ние (КемГППК), которое несет ответственность за обеспечение выполнения ФГОС и ИОПОП, т. к. диплом о завершении подготовки выдается данным колледжем. При этом большое значение имеет методическое и дидактическое обеспечение сетевого образовательного процесса.
С точки зрения управленческих позиций колледж должен разработать общую политику, процедуры и информационное обеспечение всех участников сети. Особенно должны быть согласованы финансовые вопросы, что необходимо подтвердить договорными отношениями. Этим в
настоящее время и заняты администрация и педагогический коллектив КемГППК.
1. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающие участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А. И. Адамского. - М.: Эврика, 2006. - 160 с.
2. Организация сетевого профильного обучения /
B. И. Гамм и др.// Управление школой. - 2008. - № 17. -
C. 41-47.
3. Чучкевич М. М. Основы управления сетевыми организациями. - М.: Изд-во Ин-та социологии, 1999. - 37 с.
УДК / UDK 377 И. А. Дмитриева
I. Dmitrieva
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE ORGANIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP AS A CONDITION FOR A SUCCESSFUL PREPARATION OF STUDENTS FOR FUTURE CAREERS
В статье рассматриваются формы взаимодействия с социальными партнёрами в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов, роль совета по профориентационной работе, содействию трудоустройству и адаптации выпускников в развитии социального партнерства.
The article examines forms of interaction with the social partners in the training of future teachers, the role of the Council on the work of career guidance and job creation and adaptation of graduates in the development of social partnership.
Ключевые слова: социальное партнерство, рынок труда, трудоустройство, адаптация, профессиональные компетенции, профессиональная подготовка.
Keywords: social partnership, the labor market, employment, adaptation, professional competence, professional training.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) дало право образовательному учреждению самостоятельно разрабатывать и утверждать основную профессиональную образовательную программу (ОПОП), но при этом в стандарте отмечается, что содержание ОПОП должно удовлетворять
потребностям рынка труда и работодателей [9].
В нормативно-правовом документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» одной из основных задач государства в сфере образования является «привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнёрству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда» [3]. В данном документе чётко и достаточно конкретно сформулирована мысль о том, что образовательным учреждениям следует налаживать партнёрские отношения с работодателями и иными заказчиками. Данные отношения могут стать основой взаимовыгодного сотрудничества, а также могут содействовать решению проблемы нехватки специалистов-профессионалов в сфере образования и не только в ней. То есть в современном образовании возникает необходимость в организации социального партнёрства не только на уровне одного образовательного учреждения, но и между образовательным учреждением и учреждениями культуры, дополнительного образования и будущими работодателями.
В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, службами занятости - всеми, кто становится
потребителями продукта образовательного учреждения.
Новые условия рынка труда, повышение требований работодателей к молодым специалистам поднимают другую проблему - проблему адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.
Адаптация выпускника образовательного учреждения к условиям рынка труда, по мнению Л. Ю. Лебедкиной, «представляет собой процесс приспособления его к требованиям рынка и профессиональной деятельности. Целью можно считать нахождение выпускником полноценного рабочего места, то есть соответствующего профессии и уровню квалификации, устраивающего его по условиям и режиму труда, заработной плате, социальным гарантиям, возможностям карьерного и творческого роста. Успешность трудоустройства выпускников является одним из критериев эффективности функционирования учреждения профессионального образования. Она во многом зависит от того, как организован процесс подготовки и адаптации выпускников учебных заведений к выходу на рынок труда» [2].
И. П. Попов под профессиональной адаптацией понимает «процесс вхождения в профессиональную среду, процесс усвоения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями профессиональной среды, процесс активной реализации накапливаемого опыта, в том числе и во взаимодействии с ближайшим окружением профессиональной среды в конкретной точке траектории социально-профессионального развития личности. Основу адаптации обучающегося к профессии составляет тесное взаимодействие ОУ с социумом, рынком труда и рынком образовательных услуг, что в конечном итоге влечет за собой повышение качества профессионального образования» [5].
Учитывая вышесказанное, мы считаем, что профессиональная подготовка квалифицированного специалиста в учреждении среднего профессионального образования - это не только результат, дающий выпускнику возможность работать в одних профессиональных рамках, а этап процесса, открывающий перспективы к постоянному развитию и самосовершенствованию в выбранной сфере деятельности. Поэтому актуализируется поиск вариантов формирования профессионального самоопределения студентов, адаптации их как специалистов к требованиям рынка труда.
Устранение данной проблемы возможно лишь путем развития социального партнерства, что позволяет совместно вырабатывать реше-
ния, способствующие повышению результативности и качества профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов, и сбалансированно делить ответственность между образовательным учреждением и потенциальными работодателями (социальными партнерами).
В условиях рынка труда социальное партнерство становится важнейшим средством повышения качества профессионального образования и адаптации молодых специалистов к новым экономическим условиям. Оно помогает избежать крупных социальных потрясений, сгладить современные общественные и экономические противоречия. Социальное партнерство предполагает совместные усилия, согласованные действия учреждений профессионального образования и потенциальных работодателей по сохранению кадрового потенциала предприятий, созданию рабочих мест и в профессиональной подготовке будущих специалистов. При этом эффективное партнерство в образовательной сфере должно основываться на общественной потребности в реализации ценностей образования и быть готовым к сотрудничеству.
Существует множество определений понятия социального партнерства.
По мнению Е. В. Суворовой, «социальное партнерство - система договорных отношений организационного, педагогического и экономического взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, школами, профсоюзами, родителями» [7].
«Социальное партнерство рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, образовательных учреждений различных типов и видов, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью» [1], в частности при подготовке квалифицированных педагогических кадров.
В сфере образования социальное партнерство определяется как «разновидность социального взаимодействия, представляющее собой сопряжение действий различных социальных институтов, которое выражается в самоактуализации участников образовательного процесса, добивающихся позитивных изменений в образовательной сфере, то есть перевода потенциальных форм системы образования в их актуальное состояние» [4; 6].
Т. М. Глушанок предлагает рассматривать категорию социального партнерства «приме-
нительно как к системе профессионального образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда» [1]. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости.
Рассмотрим организацию социального партнерства на примере деятельности Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кемеровский педагогический колледж» (ГОУ СПО КПК). В 2010/11 учебном году в ГОУ СПО КПК был создан совет по профориентационной работе, содействию трудоустройству и адаптации выпускников (далее - Совет).
Цель Совета - оказание консультативной помощи в вопросах трудоустройства, определении предполагаемого места работы, адаптации выпускников к рынку труда. В состав Совета вошли председатель - в лице директора колледжа, члены Совета - заместители директора по учебной и воспитательной работе, заведующий отделом практики, заведующие отделениями, кураторы выпускных групп.
Деятельность Совета осуществляется по направлениям:
1. Профориентация и образование (школьный этап) - содействие информированию выпускников общеобразовательных школ, их родителей и педагогов о рынке труда и образовательных услугах для решения задач профессионального выбора и обучения, повышения привлекательности среднего профессионального образования.
2. Профориентация и образование (профессиональный этап) - развитие мотивации обучающихся и выпускников ГОУ СПО КПК к освоению профессии, повышению квалификации.
3. Профориентация и занятость - формирование социально-производственной адаптации выпускников ГОУ СПО КПК к рынку труда.
Подробнее остановимся на втором и третьем направлениях деятельности Совета, так как считаем, что именно результаты этой работы являются основными показателями сфор-мированности профессиональных компетен-
ций будущих педагогов.
Развитие мотивации обучающихся и выпускников ГОУ СПО КПК к освоению профессии, повышению их квалификации осуществляется в рамках образовательного процесса, где приоритетной задачей является оказание педагогического сопровождения процесса профессионального формирования и обучения, профессионального самоопределения. Пристальное внимание на данном этапе мы уделяем студентам первого курса, поступившим в колледж на базе основного общего образования, так как не все из них способны определить: отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли она востребованной на рынке труда, предоставляет ли возможности для карьерного роста.
На начальном этапе обучения осуществляется профессиональное просвещение - погружение студентов первого курса в содержание педагогических профессий: ознакомление с основными видами профессиональной деятельности педагога и требованиями к сформи-рованности профессионально важных качеств, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности. Данное направление деятельности Совета можно назвать этапом оценки профессионального самоопределения, именно от этого будет зависеть, насколько успешным будет второй этап - этап вхождения в профессию [8]. Его начало характеризуется включением студентов в практическую подготовку.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) важнейшей составной частью профессиональной подготовки студентов является практика [9]. Практическая подготовка рассматривается как процесс овладения способами профессиональной деятельности, в котором создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования личности в профессиональной деятельности.
В процессе профессиональной подготовки студенты приобретают практический опыт, связанный с проявлением тех или иных общих и профессиональных компетенций. Так, например, для формирования общих компетенций: «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»; «самостоятельно определять задачи профессионального и личност-
ного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации» [9] - в рамках производственной практики «Введение в специальность» проводим конкурс сочинений «Моя будущая профессия», организуем встречи студентов 1-2-х курсов колледжа с успешными выпускниками ГОУ СПО КПК разных лет «Формула успеха». Итогом таких встреч в 2012/13 учебном году стало создание клуба «Призвание».
Развитие мотивации обучающихся и выпускников учреждения профессионального образования к освоению профессии, повышению их квалификации невозможно без участия социальных партнеров. Так, согласно договору о взаимоотношениях ГОУ СПО КПК с Государственным казенным учреждением (ГКУ) «Центр занятости населения г. Кемерово» проводится мониторинг трудоустройства выпускников колледжа; формируется база данных вакансий на региональном рынке тру-
да; организуются ярмарки вакансий и презентации образовательных учреждений; обеспечиваются стажировка и временная занятость студентов; оказывается информационно-методическая, психологическая и юридическая помощь студентам и др.
В рамках подготовки перехода на ФГОС СПО в 2010/11 учебном году был проведен анкетный опрос социальных партнеров для исследования качества предоставляемых образовательных услуг на предмет соответствия получаемой студентом квалификации потребностям рынка труда. Основная цель данного исследования - оценить качество образования, каким его видят работодатели, напрямую связанные с оценкой квалификации молодых специалистов.
Большинство респондентов полностью удовлетворены уровнем профессиональной подготовки работающих у них молодых специалистов (рис. 1).
Рис. 1. Удовлетворенность уровнем подготовки выпускников
Работодатели выделили следующие сильные стороны молодых специалистов: владение методиками и разнообразными средствами, методами, приемами, формами работы с детьми (89,2 %), теоретическая подготовленность в профессиональной области (56,9 %), умение работать в команде (69,2 %), умение соответствовать разработанному плану (53,8 %), умение планировать свою деятельность (46,2 %).
Основными трудностями молодых специалистов, работающих в образовательных учреждениях, по мнению работодателей, являются: «трудности в создании развивающей среды в группе», «трудности в работе с родителями», «проблемы в организации детского коллектива», «неумение корректно и разумно предъ-
являть требования к детям», «недостаточное владение методиками проведения занятий с детьми».
В качестве пожеланий для повышения качества подготовки молодых специалистов работодатели высказали: «больше практической направленности обучения» (46,1 %); «давать студентам большую самостоятельность на практике» (23,1 %); «уделять больше внимания интерактивным технологиям (методы работы в микрогруппах)» (16,9 %); «организация преддипломной практики по месту будущей работы» (13,8 %); «в конкурсе «Практикант года» представлять не только уроки по предметам, но и занятия по воспитательной работе» (10,8 %).
В рамках сотрудничества с социальными
партнерами мы учли их рекомендации при разработке программ профессиональных модулей, в содержании учебной и производственной практики. На третьем этапе - «этап погружения в профессию, начало профессиональной самореализации» [8] - по предложению работодателей в рамках учебной и производственной психолого-педагогической практики студентов специальности 050144. Дошкольное образование предусмотрены: организация общения детей, взаимодействие с родителями (подготовка памяток для родителей, индивидуальная консультация), разработка и защита проекта развивающей среды в группе. Для студентов специальности 050146. Преподавание в начальных классах в содержание учебной и производственной практики «Психолого-пе-дагогическая деятельность классного руководителя» входят: разработка и проведение классных часов по разным направлениям воспитательной работы с использованием диагностических методик, наблюдение и анализ деятельности классного руководителя; индивидуальная консультация для родителей. Все это позволит студентам получить практический опыт в освоении следующих профессиональных компетенций: «проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты»; «определять цели и задачи, планировать внеклассную работу, работу с родителями»; «проводить внеклассные мероприятия»; «обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания»; «анализировать результаты работы с родителями» [9].
Взаимодействие Совета с социальными партнерами обусловлено общими целями и задачами, предполагающими:
- участие представителей городского Управления образования и потенциальных работодателей в итоговой Государственной аттестации студентов;
- участие работодателей в научно-методических мероприятиях: научно-практических конференциях различного уровня, круглых столах, семинарах, лекциях, конференциях по итогам преддипломной практики;
- участие в рецензировании программ теоретического и практического обучения, учебнометодических пособий.
Советпонаправлениюдеятельности«Проф-ориентация и занятость» призван оказывать помощь молодым специалистам в процессе их адаптации к рынку труда, проводить консультации по проблемам, которые возникают в ходе профессиональной деятельности. Для осу-
ществления данной функции ежегодно организуется и проводится консультация для молодых специалистов и педагогов образовательных учреждений. Подготовку и организацию консультаций осуществляет отдел практики.
На наши предложения откликаются не только наши выпускники - молодые специалисты, но и педагоги со стажем, которые испытывают затруднения в связи с введением новых образовательных стандартов в школах и дошкольных образовательных учреждениях.
Их запросы учитываются при составлении программы консультации:
1. Технология работы с интерактивной доской.
2. Организация внеурочной деятельности детей в начальной школе.
3. Работа с родителями детей, имеющих проблемы в поведении.
4. Языковой анализ: виды и методика проведения.
5. Оценка физического развития детей дошкольного возраста с учетом федеральных государственных требований (далее - ФГТ).
6. Организация педагогической работы по формированию интереса и потребности к художественной литературе детей дошкольного возраста (образовательная область «Художественная литература»).
7. Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству на основе ФГТ (образовательная область «Музыка»).
8. Роль воспитателя в разработке образовательной программы дошкольного образовательного учреждения на основе ФГТ.
Консультации проводят преподаватели колледжа, приглашенные представители учреждений, имеющие положительный опыт в решении заявленных тем. Консультации сопровождаются анализом научной, учебно-методической литературы.
С момента создания Совета регулярно консультируются студенты по вопросам самопре-зентации, профориентации и информирования о состоянии на рынке труда, что можно отнести к так называемому четвертому этапу - «этап зрелости. Самореализация в профессии» [8].
Особая роль в этой работе принадлежит ежегодному психолого-педагогическому семинару-практикуму для студентов выпускного курса по программе «Эффективное поведение на рынке труда», в ходе которого будущих молодых специалистов готовят к выстраиванию отношений между работодателями и работниками.
На семинаре-практикуме рассматриваются:
- методы поиска работы;
- подготовка к устройству на работу;
- рекомендации для успешного собеседования с работодателем;
- составляется резюме молодого специалиста.
В рамках данного направления активное участие принимают специалисты ГКУ «Центр занятости населения г. Кемерово», которые консультируют выпускников по вопросам гарантий при трудоустройстве, материальной поддержки молодых специалистов, знакомят выпускников с банком вакансий города Кемерово. Все это способствует повышению результативности в вопросах трудоустройства выпускников по полученной специальности.
С 2011 г. в рамках деятельности Совета проводятся заседания комиссии по трудоустройству выпускников, на которые приглашаются руководители образовательных
учреждений, приславшие заявки на молодых специалистов, а также представители городского Управления образования.
Ежегодно проводятся консультации для выпускников колледжа по вопросам трудоустройства с приглашением представителей образовательных учреждений Кемерова, Ле-нинска-Кузнецкого, Топкинского района. Они проводят презентацию своих образовательных учреждений - будущих мест работы, знакомят с требованиями к молодым специалистам, формами материальной поддержки, разъясняют социальные гарантии.
В рамках сотрудничества с ГКУ «Центр занятости населения г. Кемерово» и Управления образования г. Кемерово проводятся ярмарки вакансий рабочих мест для выпускников колледжа. В таблице представлена статистика трудоустройства выпускников по полученной профессии за последние три года.
Таблица
Статистика трудоустройства выпускников ГОУ СПО КПК, в чел. (%)
Наименование специальности Выпуск Трудоустройство (по полученной профессии)
2010 2011 2012 2010 2011 2012
050709. Преподавание в начальных классах 29 31 40 6 25 24
050710. Педагогика дополнительного образования 19 14 16 9 8 14
050303. Иностранный язык 10 7 - 4 2 -
050603. Изобразительное искусство 7 - - 2 - -
050704. Дошкольное образование 19 25 7 10 16 6
050705. Специальное дошкольное образование - 12 8
Всего 84 77 75 31 (37 %) 51 (66,3 %) 52 (69,3 %)
Итак, социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Это важный элемент в формировании современного подхода к профессиональной подготовке будущих педагогов, показатель реальной заинтересованности общества и государства в их
дальнейшем развитии с целью повышения их конкурентоспособности в целом, что отражается на качестве профессиональной подготовки.
Деятельность Совета является отлаженным механизмом социального партнерства в вопросах изучения потребностей образовательных учреждений г. Кемерово и Кемеровской области в специалистах среднего профессионального (педагогического) образования, предварительного распределения выпускников по месту работы, анализа фактического трудоустройства молодых специалистов, их адапта-
ции к рабочему месту. Это позволяет отслеживать происходящие изменения на рынке труда и ориентировать студента на неизбежность непрерывного профессионального образования, что является основным показателем его готовности к профессиональной мобильности, самосовершенствованию.
1. Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. -2008. - № 6 - С. 80-83.
2. Лебедкина Л. Ю. Организация адаптации выпускников к рынку труда в профессиональном колледже[ Электронный ресурс] // Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 20-21 янв. 2012 г.). - URL: © http://anbin.ru/anticles/a_2962.htm (дата обращения 03.05.2013).
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04.10.2000 № 751 [Электронный ресурс]. — URL:: http://base.ganant.ru.
4. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. - 2006.- № 6. - С. 14-18.
5. Попов И. П. Адаптация учащихся учреждений начального профессионального образования к условиям современного сельскохозяйственного производства : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2005.
6. Реморенко И. М. Социальное партнерство в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни. - М.; СПб.: Югорск, 2003. - 128 с.
7. Суворова Е. В. Педагогическая эффективность социального партнерства в среднем профессиональном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
8. Фетисова С. И. Управление педагогической практикой как ситуацией становления социально-педагогической зрелости студента педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2007.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 050146. Преподавание в начальных классах : приказ Министерства образования и науки РФ от 5.11.2009 № 535. - URL: минобрнауки.рф/докумен-ты/1497.
УДК / UDK 377.5 Д. А. Пуряев
D. Puryaev
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ И МЕХАНИЗМ ИХ УЧАСТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
THE INTERACTION OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION WITH THE SOCIAL PARTNERS AND THE MECHANISM OF THEIR PARTICIPATION IN THE IMPLEMENTATION OF VOCATIONAL TRAINING PROGRAMS
В статье рассматриваются формы и направления взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами с целью совершенствования профессиональной подготовки.
The article discusses ways of interaction of educational institutions with social partners in order to improve vocational training of students.
Ключевые слова: взаимодействие, образовательное учреждение, социальные партнеры.
Keywords: interaction, educational institution, social partners.
Среднее профессиональное образование является практико-ориентированным сегментом системы профессионального образования. Его главное предназначение состоит в кадровом обеспечении развития региональной эко-
номики, индивидуального частного предпринимательства, малых форм бизнеса.
Многофункциональность и открытость современной системы профессионального образования требуют реализации новых подходов во взаимодействии с социальными партнерами. Это взаимодействие должно основываться на интеграции производственных технологий и интересов производства в образовательный процесс.
Модель будет эффективной, если:
- все уровни образования одной отрасли находятся в преемственном соподчинении на основе образовательных программ;
- образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов;
- коллективы образовательного учреждения и предприятий сотрудничают на основе принципов взаимодействия, интеграции, кор-