Научная статья на тему 'Трудоустройство в профессиональном становлении выпускников вузов (на примере педагогического института СВФУ)'

Трудоустройство в профессиональном становлении выпускников вузов (на примере педагогического института СВФУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / UNIVERSITY GRADUATES / YOUNG SPECIALIST / EDUCATION / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Осипова Мария Виссарионовна

В статье освещены результаты исследования становления выпускников в профессиональной деятельности. На основе анализа выявлены и обобщены некоторые факторы, способствующие и затрудняющие трудоустройство молодых специалистов. Рассмотрена государственная региональная поддержка работников образования в республике, приведены результаты трудоустройства выпускников Педагогического института СВФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Осипова Мария Виссарионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY GRADUATES (ON THE EXAMPLE OF THE NEFU PEDAGOGICAL INSTITUTE)

The article highlights the results of the study of the formation of graduates in their professional activities. On the basis of the analysis, some factors that contribute to and impede the employment of young professionals are identified and summarized. The state regional support of education workers in the republic is considered, the results of the employment of graduates of the NEFU Pedagogical Institute are given.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство в профессиональном становлении выпускников вузов (на примере педагогического института СВФУ)»

7. Павленокович О.Б. Роль и особенности художественного видения в процессе изобразительной деятельности художника / Новые идеи нового века - 2015: материалы 15 международной научной конференции Тихоокеанского государственного университета. - Хабаровск: ТОГУ, 2015. - Т. 2.

8. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. - М.: Советский художник, 1965.

9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998.

Педагогика

УДК:378.111

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант 2 года обучения Осипова Мария Виссарионовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ТРУДОУСТРОЙСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СВФУ)

Аннотация. В статье освещены результаты исследования становления выпускников в профессиональной деятельности. На основе анализа выявлены и обобщены некоторые факторы, способствующие и затрудняющие трудоустройство молодых специалистов. Рассмотрена государственная региональная поддержка работников образования в республике, приведены результаты трудоустройства выпускников Педагогического института СВФУ.

Ключевые слова: выпускники вуза, молодой специалист, образование, объективные и субъективные факторы, профессиональное становление, трудоустройство.

An^tatton. The article highlights the results of the study of the formation of graduates in their professional activities. On the basis of the analysis, some factors that contribute to and impede the employment of young Professionals are identified and summarized. The state regional support of education workers in the republic is considered, the results of the employment of graduates of the NEFU Pedagogical Institute are given.

Keywords: university graduates, young specialist, education, objective and subjective factors, professional development, employment.

Введение. В статистических опросах, проводившихся среди населения Российской Федерации, последних годов выявлено, что на выбор будущей профессии важное значение имеет - выпускники высшего образования ориентированы на престиж профессии и карьеру, в принципе и в настоящее время это сохраняется. Но проблема трудоустройство и реализация себя в сфере, полученного высшего образования молодыми специалистами не всегда воплощается в реальность, в связи некоторыми объективными и субъективными факторами.

Целью проведенного исследования является то, что на основе выявленных факторов, способствующих и затрудняющих трудоустройство молодых специалистов, изучена государственная региональная поддержка молодых специалистов и работников системы образования Республики Саха (Якутия), которая являются действенной мотивацией для выпускников педагогических специальностей. Проведен анализ трудоустройства выпускников Педагогического института СВФУ.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение теоретической, специальной, статистической информации по проблеме исследования, математическая обработка данных и практический опыт.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное становление молодежи и ее интеграции в социально-трудовом пространстве общества изучалась различными дисциплинами науки. Профессиональное становление тесно связана с проблемами самоопределения современной российской молодежи и с различных точек зрения это освещено в трудах М.К. Горшкова, А.Л. Журавлева, Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновского,

A.Б. Купрейченко, Ф.Э. Шереги, В.И. Чупрова, Ю.В. Фетисовой. В этих исследованиях освещена проблематика особенностей положения современной российской молодежи на рынке труда как субъекта социально-трудовых отношений.

Выпускники вузов соответствуют возрастной категории от 20 до 24 лет [1], и, после завершения обучения в вузе они входят на рынок труда, где сталкиваются с различными сложностями в трудоустройстве. Так, появилась необходимость выявление причин проблемы, возникающих на пути трудоустройства, как первоначального этапа профессионального становления молодого специалиста и выработать действенные механизмы их преодоления [3].

Трудоустроиться молодежи, только окончившей учебные заведения всегда непросто, ввиду определенных факторов. Так, в трудах Е.Г. Елигина, Л.В. Рязанцева, Г.М. Соловьева, Ю.А. Коцарь,

B.В. Стецунова, С.В. Сухов, А.П, Ряховский, Н.И. Чернышева выделены субъективные и объективные факторы в возникновении тех или иных проблем на пути трудоустройства выпускников. Факторы, способствующие трудоустройству и затрудняющие трудоустройство выпускников вузов, их можно разделить на объективные и субъективные. Например, к объективным факторам, способствующим трудоустройству относятся, существующие: реализуемые государственные программы трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений; взаимосвязи между учебными заведениями и работодателями, закрепленных системой договорных отношений; нехватка вакансий в определенных профессиях (специальностях); сложившийся профессиональный авторитет выпускников определенных учебных заведений профессионального образования (престиж некоторых учебных заведений); действенная система поддержки и помощи в трудоустройстве выпускников со стороны самого учебного заведения; качественные практики [4] и стажировки в период обучения; использование компетентностного подхода в обучении; поддержка близких и знакомых (система «слабых связей»). Субъективные факторы можно выделить в следующую группу: наличие индивидуального договора подготовки специалистов с руководителем предприятия, организации, района (целевое обучение); активное использование профессиональных знаний,

демонстрация профессиональных навыков и умений в период реализации производственной практики [4]; поиск работы во время учебы; гибкая система оплаты труда выпускников; адекватный уровень притязаний выпускников; желание выпускника повышать квалификацию по избранной специальности [5, 7].

Республика Саха (Якутия) - крупнейший регион Российской Федерации, расположенный на территории площадью 3 млн кв. км и населением 964 330 человек (2018г.), обладает богатейшими запасами разнообразных природных ресурсов. В республике развиты почти все отрасли промышленности: цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, пищевая, легкая, ювелирная, алмазогранильная, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов.

Специфика республики не только в ее огромной территории, но и неоднородности развития ее регионов. Плотность населения республики составляет 0.31 чел./км2, при этом городское население - 65.63% (632 857). Промышленное развитие характерно лишь для части центральных, южных, западных районов республики. Большинство же районов относятся к сельским и арктическим зонам. Именно здесь в силу этой специфики отмечается высокий уровень безработицы. Естественно, что население, которое имеет финансовые возможности, в поисках работы мигрирует в промышленные центры [8, с. 16]. В центральной части территории Якутии проживает около 500 тыс. чел. В основном в Якутске, Мегино-Кангаласском, Амгинском, Чурапчинском, Усть-Алданском, Горном, Хангаласском улусах [2].

Несовершенна и система распределения выпускников. Как показывает практика, из учащихся, окончивших профессиональные учебные заведения, большинство выпускников получают направление на работу, причем основная часть - в государственные предприятия и учреждения. Однако заключение договора о трудоустройстве не гарантирует трудоустройство после окончания обучения. При сопоставлении сведений о распределении выпускников учебных заведений профессионального образования и сведений о трудоустроенных специалистах получается так, что в предприятиях и организациях республики трудоустраивается до половины выпускников, получивших направление на работу [8, с. 21-22].

Вместе с тем, отметим, что ввиду особенностей рынка труда в республике сохраняется востребованность в профессиях, связанных со сферой медицины, образования - педагоги и учителя различных профилей, сельского хозяйства и др. Освещая вопрос о занятости и трудоустройстве молодежи в системе образования республики, которая для нашего региона является одним из особенных сегментов рынка труда. В системе образования Якутии по сей день сохраняется востребованность в молодом поколении работников, у которых в меру своего возраста более развиты качества как мобильность, гибкость мышления, креативность и др. Образовательные учреждения кроме частных образовательных центров относятся к бюджетному сектору, т.е. деятельность которого финансируется из государственного бюджета. В некоторой мере, поэтому молодежь, выпускающаяся по направлению педагогическое образование стремится занять место и трудоустроиться в бюджетных образовательных учреждениях. Трудоустроившись на желаемую работу, некоторые молодые учителя могут быть не удовлетворены заработной платой.

В публичном отчете Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) по реализации Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» 2017 года отражены следующие факты [6, с. 30-31]. В системе образования работают всего 27 751 педагогов, в том числе 18 017 - в общеобразовательных организациях, 7 707 - в дошкольных образовательных организациях, 2 027 - в организациях дополнительного образования детей, из них процент педагогов с высшим образованием составляет 74,4% (2016 г. - 74,2%).

Кадровая ситуация характеризируется стабильностью. В 2017 году доля учителей с высшим профессиональным образованием составила 85,8%; отмечается рост доли учителей с высшей квалификационной категорией с 31,4% до 33,5%, сохраняется стабильный количественный и качественный состав учителей.

В учреждения образования трудоустроен 541 выпускник педагогических специальностей учреждений среднего и высшего профессионального образования, из них 75 выпускников трудоустроены в северные и арктические улусы. В 2017 году, выполнив условия договора, государственную поддержку для улучшения жилищных условий получили 29 учителей, которые отработали 5 лет в сельских школах Арктики и Севера.

Продолжается введение «эффективного контракта» во всех муниципальных и государственных образовательных организациях общего образования, дошкольных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования.

По состоянию на 01 декабря 2017 года из 61 914 шт.ед. на эффективный контракт переведены 34 164, что составляет 55,2%. По муниципальным образовательным организациям данный показатель составляет 55,2%. Всего заключено 34 3616 эффективных контрактов с работниками образования, в том числе с работниками дошкольного образования - 59,8%, общего образования - 55%, дополнительного образования - 57,2 %. В целях обеспечения педагогическими кадрами муниципальных общеобразовательных организаций были реализованы меры стимулирования лучших педагогов. Результатами деятельности по данному направлению стали: сохранение количественного и качественного состава учителей; обеспечение условий для повышения квалификации для 60,3% (это было в 2016 году) педагогических работников, в том числе для учителей отдаленных и труднодоступных школ; реализация государственно-общественного управления в сфере образования.

В целях привлечения педагогических кадров в образовательные организации продолжена реализация подпрограммы «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов». Ежегодно проводятся конкурс на звание «Лучший работодатель года» и реализуются Государственные программы в поддержку молодого специалиста.

Располагая такими данными, способствующими трудоустройству молодые учителя и педагоги, выпускники Педагогического института СВФУ, действительно устраиваются на работу по полученной специальности. Анализ трудоустройства в период с 2010 по 2018 годы показал, что педагогический институт по очной форме завершило обучение 1739 дипломированных специалистов, выпускников со степенью «бакалавр» и «магистр». Из них, обучались на бюджетной основе 1557 человек, в том числе в рамках целевого приема - 76 студентов, на коммерческой основе - 175 студентов. Завершив обучение трудоустроено всего 1198, что составляет 71 % всех обучавшихся, из них 1159 трудоустроены по полученной

специальности, направлению и профилю, что составило 97%, т.е. свою профессиональную деятельность связали с образовательными учреждения республики [6, с. 46-50].

Из анализа статистических данных видно, что ежегодно отмечается занятость выпускников по другим каналам, которая составляется по социально необходимым пунктам и в среднем за исследуемый период 29,02% выпускников пользуются этими гражданскими правами. Из общего количества занятых по другим каналам отмечается большее количество занятых по пункту «по уходу за ребенком» в среднем за данный период цифра составляет 14,84% выпускников за отчетный период. С 2013 года среди выпускников бакалавриата наблюдается тенденция продолжения обучения в магистратуре, т.е. принятия решения дальнейшего профессионального роста выпускниками. Также можно выделить пункт «призвано в ряды ВС РФ», практически ежегодно военнообязанная молодежь сразу после окончания высшего профессионального образования отправляется служить в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ проблем, позволил выделить основные причины сложности в трудоустройстве выпускников вузов в целом: некоторое несоответствие спроса и предложения в зависимости от региона, то есть существование дисбаланса на региональном рынке труда; чаще выпускников не устраивает (субъективные факторы) - предлагаемые вакансии в основном социального характера, например, неудовлетворенность предлагаемым режимом труда (график работы, интенсивность труда), так и условиями оплаты труда (низкий размер заработной платы, отсутствие социальных гарантий); возможное несоответствие компетенций требованиям работодателя (как результат возможного низкого качества образования, и как показатель дисциплины и самообразоваия выпускника в период обучения); отсутствие опыта молодого специалиста - стажа работы, практических навыков, неподготовленность к реальным деловым, трудовым отношениям; неопределенность интересов: трудовых и профессиональных; завышенные ожидания от работы (жажда быстрого карьерного роста, необоснованно большой зарплаты, пока незаслуженных привилегий).

Вместе с тем, благодаря государственной региональной поддержке молодых специалистов и работников системы образования МОиН РС(Я), помощи преподавателей вуза в индивидуальной вузовской профориентационной работе с завершающими обучение студентами, выпускники педагогического института ежегодно трудоустраиваются в образовательные учреждения по полученной специальности. Об этом убедительно подтверждают результаты за исследуемый период, которые показали стопроцентное трудоустройство по завершению обучения в вузе и большая доля из них по полученной специальности. Такие показатели достигнуты путем организации систематической вузовской профориентационной работы, включая индивидуальную работу со студентами и работодателями, проводимой каждым преподавателем учебного подразделения СВФУ.

Литература:

1. Агабекян Р.Л., Авагян Г. Л. Современные теории занятости: Учеб. Пособие для вузов по экон.специальностям. - Москва: Юнити, 2001. - 190 с.

2. Википедия: сводная энциклопедия. - точка доступа https://ru.wikipedia

3. Карташов С.А. Трудоустройство: поиск работы: Учеб. пособие для студентов / С.А. Карташов, Ю.Г. Одегов, И.А. Кокорев; под ред. д.э.н., проф. Ю.Г. Одегова; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - Москва: Экзамен, 2004. - 382 с.

4. Неустроева А.Н., Павлова Е.П., Борисова Т.М., Оконешникова Н.В., Сидорова Е.Э. Роль педагогической практики в трудоустройстве выпускников-бакалавров университета (опыт СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова) // Espacios 39 (40), 2018 - URL: www.scopus.com/feedback/author/reviewDocument.uri?afwFlowId=1539673865306

5. Новикова Т., Воробьев Е. Об образовательных результатах выпускников вузов. // Общество и экономика. - 2016. - №6. - С. 122-126

6. Павлова, Е.П. Трудоустройство выпускников высшего учебного заведения (на примере педагогического института СВФУ). - Магистерская диссертационная работа. - Якутск, 2018. - 76 с.

7. Разумова Т. О. Взаимодействие высшего образования и рынка труда: правила и практика / Экономическая наука и развитие университетских научных школ (к 75-летию экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) Сборник статей. 2016. - С. 1045-1050.

8. Самсонов А. А. Особенности регионального рынка труда и пути его стабилизации : ст., выступления, интервью / А. А. Самсонов; [сост. Л. Е. Эверстова]; Ком. занятости населения респ. Саха. (Якутия). - Якутск, 2010. - 116 с.

Педагогика

УДК:378.111

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студент 3 курса Павлова Виктория Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

К ВОПРОСУ О ВУЗОВСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СВФУ)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы о занятости и трудоустройства молодежи, выпускников вузов в Республике Саха (Якутия). Освещены деятельность государственных органов в регионе по содействию выпускникам в трудоустройстве, деятельность вузовского центра по содействию занятости обучающейся молодежи и трудоустройству, работа специалистов и преподавателей педагогического института СВФУ в вузовской и послевузовской профориентации.

Ключевые слова: выпускники вуза, занятость, молодежь, профориентация, рынок труда, трудоустройство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.