заведений в модернизации страны. От притока в колледжи и техникумы талантливой целеустремленной молодежи, готовой получить качественное образование и востребованную у работодателей специальность, во многом зависит, какими темпами будет развиваться экономика в будущем. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо уже сегодня пересмотреть критерии оценки качества профессионального образования и создать оптимальные условия для его развития.
Мы видим развитие машиностроительного кластера в партнерстве с ООО «ЧТЗ УРАЛ-ТРАКТ», при котором возможно открытие центра сертификации профессиональных квалификаций, центра содействия трудоустрой-
Библиографический список
ству. В рамках кластера работодатель сможет совместно с нами организовывать малые предприятия, учебные участки — совместный бизнес. Немаловажная деталь — банк инновационных технологий. Инновационные разработки, новые технологии, лучшие наставники и выпускники — все должно быть сосредоточено в кластере. Также необходима социальная поддержка лучших студентов и обучающихся, гарантия трудоустройства со стороны предприятия, обновление материально-технической базы в соответствии с современными технологическими требованиями. А самое главное, это даст возможность подготовить высококвалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fcpro.ru/home.
2. Цихан, Т. В. Кластерная теория экономического развития [Электронный ресурс] / Т. В. Цихан // Теория и практика управления. — 2003. — № 5. — Режим доступа: http://www. subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_168.html.
3. Кластерный подход в образовании как форма социального партнерства для повышения востребованности выпускников колледжа : Исследовательский проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zdcollege.ru/documents/doc_14.pdf.
УДК 377+334 В. И. Демин, зам. директора Миасского
машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Челябинск, e-mail: [email protected] М. О. Корявцева, зам. директора МиМК, Челябинская обл., г. Челябинск
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МИАССКОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА г. МИАССА
В статье на основе проблемного анализа научной литературы даются некоторые подходы к определению понятия «социальное партнерство», его мотивов, целей, принципов; рассматриваются интересы участников системы партнерства и представлены наиболее значимые результаты реализации социального партнерства Миасского машиностроительного колледжа и бизнес-сообществ г. Миасса.
Ключевые слова: социальное партнерство; мотивы, цели, принципы социального партнерства; качество профессионального образования.
В настоящее время уровень развития социального партнерства в России можно охарактеризовать как неустойчивый и незавершенный. Сохраняется доминирующая роль государственных структур в формирующей системе регу-
лирования отношений и еще слабая активность работодателей, профсоюзов, общественных ассоциаций. В условиях рыночной экономики только в тесном партнерстве с работодателями становится возможным эффективно реализо-
вать основную функцию учреждений профессионального образования — обеспечение рынка труда кадрами в необходимых объемах и соответствующего качества подготовки.
Создание эффективного механизма социального партнерства предполагает участие учреждений профессионального образования в ассоциациях работодателей, что будет способствовать интеграции и сближению интересов, формированию устойчивой связи мира труда и образования.
В настоящее время появляются и развиваются новые формы организации социального партнерства (кластерный подход, сетевое взаимодействие).
Анализ специальной и педагогической литературы позволил определить ряд подходов к понятию «социальное партнерство».
В словаре-справочнике В. Н. Киселева, В. Г. Смолькова дается определение системы социального партнерства как общественно-политического института гражданского общества [1]. Эта система определяется как «совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов». Согласно энциклопедическому словарю по управлению организацией (под ред.
A. Я. Кибанова), социальное партнерство — это «форма сотрудничества наемных работников, представляемых трудовыми коллективами и профсоюзами, и работодателей, часто объединенных в ассоциации предпринимателей...» [2].
B. В. Андрейченко, Н. И. Горин и др. под социальным партнерством понимают «систему взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры и поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений в сфере труда» [3]. В этом узком смысле социальное партнерство представляет собой технологию регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях и в организациях.
Согласно К. Г. Кязимову и В. Д. Яковлеву, социальное партнерство определяется как «форма гибкого сотрудничества между государственным, некоммерческим и бизнес-секторами, построенная на особой комбинации партнеров с распределением их ролей, ответственности, долей участия и рисков, содержащая как социальные, так и коммерческие аспекты, реализуемые в условиях ограниченности ресурсов» [4; 5].
Анализируя представленные выше определения понятия «социальное партнерство», приходим к выводу: среди специалистов, занимающихся правовым и экономическим регулированием вопросов, связанных с социальным партнерством, нет единого понимания содержания этого понятия.
Рассматривая социальное партнерство в сфере профессионального образования, Е. С. Полтавцева дает ему следующее определение: «это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса» [6]. В своей работе мы опираемся на это определение и рассматриваем социальное партнерство как инструмент, с помощью которого представители разных субъектов собственности и групп населения, имеющих специфические интересы, достигают согласия. При этом субъектами системы социального партнерства в условиях профессионального образования являются: представители работников, их органа и организации; работодатели и их представители; органы государственной и муниципальной власти, их представители; экономически активное население, в т. ч. занятое население и безработные.
Чтобы оптимально выстроить систему социального партнерства, необходимо четко представлять его основные мотивы, цели, принципы реализации. Исследование литературы показывает, что основными мотивами являются возможности проведения управляемой государственной политики в сфере образования и привлечения внебюджетных средств в данную сферу [7]. Главная цель социального партнерства видится в повышении качества профессиональной подготовки, в удовлетворении текущих и перспективных потребностей развивающейся экономики, в решении социальных проблем как для государства в целом, так и для отдельной личности [8]. Общественное назначение системы социального партнерства — воплощение в жизнь целей и задач социального партнерства на основе его принципов, обеспечения на практике эффективного регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Социальное партнерство должно быть основано на принципах соучредительства, попечительства, независимой аттестации выпускников учреждений профессионального образования, их интегрированного финансирования, других эффективных форм взаимодействия [9].
Социальное партнерство в классическом определении уже не может рассматриваться лишь в узких пределах взаимодействия работника и работодателя, так как этот процесс затрагивает интересы учебных заведений СПО и участников образовательного процесса как будущих работников. Все участники выстраиваемой системы социального партнерства имеют свои интересы, свои представления о задаче и роли профессионального образования в обществе.
Так, интересы образовательного учреждения связаны с выполнением функций по организации образовательного процесса и подготовке будущих рабочих и специалистов. Основная миссия, которую осуществляет профессиональное образование в обществе, — подготовка и воспитание гармонично развитого человека, способного найти свое место в жизни, стать полезным для общества, уверенного, что полученная им профессия будет востребована на рынке труда и обеспечит ему достойное существование.
Участие в этом взаимодействии органов местной власти обеспечивает устойчивое поступательное социально-экономическое развитие территории.
Интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся и профсоюзов связан с тем, что качественная профессиональная подготовка дает высокий уровень социализации подростка, в результате чего уменьшаются социальные проблемы, конфликты с работодателями, социальная напряженность. Аналогичный интерес имеет служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку — это и есть заинтересованность государственной службы занятости в становлении системы социального партнерства.
Вышесказанное служит основанием для отнесения образовательных учреждений СПО к субъектам социального партнерства.
Однако нельзя актуализировать содержание профессионального образования, удовлетворяющее социальных партнеров, без их участия в разработке содержания и оценке качества.
По мнению А. Ф. Киселева, необходимо участие социальных партнеров, прежде всего работодателей, и на этапе определения требований к выпускникам, и на этапе их подготовки; нужна помощь в материальном и кадровом обеспечении деятельности учебных заведений, участие в контроле качества образования [8].
Как только люди становятся реальными покупателями образовательных услуг, они начинают жестко контролировать их качество, ориентируются на конечный результат — трудоустройство по вновь полученной профессии или специальности.
Проблема обеспечения качества профессионального образования становится первоочередной задачей органов управления профобразованием, методических служб, каждого образовательного учреждения. Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность образовательного процесса в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп), в развитии и формировании гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности. Качество образования — это соответствие государственным стандартам определенных показателей.
В условиях отсутствия системы базовых предприятий и гарантированного трудоустройства выпускников для большинства учреждений профессионального образования наиболее сложными проблемами становятся самостоятельный поиск социальных партнеров, выстраивание эффективного взаимодействия с ними, управление качеством подготовки рабочих и специалистов в соответствии с требованиями рынка труда.
Одновременно это побуждает систему профобразования к формированию региональных моделей взаимодействия с субъектами рынка труда на основе социального заказа на образовательные услуги. Вот почему темой эксперимента производственно-образовательного кластера Миасского автомеханического техникума (МАМТ), Миасского электромеханического техникума (МЭМТ), Профессионального лицея № 38 (ПЛ N° 38), бизнес-сообщества стало «Моделирование социального партнерства учреждений профессионального образования и бизнес-сообщества в целях обеспечения качества подготовки рабочих и специалистов в рамках проекта "Рабочие нового поколения"» (20092012 гг.). (С марта 2013 г. вышеперечисленные образовательные организации реорганизованы в Миасский машиностроительный колледж — МиМК.)
Основные партнеры МиМК в деле подготовки квалифицированных специалистов — это бизнес-сообщества: ОАО «Автомобильный завод "Урал"»; электротехнический завод ОАО «Миасс-ЭлектроАппарат»; ЗАО «ПАТП»; ЗАО «ПАТО»; ЗАО «Кедр»; ЗАО «Базальт»; ЗАО «ИВЕКО».
С каждым из этих предприятий Миасским машиностроительным колледжем заключен договор о сотрудничестве, определены направления взаимодействия на основе модели оптимизации образовательного процесса [10].
При разработке системы основных мероприятий, направленных на развитие социального партнерства, на основе объективных факторов образовательного процесса вычленены главные направления деятельности:
- создание организационных условий для развития социального партнерства в целях обеспечения качества подготовки рабочих и специалистов;
- осуществление корректировки содержания образования по ходу экспериментальной работы;
- повышение уровней профессиональной компетентности педагогических кадров;
- привлечение специалистов базовых предприятий к реализации проекта «Рабочие нового поколения»;
- анализ особенностей обучающихся, их деятельности, профессиональных компетенций в свете новой образовательной программы «Рабочие нового поколения».
В соответствии с направлениями представлены наиболее значимые результаты реализации социального партнерства.
1. Разработка и обеспечение организационных условий для развития социального партнерства.
1.1. Составлен список специальностей, по которым осуществляется эксперимент: «Автомобиле- и тракторостроение», «Технология машиностроения», «Литейное производство» (МАМТ); «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования по отраслям», «Технология машиностроения» (МЭМТ); «Токарь-универсал», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Электрогазосварщик» (ПЛ № 38).
1.2. Выявлены потребности МАМТ, МЭМТ, ПЛ № 38 в оснащении МТБ, согласно которым приобретены программы «Компас», «Автокад»; созданы и оборудованы кабинеты и лаборатории по специальностям «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования по отраслям», «Технология машиностроения», «Автомобиле-и тракторостроение», «Литейное производство черных и цветных металлов» (МЭМТ, МАМТ).
1.3. Созданы кабинеты «Бережливое производство» (МАМТ), «Интерактивное обучение»
(ПЛ № 38); осуществлен осуществлен монтаж эталонных мест по специальностям 151001 и 140613 (МЭМТ, МАМТи ПЛ № 38).
1.4. Рабочие места обучающихся в мастерских оснащены необходимым оборудованием и инструментом в соответствии с требованиями по подготовке специалистов 4-го разряда по специальностям «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования по отраслям», «Технология машиностроения».
2. Осуществление корректировки содержания образования по ходу экспериментальной работы.
2.1. Разработаны профессиональные компетенции по специальностям 140613, 151001, 150104, 190201.
2.2. Совместно со специалистами профильного предприятия сформированы профессиональные компетенции токаря, слесаря механосборочных работ и электромонтера.
2.3. Разработана и введена новая дисциплина «Основы бережливого производства».
2.4. Разработаны, согласованы и утверждены рабочие программы практик для получения первичных профессиональных навыков и технологий с учетом профессиональных компетенций по профилю специальностей 151001, 140613; программы практик по специальностям 151001, 150104.
2.4. Представлены методические рекомендации и методические пособия для студентов и преподавателей по новым дисциплинам.
2.5. Проведена «Ярмарка педагогических идей» с привлечением специалистов базового предприятия.
3. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. В этом направлении проведено обучение персонала использованию новых педагогических технологий и разработке на их основе дидактического обеспечения учебных программ (для группы педагогов МАМТ, МЭМТ, Пу № 38), а также обучение работе с новой ПС с привлечением специалистов базового предприятия (ряд преподавателей и сотрудников прошли обучение в АНО ЦПП РНП в г. Нижнем Новгороде).
4. Обеспечение привлечения специалистов базовых предприятий к реализации проекта «Рабочие нового поколения».
4.1. В процессе делового сотрудничества с бизнес-сообществом в системе осуществляется:
- совместная разработка учебно-методической документации по профессиям
и специальностям с учетом модели профессиональных компетенций выпускников, разработка учебных планов и программ;
- использование элементов системы «Бережливое производство», принятой на предприятиях «Группы ГАЗ», при организации производственного обучения;
- разработка совместных проектов, позволяющих осуществлять пополнение внебюджетных фондов образовательных учреждений;
- создание механизма контроля подготовки специалистов независимыми экспертными комиссиями совместно с работодателями;
- целевая подготовка специалистов для предприятия, что повышает возможности трудоустройства выпускников;
- систематическое информирование образовательных учреждений о рынке труда, требованиях работодателей;
- трудоустройство выпускников;
- организация стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;
- организация практики обучаемых на оборудовании, действующем в современном секторе экономики.
4.2. Специалисты базовых предприятий:
- принимают участие в модернизации материально-технической базы учебных заведений;
- создают условия для прохождения студентами практики;
- участвуют в эксперименте по реализации проекта «Рабочие нового поколения»;
- осуществляют подбор и согласование тем дипломных проектов: с Главной технической лабораторией — по модернизации действующих технологических процессов по специаль-
Библиографический список
ности 151001 «Технология машиностроения»; с Главным инженером литейного производства — по специальности 150104 «Литейное производство черных и цветных металлов»; с Главным конструктором АЗ «Урал» — по специальности 190201« Автомобиле- и тракторостроение»;
- привлекаются к проведению ИГА.
5. Осуществление совместной с работодателями координационной деятельности, направленной на повышение качества образования и проведение анализа результатов деятельности обучающихся.
5.1. В процессе профессионального обучения осуществлялось:
- изменение структуры подготовки техников;
- диагностический контроль психологической готовности к обучению по системе TPS до начала экспериментального преподавания (контроль на входе) и по истечении трех месяцев экспериментального преподавания (промежуточный контроль).
5.2. В процессе подготовки высококвалифицированных рабочих-техников осуществлялось:
- проведение экзаменов по присвоению рабочих разрядов по профессиям с привлечением специалистов базового предприятия;
- формирование дополнительных профессиональных компетенций специалистов-техников в условиях внедрения философии «бережливого производства».
Индивидуальные достижения студентов можно оценить по результатам олимпиад и конкурсов, научно-практических конференций и мероприятий в рамках проекта «Рабочие нового поколения».
1. Киселев, В. Н. Социальное партнерство : словарь-справочник [Текст] / В. Н. Киселев, В. Г. Смольков. — М. : Экономика, 1999. — 236 с.
2. Кибанов, А. Я. Служба управления персоналом [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, М. В. Ушакова ; под ред. А. Я. Кибанова. — М. : КНОРУС, 2010.
3. Андрейченко, В. В. Особенности формирования и развития социального партнерства в регионе [Текст] / В. В. Андрейченко // Россия в глобальном пространстве : Национальная безопасность и конкурентоспособность : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / Урал. соц.-эконом. ин-т (филиал Академии труда и соц. отношений). — Челябинск, 2007.
4. Кязимов, К. Г. Социальное партнерство на рынке труда [Текст] / К. Г. Кязимов // Профессиональное образование. — 2003. — Прил. № 9. — 46 с.
5. Яковлев, В. Д. Работодатель — образовательное учреждение — учащийся [Текст] / В. Д. Яковлев // Профессиональное образование. — 2003. — № 12. — С. 7.
6. Полтавцева, Е. С. Европейский опыт социального партнерства в профессиональном образовании [Текст] / Е. С. Полтавцева // Профессиональное образование. — 2003. — № 12. — С. 11.
7. Щеголев, В. А. Формирование содержания начального профессионального образования в условиях социального партнерства [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Щеголев. — М., 2003. — 29 с.
8. Киселев, А. Ф. Развивать социальное партнерство : по материалам Второго Всерос. собрания соц. партнеров в области проф. образования [Текст] / А. Ф. Киселев // Профессиональное образование. — 2002. — Прил. № 7.
9. Смирнов, И. П. Партнерство во имя общих целей [Текст] / И. П. Смирнов // Профессиональное образование. — 2003. — № 12. — С. 3.
10. Серкова, Г. Г. Инновационная и экспериментальная работа в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] : уч.-метод. пособие / Г. Г. Серкова ; Челябинский ИРПО. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 204 с.
УДК 377+334 Т. А. Петрова, руководитель практического
обучения и трудоустройства Челябинского колледжа информационно-промышленных технологий и художественных промыслов (ЧКИПТиХП), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
В статье рассматриваются проблемы повышения качества образования на основе социального партнерства, а также соответствия существующего содержания образования возможному и необходимому содержанию, потребностям настоящего и перспективам будущего.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, интеграция стандартов, профессиональная подготовка будущего специалиста, социальное партнерство, формула профессиональной компетентности на основе социального партнерства.
Как известно, главным звеном в достижении более высокого качества обучения является совершенствование содержания профессионального образования. Пока единого подхода к модернизации содержания в профессиональных образовательных учреждениях не сложилось. Идет поиск путей, которые позволят осуществить процесс модернизации образования наиболее целостно и эффективно. И один из таких путей мы видим в интеграции образовательного и профессионального стандартов. Речь идет о соответствии содержания осваиваемых компетенций тем профессиональным задачам, которые будет решать конкретный специалист на производстве. Требования профессионального стандарта в значительной мере должны учитываться при разработке ОПОП, что способствует реализации идеи социального партнерства.
При формировании содержания профессиональной подготовки будущего специалиста необходимо учитывать требования данного региона и конкретного работодателя. Однако первая проблема заключается в том, что учебным заведениям до сих пор определяют контроль-
ные цифры приема и перечень специальностей. Таким образом, складывается ситуация, когда объем, структура и качество подготовки специалистов не соответствуют новым требованиям рынка.
Вторая проблема связана со стратегическими аспектами формирования и развития персонала производственных предприятий, а именно с прогнозированием перспективной потребности в персонале на основании изучения динамики состава и структуры работников. Так, доля работников в возрасте свыше 49 лет в 2006 г. составила около 60 % от общей численности трудящихся. Такая категория работников, как «ученики», исчезла вовсе. Работники в возрасте до 22 лет — это рабочие чаще всего низкой квалификации. Большой удельный вес, около 7 %, имеет группа работников пенсионного возраста, что превышает долю молодых [1]. Проблема старения кадров на наших предприятиях является преобладающей. На многих предприятиях отсутствуют меры по удержанию и закреплению молодежи. Существует нехватка руководителей, специалистов и рабочих высокой квалификации.