ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 377.5:372.862
РОЛЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
Н. П. Великолуцкая
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается курсовой проект по междисциплинарному курсу «Проект производства работ» как средство формирования профессиональных компетенций студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Ключевые слова: профессиональные компетенции, общие компетенции, курсовой проект, специалист, производственный опыт.
В связи с переходом на новые Федеральные образовательные стандарты ключевой задачей среднего специального образования (далее - СПО) является формирование профессиональных компетенций выпускника, которые становятся важнейшим звеном, определяющим востребованность выпускников на рынке труда. В свою очередь, сказанное определяет эффективность работы учебного заведения.
Не вызывает сомнения тот факт, что основными конкурентными преимуществами выпускника СПО являются практический опыт, профессиональная мобильность, способность применять знания как в стандартных, так и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, выстраивать коммуникацию с членами команды и руководством, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий. Таковы требования работодателей и квалификационные требования Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (квалификация (степень) «техник») [1].
Профессиональная компетентность является интегрированной характеристикой специалиста, а формирование профессиональной компетентности выпускника детерминируется содержанием его производственной деятельности в учебном процессе (см., например, об этом в работе: [2]), одним из видов которой является проектная деятельность [3].
Курсовой проект - один из важнейших этапов профессионального становления будущего специалиста в образовательном процессе, который подразумевает глубокое и объёмное исследование избранной темы, проработку нескольких вариантов технологических схем возводимого здания, методов и способов монтажа, применение оптимального варианта теплоизоляционных материалов, местных экологических материалов и конструкций, выпускаемых в Республике Хакасия, создание производственных ситуаций без нарушений охраны труда и техники безопасности, применение современного автопарка региона с учётом сложных стеснённых условий городской застройки, применение передовых и зарубежных строительных технологий и строительных машин нового поколения. В ходе разработки курсового проекта студент раскрывается как личность, владеющая знаниями требований нормативной литературы, раскрывающая свои организаторские и исполнительские способности.
Профессиональную компетентность можно рассматривать как возможность устанавливать связи между имеющимися знаниями и реальными производственными ситуациями, возникающими в профессиональной деятельности, или, в более широком смысле, как способность найти процедуру решения данной ситуации, возникшей в профессиональной деятельности специалиста [4]. Азы компетенций закладываются, вне всякого сомнения, в период теоретического изучения материала, в частности, когда разбираются в соотношении сложившиеся производственные ситуации в г. Абакане, Республике Хакасия, Красноярском крае, России в целом, приводятся примеры разного рода нарушений в ходе строительства тех или иных объектов или, напротив, демонстрируются положительные примеры организации строительства, применения передовых технологий в сфере строительства и т. д.
Студент, разрабатывая курсовой проект, отрабатывает общие и профессиональные компетенции, необходимые будущему специалисту на производстве. Так, подбирая строительный кран для производства строительных работ, студент должен знать методы монтажа, порядок расположения механизмов и площадок складирования
строительных конструкций, способы организации складирования, рабочего места рабочих, определение рабочего радиуса и в целом алгоритм подбора крана и только после этого выбирать оптимальные характеристики крана, соответствующие расчётным параметрам, важно также учитывать наличие данного крана в регионе, либо опереться на передовой зарубежный аналог. И это лишь малая часть той огромной умственной, исследовательской, проектной, профессиональной, производственной деятельности, которую студент демонстрирует в период разработки курсового проекта по междисциплинарному курсу «Проект производства работ».
В ходе изучения тем, связанных с проблемами организации строительства, студентами разрабатывается строительный генеральный план, в котором они учитывают сложные условия плотной застройки городской черты, монтаж конструкций «с колёс», используют наработки по передовой отечественной и зарубежной технике при строительстве в сейсмических районах, строительстве в зимних условиях с применением новейших противоморозных добавок, энергосберегающих технологий возведения зданий.
Таким образом, в ходе выполнения курсового проектирования студент демонстрирует, насколько у него сформированы профессиональные и общие компетенции, необходимые ему как будущему специалисту.
Курсовые проекты, разработанные студентами в ходе освоения профессионального модуля «Участие в проектировании зданий и сооружений», являются исходными данными для разработки выпускной квалификационной работы (дипломного проекта). Преподаватели-консультанты курсовых проектов, много лет проработавшие в проектных и строительных организациях Республики Хакасия, имеют большой производственный опыт, благодаря ему они дают рекомендации студентам, а те в свою очередь добиваются высоких результатов выполнения курсовых и дипломных проектов. Данные проекты выполняются с использованием информационно-коммуникационных технологий (компьютерных программ Autocad, Word), которые позволяют реализовать развивающую парадигму образования, повышают конкурентоспособность выпускников.
Выпускники строительного отделения сельскохозяйственного колледжа (СХК) ХГУ им. Н. Ф. Катанова повышают свой профессиональный уровень в высших учебных заведениях, работают в разных производственных предприятиях и на строительных площадках Республики Хакасия, возводят жилые и общественные здания в городах и сёлах республики и сопредельных регионах, участвуют в реконструкции зданий и сооружений (например, в реконструкции детской художественной школы им. Д. И. Каратанова, концертного зала музыкальной школы г. Абакана), работают на различных объектах Республики Хакасия и соседних регионов, возводят жилые дома, школы, детские сады и больницы.
Строительная отрасль - одна из ведущих составных частей отечественной экономики, её эффективность обеспечивается профессиональной компетентностью специалистов. Профессиональная компетентность выпускников СХК подтверждается их высокой востребованностью на рынке труда, достигающей, по данным Государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения», 95 %.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (квалификация (степень) «техник»): ФГОС СПО 08.02.01 - 2014. Утверждён 11.09.2014 г. - М., 2014.
2. Костыгина, В. В. Анализ проблемы формирования профессиональной компетентности инженера-строителя в процессе учебно-производственных практик / В. В. Костыгина // Интеграция образования. - Саранск, 2009. - № 4. - С. 183-187.
3. Соболева, В. В. Теоретические основы метода сквозного проектирования объектов профессиональной деятельности инженера-строителя при изучении курса общей физики / В. В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - URL: www.science-education.ru/103-6227 (дата обращения: 14.09.2015).
4. Ибрагимов, Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании / Г. И. Ибрагимов // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2007. - Т. 10. - № 3. - С. 361-365.
© Великолуцкая Н. П., 2015 УДК 378.147.88:372864
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Н. М. Врублевская
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрены проблемы организации самостоятельной работы студентов в колледже. Проведён анализ влияния самостоятельной работы при подготовке конкурентоспособного специалиста. Представлены положительные и отрицательные стороны организации самостоятельной работы студентов. Предложены направления актуализации методических рекомендаций и заданий по самостоятельной работе студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, профессиональные компетенции, конкурентоспособный специалист, работодатели, выпускники, вариативность заданий, методические рекомендации, эффективность самостоятельной работы.