в таких вузах осуществляется в тесной взаимосвязи с предприятиями, и сами ССТ осуществляют эффективную помощь в трудоустройстве студентов и выпускников, в организации мероприятий, способствующих трудоустройству студентов, выпускников и налаживанию вузом связей с работодателями.

Методика проведения мониторинга деятельности ССТ для 2011 года была усовершенствована специалистами КЦСТ, но на данный момент недоступна для подробного изучения, однако, исходя из данных специальной веб-формы, заполняемой специалистами вузовских ССТ, можно сделать вывод, что изменения незначительны и абсолютные показатели преобладают над относительными, так же, как в методике 2010 года.

Усовершенствованная нами методика проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (согласно нашему исследованию - вузов) и типология вузовских центров позволит выявить слабые места их деятельности и может быть применена федеральными органами исполнительной власти для регулирования финансирования вузов на основе рейтинговой оценки, а также руководством вузов при распределении денежных средств внутри вуза на различные цели. Мы считаем, что руководству вузов необходимо уделять больше внимания своим ССТ, так как вузы, ССТ которых относятся к третьей группе разработанной типологии (тесное взаимодействие вуза с работодателями), получают дополнительные конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг и в дальнейшем смогут использовать данный рейтинг для привлечения большего числа абитуриентов, проходящих обучение как на платной, так и на бюджетной основе, чем другие вузы.

Литература

1. Концепция формирования и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Координационноаналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. 11Р1_: http://h171.net50.bmstu.ru/o-tsentre/kontseptsiya-sstv.

2. Энциклопедия содействия трудоустройству. Т. 12. Практика деятельности лучших центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования / гл. ред. Е.П. Илясов. - М.: КЦСТ, 2011. - 514 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.