Научная статья на тему 'Профессиональное сообщество о компетентности специалиста'

Профессиональное сообщество о компетентности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное сообщество о компетентности специалиста»

изошедших в процессе становления культуры здоровья свидетельствует о том, что в конце экспериментальной работы показатель сформи-рованности ЗОЖ в экспериментальных группах на начальном этапе был ниже, а на среднем и высоком - выше, чем в массовом опыте и в экспериментальных группах (Р < 0,01].

Что же касается качественных изменений в развитии культуры здоровья, то произошли положительные изменения ко всем аспектам культуры здоровья, что свидетельствует об осознании студентами мировоззренческо-нравственного содержания культуры здоровья и ее возможностей в оптимизации всех сфер жизнедеятельности личности и общества.

1. Гордеев В. В. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. - Вып. 5. - Волгоград: Учитель, 2008. - 225 с.

2. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современном учебном заведении: программы, мероприятия, игры. - Изд.2е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 245 с.

3. Кучегашев П. П., Науменко Ю. В., Федоскин И. В. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков. - М.: Глобус, 2009. - 236 с.

4. Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс. - М.: СПб, 2006. - 112 с.

5. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие/ под научной редакцией Э. М. Казина; ред. коллегия: Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова, Т. С. Панина и др.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.

6. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях // Педагогический вестник. - 2005. - № 32. - Кемерово. - 190 с.

7. Воспитание здорового ребенка: традиции и современность в последипломном образовании педагога // Материалы Международного конгресса по валеологии, Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Психологические проблемы валеологии» - СПб., 1999. - С. 35-36

8. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни. Дисс... канд. пед. наук. - Самара, 2000. - 221с.

9. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий. Дисс. канд.пед. наук. - Краснодар, 2004.-152с.

Профессиональное сообщество о компетентности специалиста

X Всероссийская научно-практическая конференция состоялась 23-24 ноября 2011 г. в г. Кемерово. Организаторами конференции выступили Департамент образования и науки Кемеровской области, ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», а также Некоммерческий союз образовательных учреждений «Совет директоров учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Кемеровской области». В работе конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных учреждений, специалисты органов управления образованием, представители научной и педагогической общественности из семи федеральных округов, в том числе из 19 субъектов РФ, а также из двух стран ближнего и дальнего зарубежья (всего - 349 человек].

В рамках конференции были организованы круглые столы «Модернизация системы педагогического образования Кемеровской области» и «Развитие маркетинговых служб и центров по трудоустройству выпускников в учреждениях профессионального образования как основа устранения дисбаланса спроса и предложений на рынке труда», мастер-класс «Профессиональная компетентность: обучение как механизм когнитивной социализации личности», работа секций «Развитие общих и профессиональных компетенций специалиста в условиях реализации ФГОС ПО нового поколения», «Система государственно-частного партнерства и профориентационной деятельности учреждений профессионального образования в повышении престижа довузовского профессионального образования», «Создание эффективной образовательной среды как средства реализации основных профессиональных образовательных программ», «Развитие социально-психологической и здоровьесберегающей компетентности субъектов образовательного процесса как компонента конкурентоспособности специалиста в профессиональной деятельности». Проводилась видеотрансляция пленарной части конференции в режиме реального времени, а также дискуссионный клуб on-line «ИКТ-компетентность будущего специалиста довузовского профессионального образования».

В работе круглого стола «Развитие маркетинговых служб и центров по трудоустройству выпускников в учреждениях профессионального образования как основа устранения дисбаланса спроса и предложений на рынке труда» приняли участие 65 педагогических работников, выступило 15 человек. Свое виденье путей преодоления существующего несоответствия спроса на рынке труда профессионально-квалификационной структуре и качеству подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования представили Ворожищева Е. В. (заместитель директора по УПП ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2»], Пуряев Д. А. (руководитель центра дополнительного образования ГАОУ СПО КО «КузТАГиС»], Шпелева О. Ф. (заместитель директора по уПр ГОУ НПО «ПУ № 16»]. Ельденев М. Л., заместитель директора по УР ФГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический колледж», руководитель межрегионального ресурсного центра по подготовке кадров для угледобывающих предприятий, рассказал о системе мониторинга требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям горной отрасли, которая разработана и реализуется в учреждении. Эффективные формы содействия трудоустройству выпускников были осве-

щены Наумовой Н. Г., заведующей техническим отделением ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка». Наибольший интерес у присутствующих вызвали меры по подготовке обучающихся по дополнительным профессиям, эффективному поведению при поиске рабочего места.

Участниками встречи был рассмотрен проект Положения о шестом семестре НПО, который представляет собой инструмент обеспечения качества профессионального образования, соответствующего задачам модернизации экономики. Шестой семестр - это период времени с 1 февраля по 30 июня третьего года обучения по профессиям начального профессионального образования, срок обучения по которым в соответствии с ФГОС нового поколения составляет два года пять месяцев. Образовательные программы, реализуемые в шестом семестре, могут быть направлены на повышение квалификации по полученной профессии (группы профессий] на следующий рабочий разряд или освоение одного или нескольких дополнительных профессиональных модулей и должны обеспечить подготовку молодого рабочего и успешное выполнение трудовых функций на конкретном рабочем месте. Предполагается обучение в шестом семестре на основе государственно-частного партнерства с участием администрации области и работодателей. Участники круглого стола предложенный проект одобрили.

Организация круглого стола «Модернизация системы педагогического образования Кемеровской области» была обусловлена проблемой обновления и совершенствования подготовки современного педагога, ее чрезвычайной актуальностью в связи с реализацией направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» таких, как: развитие инклюзивного образования, работа с одаренными детьми, внедрением новых ФГОС общего и профессионального образования, введением двухуровневой подготовки в вузах, прикладного бакалавриата.

Премьер-министр дал поручение правительству разработать до 1 декабря Программу модернизации педагогического образования в России на 2012-2013 годы, разрабатываются программы модернизации педагогического образования и в регионах. Поэтому вопросы модернизации педагогического образования обсуждаются на самых разных уровнях: в октябре этого года на Совете Федерации на Правительственном часе прошли слушания по теме «О состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации страны», 21-22 ноября 2011 г. в Москве прошел Форум педагогических вузов России «Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России», в котором приняли участие представители РАО, Министерства образования и науки, Комитета по образованию Государственной думы.

В круглом столе «Модернизация системы педагогического образования Кемеровской области» приняли участие 25 человек, в том числе представители 10 образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы образования Кузбасса. Руководителями круглого стола были Л. Н. Вавилова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО», С. М. Редлих, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», а также Т. Н. Семенкова, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-организационной работе ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Одной из наиболее важных тем обсуждения стало совершенствование образовательного процесса в учреждениях педагогического образования в соответствии с новыми ФГОС общего и профессионального образования, двухуровневой системой подготовки в вузах: новые подходы к организации педагогическая практики, в том числе особенности организации дискретной практики, совершенствование образовательного процесса, использование современных интерактивных, деятельностных, информационно-коммуникационных технологий, оценка качества подготовки педагогических кадров, разработка контрольно-оценочных средств для изучения уровня сформированности компетенций, взаимодействие с работодателями в подготовке современного педагога. Живой интерес вызвала задача создания регионального центра педагогического образования, сформулированная в ноябре 2009 года в Послании президента РФ Федеральному Собранию, когда прозвучала мысль о создании «крупных базовых центров подготовки педагогов». Создание таких центров регионах уже началось, участники выразили свое отношение к данному вопросу. В ходе круглого стола активно обсуждались проблемы трудоустройства и развития профессиональной карьеры молодых педагогов. В выступлении на Совете Федерации министр образования А. А. Фурсенко отметил, что только каждый десятый выпускник по педагогической специальности приходит работать в школу. В радионовостях прошла информация о том, что в 2012 году все учителя ОУ должны будут пройти переаттестацию, предполагается, что «возрастные учителя» (около 20 %] уйдут из школы и освободят места для молодых учителей

- выпускников педвузов и колледжей. Коллеги представили свое видение организации поддержки выпускников педагогических учебных заведений в формирования их профессиональной карьеры.

В работе секции «Развитие общих и профессиональных компетенций специалиста в условиях реализации ФГОС ПО нового поколения» приняло участие 35 человек. Было представлено 12 докладов по проблемам создания условий и разработки механизма мониторинга развития общих и профессиональных компетенций специалиста в условиях реализации ФГОС нового поколения. Участниками секции были затронуты следующие темы: способность к саморазвитию как ключевая профессиональная

компетенция специалиста; создание условий для формирования общих компетенций в соответствии с основной профессиональной образовательной программой учреждения СПО; творческая среда как условие формирования художественных способностей обучающихся; комплексное учебно-методическое обеспечение профессионального модуля; оценивание результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в условиях реализации ФГОС НПО/ СПО нового поколения.

В работе секции «Роль системы государственно-частного партнерства и профориентационной деятельности учреждений профобразования в повышении престижа довузовского профессионального образования» приняли участие 33 человека, из них 9 участников выступили с докладами. Тематика выступлений была выстроена в соответствии с заявленной проблематикой: от рассмотрения вопросов, связанных с организацией социального партнерства образовательного учреждения с работодателями, с другими учреждениями профобразования в рамках сетевого взаимодействия (сеть учреждений профобразования - ресурсный центр - стратегический партнер], к представлению опыта в области профессиональной ориентации подростков и молодежи.

Наибольший интерес у аудитории вызвало выступление Н. В. Мишениной, которая поделилась опытом в сфере реализации социального партнерства в области строительства, раскрыла возможности организации партнерских отношений в условиях профессионального и дополнительного образования. Не менее оживленным было обсуждение доклада И. Л. Жгулевой, представившей опыт профориентационной деятельности (те формы и методы работы, которые считаются традиционными, получили новый взгляд на возможности их модификации и реализации]. Тема современных требований к выпускнику профобразования, выдвигаемых сегодня работодателем, была затронута Е. Н. Мосоловой, мастером производственного обучения профессионального лицея № 25 г. Полысаево, которая некоторое время назад была работодателем. Многие из ее выпускников стали успешными предпринимателями, работают по выбранной ими профессии. Такой положительный опыт подготовки обучающихся к профессиональной деятельности, адаптации на рынке труда заслуживает особого внимания.

Проблематику профессиональной ориентации осветили в своих выступления методисты Центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» Е. В. Понамарева и О. А. Роут. Тему организации профориентационной деятельности продолжили В. И. Сахарова и И. А. Килина (ГОУ «КРИРПО»], представив концепцию профориентационной работы и цели, задачи, созданного в институте центра профориентации и постинтернатного сопровождения. Выступающие ответили на вопросы участников, подчеркнув особенности направлений работы центра - это повышение квалификации ответственных в образовательных учреждениях за профориентацию, выявление и распространения положительного опыта ведения профориентационной работы через конкурсное движение, а также создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа и ориентация их на востребованные в регионе рабочие профессии. Руководители и участники секции отметили актуальность выбранных направлений деятельности центра, перспективность траектории его развития.

Работа секции показала, что для профобразования характерна актуальность проблемы организации социального партнерства, т. к. эффективность регулирования спроса на рабочую силу напрямую зависит от деятельности соцпартнеров: взаимодействия предприятий различных форм собственности (работодателей] с органами управления образования, с организациями содействия занятости населения, с образовательными учреждениями. А также важными являются вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной ориентации обучающихся на востребованные в регионе рабочие профессии.

В ходе конференции состоялся конкурс докладов. Экспертами конкурса выступили лидеры профессионального образования Кузбасса, имеющие почетное звание «заслуженный». Победителями конкурса докладов стали:

- Н. В. Ананьина;

- И. А. Гладкова;

- В. В. Зикратов, Л. Н. Макарова;

- Л. И. Капустина;

- Е. П. Кремзюк;

- Н. В. Мишенина;

- Т. М. Михайлова

- Е. Н. Мосолова;

- С. В. Филипьева.

Уже традиционным для конференции стало проведение мероприятий в формате форумов, дискуссий, горячей линии, разговоров с экспертами посредством сети Интернет в режиме реального времени. В данном формате работники учреждений профессионального образования, научно-исследовательских институтов, органов управления образованием, работодатели, - все, кто заинтересован в инновационном развитии экономики и социальной сферы, могут коллегиально обсудить наиболее острые и спорные проблемы отечественной профшколы и представить эффективный опыт научному и

профессионально-педагогическому сообществу.

В рамках конференции 2011 года на портале профессионального образования Кемеровской области www.krirpo.ru проведена трансляция пленарного совещания. Количество подключений из 17 учреждений профессионального образования. В настоящее время пользователям сети предоставлена возможность просмотреть трансляцию пленарных докладов в записи.

Во время конференции 23-24 ноября 2011 года работал дискуссионный клуб «ИКТ-компетентность будущего специалиста довузовского профессионального образования», включающий также раздел «Информационно-библиотечная деятельность учреждений довузовского профессионального образования согласно требованиям ФГОС нового поколения». Предварительно в открытом доступе были размещены материалы по проблемам эффективного функционирования единой информационно-образовательной среды, информационно-библиотечной деятельности УПО. Пользователям предложены: перечень интернет-ресурсов для работников УПО, рекомендации ФИРО по использованию учебной литературы, рекомендуемые технические мероприятия по созданию единой информационно-образовательной среды и проч. Количество скачиваний загруженных файлов - 418. Количество посещений составило 516 просмотров. Количество тем, заявленных для обсуждения - 36. Наиболее активное обсуждение вызвали вопросы, касающиеся перевода госуслуг в электронный вид, перехода УПО на свободное программное обеспечение, разработки электронных учебников издательствами согласно ФГОС нового поколения, использования международных стандартов ИКТ, а также формирования информационных компетенций обучающихся. В целях повышения эффективности консультационной работы и оптимизации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса Кемеровской области было принято решение предоставить пользователям возможность задавать вопросы в форумах «горячей линии» в круглогодичном режиме на сайте института http://www.krirpo.ru

Обсудив указанные выше вопросы, участники конференции констатировали, что продолжающаяся модернизация экономики и социальной сферы нашей страны требует обеспечения нового, отвечающего современным требованиям качества российского профессионального образования. Достижение этой цели участники конференции связывают прежде всего с последовательной, максимально полной и эффективной реализацией компетентностного подхода к подготовке специалистов и квалифицированных рабочих на всех уровнях отечественной системы профессионального образования.

В рамках конференции состоялось обсуждение проекта закона «Об образовании в РФ». По итогам работы участники совещания внесли предложение просить Министерство образования и науки Российской Федерации:

- формировать нормативно-правовую базу, организационные и финансовые механизмы, обеспечивающие включение ведущих региональных учреждений (организаций] дополнительного профессионального образования в формирующуюся систему базовых центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;

- в ФЗ «Об образовании в РФ» сохранить уровень начального профессионального образования, который может реализовываться как в многоуровневых образовательных учреждениях профессионального образования, так и в учреждениях начального профессионального образования, имеющих статус юридического лица.

Участники конференции одобрили проект Программы модернизации педагогического образования в Кемеровской области на 2012-2013 годы, Концепцию развития центра профориентации и постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа Кемеровской области, Положение о шестом семестре уровня начального профессионального образования, рассмотренные в ходе запланированных мероприятий; посчитали плодотворным состоявшийся обмен мнениями и выразили уверенность в том, что целенаправленная, систематическая работа по обозначенным выше направлениям будет способствовать достижению стратегических ориентиров развития региона и страны в целом. Участники конференции отметили, что в российских регионах накоплен значительный, во многом уникальный, опыт такой работы, требующий обобщения и распространения.

Председатель оргкомитета конференции, доктор педагогических наукк, профессор Т. С. Панина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.