4. Проект концепции развития поликультурного образования в РФ. - URL: http://минобрнауки.рф/документы /841 (дата обращения: 12.03.2017).
5. Комплексная программа развития поликультурного образования. - URL: http:// минобрнауки.рф /документы /841 (дата обращения: 12.03.2017).
6. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования». - URL: http:// минобрнауки.рф /документы /841 (дата обращения: 25.01.2017).
7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: http://www.zakonprost.ru/article/317 (дата обращения: 05.01.2017).
8. Беринская, И. В. Основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Беринская. - Улан-Удэ, 2001. - 27 с.
9. Давлекамова, Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: дис. канд. ... пед. наук / Г. В. Давлекамова. - Астрахань, 1998. - 153 с.
10. Пономарёва, О. И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в поликультурном социуме: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. И. Пономарёва - Уфа, 1999. - 18 с.
11. Харитонов, М. Г. Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы / М. Г. Харитонов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72), ч. 2. - С. 182-186.
12. Волков, Г. Н. Этнокультурное осмысление общечеловеческих ценностей / Г. Н. Волков // Развитие личности. - 2003. - № 2. - С. 235243.
13. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 240 с.
14. Якунчев, М. А. К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов) / М. А. Якунчев, Л. П. Карпушина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. - С. 292-297.
15. Давыдова, О. И. Основные тенденции развития этнопедагогической культуры мышления будущих учителей / О. И. Давыдова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7 (19). - С. 176-179.
16. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. - М., 1999. - 343 с.
17. Серякова, С. Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования: дис. . канд. пед. наук. - Новосибирск, 2002. - 166 с.
18. Хакимов, Э. Р. Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и её формирование у студентов / Э. Р. Хакимов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 74-81.
19. Сибгатуллина, А. А. Формирование культурологической компетенции будущего учителя иностранного языка национальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Сибгатуллина. - М., 2009. - 23 с.
20. Вертякова, Е. Ф. Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей / Е. Ф. Вертякова // Вестник ЧГПУ. - 2008. - № 12. - С. 14-21.
© Мирошниченко В. В., 2017 УДК 377.315:[377.3:372.691]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА
В. А. Никитин
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье характеризуется специфика реализации рабочих программ социально-экономических дисциплин среднего профессионального образования на основе использования принципов компетентностного обучения специалистов строительного профиля. Упор делается на взаимосвязь содержания учебного материала с ценностными ориентирами дисциплин «История» и «Обществознание» по вопросам семьи и нравственности. Обращается внимание на востребованность современным обществом внеаудиторной работы со студентами в целях патриотического воспитания. Определяются возможные инновационные пути формирования социально-экономических компетенций обучающихся. Исследование выполнено на материале обобщения передового педагогического опыта преподавателя В. А. Никитина.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, социально-экономические компетенции, инновация, педагогическое проектирование, передовой педагогический опыт, патриотизм, мемориальные акции, семейные ценности, актуальность, «второй подход».
Основная цель статьи - рассмотрение проблемы инновационных путей формировнаия социально-экономических компетенций студентов колледжей в рамках педагогического проектирования как процесса осуществления педагогических инноваций (в трактовке Р. С. Бондаревской) [1, с. 96].
Проблемам инновационных образовательных и педагогических технологий, педагогического проектирования и их сущностей посвящена разнообразная научная и учебно-методическая литература: монографии, учебные и учебно-методические пособия, практикумы, научные статьи, материалы научно-практических конференций, сборники статей и пр. Из всего разнообразия этих источников приведём лишь часть из них, в которых, на наш взгляд, отражены наиболее важные содержательные особенности расматриваемой нами проблемы [2-10 и
др.].
Не вдаваясь в глубину анализа сущностей рассматриваемых понятий (это сделано, в частности, в указанных выше источниках), заметим, что последнее из них, а именно педагогическое проектирование, трактуется в литературе неоднозначно. Из многих имеющихся трактовок данного понятия остановимся на его определении, предложенном В. Е. Радионовым, которое, как нам кажется, наиболее полно отражает сущность терми-
на. Итак, названный исследователь понимает педагогическое проектирование как вид деятельности, который даёт человеку возможность самоосуществиться, самовыразиться, переосмыслить, с позиций ценностности, предстоящие действия, направленные на достижение определённой цели [11, с. 22]. Обратим также внимание на осмысление рассматриваемого понятия И. А. Колесниковой и М. П. Горчаковой-Сибирской. Важным аспектом в характеристике педагогического проектирования эти учёные считают прогностическую и практико-ориентационную составляющие, и потому при определении этого понятия данные авторы акцентируют внимание на новизне и прогнозируемой востребованности педагогического продукта. Педагогическое проектирование - это «практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, несуществующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности» [12, с. 21].
В литературных источниках педагогическое проектирование рассматривается в двух аспектах: процессуальном (деятельностном) и продуктивном. Первый аспект связан с деятельностью проектировщиков и участников проекта по созданию и реализации инновационного проектирования, второй - с деятельностью тех, кто стремится изменить существующее положение дел и подготовить базу для теоретического осмысления и описания предстоящих изменений в образовательно-воспитательном процессе. В связи со сказанным полагаем, что материалы данной статьи, раскрывающие особенности реализации инновационной системы, которая применяется нами на отделения строительства и эксплуатации зданий и сооружений сельскохозяйственного колледжа (далее - СХК) ХГУ им. Н. Ф. Катанова, отражают первый аспект педагогического проектирования. Указанный подход основан на введении инновационных методов и приёмов обучения и воспитания, востребованных современным обществом в целях формирования будущих высокообразованных и высококультурных специалистов, в том числе будущих профессионалов-строителей. Сказанное обеспечивает равные возможности для реализации индивидуальной траектории образования студентов, овладения ими рефлексией в рамках их будущей профессиональной и личностной деятельности.
Рассмотрение проблемы проведём с опорой на познавательно-учебную деятельность студентов в рамках изучения ими содержания социально-экономических дисциплин и, в частности, «Истории» и «Обществозна-ния». Эти дисциплины осваивается студентами строительного отделения на первом-втором курсах. В рабочих программах указанных дисциплин названы общекультурные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у обучаемых в процессе постижения ими учебного предмета; перечислены фундаментальные категории и понятия, которыми должны владеть студенты; обозначен круг вопросов, раскрывающих содержание дисциплин, - другими словами, всё то, что входит в программу подготовки профессионала-строителя в рамках изучения преподаваемых нами дисциплин.
Рабочие программы социально-экономических дисциплин, изучаемых студентами-строителями на первом курсе, составлены таким образом, чтобы содержание этих учебных предметов было ориентировано на компе-тентностный подход в области изучаемых проблематик, соответствующих современному уровню научного знания, направлено на понимание историографических традиций и опиралось как на традиционные, так и современные исследовательские подходы. Кроме того, названные содержательные ориентация, направленность и опора при изучении студентами-первокурсниками дисциплин социально-экономического блока должны заложить фундамент для усвоения содержания других учебных предметов, причём не только указанного блока.
Формирование необходимого перечня общекультурных и профессиональных компетенций студентов-строителей осуществляется путём реализации многих задач. В их число, в частности, входят: познание и осмысление важнейших событий в истории России, формирование благоприятной социокультурной среды в учебном заведении, создание условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, реализация воспитательного компонента в ходе образовательного процесса и некоторые др. Именно на это это, а также на реализацию творческого опыта, обеспечивающего достижения стабильных положительных результатов, а значит, и эффективности обучения, нацелено содержание рабочих программ дисциплин «История» и «Обществознание», разработанных автором данной статьи. Особое внимание в них обращается на формирование и развитие у студентов в ходе учебного процесса как общекультурных компетенций, так и компетенций социально-исторического характера. С этой целью на наших занятиях мы учим студентов разным приёмам и способам поиска и использования информации, формируем умения применять в образовательных целях информационно-коммуникационные технологии, приучаем работать в коллективе и команде единомышленников, вырабатываем навыки руководства ими, демонстрируем приёмы эффективного общения с партнёрами. Помимо этого, студенты учатся не бояться брать на себя ответственность за работу членов команды, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.
Для достижения прогнозируемых результатов нами предусматривается постоянное совершенствование и корректирование содержания преподаваемых учебных дисциплин, обязательное использование в учебном процессе современных информационных и образовательных технологий, апробация новых форм и методов работы в аудиторной и внеаудиторной работе со студентами, вовлечение их в качестве активных участников в общественно значимые проекты. Наиболее значительным таким проектом в течение нескольких последних лет, эффек-
тивно обеспечивающим личностное и профессиональное развитие потенциала студентов, является разработка и реализация сегмента акции «Абаканский Бессмертный полк» [13] (проводимой в рамках национальной мемориальной акции «Бессмертный полк»), который непосредственно связан с подготовкой и участием в данной акции студетов и преподавателей нашего колледжа. Активное участие студентов строительного отделения СХК ХГУ им. Н. Ф. Катанова в разных мероприятиях по подготовке к данной акции и к другим общественно важным проектам, а также непосредственное участие в них, как показывает наш опыт, не только способствует решению соответствующих образовательно-воспитательных задач, но и обеспечивает реализацию задач по обучению, приобретению и развитию навыков исследовательской деятельности, информационному обеспечению проекта и управлению процессом его реализации.
Вовлечение студентов в разработку и реализацию подобных проектов, по Е. С. Заир-Бек, создаёт условия «для развития и воспитания человека, актуализации его внутренних сил, самоопределения и становления; прогнозирование развития педагогических процессов и систем» [14, с. 10] и развивают, по А. К. Колеченко, «мотивацию учащихся за счёт изменения позиции ученика с пассивной на активную» [4].
В 2017 году в столице Республики Хакасия в пятый раз пройдёт самая скорбная всенародная акция «Бессмертный полк» в память об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Главное событие года, посвящённое 72-й годовщине Победы, объединяет сегодня более пяти тысяч горожан и жителей республики, которые специально в этот день приезжают в г. Абакан, чтобы вспомнить своих родных и близких - тех, кто не дожил до Победы, погиб на полях сражений или ушёл из жизни уже в послевоенное время, а также тех, кто ковал победу в тылу, доблестным трудом обеспечивая всем необходимым родную армию. Напомним, что Президент Российской Федерации, принимающий личное участие в шествиях «Бессмертного полка», назвал акцию самым массовым и патриотическим движением в России.
Применение рассматриваемого направления социально-педагогической работы со студентами колледжа позволяет полноценно реализовать задачи по патриотическому воспитанию современного молодого поколения, формировать у него необходимые морально-нравственные ориентиры, историческое сознание, не замутнённое никакими идеологическими догмами и противоречиями.
По отношению к проводимой нами внеаудиторной социально-патриотической работе, связанной с организацией в нашем колледже патриотически-мемориального движения «Бессмертный полк», его проведением и участием в нём нами определены способы и приёмы совершенствования по формированию компетентностей при изучении социально-экономических дисциплин, в том числе преподаваемых нами истории и обществозна-ния. Содержание учебно-методической работы и управленческой деятельности руководителя проекта, а также их особенности определяются задачами, этапами и обеспечением требуемой нормативной базой, необходимой для участия студентов СХК в движении «Бессмертный полк».
На первом этапе мы проводим анкетирование среди обучаемых, и по содержанию ответов на вопросы анкеты, прежде всего, узнаём мнение студентов о целесообразности проведения в Абакане патриотически-мемориальной акции «Бессмертный полк». Кроме этого, выявляем мнение студентов об эффективности влияния этой акции на учебно-воспитательный процесс в колледже. Анкетирование обучаемых позволяет также увидеть степень взаимосвязи обучающихся и руководителя таких проектов на разных этапах их совместной творческой деятельности. Полученные нами анкетные данные и их анализ позволяют говорить о значимости, актуальности и целесообразности применения анкетирования обучающихся для выявления разных параметров педагогической и воспитательной деятельности преподавателей в частности и учебного заведения в целом.
Полагаем методически обоснованным включение в учебно-воспитательный процесс строительного отделения СХК ХГУ им. Н. Ф. Катанова инновационных форм внеаудиторных занятий, связанных с подготовкой, проведением и участием во всероссийской акциии «Бессмертный полк». Такие занятия способствуют формированию нравственно-патриотических компетенций обучающихся, а опора на семейные ценности служит воспитанию преемственности поколений и формированию благодарной памяти освободителям мира от чёрной чумы. Подобные занятия мы проводим в рамках циклов «Государственная символика» и «Память Победы». Речь идёт об историко-обществоведческих уроках памяти и внеаудиторных социально-патриотических мероприятиях. Так, в рамках изучения социально-экономических дисциплин на строительном отделении сельхозколледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова предусмотрены уроки-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных конфликтов, с представителями семей студентов, чьи родственники принимали участие в Отечественной войне 1941-1945 гг. Нами активно применяются возможности информационной сети по пропаганде и агитации студентов с целью привлечения их к участию в мемориальной акции «Бессмертный полк». Студенты изучают биографии ветеранов, принимавших участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, а также биографии тружеников тыла, приближавших своим титаническим трудом долгожданную победу над врагом. Помимо этого, студентами СХК обобщается опыт семейных традиций по воспитанию чувства патриотизма. Результатами исследований учащихся становятся доклады и сообщения, с которыми они выступают на научно-практических конференциях. Так, в апреле 2015 года студент А. А. Ведерников, а в апреле 2016 года студентка А. А. Макухина приняли участие в научно-практических конференциях, проходивших в нашем колледже.
Современные поколения студентов никогда не видели ужасов и не испытывали тягот войны, они знают о них лишь из книг, фильмов, семейных рассказов о родственниках - участниках Великой Отечественной войны. Разные формы внеаудиторной работы, организуемые с ними, мотивируют их познавательный интерес к истории своей страны, малой родины, семьи и способствуют сохранению преемственности поколений, они служат основой для проведения патриотического воспитания, активизирует ответственность за качество усвоения будущих профессиональных знаний и формирования необходимых умений и навыков. Впечатления от участия в патриотическом движении затрагивают эмоциональную сферу обучающихся. На последующих занятиях мы обсуждаем возможные варианты проведения подобных акций по месту жительства студентов, пытаемся найти подходы к воспитанию патриотических чувств студентов через содержание изучаемых ими дисциплин профессионального блока, в частности, через опору на анализ доступных их восприятию архитектурных форм. Одним из значимых результатов нашей образовательно-воспитательной деятельности считаем объединение знаний, полученных студентами отделения «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» СХК на занятиях по истории и обществознанию и внеаудиторных занятиях, со сформированными у них в рамках освоения дисциплин профессионального блока умениями и навыками для создания архитектурных форм или иных объектов, отражающих память о значимых событиях, произошедших в истории страны, региона, семьи и т. д.
Следствием и результатом проводимой нами работы становится появление так называемого «второго подхода». К нему относится технология «GR-деятельности» (см. об этом подробнее: [15]), под которой понимается установление партнёрских отношений руководителя проекта (в идеале самого учебного заведения) с органами власти, взаимодействие с ними и осуществление информационно-аналитического управления общественно значимыми социальными мероприятиями, а также подготовка и представление экспертной информации. Наряду с этим, технология «GR-деятельности» предполагает создание в учебных заведениях системы среднего специального и высшего профессионального образования подразделений, отвечающих за взаимодействие с органами власти (так называемые GR-отделы).
Задачами деятельности GR-отделов являются следующие: «налаживание коммуникаций с органами власти... формирование и поддержание открытых коммуникационных взаимодействий. осуществление информационно-аналитического управления и маркетинговых мероприятий. мониторинг деятельности органов власти и СМИ... подготовка и представление экспертной информации.» [16, с. 219-220] и др. Эти задачи осуществляются руководителем проекта на соответствующем уровне. К помощи GR-отделов руководитель проекта обращается для получения информации о текущей деятельности органов власти, в частности, о проведения мемориальных акций в г. Абакане, о готовящихся культурно-массовых, общественно-политических и иных программах и проектах, о разработках нормативно-правовых актов в области деятельности общественно-политических организации. Кроме того, консультация и помощь GR-отделов нужна для решения вопросов, связанных с нормативным и этическим аспектами обеспечения проводимых мероприятий. Применение технологии GR-деятельности направлено на создание условий наибольшего благоприятствования для проведения внеаудиторных занятий как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Совместная работа учебного заведения и органов местной власти способствует созданию положительного имиджа учебного заведения в регионе, привлечению к нему внимания со стороны потенциальных абитуриентов. Подобное взаимодействие закладывает основу для организации системных взаимодействий с властью, крайне необходимых для успешной социализации будущих выпускников.
Ограниченный объём времени, отводимый на изучение многих тем дисциплин учебного плана, в том числе истории и обществознания, позволяет компенсировать их образовательно-воспитательные возможности через проведение внеаудиторных занятий, вовлечение студентов в проекты, через организацию исследовательской деятельности учащихся и т. д. Вовлечение студентов в такого рода мероприятия даёт им возможность не только обогатить знания, получить новые способы, приёмы и формы их получения, но и приобрести бесценный опыт общения с другими, научиться взаимодействовать с членами команды / коллективе для достижения общей цели, решения конкретной задачи, то есть социализироваться. Кроме того, принимая активное участие во внеаудиторных мероприятиях, акциях, проектах, учащиеся познают и самих себя как личность, объективно оценивают свои формирующиеся профессиональные и личностные качества и возможности, определяют пути саморазвития и самосовершенствования. Они ответственнее подходят к получению знаний, например, обоснованно предлагают корректировать и конкретизировать изучаемые на занятиях по истории темы о Великой Отечественной войне. Практическая значимость проводимой нами работы заключается в использовании материалов о военных и трудовых биографиях родственников студентов или их земляков, об их семейных патриотических традициях, полученные учащимися в ходе научно-исследовательских работ и собранных нами в течение 2014-2017 учебных годов, на занятиях по истории и обществознанию и во внеаудиторной работе.
Библиографический список
1. Бондаревская, Р. С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности / Р. С. Бондаревская //
Человек и образование. - 2009. - № 4. - С. 94-96.
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
4. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. — СПб.: КАРО, 2002. -368 с. - URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/entsiklopediya-pedagogicheskikh-tekhnologii (дата обращения: 15.12.2016).
5. Суханова, Е. А Инновационные образовательные технологии: теория и практика / Е. А. Суханова и др. - Томск: UFO-Plus, 2008. - 154 с.
6. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
7. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии: учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 250 с.
8. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева// Инновационные педагогические технологии: мат-лы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 161-164.
9. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова. - 4-е изд., испр. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 с.
10. Аникушина, Е. А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: метод. пособие / Е. А. Аникушина [и др.]. - Томск: В-Спектр, 2010. - 212 с.
11. Радионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В, Е. Радионов; С.-Петерб. гос. техн. ун-т. - СПб.: Изд.-полигр. центр СПбГТУ, 1996. - 140 с.
12. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под. ред. И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
13. Абаканский «Бессмертный полк». - URL: http://www.r19.ru/zhurnal/sobytiya/abakanskiy-bessmertnyy-polk/ (дата обращения: 21.11.2016).
14. Заир Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студ. педагогич. бакалавриата, педагогов-практиков / Е. С. Заир Бек. - СПб.: РГПУ, 1995. - 324 с.
15. Ванеев, О.Н. К проблеме взаимодействия органов местного (городского) самоуправления и бизнеса / О. Н. Ванеев. - URL: justicemak-er.ru>view-article.php?id=13&art=5195 (дата обращения: 23.11.2016).
16. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учеб. пособие / под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. - М.: РОССПЭН. 2012. - 407 с.
© Никитин В. А., 2017