МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АРТЕМЬЕВ И.А.
В данной работе дается попытка комплексного рассмотрения механизма социального партнерства как фактора качественного улучшения профессионального образования.
In the given work attempt of complex consideration of the mechanism of social partnership as factor of qualitative improvement of vocational training is given.
Сегодня система профессионального образования востребована обществом и экономикой. Ее роль в деле подготовки кадров и социализации молодежи трудно переоценить. Учреждения ГОУ СПО сегодня не могут не реагировать на появление нового вектора общественного развития, который ставит перед нами задачу формирования независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуацию, быть патриотом и гражданином своей страны.
Взаимодействие профессиональных образовательных учреждений с субъектами и институтами, органами исполнительной власти, общественными организациями должно быть нацелено на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
На сегодняшний день основополагающей задачей перед ссузом становится создание механизмов, обеспечивающих качество оказываемых образовательных услуг. Особую актуальность, в связи с вышесказанным, приобретают вопросы формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки.
Качество - фундаментальная категория, определяющая все стороны мироздания, факторы социального устройства и деятельности людей. Словосочетание «качество образования», сформулированное в Российской образовательной системе в начале 90-х годов ХХ века и получившее отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» (в редакциях от 1992 и 1996 гг.), породило в сегодняшнем инновационном веке большое количество различных практик, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме.
Качество профессионального образования проявляется, в первую очередь, в уровне востребованности выпускников образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда.
Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынков труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в 1999 г. в Болонский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, в Комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года.
Необходимость интеграции в мировое образовательное пространство вызвала начало реформ в образовании, которые смогли бы решить вопросы академической мобильности, повышения конкурентоспособности и востребованности специалистов. Инновационные процессы в образовании коснулись всех его ступеней. Но при всем различии форм и методов реформирования объединяющим фактором является ориентация образовательной системы на выполнение требований работодателей. На стадии школьного образования это выразилось в реализации профильного и предпрофильного подхода к обучению, на стадиях профессионального образования - в участии работодателей в разработке образовательных стандартов,
Профессиональное образование. Столица | № 10 2010 1
формировании профессионального заказа и целевой подготовки специалистов.
Важно отметить, социальное партнерство, в первую очередь, направлено на привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному взаимодействию и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда. Как отмечает канд. пед. наук Пермяков Е.В., «в условиях рынка труда социальное партнерство становится важнейшим средством повышения качества профессионального образования и адаптации молодых специалистов к новым экономическим условиям. Оно помогает избежать крупных социальных потрясений, сгладить остроту современных общественных и экономических противоречий. Это обеспечивается совместными усилиями социальных партнеров по сохранению кадрового потенциала предприятий, созданием рабочих мест, профессиональным внутрифирменным обучением работников, предоставлением социальных гарантий, высвобождаемым работникам, в том числе направлением их на обучение и переподготовку» [2].
В качестве основных функций социального партнерства в процессе модернизации системы и качественного улучшения профессионального образования можно выделить следующие:
- адаптивная (направлена на адаптацию учреждений профессионального образования к современной социально-экономической ситуации);
- ресурсная (обеспечивающая рынок труда кадрами квалифицированных специалистов);
- интегративная (объединяющая усилия работников профессионального образования, предприятий, профсоюзов, фирм, служб занятости и др. в развитии производства, экономики, культуры через образование, создание единого профессионально-образовательного пространства);
- стабилизирующая (направлена на снижение социальной напряженности и безработицы);
- управленческая (направлена на развитие общественных начал в управлении образованием, повышения качества системы профессионального образования за счет привлечения заинтересованных лиц из числа работодателей к оценке качества образования, коррекции содержания, внедрению новых средств обучения.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации за последние годы было реализовано несколько проектов, преследующих цель ускорения процесса формирования социального диалога и социального партнерства в сфере профессионального образования. В их числе -проект «Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России», осуществляемый при поддержке допоров из различных стран и координируемый Европейским фондом образования; проект Всемирного банка «Реформа системы образования» и проект «Делфи», финансируемый Европейским союзом.
Социальное партнерство понимается нами как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Строительный колледж №12 на протяжении пяти лет достаточно активно взаимодействует со многими социальными партнерами, среди которых можно выделить ЗАО «Трест №26» (компания со дня своего основания в 1992 г., одна из первых в стране, предложила застройщикам полный пакет услуг в строительстве, единовременно выполняя функции заказчика, генерального проектировщика и генерального подрядчика); ЗАО «СУ-155» (в группе сосредоточено сразу несколько крупнейших бизнес-направлений: строительство и девелопмент, промышленность строительных и нерудных материалов, машиностроение, инвестиции в землю, инвестиции в инженерную и коммунальную инфраструктуру); ЗАО «Мосстроймеханизация-5»; ЗАО «Мосстроймеханизация-3»; ОАО «Мосстроймеханизация-4» (основными видами деятельности являются следующие: механизация строительных работ, ремонт строительных машин, монтаж, демонтаж строительной и дорожной техники, перевозка грузов автомобильным транспортом, в т.ч. нефтепродуктов автотопливозаправщиками, техническое обслуживание и ремонт собственного автомобильного транспорта, в т.ч. автотопливозаправщиков); ЗАО «Строймеханизация-4» (основными видами деятельности являются сле-
дующие: выполнение работ и оказания услуг средствами механизации при производстве строительно-монтажных работ, перевозка грузов, ремонт, техническое обслуживание строительных работ и дорожных машин и механизмов, автотранспорта, оборудования и других видов техники); ЗАО «Строймеханизация-1 им. А.Е. Подольского»; ОАО «Управление механизации №8»; ОАО «Управление механизации №4»; ОАО «Управление механизации №3» (основным видом деятельности предприятия с момента организации и по настоящее время является оказание услуг строительным организациям в механизации строительно-монтажных работ путем предоставления башенных и автомобильных кранов); ОАО «Стройтехника»; ОАО «Стром-сервис»; ОАО «Вертикаль»; ОАО ФПК «Сатори» (основными видами деятельности являются следующие: земляные работы, прокладка и перекладка инженерных коммуникаций, снос строений, вывоз строительного мусора, оформление разрешительной документации, а также по завершении строительства - работы по благоустройству); ОАО «Механизация-2».
Социальное партнерство в Строительном колледже №12 выражается не только во взаимодействии с потенциальными работодателями, но и с вузами-партнерами, среди которых необходимо отметить Московский государственный строительный университет (интерес: выпускники НПО и СПО по строительным специальностям); Московский государственный технический университет (МАМИ) (сотрудничество по оказанию помощи студентов по подготовке к поступлению в МГТУ); Московский автомобильно-дорожный институт (интерес: выпускники НПО и СПО по родственным профессиям и специальностям); Московский гуманитарно-экономический институт (интерес: выпускники СПО: менеджеры); Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства (интерес: выпускники НПО и СПО); Российский государственный университет туризма и сервиса (интерес: обучающиеся НПО по профессии 18874 «Столяр»); Московский городской психолого-педагогический университет (интерес: выпускники НПО и СПО); Московский государственный университет геодезии и картографии (интерес: выпускники СПО); Российский государственный социальный университет (интерес: выпускники СПО).
В Строительном колледже №12 взаимодействие с социальными партнерами ведется по трем комплексным направлениям: учебное; материально-техническое и практико-
ориентированное. Итак, во-первых, социальные партнеры принимают активное участие в учебном процессе, участвуют в конференциях проводимых колледжем и входят в состав государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников колледжа. В результате чего часть выпускников ежегодно получают предложения о трудоустройстве уже на этапе государственной аттестации. Более того, в рамках социального партнерства осуществляется не только трудоустройство, но и адаптации к рынку труда выпускников колледжа. Во-вторых, социальные партнеры принимают участие в развитии материальнотехнической базы колледжа. Наличие определенных достижений в данном направлении позволило Строительному колледжу №12 в 2008 г. выиграть конкурс в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В-третьих, ежегодно на базе акционерных обществ закрытого и открытого типов студенты проходят практики, которые носят профессиональноориентированный характер и помогают студентам окончательно определиться со своей будущей профессией и специальностью.
Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности.
Все вышеперечисленные взаимодействия между социальными партнерами и образовательными рынками услуг обусловили необходимость подготовки и переподготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов различных отраслей на основе интегрированной системы обучения, инновационных образовательных технологий и методик с ориентацией на потребности работодателей.
Таким образом, социальное партнерство является рычагом, как минимум, двустороннего
взаимодействия, основной задачей которого является улучшение качества профессионального образования.
Библиографический список:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. -М. 2008.
2. Пермяков Е. В. Развитие социального партнерства как фактор модернизации системы начального профессионального образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Ростов н/Д, 2004, 206 с. РГБ ОД, 61:05-13/1158.
3. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для ВУЗов и ССУЗов (проект). - СПб.: «ЛЭТИ», 2005.
Ключевые слова: социальное партнерство, монторинг качества, качество профессионального образования.
Keywords: social partnership, монторинг qualities, quality of vocational training.