строительных конструкций, способы организации складирования, рабочего места рабочих, определение рабочего радиуса и в целом алгоритм подбора крана и только после этого выбирать оптимальные характеристики крана, соответствующие расчётным параметрам, важно также учитывать наличие данного крана в регионе, либо опереться на передовой зарубежный аналог. И это лишь малая часть той огромной умственной, исследовательской, проектной, профессиональной, производственной деятельности, которую студент демонстрирует в период разработки курсового проекта по междисциплинарному курсу «Проект производства работ».
В ходе изучения тем, связанных с проблемами организации строительства, студентами разрабатывается строительный генеральный план, в котором они учитывают сложные условия плотной застройки городской черты, монтаж конструкций «с колёс», используют наработки по передовой отечественной и зарубежной технике при строительстве в сейсмических районах, строительстве в зимних условиях с применением новейших противоморозных добавок, энергосберегающих технологий возведения зданий.
Таким образом, в ходе выполнения курсового проектирования студент демонстрирует, насколько у него сформированы профессиональные и общие компетенции, необходимые ему как будущему специалисту.
Курсовые проекты, разработанные студентами в ходе освоения профессионального модуля «Участие в проектировании зданий и сооружений», являются исходными данными для разработки выпускной квалификационной работы (дипломного проекта). Преподаватели-консультанты курсовых проектов, много лет проработавшие в проектных и строительных организациях Республики Хакасия, имеют большой производственный опыт, благодаря ему они дают рекомендации студентам, а те в свою очередь добиваются высоких результатов выполнения курсовых и дипломных проектов. Данные проекты выполняются с использованием информационно-коммуникационных технологий (компьютерных программ Autocad, Word), которые позволяют реализовать развивающую парадигму образования, повышают конкурентоспособность выпускников.
Выпускники строительного отделения сельскохозяйственного колледжа (СХК) ХГУ им. Н. Ф. Катанова повышают свой профессиональный уровень в высших учебных заведениях, работают в разных производственных предприятиях и на строительных площадках Республики Хакасия, возводят жилые и общественные здания в городах и сёлах республики и сопредельных регионах, участвуют в реконструкции зданий и сооружений (например, в реконструкции детской художественной школы им. Д. И. Каратанова, концертного зала музыкальной школы г. Абакана), работают на различных объектах Республики Хакасия и соседних регионов, возводят жилые дома, школы, детские сады и больницы.
Строительная отрасль - одна из ведущих составных частей отечественной экономики, её эффективность обеспечивается профессиональной компетентностью специалистов. Профессиональная компетентность выпускников СХК подтверждается их высокой востребованностью на рынке труда, достигающей, по данным Государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения», 95 %.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (квалификация (степень) «техник»): ФГОС СПО 08.02.01 - 2014. Утверждён 11.09.2014 г. - М., 2014.
2. Костыгина, В. В. Анализ проблемы формирования профессиональной компетентности инженера-строителя в процессе учебно-производственных практик / В. В. Костыгина // Интеграция образования. - Саранск, 2009. - № 4. - С. 183-187.
3. Соболева, В. В. Теоретические основы метода сквозного проектирования объектов профессиональной деятельности инженера-строителя при изучении курса общей физики / В. В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - URL: www.science-education.ru/103-6227 (дата обращения: 14.09.2015).
4. Ибрагимов, Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании / Г. И. Ибрагимов // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2007. - Т. 10. - № 3. - С. 361-365.
© Великолуцкая Н. П., 2015 УДК 378.147.88:372864
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Н. М. Врублевская
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрены проблемы организации самостоятельной работы студентов в колледже. Проведён анализ влияния самостоятельной работы при подготовке конкурентоспособного специалиста. Представлены положительные и отрицательные стороны организации самостоятельной работы студентов. Предложены направления актуализации методических рекомендаций и заданий по самостоятельной работе студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, профессиональные компетенции, конкурентоспособный специалист, работодатели, выпускники, вариативность заданий, методические рекомендации, эффективность самостоятельной работы.
В связи с переходом на ФГОС образовательные учреждения большое внимание уделяют проблемам формирования профессиональных компетенций выпускников. Профессиональная компетентность характеризуется уровнем тех знаний, умений и навыков, которые необходимы выпускнику при реализации профессиональных компетенций в период его практической деятельности.
Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить студента что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. С целью формирования компетентного выпускника «необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии, познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов» [1].
Конкурентоспособность выпускника определяется его профессиональной компетентностью, при которой знания и умения должны совмещаться и с навыками общения, и личностным ростом. Поэтому основной целью профессионального образования является формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и развитию качеств конкурентоспособной личности.
В учебном процессе среднего профессионального учебного заведения могут быть использованы несколько видов самостоятельной работы. Например, аудиторная самостоятельная работа выполняется на занятиях в присутствии преподавателя и под его руководством, а внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его участия. Но даже в том случае, если самостоятельная работа выполняется студентом индивидуально, роль преподавателя остаётся всё-таки преобладающей.
Для более качественного выполнения самостоятельной работы студент должен быть обеспечен:
- программой подготовки специалистов среднего звена;
- методическими рекомендациями;
- списком необходимой литературы;
- вопросами для самоконтроля;
- задачами или ситуациями по предложенным темам;
- образцами оформления отчётов или конспектов по самостоятельному изучению тем.
Самостоятельная работа по дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям является логическим продолжением учебных занятий. Расписанием самостоятельная работа не регламентируется, и студент сам выбирает время и продолжительность работы. Благодаря качественно выполненной самостоятельной работе у студента формируются общекультурные и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО, а также умения для успешной будущей профессиональной деятельности.
Современный рынок труда требует от выпускников не только глубокие профессиональные знания, но и мобильное мышление; на производство требуются работники, легко перестраивающиеся на новые технологии. Такие параметры учитываются в федеральных государственных образовательных стандартах СПО. Студенты колледжа знакомятся с особенностями производства в стенах колледжа в ходе выполнения практических и лабораторных работ, а также на базовых предприятиях в ходе учебных и производственных практик, на которые предусмотрено более 50 % учебного времени по всем специальностям колледжа.
Самостоятельная работа студентов является одной из необходимых форм организации образовательного процесса, поэтому необходимо обращать внимание студентов на «её непосредственное влияние на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на неё, самостоятельность оценок и т. д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый успех способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный» [2].
По результатам проведённых бесед с потенциальными работодателями приходим к выводу, что им требуются выпускники инициативные, мобильные, самостоятельные, умеющие работать в команде и легко адаптироваться к новым требованиям и условиям. Поэтому перед каждым преподавателем стоит задача по формированию личности будущего выпускника, способного к саморазвитию. Поэтому требуется, чтобы студент, при самостоятельном изучении темы, проявлял инициативу, мог поставить цели, сформулировать проблемы, мог найти пути их решения.
Организация самостоятельной работы в колледже является одной из актуальных проблем. Так в Стандарте СПО уточнено, что образовательное учреждение «обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения» [3].
Проблема организации самостоятельной работы студентов заключается в том, что не все студенты понимают, с какой целью даётся самостоятельное изучение тех или иных тем, как его выполнять, как найти решение поставленных задач. Следующей проблемой можно назвать мотивацию студентов на самостоятельную деятельность: многим студентам неинтересно выполнять самостоятельные задания и упражнения.
В неэффективности выполнения самостоятельной работы нельзя винить только студентов, зачастую и преподаватели некачественно организуют самостоятельную работу студентов: например, предлагают большой объём заданий, при этом ограничивая сроки их выполнения, или однообразные формы; недостаточно чётко отбирают материал или дают одинаковые задачи для всей группы. Некачественная организация самостоятельной работы приводит чаще всего лишь к конспектированию материала.
Выпускник колледжа любой специальности должен быть готов к регулярной самостоятельной деятельности, например, к внедрению новых производственных процессов, поэтому способность выпускников к самообразованию становится неотъемлемой частью качественной подготовки выпускников.
Выпускники должны быть способны работать в команде и в коллективе, должны уметь быстро решать нестандартные проблемы. «Работодатели, как правило, не довольны качеством работы молодых специалистов. В частности, их не устраивают неумение работать в команде, неспособность эффективно распределить нагрузку, а также ряд других» [2].
Опросы студентов показывает, что большинство из них (более 78 %) выполняли только те задания, которые предложил преподаватель; 7 % опрошенных студентов изучали тему более углублённо; остальные студенты (15 %) списывали выполненные задания у других.
Анализируя ответы студентов, можно с уверенностью сказать, что при самостоятельном изучении тем у многих возникают такие проблемы, как: неинтересная тема, сложные задания, большой объём темы, трудности с умением сосредоточиться, лень, неумение выбрать главное. Поэтому при составлении методических рекомендаций по самостоятельному изучению тем для студентов колледжа преподаватель должен обратить внимание на следующие аспекты:
- слишком большой объём информации;
- отсутствие индивидуального подхода к предложенным заданиям (для некоторых студентов слишком легкие, а для некоторых непосильно трудные);
- однообразность предложенных заданий;
- преобладание только заданий теоретического характера;
- отсутствие творческого подхода студентов при выполнении заданий.
Анализируя трудности, возникающие у студентов, и методические рекомендации, разработанные преподавателями, можно предложить следующие рекомендации по корректировке вышеперечисленных проблем:
- применять вариативность предлагаемых заданий;
- использовать практическую направленность заданий;
- усилить научный характер заданий, опыт решения которых может быть использован далее на курсовом проектировании и при выполнении выпускных квалификационных работ;
- вовлекать к участию студентов с разработанными ими самостоятельно темами на научно-практических конференциях, олимпиадах;
- проводить по темам самостоятельного изучения конкурсы и олимпиады на Неделях по специальностям колледжа;
- предоставлять наиболее заинтересованным студентам возможность выбора индивидуальных заданий. Благодаря качественному выполнению индивидуальных заданий у студентов формируется такая черта, как
самостоятельность. Поэтому грамотная организация самостоятельной работы в колледже повышает уровень профессионального образования будущего специалиста. Эффективность индивидуальной самостоятельной работы определяется не количеством выполненных заданий, а качеством приобретённых знаний и умений, отработанных компетенций.
Конкурентоспособными выпускники станут в ходе самостоятельной работы, в том случае, если преподаватели в колледже будут:
- способствовать развитию у выпускников активной жизненной позиции, проявлению творчества, формированию профессиональных навыков;
- формировать у выпускников потребность к самообразованию;
- реализовывать различные формы самостоятельной работы;
- использовать вариативность предлагаемых заданий.
Таким образом, подготовка конкурентоспособных специалистов невозможна без правильной организации самостоятельной работы студентов колледжа, направленной на стимулирование их творчества и профессионального роста. Только совокупное решение всех рассмотренных проблем сможет сделать самостоятельную работу студентов действительно эффективной и незаменимой частью учебного процесса.
Библиографический список
1. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т. П. Афанасьева, Е. В. Караваева, В. С. Лазарев - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 96 с.
2. Садыкова, О. И. Теоретико-методологические основы развития познавательной самостоятельности студентов в учебном процессе технического вуза / О. И. Садыкова // Сб. науч. работ докторантов, аспирантов и соискателей психолого-педагогических кафедр ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. - С. 109-113.
3. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 - Земельно-имущественные отношения. - 2014. - С. 69.
© Врублевская Н. М., 2015 УДК 378.147:617-089
РОЛЬ И МЕСТО ТЕСТИРОВАНИЯ В РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
ПО ХИРУРГИИ
П. И. Младенцев, О. И. Хабарова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Кафедрой хирургии с курсом урологии, онкологии, травматологии и ортопедии ХГУ им. Н. Ф. Катанова накоплен большой опыт подготовки и применения тестовых заданий в рамках рейтинговой оценки знаний обучающихся. В статье представлены результаты разработки и апробации тестирования при преподавании дисциплин хирургического профиля, анализ ошибок и достижений. Ключевые слова: контрольно-измерительные материалы, тестирование, рейтинг, обучающиеся, качество знаний.
«Чем больше учитель показывает своёму воспитаннику сторон проблемы, тем быстрее у него выработается авторитетное мнение, которое называется клиническим мышлением»
(Б. С. Граков, академик РАМН)
Вхождение России в Болонский процесс активизировал более широкое применение в учебных заведениях контрольно-измерительных материалов (КИМ), преимущественно в виде тестов и задач. Признанная система ECTS (European Credit Transfer System) является прозрачной и объективной для оценки знаний обучающихся. Данная система наиболее полно отражена в тестировании. Однако, на наш взгляд, использование тестов в обучении хирургии требует дальнейшего совершенствования и выбора оптимальных вариантов их применения.
После получения диплома врача начинается процесс последипломного образования в ординатуре или интернатуре. Переход в дальнейшем к аккредитации предусматривает образовательный процесс, продолжающийся в течение всей профессиональной деятельности специалиста. Последипломное медицинское образование в развитых странах проводится в рамках программы, которую так и называют - «непрерывное медицинское образование» (англ. «continuous medical education» - CME) и «непрерывная профессиональная подготовка» (англ. «continuous professional development» - CPD). Особенность CME / CPD заключается в проведении обучения не под наблюдением преподавателя, а в самостоятельном обучении.
Целью настоящей работы является описание опыта применения контрольно-измерительных материалов преподавателями кафедры хирургии с курсом урологии, онкологии, травматологии и ортопедии ХГУ им. Н. Ф. Катанова (далее - кафедра хирургии). Считаем, что использование тестовых заданий для оценивания знаний обучающихся, в том числе и в преподавании дисциплин хирургического профиля, создаёт, в частности, преемственность между вузовским и последипломным образованием (см. об этом ниже).
Проведение промежуточных и итоговых контролей в традиционной форме позволяет проверить более глубокие знания обучаемых, которые, к сожалению, через тесты проверить невозможно, так как в них, как нам думается, невозможно в достаточной степени полно отразить уровень проверяемых знаний.
Однако отказываться от такой формы, как тестирование, тоже нельзя: у него, безусловно, имеются положительные аспекты, в частности такие, как мобильность, оперативность, объективность и др. На кафедре хирургии разработаны тесты закрытого типа с пятью дистракторами, из которых в качестве верных могут быть от одного до пяти. Однако от курса к курсу мы намеренно усложняем этот вид тестовых заданий. Так, на третьем курсе по дисциплине «Общая хирургия, лучевая диагностика» для контроля знаний применяются закрытые тесты с одним правильным ответом. На четвёртых-шестых курсах знания студентов по дисциплинам кафедры оцениваются тестами с одним или несколькими вариантами правильных ответов. Для этого по каждой изучаемой студентами теме разработаны по 30 тестовых заданий, притом для исключения однотипных заданий и с целью их чередования, исключающего механическое запоминание как самих заданий, так и ответов к ним, по каждой теме предлагаются до четырёх вариантов тестов.
Преподавателями кафедры хирургии подготовлены несколько банков тестов по дисциплинам хирургического профиля, которые в зависимости от характера дисциплины и объёма часов, отводимого на её изучение, со-
133