УДК 377.5
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Сенчук Е.Г.
В статье представлена модель формирования социального компетенции на основе организации взаимодействия обучающихся разных курсов (разных уровней профессионального подготовки).
Ключевые слова: согщальная компетенгщя; взаимодействие обучающихся разных курсов; вертикальная педагогика; модель фор-мирования согщальной компетенг{ии.
THE MODEL OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Senchuk E. G.
The article presents a model offormation of social competence on the basis of the organization of interaction of students of different courses (different levels of professional training).
Keywords: social competence; interaction of students of different courses; vertical pedagogy; model of social competence formation.
Введение
Одной из основных, базовых компетенций, отражающих взаимодействие человека и общества, является социальная компетенция, которая универсальна по степени применения и необходима для успешного решения профессиональных задач. В современных отечественных исследованиях социальная компетенция трактуется по-разному. Некоторые ученые (например, Р. Вундерер, Т.Е. Исаева, Л.Ш. Каримова,
Н.П. Клушина и др.) рассматривает социальную компетенцию в широком смысле как совокупность взаимосвязанных компонентов развития личности. Другие (например, В.А. Воробьева, E.H. Григорьева, И.В. Ильина, Дж. Равен и др.) определяют социальную компетенцию как способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе осуществления какой-либо деятельности, акцентируя внимание на отдельных личностных качествах человека. Но и в том и в другом случае социальная компетенция определяется в контексте личностного развития. В данной публикации под социальной компетенцией будем понимать интегративную совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей, мотивов, качеств личности, обеспечивающую готовность специалиста продуктивно взаимодействовать с социумом, нести ответственность за работу коллектива и полученный результат в процессе решения профессиональных зацач.
Анализ исследований, посвященных вопросу структуры и содержания социальной компетенции, а также требований ФГОС СПО [1] позволил определить компоненты социальной компетенции и их содержание (табл. 1). При формировании у обучаемых социальной компетенции необходимо учитывать все структурные элементы этого понятия.
Целью статьи является описание модели формирования социальной компетенции обучающихся профессиональных образовательных организаций.
Материалы и методы исследования
На основе анализа исследований, посвященных вопросу формирования социальных компетенций, можно сделать вывод, что многие авторы (например, Г.Ф. Биктагирова, E.H. Борисенко, Г.А. Жданова, O.A. Иг-натенко, С.А. Учурова и др.) указывают на необходимость создания в образовательном процессе особых условий для реализации компетент-ностнош подхода. Одним из эффективных средств формирования социальной компетенции становится взаимодействие студентов старших и младших курсов техникума, организованное на учебных занятиях и во внеучебное время. Педагогическая модель формирования социальной компетенции на основе взаимодействия обучающихся разных курсов
(с разным уровнем профессиональной подготовки) представляет собой динамическую модель, которая включает в себя несколько компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, результативный.
Таблгща 1
Структура и содержание социальной компетенции
Компоненты социальной компетенции Содержание социальной компетенции
когнитивный, отражает систему усвоенных социальных знаний - знания об обществе, нормах и правилах поведения в нем; - знание психологических приемов успешного общения, бесконфликтного разрешения спорных ситуаций, стимулирования к эффективной деятельности;
деятельно стный, охватывает совокупность освоенных умений, навыков, опыта деятельности, готовность действовать в конкретной ситуации - умение организовывать собственную деятельность; - умение принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях; - готовность нести ответственность за последствия принятых решений; - умение работать в команде; - умение и навыки эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями; - готовность брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполненных заданий; - умение продуктивно действовать в конфликтных ситуациях;
личностный, включает положительную мотивацию к взаимодействию с социумом, совокупность социально-значимых личностных качеств - толерантность, эмпатия, социальная мобильность, способность устанавливать эмоциональный контакт, доброжелательность, рефлексия.
Результаты исследования
При разработке модели формирования социальной компетенции обучающихся учитывается, что социальная компетенция входит в состав основных, базовых компетенций выпускника профессиональных образовательных организаций и необходима для успешного решения профессиональных задач. Новые образовательные Стандарты призваны привести в единство систему профессионального образования и требования работодателей и в полной степени отвечают
запросам современного общества. Реализация компетентностного подхода есть основное условие организации учебного процесса.
Для формирования социальной компетенции необходимо создание специальной среды, которая бы способствовала развитию всех ее компонентов. В.И. Байденко [2, с. 11] отмечает, что компетентностный подход реализуется посредством технологий, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. Определенным потенциалом для формирования социальной компетенции обладает взаимодействие обучающихся разных курсов (разного уровня профессиональной подготовки), при котором становится возможным каждому участнику образовательного процесса стать руководителем и подчиненным, организовывать собственную деятельность и работать в команде, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за работу других и полученные результаты. Дацим характеристику модели.
Целевой компонент включает в себя следующие элементы: цель предложенной модели - формирование социальной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: формирование положительной мотивации к взаимодействию с социальным окружением; представления о нормах и правилах поведения в коллективе, знания прием конструктивного общения; комплекса умений эффективного взаимодействия с социумом; развитие личностных качеств, способствующих взаимодействию с обществом.
Эти задачи определяют принципы, на которых базируется модель формирования социальной компетенции обучающихся профессиональных образовательных организаций. Общепризнанные дидактические принципы (наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой и др.) приобретают особые характеристики в контексте взаимодействия обучающихся разных курсов, а также к ним целесообразно добавить ряд принципов, значимых при организации такого взаимодействия. Рассмотрим дидактические принципы, которыми следует руководствоваться при организации учебно-воспитательного процесса и возможность их реализации на практике: принцип связи теории с практикой
(отбор учебного материала опирается на опыт, полученный студентами старших курсов в процессе обучения и период производственной практики); принцип активности и интерактивности образовательного процесса (взаимодействие обучающихся разных курсов обучения носит субъект-субъектный характер); принцип интеграции (взаимодействие студентов организовывается не только на учебных занятиях, но и во внеучебное время и период производственной практики); принцип сотрудничества (в процессе организации взаимодействия обучающихся акцентируется внимание на приемах успешного общения, бесконфликтного решения спорных ситуаций, эффективных моделях поведения в коллективе); принцип ответственности и продуктивности (каждый участник несет ответственность за процесс и результат совместной работы, согласно своей роли); принцип социализации (использование разных видов взаимодействия студентов, изменение их ролей в процессе организации работы студентов).
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы были определены дидактические условия формирования социальной компетенции обучающихся профессиональных образовательных организаций. К ним относятся, во-первых, субьект-субьект-ная основа взаимодействия обучающихся старших и млацших курсов; во-вторых, использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса, активных и интерактивных методов обучения; в-третьих, организация взаимодействия обучающихся разных курсов на всех этапах обучения (учебные занятия, внеучебная деятельность, учебная и производственная практика, защита курсовых работ).
Содержательный компонент модели формирования социальной компетенции обучающегося профессиональных образовательных организации предусматривает учет потенциала учебных дисциплин при организации взаимодействия студентов разных курсов обучения. Основная цель этого компонента заключается в том, чтобы систематизировать предметное содержание, связанное с социальными знаниями и умениями, личностными качествами. Кроме этого, данный компонент предполагает инструктаж студентов старшего курса при получении роли «наставника» и закреплении за студентами младшего курса, при организации различных видов работ.
Процессуальный компонент модели определяет работу по организация взаимодействия обучающихся разных курсов с целью формирования социальной компетенции. При разработке комплекса форм и методов организации такого взаимодействия учитываются все компоненты социальной компетенции и их содержательное наполнение, особенности учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях, требования работодателей к будущим специалистам.
Охарактеризуем возможные виды работы со студентами в процессе их взаимодействия. За основу возьмем «вертикальную педагогику» Р.Г. Хазанкина: за группой студентов (3-5 человек) закрепляется «наставник» из числа студентов старшего курса, который оказывает помощь в изучении нового материала, иллюстрирует применение полученных знаний в профессиональной деятельности. В учебно-воспитательном процессе используются: проблемная лекция, тематическая дискуссия, деловая игра, практикум, лаборатор-но-практические работы, конференции, коллоквиумы и др.
На учебных занятиях могут быть использованы следующие виды работы. Для студентов старших курсов: подбор теоретического материала и практических (из профессиональной области) задач для мотивации изучения нового материала; подготовка сообщения по теме, изучаемой на младшем курсе; консультирование; отбор и составление задач практико-ориентированного характера для закрепления темы; руководство процессом решения практических задач; контроль и оценка выполнения заданий. Для студентов младших курсов: поиск вариантов решения предложенной задачи под руководством студента старшего курса; подготовка сообщения по изучаемой теме под руководством студента старшего курса.
Во внеучебное время можно использовать следующие виды работ Для студентов старших курсов: руководство учебными и исследовательскими групповыми проектами студентов младших курсов; оценка их результатов; подготовка и участие в конкурсах и научно-практических конференциях (в качестве организатора, капитана команды, члена жюри). Для студентов младших курсов: участие в учебных и исследовательских групповых проектах, творческих
конкурсах, научно-практических конференциях под руководством студентов старшего курса; анализ и рецензия курсовых, выпускных квалификационных работ студентов старшего курса; участие в защите курсовых и выпускных квалификационных работ, научно-практических конференциях в качестве слушателя.
Такая организация процесса обучения дает возможность каждому студенту опробовать на себе разные социальные роли: и роль руководителя, наставника, лидера, и роль участника коллектива, подчиненного, что способствует формированию социальной компетенции, готовит их к будущей профессиональной деятельности.
Результативный компонент модели формирования социальной компетенции предполагает оценивание степени сформированное™ социальной компетенции обучающихся профессиональных образовательных организаций. Основу данного компонента составляет диагностический инструментарий, направленный на оценивание каждого компонента социальной компетенции.
Заключение
Таким образом, представлена характеристика основных компонентов модели формирования социальной компетенции через организацию взаимодействия обучающихся разных курсов (разной степени профессиональной подготовки) в учебно-воспитательном процессе профессиональных образовательных организаций. Описанная выше модель используется при организации процесса обучения в ГБПОУ «Березниковский строительный техникум» г. Березники в 2016-2017, 2017-2018 учебном году. Диагностика, проводимая в начале и конце учебного года позволяет сделать вывод о положительных результатах работы, организованной в данной образовательной организации в соответствии с указанными выше дидактическими условиями.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство
и эксплуатация зданий и сооружений [Электронный ресурс] (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 965). Режим доступа: Система Гарант.
2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
References
1. Federarnyj gosudarstvennyj obrazovaternyj standart srednego profes-sional'nogo obrazovanija po speciarnosti 08.02.01 Stroiterstvo i jek-spluatacija zdanij i sooruzhenij [Federal state educational standard of secondary professional education in 08.02.01 Construction and operation of buildings and constructions] (Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 11 avgusta 2014 g. № 965).
2. Bajdenko V.I. Vyjavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj jetap proektirovanija GOS VPO novogo pokolenija: Meto-dicheskoe posobie [Identification of the composition of the competencies of graduates as a necessary stage in the design of SES HPE of the new generation] M.: Isslcdovatcl'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. 72 s.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Сенчук Елена Ганиевна, аспирант
Пермский государственный национальный исследовательский университет
ул. Букирева, 15. г. Пермь. 614990 Россия egsenchuk(a)mail. ги
DATA ABOUT THE AUTHOR
Senchuk Elena Ganieva, graduate student
Perm state national research University 15. Bukirev Str., Perm, 614990, Russia egsenchuk(a)mail. ru ORCID: 0000-0002-2406-1882