Научная статья на тему 'Особенности социального партнерства бизнеса и учреждений профессионального образования'

Особенности социального партнерства бизнеса и учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеев Д. В., Петрова И. В., Строк В. И.

Статья посвящена вопросам развития социального партнерства в сфере сотрудничества профессионального образования и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеев Д. В., Петрова И. В., Строк В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted questions of development of social partnership in sphere of cooperation of vocational training and business.

Текст научной работы на тему «Особенности социального партнерства бизнеса и учреждений профессионального образования»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА БИЗНЕСА И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРДЕЕВ Д.В., ПЕТРОВА И.В., СТРОК В.И.

Статья посвящена вопросам развития социального партнерства в сфере сотрудничества профессионального образования и бизнеса.

The article is devoted questions of development of social partnership in sphere of cooperation of vocational training and business.

Взаимодействие с бизнес сообществом, оказывающим существенное влияние на качество довузовского профессионального образования, может стать эффективным, если будут определены теоретические основы этого взаимодействия, а также разработаны формы организационно- экономических аспектов взаимодействия ОУ и бизнес партнеров. Последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленности предпринимательства и социальной ответственности предприятий.

Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью - извлечением прибыли, а учитывает человеческий и социальный фактор взаимодействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятий и социальную роль общества в целом. Работодатели несут социальную ответственность перед своими работниками и обществом, способствуют достижению равновесия между экономическими и социальными интересами.

В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает также развитие социального партнерства.

Однако основными проблемами этого развития социального партнерства, наряду с отсутствием необходимой правовой базы, является медленное формирование организационных структур работодателей и недостаточное развитие системы коллективно-трудового регулирования социальнотрудовых отношений в производственных коллективах всех форм собственности. Результатом этого является снижение мотиваций к высокопроизводительному труду, зачастую формальный подход к обучению рабочих кадров и повышения их квалификации. Общая стратегия развития социального партнерства должна базироваться на таких ведущих принципах, как взаимная экономическая ответственность, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность в поведении сторон, солидарность.

Тесное взаимодействие бизнеса и образовательного учреждения необходимо для качественной, полноценной подготовки кадров. Анализ опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений показал, что любое ОУ, вступая в партнерские отношения с бизнесом, ставит перед собой ряд вопросов. В частности:

- в чем состоит повышение эффективности и укрепление связи между ОУ и сферой бизнеса;

- как решить совместную задачу подготовки кадров более высокого уровня, учитывая темп развития экономики;

- как заинтересовать бизнес в ОУ;

- каковы формы и методы взаимодействия;

- какое нормативно-правовое обеспечение этого взаимодействия. Проведенные исследования показали, что взаимодействия бизнеса и ОУ сводится, в основном, оформлению договорных отношений:

- «о намерениях»;

- «о социальном партнерстве».

Социальное партнерство основано на взаимовыгодном и равноправном взаимодействии ОУ со сферой бизнеса. Исследования показали, что социальные партнеры в основном бывают двух типов: потребители кадров и производители материалов.

Социальные партнеры - потребители кадров - это работодатели. Дефицит кадров отмечают большинство работодателей, из них 90 % указывают на острую потребность в рабочих кадрах высокой квалификации. Несмотря на актуальность этой проблемы, систематических исследований рынка труда в России практически не ведется, При этом отсутствует достаточное научное обоснование и эффективные методики измерения развития рынка труда. Предприятия могут дать только

краткосрочные прогнозы по заказу кадров. Это приводит к тому, что ОУ не успевают за изменениями на рынке труда, что снижает эффективность в подготовке кадров.

Социальные партнеры - производители материалов - это фирмы заинтересованные в продвижении своей продукции на потребительском рынке. Они заинтересованы в увеличении подготовки числа специалистов, умеющих работать, именно по их технологиям и с их материалами.

Но анализ опыта взаимодействия бизнес с ОУ показывает, что бизнес-сообщество не торопится вкладывать деньги в профобразование. Это обусловлено в первую очередь тем, что бизнес ожидает от государства финансирования первого профессионального образования за счет налоговых поступлений. По мнению бизнеса, государство несет ответственность за эффективное развитие профессиональной школы и должно следить за тем, чтобы она соответствовала национальным приоритетам. В то же время работодатели, испытывая дефицит квалифицированных кадров, предпочитают вкладывать средства в обучение персонала в учреждениях дополнительного профессионального образования, в существующих учебных центрах профобразования. Крупные фирмы даже создают новые Учебные центры. Примером служат: фирма «Кнауф», Газпром и т.п.

Поэтому ОУ профобразования необходимо подумать о взаимной выгоде, которую может дать более широкое привлечение работодателей к работе с ними. Если работодатели участвуют в формировании учебных программ, в обсуждении средств, методов и технологии производственного обучения, то они в большей степени будут уверены в соответствии его качества своим требованиям. Важно, чтобы бизнес рассматривал профессиональное образование как совместимый и взаимовыгодный проект всех заинтересованных сторон, реализация которого будет способствовать удовлетворению спроса работодателей на квалифицированные кадры. Анализ опыта партнерства Строительного колледжа № 12 показал, что взаимодействие таких социальных партнеров с ОУ сводится в основном к таким действиям как:

- пополнение и совершенствование материально-технической базы»;

- создание на площадях колледжа учебно-тренировочных полигонов, учебных участков на предприятиях для обучения студентов;

- выделение мастеров-наставников из наиболее опытных работников;

- закрепление производственных цехов за учебными группами;

- выделение необходимых материалов, инструментов для производственного обучения в мастерских ОУ;

- внесение предложений по изменению учебных планов и программ с учетом специфики предприятия;

- участие в профориентационной работе;

- участие в итоговой аттестации выпускников;

- заключение договоров с конкретными студентами, предусматривающих ряд дополнительных социальных мер (дополнительные стипендии, бесплатное питание на практике, обеспечение спецодеждой и т.п.), с условием их трудоустройства на данном предприятии после выпуска;

- организация конкурсов профессионального мастерства;

- назначение грандов лучшим студентам;

- проведение ярмарок-вакансий;

- организация экскурсий на предприятия для учащихся общеобразовательных школ и студентов;

- предоставление ОУ документации по выпускаемой продукции;

- предоставление рабочих мест для стажировки педагогических работников;

- формирование краткосрочных и долгосрочных заказов на подготовку кадров по направлениям и объемам, учитывающим перспективу развития предприятий;

- организация курсов по повышению квалификации, подготовке и переподготовке взрослого населения;

- создание попечительских советов, в состав которых входят предприятия;

- совместное создание отраслевых ресурсных центров.

В тоже время устойчивому развитию социального партнерства в системе профессионального образования препятствует ряд факторов:

- призыв юношей после выпуска на службу в армию, не позволяющий им адаптироваться

на предприятиях, что снижает их процент закрепляемости на производстве;

- отсутствие системы прогнозирования рынка труда в перспективе (3 - 4 года); ограничение воз-

можностей ОУ гибко и мобильно корректировать образовательные программы с учетом требований бизнеса к квалификации выпускника;

- несовершенство законодательной базы, значительно снижающее мотивацию руководителей предприятий на сотрудничество с ОУ;

- завышенные требования работодателей к принимаемым на работу (желание иметь в первую очередь уже готового специалиста высокой квалификации);

- неотработанность до конца механизма договорных отношений;

- отсутствие налоговых и иных стимулов для привлечения рабочих кадров.

- отсутствие государственных доплат молодым специалистам (повсеместно применялось в со-

ветское время).

Ряд этих проблем могут решить ресурсные центры. Их отличительной чертой является, в первую очередь, специализация по определенной профессии или отрасли экономики, привлечение бизнеса к формированию и проведению содержания учебных курсов, обмену инновационным опытом при активном сотрудничестве всех поставщиков профессиональных услуг, основываясь на международном опыте (Германии, Великобритании, и т.д.)

Ресурсные центры выполняют следующие задачи:

- налаживание тесных взаимосвязей с работодателями;

- определение специализации ОУ, отражающее потребности экономики и бизнеса;

- улучшение материально-технической базы ОУ;

- повышение качества обучения ;

- анализ рынка труда в целях выявления реальных и перспективных кадровых потребностей;

- проведение упреждающей маркетинговой стратегии применительно к местному бизнес - сообществу;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации различных групп населения.

- освоение инновационных программ и предложений.

Взаимодействие учреждений профессионального образования с бизнесом в вопросах подготовки кадров приобретает особую важность и актуальность по следующим причинам:

- неблагоприятные демографические изменения, подрывающие положение ОУ рынка труда и образовательных услуг;

- с приходом подушевого финансирования любые потери на этих рынках представляют для

ОУ реальную угрозу, делают уязвимыми к рыночным колебаниям.

Привлекая бизнес, образовательные учреждения профессионального образования имеют больше шансов выжить благодаря внедряемым в учебный процесс инновациям, способности качественно обслуживать заказчиков кадров в соответствии с их потребностями и, в конечном счете,- обеспечивать выпускникам широкие возможности для трудоустройства. Для решения этих поставленных задач, экспериментальной группой была разработана анкета. На данный момент мониторинг проведен по 15 предприятиям строительного бизнеса. Это такие предприятия как:

- ЗАО «Мосстроймеханизация - 5»

- ЗАО «Трест №26»

- ЗАО «Моспромстрой»

- ОАО «Вертикаль»

- ЗАО «Строймеханизация - 1 им. А.Е. Подольского»

- ООО ФПК «Сатори»

- ООО Строительная компания «Стрит»

- ЗАО Научно-производственная фирма «СКАД»

- ООО «ВОЛТИ»

- ООО «Строй Проф»

- Государственное унитарное предприятие «СКТБЭ»

- ООО «Солид»

- Государственное унитарное предприятие г. Москвы «Мосгортранс» филиал трамвайное депо

им. Баумана

Анализ проведенного исследования показал, что наиболее востребованными являются также профессии и специальности как:

- машинисты башенных кранов;

- машинисты дорожно-строительных машин;

- слесари по ремонту автомобилей;

- маляры;

- штукатуры;

- плиточники;

- специалисты сухого строительства;

- столяры;

- каменщики;

- бетонщики;

- арматурщики;

- технологи деревообрабатывающего оборудования;

- сметчики;

- техники;

- прорабы;

- инженеры производственно-технического отдела;

- дизайнеры;

- менеджеры;

- столяры-станочники;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- электрики;

- токари;

- фрезеровщики;

- слесари;

- электромонтеры;

- электрогазосварщики;

При этом работодатели предъявляют к выпускнику повышение требования профессионального качества: знание современной техники, современных технологий, современных материалов, умение применять свои знания в практической деятельности, а также личностного качества: умение работать в команде, умение самостоятельно принимать решения, знание ПК, организаторские способности, коммуникабельность, стрессоустойчивость.

В данном направлении работа еще продолжается, и об окончании исследования еще рано говорить.

Сегодня совершенно очевидно, что без законодательно оформленных прав и обязанностей работодателей функционирование системы взаимодействия бизнес структур и образовательных учреждений не может иметь гарантий развития.

Необходимо рассматривать взаимодействие как социальное партнерство, и следовательно во все региональные программы и законы, регулирующие данные сферы деятельности, должны быть внесены изменения в части закрепления механизма подготовки квалифицированных рабочих кадров и участие в этом будущих работодателей.

Для эффективного решения этих проблем должна быть как можно быстрее сформирована общегосударственные, региональные и местные системы коллективно-договорного регулировании социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов по подготовке квалифицированных рабочих кадров.

Кроме того, в связи с отсутствием четкого деления средних профессиональных образовательных учреждений по отраслям и подготовке в колледжах кадров других специальностей, в частности в СК № 12 обучаются не только по строительным специальностям, создает определенные преимущества в образовании. При взаимодействии со структурами бизнеса может быть обеспечен комплексный подход к выбору подготовки востребованных специалистов, будущего персонала (рабочие кадры, специалисты, в том числе экономисты, бухгалтера, пекари.)

Однако для этого должна быть создана продуманная многоуровневая система поддержки предприятий или стимулов для них (в том числе налог на квалификацию и т.д.) Кроме того, сами предприятия должны разрабатывать программы, которые должны включать:

- права и обязанности работодателя по обеспечению условий труда, отдыха, быта, не только для работников, но и студентов, проходящих практику, а также гарантии приема на работу студентов;

- обязанности работодателя по обеспечению прожиточного минимума будущим работникам - ны-

не студентам за счет выплачиваемой заработной платы;

- систему стимулирующих выплат, включая премии, поощрительные и компенсационные выплаты, направленные на повышение квалификации работников;

- взаимодействие социальной инфраструктуры предприятий и учреждений СПО в рамках одного муниципального образования;

- солидарную ответственность работодателя и органов местного самоуправления в комплексном решении вопросов трудоустройства обучающихся.

Таким образом, при дальнейшем проведении исследования будет предложен механизм правового регулирования взаимодействия ОУ и бизнеса на основании комплекса, как новых нормативноправовых документов, так и внесения изменений в уже действующие для адекватного решения проблем социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства на всех уровнях государственного и муниципального управления в их тесном контакте с объединениями работодателей.

Проведенный городским государственным координационным советом мониторинг потребностей рынка труда Москвы в квалифицированных рабочих кадрах показал, что в настоящее время образовательные учреждения среднего профессионального образования только на 25 % удовлетворяют потребность рыночной экономики в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций квалифицированными специалистами невозможно без формирования комплексной системы кадрового воспроизводства, включающей в себя взаимодействие работодателей с системой профессионального образования: развитие учреждениями профессионального образования внутрифирменной корпоративной подготовки кадров.

Хотя молодых специалистов отличает мобильность и коммуникабельность, необходим промежуточный этап становления выпускника. Ведь норма выработки практиканта или выпускника гораздо ниже, чем у рабочих, со стажем. Ранее государство доплачивало в течение полугода за 1-й и 2-й разряды и т.п.

В данный момент такая практика отсутствует. Нехватка у специалистов времени для обучения и наставничества, является основной проблемой, с которой сталкивается большинство коммерческих организаций, привлекающих студентов и выпускников.

Для успешного решения по этому направлению на базе Строительного колледжа № 12 ДО создано Молодёжное Строительное Объединение, имеющее все необходимые лицензии и аттестации. Необходимо грамотно подойти к вопросам организации, адаптации и мотивации молодых специалистов. Руководители, сотрудничающие с молодым коллективом, должны не бояться предлагать выпускникам должность, предполагающую ответственность за определённый участок в процессе самостоятельной работы, на котором специалист может себя проявить. Сегодня среди студентов и выпускников всё больше перспективных, целеустремленных и амбициозных молодых людей, для которых важнее всего профессиональная реализация.

Молодёжные строительные объединения на базе строительных колледжей, как промежуточный этап становления выпускника, являются необходимым и обязательным в формировании комплексной системы кадрового производства, а к тому же ещё и выгодными для колледжа как система дополнительного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.