ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА БИЗНЕСА И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРДЕЕВ Д.В., ПЕТРОВА И.В., СТРОК В.И.
Статья посвящена вопросам развития социального партнерства в сфере сотрудничества профессионального образования и бизнеса.
The article is devoted questions of development of social partnership in sphere of cooperation of vocational training and business.
Взаимодействие с бизнес сообществом, оказывающим существенное влияние на качество довузовского профессионального образования, может стать эффективным, если будут определены теоретические основы этого взаимодействия, а также разработаны формы организационно- экономических аспектов взаимодействия ОУ и бизнес партнеров. Последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленности предпринимательства и социальной ответственности предприятий.
Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью - извлечением прибыли, а учитывает человеческий и социальный фактор взаимодействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятий и социальную роль общества в целом. Работодатели несут социальную ответственность перед своими работниками и обществом, способствуют достижению равновесия между экономическими и социальными интересами.
В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает также развитие социального партнерства.
Однако основными проблемами этого развития социального партнерства, наряду с отсутствием необходимой правовой базы, является медленное формирование организационных структур работодателей и недостаточное развитие системы коллективно-трудового регулирования социальнотрудовых отношений в производственных коллективах всех форм собственности. Результатом этого является снижение мотиваций к высокопроизводительному труду, зачастую формальный подход к обучению рабочих кадров и повышения их квалификации. Общая стратегия развития социального партнерства должна базироваться на таких ведущих принципах, как взаимная экономическая ответственность, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность в поведении сторон, солидарность.
Тесное взаимодействие бизнеса и образовательного учреждения необходимо для качественной, полноценной подготовки кадров. Анализ опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений показал, что любое ОУ, вступая в партнерские отношения с бизнесом, ставит перед собой ряд вопросов. В частности:
- в чем состоит повышение эффективности и укрепление связи между ОУ и сферой бизнеса;
- как решить совместную задачу подготовки кадров более высокого уровня, учитывая темп развития экономики;
- как заинтересовать бизнес в ОУ;
- каковы формы и методы взаимодействия;
- какое нормативно-правовое обеспечение этого взаимодействия. Проведенные исследования показали, что взаимодействия бизнеса и ОУ сводится, в основном, оформлению договорных отношений:
- «о намерениях»;
- «о социальном партнерстве».
Социальное партнерство основано на взаимовыгодном и равноправном взаимодействии ОУ со сферой бизнеса. Исследования показали, что социальные партнеры в основном бывают двух типов: потребители кадров и производители материалов.
Социальные партнеры - потребители кадров - это работодатели. Дефицит кадров отмечают большинство работодателей, из них 90 % указывают на острую потребность в рабочих кадрах высокой квалификации. Несмотря на актуальность этой проблемы, систематических исследований рынка труда в России практически не ведется, При этом отсутствует достаточное научное обоснование и эффективные методики измерения развития рынка труда. Предприятия могут дать только
краткосрочные прогнозы по заказу кадров. Это приводит к тому, что ОУ не успевают за изменениями на рынке труда, что снижает эффективность в подготовке кадров.
Социальные партнеры - производители материалов - это фирмы заинтересованные в продвижении своей продукции на потребительском рынке. Они заинтересованы в увеличении подготовки числа специалистов, умеющих работать, именно по их технологиям и с их материалами.
Но анализ опыта взаимодействия бизнес с ОУ показывает, что бизнес-сообщество не торопится вкладывать деньги в профобразование. Это обусловлено в первую очередь тем, что бизнес ожидает от государства финансирования первого профессионального образования за счет налоговых поступлений. По мнению бизнеса, государство несет ответственность за эффективное развитие профессиональной школы и должно следить за тем, чтобы она соответствовала национальным приоритетам. В то же время работодатели, испытывая дефицит квалифицированных кадров, предпочитают вкладывать средства в обучение персонала в учреждениях дополнительного профессионального образования, в существующих учебных центрах профобразования. Крупные фирмы даже создают новые Учебные центры. Примером служат: фирма «Кнауф», Газпром и т.п.
Поэтому ОУ профобразования необходимо подумать о взаимной выгоде, которую может дать более широкое привлечение работодателей к работе с ними. Если работодатели участвуют в формировании учебных программ, в обсуждении средств, методов и технологии производственного обучения, то они в большей степени будут уверены в соответствии его качества своим требованиям. Важно, чтобы бизнес рассматривал профессиональное образование как совместимый и взаимовыгодный проект всех заинтересованных сторон, реализация которого будет способствовать удовлетворению спроса работодателей на квалифицированные кадры. Анализ опыта партнерства Строительного колледжа № 12 показал, что взаимодействие таких социальных партнеров с ОУ сводится в основном к таким действиям как:
- пополнение и совершенствование материально-технической базы»;
- создание на площадях колледжа учебно-тренировочных полигонов, учебных участков на предприятиях для обучения студентов;
- выделение мастеров-наставников из наиболее опытных работников;
- закрепление производственных цехов за учебными группами;
- выделение необходимых материалов, инструментов для производственного обучения в мастерских ОУ;
- внесение предложений по изменению учебных планов и программ с учетом специфики предприятия;
- участие в профориентационной работе;
- участие в итоговой аттестации выпускников;
- заключение договоров с конкретными студентами, предусматривающих ряд дополнительных социальных мер (дополнительные стипендии, бесплатное питание на практике, обеспечение спецодеждой и т.п.), с условием их трудоустройства на данном предприятии после выпуска;
- организация конкурсов профессионального мастерства;
- назначение грандов лучшим студентам;
- проведение ярмарок-вакансий;
- организация экскурсий на предприятия для учащихся общеобразовательных школ и студентов;
- предоставление ОУ документации по выпускаемой продукции;
- предоставление рабочих мест для стажировки педагогических работников;
- формирование краткосрочных и долгосрочных заказов на подготовку кадров по направлениям и объемам, учитывающим перспективу развития предприятий;
- организация курсов по повышению квалификации, подготовке и переподготовке взрослого населения;
- создание попечительских советов, в состав которых входят предприятия;
- совместное создание отраслевых ресурсных центров.
В тоже время устойчивому развитию социального партнерства в системе профессионального образования препятствует ряд факторов:
- призыв юношей после выпуска на службу в армию, не позволяющий им адаптироваться
на предприятиях, что снижает их процент закрепляемости на производстве;
- отсутствие системы прогнозирования рынка труда в перспективе (3 - 4 года); ограничение воз-
можностей ОУ гибко и мобильно корректировать образовательные программы с учетом требований бизнеса к квалификации выпускника;
- несовершенство законодательной базы, значительно снижающее мотивацию руководителей предприятий на сотрудничество с ОУ;
- завышенные требования работодателей к принимаемым на работу (желание иметь в первую очередь уже готового специалиста высокой квалификации);
- неотработанность до конца механизма договорных отношений;
- отсутствие налоговых и иных стимулов для привлечения рабочих кадров.
- отсутствие государственных доплат молодым специалистам (повсеместно применялось в со-
ветское время).
Ряд этих проблем могут решить ресурсные центры. Их отличительной чертой является, в первую очередь, специализация по определенной профессии или отрасли экономики, привлечение бизнеса к формированию и проведению содержания учебных курсов, обмену инновационным опытом при активном сотрудничестве всех поставщиков профессиональных услуг, основываясь на международном опыте (Германии, Великобритании, и т.д.)
Ресурсные центры выполняют следующие задачи:
- налаживание тесных взаимосвязей с работодателями;
- определение специализации ОУ, отражающее потребности экономики и бизнеса;
- улучшение материально-технической базы ОУ;
- повышение качества обучения ;
- анализ рынка труда в целях выявления реальных и перспективных кадровых потребностей;
- проведение упреждающей маркетинговой стратегии применительно к местному бизнес - сообществу;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации различных групп населения.
- освоение инновационных программ и предложений.
Взаимодействие учреждений профессионального образования с бизнесом в вопросах подготовки кадров приобретает особую важность и актуальность по следующим причинам:
- неблагоприятные демографические изменения, подрывающие положение ОУ рынка труда и образовательных услуг;
- с приходом подушевого финансирования любые потери на этих рынках представляют для
ОУ реальную угрозу, делают уязвимыми к рыночным колебаниям.
Привлекая бизнес, образовательные учреждения профессионального образования имеют больше шансов выжить благодаря внедряемым в учебный процесс инновациям, способности качественно обслуживать заказчиков кадров в соответствии с их потребностями и, в конечном счете,- обеспечивать выпускникам широкие возможности для трудоустройства. Для решения этих поставленных задач, экспериментальной группой была разработана анкета. На данный момент мониторинг проведен по 15 предприятиям строительного бизнеса. Это такие предприятия как:
- ЗАО «Мосстроймеханизация - 5»
- ЗАО «Трест №26»
- ЗАО «Моспромстрой»
- ОАО «Вертикаль»
- ЗАО «Строймеханизация - 1 им. А.Е. Подольского»
- ООО ФПК «Сатори»
- ООО Строительная компания «Стрит»
- ЗАО Научно-производственная фирма «СКАД»
- ООО «ВОЛТИ»
- ООО «Строй Проф»
- Государственное унитарное предприятие «СКТБЭ»
- ООО «Солид»
- Государственное унитарное предприятие г. Москвы «Мосгортранс» филиал трамвайное депо
им. Баумана
Анализ проведенного исследования показал, что наиболее востребованными являются также профессии и специальности как:
- машинисты башенных кранов;
- машинисты дорожно-строительных машин;
- слесари по ремонту автомобилей;
- маляры;
- штукатуры;
- плиточники;
- специалисты сухого строительства;
- столяры;
- каменщики;
- бетонщики;
- арматурщики;
- технологи деревообрабатывающего оборудования;
- сметчики;
- техники;
- прорабы;
- инженеры производственно-технического отдела;
- дизайнеры;
- менеджеры;
- столяры-станочники;
- электрики;
- токари;
- фрезеровщики;
- слесари;
- электромонтеры;
- электрогазосварщики;
При этом работодатели предъявляют к выпускнику повышение требования профессионального качества: знание современной техники, современных технологий, современных материалов, умение применять свои знания в практической деятельности, а также личностного качества: умение работать в команде, умение самостоятельно принимать решения, знание ПК, организаторские способности, коммуникабельность, стрессоустойчивость.
В данном направлении работа еще продолжается, и об окончании исследования еще рано говорить.
Сегодня совершенно очевидно, что без законодательно оформленных прав и обязанностей работодателей функционирование системы взаимодействия бизнес структур и образовательных учреждений не может иметь гарантий развития.
Необходимо рассматривать взаимодействие как социальное партнерство, и следовательно во все региональные программы и законы, регулирующие данные сферы деятельности, должны быть внесены изменения в части закрепления механизма подготовки квалифицированных рабочих кадров и участие в этом будущих работодателей.
Для эффективного решения этих проблем должна быть как можно быстрее сформирована общегосударственные, региональные и местные системы коллективно-договорного регулировании социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов по подготовке квалифицированных рабочих кадров.
Кроме того, в связи с отсутствием четкого деления средних профессиональных образовательных учреждений по отраслям и подготовке в колледжах кадров других специальностей, в частности в СК № 12 обучаются не только по строительным специальностям, создает определенные преимущества в образовании. При взаимодействии со структурами бизнеса может быть обеспечен комплексный подход к выбору подготовки востребованных специалистов, будущего персонала (рабочие кадры, специалисты, в том числе экономисты, бухгалтера, пекари.)
Однако для этого должна быть создана продуманная многоуровневая система поддержки предприятий или стимулов для них (в том числе налог на квалификацию и т.д.) Кроме того, сами предприятия должны разрабатывать программы, которые должны включать:
- права и обязанности работодателя по обеспечению условий труда, отдыха, быта, не только для работников, но и студентов, проходящих практику, а также гарантии приема на работу студентов;
- обязанности работодателя по обеспечению прожиточного минимума будущим работникам - ны-
не студентам за счет выплачиваемой заработной платы;
- систему стимулирующих выплат, включая премии, поощрительные и компенсационные выплаты, направленные на повышение квалификации работников;
- взаимодействие социальной инфраструктуры предприятий и учреждений СПО в рамках одного муниципального образования;
- солидарную ответственность работодателя и органов местного самоуправления в комплексном решении вопросов трудоустройства обучающихся.
Таким образом, при дальнейшем проведении исследования будет предложен механизм правового регулирования взаимодействия ОУ и бизнеса на основании комплекса, как новых нормативноправовых документов, так и внесения изменений в уже действующие для адекватного решения проблем социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства на всех уровнях государственного и муниципального управления в их тесном контакте с объединениями работодателей.
Проведенный городским государственным координационным советом мониторинг потребностей рынка труда Москвы в квалифицированных рабочих кадрах показал, что в настоящее время образовательные учреждения среднего профессионального образования только на 25 % удовлетворяют потребность рыночной экономики в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.
Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций квалифицированными специалистами невозможно без формирования комплексной системы кадрового воспроизводства, включающей в себя взаимодействие работодателей с системой профессионального образования: развитие учреждениями профессионального образования внутрифирменной корпоративной подготовки кадров.
Хотя молодых специалистов отличает мобильность и коммуникабельность, необходим промежуточный этап становления выпускника. Ведь норма выработки практиканта или выпускника гораздо ниже, чем у рабочих, со стажем. Ранее государство доплачивало в течение полугода за 1-й и 2-й разряды и т.п.
В данный момент такая практика отсутствует. Нехватка у специалистов времени для обучения и наставничества, является основной проблемой, с которой сталкивается большинство коммерческих организаций, привлекающих студентов и выпускников.
Для успешного решения по этому направлению на базе Строительного колледжа № 12 ДО создано Молодёжное Строительное Объединение, имеющее все необходимые лицензии и аттестации. Необходимо грамотно подойти к вопросам организации, адаптации и мотивации молодых специалистов. Руководители, сотрудничающие с молодым коллективом, должны не бояться предлагать выпускникам должность, предполагающую ответственность за определённый участок в процессе самостоятельной работы, на котором специалист может себя проявить. Сегодня среди студентов и выпускников всё больше перспективных, целеустремленных и амбициозных молодых людей, для которых важнее всего профессиональная реализация.
Молодёжные строительные объединения на базе строительных колледжей, как промежуточный этап становления выпускника, являются необходимым и обязательным в формировании комплексной системы кадрового производства, а к тому же ещё и выгодными для колледжа как система дополнительного финансирования.