Научная статья на тему 'Инновационные пути формирования социально-экономических компетенций у студентов строительного отделения сельскохозяйственного колледжа'

Инновационные пути формирования социально-экономических компетенций у студентов строительного отделения сельскохозяйственного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SOCIO-ECONOMIC COMPETENCE / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INSTRUCTIONAL DESIGN / ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ADVANCED TEACHING EXPERIENCE / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / МЕМОРИАЛЬНЫЕ АКЦИИ / MEMORIAL EVENTS / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / АКТУАЛЬНОСТЬ / RELEVANCE / "ВТОРОЙ ПОДХОД" / "SECOND APPROACH"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Владимир Александрович

В статье характеризуется специфика реализации рабочих программ социально-экономических дисциплин среднего профессионального образования на основе использования принципов компетентностного обучения специалистов строительного профиля. Упор делается на взаимосвязь содержания учебного материала с ценностными ориентирами дисциплин «История» и «Обществознание» по вопросам семьи и нравственности. Обращается внимание на востребованность современным обществом внеаудиторной работы со студентами в целях патриотического воспитания. Определяются возможные инновационные пути формирования социально-экономических компетенций обучающихся. Исследование выполнено на материале обобщения передового педагогического опыта преподавателя В. А. Никитина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Ways of Developing Socio-Economic Competence of Students of the Construction Department of the Agricultural College

The article characterizes peculiarities of the curriculum for socio-economic disciplines of vocational education realized according to the competence principles to train professionals for the construction industry. The focus is on the interrelation between the educational materials and values of family and morality within the framework of such academic disciplines as history and social studies. The author draws attention to the demand of the contemporary society to organize extracurricular students' activities for the purpose of patriotic education. The author also identifies possible innovative ways of developing socio-economic competence of students. The study is carried out to summarize the advanced pedagogical experience of V. A. Nikitin, teacher of the agricultural college.

Текст научной работы на тему «Инновационные пути формирования социально-экономических компетенций у студентов строительного отделения сельскохозяйственного колледжа»

4. Проект концепции развития поликультурного образования в РФ. - URL: http://минобрнауки.рф/документы /841 (дата обращения: 12.03.2017).

5. Комплексная программа развития поликультурного образования. - URL: http:// минобрнауки.рф /документы /841 (дата обращения: 12.03.2017).

6. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования». - URL: http:// минобрнауки.рф /документы /841 (дата обращения: 25.01.2017).

7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: http://www.zakonprost.ru/article/317 (дата обращения: 05.01.2017).

8. Беринская, И. В. Основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Беринская. - Улан-Удэ, 2001. - 27 с.

9. Давлекамова, Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: дис. канд. ... пед. наук / Г. В. Давлекамова. - Астрахань, 1998. - 153 с.

10. Пономарёва, О. И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в поликультурном социуме: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. И. Пономарёва - Уфа, 1999. - 18 с.

11. Харитонов, М. Г. Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы / М. Г. Харитонов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72), ч. 2. - С. 182-186.

12. Волков, Г. Н. Этнокультурное осмысление общечеловеческих ценностей / Г. Н. Волков // Развитие личности. - 2003. - № 2. - С. 235243.

13. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 240 с.

14. Якунчев, М. А. К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов) / М. А. Якунчев, Л. П. Карпушина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. - С. 292-297.

15. Давыдова, О. И. Основные тенденции развития этнопедагогической культуры мышления будущих учителей / О. И. Давыдова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7 (19). - С. 176-179.

16. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. - М., 1999. - 343 с.

17. Серякова, С. Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования: дис. . канд. пед. наук. - Новосибирск, 2002. - 166 с.

18. Хакимов, Э. Р. Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и её формирование у студентов / Э. Р. Хакимов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 74-81.

19. Сибгатуллина, А. А. Формирование культурологической компетенции будущего учителя иностранного языка национальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Сибгатуллина. - М., 2009. - 23 с.

20. Вертякова, Е. Ф. Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей / Е. Ф. Вертякова // Вестник ЧГПУ. - 2008. - № 12. - С. 14-21.

© Мирошниченко В. В., 2017 УДК 377.315:[377.3:372.691]

ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА

В. А. Никитин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье характеризуется специфика реализации рабочих программ социально-экономических дисциплин среднего профессионального образования на основе использования принципов компетентностного обучения специалистов строительного профиля. Упор делается на взаимосвязь содержания учебного материала с ценностными ориентирами дисциплин «История» и «Обществознание» по вопросам семьи и нравственности. Обращается внимание на востребованность современным обществом внеаудиторной работы со студентами в целях патриотического воспитания. Определяются возможные инновационные пути формирования социально-экономических компетенций обучающихся. Исследование выполнено на материале обобщения передового педагогического опыта преподавателя В. А. Никитина.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, социально-экономические компетенции, инновация, педагогическое проектирование, передовой педагогический опыт, патриотизм, мемориальные акции, семейные ценности, актуальность, «второй подход».

Основная цель статьи - рассмотрение проблемы инновационных путей формировнаия социально-экономических компетенций студентов колледжей в рамках педагогического проектирования как процесса осуществления педагогических инноваций (в трактовке Р. С. Бондаревской) [1, с. 96].

Проблемам инновационных образовательных и педагогических технологий, педагогического проектирования и их сущностей посвящена разнообразная научная и учебно-методическая литература: монографии, учебные и учебно-методические пособия, практикумы, научные статьи, материалы научно-практических конференций, сборники статей и пр. Из всего разнообразия этих источников приведём лишь часть из них, в которых, на наш взгляд, отражены наиболее важные содержательные особенности расматриваемой нами проблемы [2-10 и

др.].

Не вдаваясь в глубину анализа сущностей рассматриваемых понятий (это сделано, в частности, в указанных выше источниках), заметим, что последнее из них, а именно педагогическое проектирование, трактуется в литературе неоднозначно. Из многих имеющихся трактовок данного понятия остановимся на его определении, предложенном В. Е. Радионовым, которое, как нам кажется, наиболее полно отражает сущность терми-

на. Итак, названный исследователь понимает педагогическое проектирование как вид деятельности, который даёт человеку возможность самоосуществиться, самовыразиться, переосмыслить, с позиций ценностности, предстоящие действия, направленные на достижение определённой цели [11, с. 22]. Обратим также внимание на осмысление рассматриваемого понятия И. А. Колесниковой и М. П. Горчаковой-Сибирской. Важным аспектом в характеристике педагогического проектирования эти учёные считают прогностическую и практико-ориентационную составляющие, и потому при определении этого понятия данные авторы акцентируют внимание на новизне и прогнозируемой востребованности педагогического продукта. Педагогическое проектирование - это «практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, несуществующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности» [12, с. 21].

В литературных источниках педагогическое проектирование рассматривается в двух аспектах: процессуальном (деятельностном) и продуктивном. Первый аспект связан с деятельностью проектировщиков и участников проекта по созданию и реализации инновационного проектирования, второй - с деятельностью тех, кто стремится изменить существующее положение дел и подготовить базу для теоретического осмысления и описания предстоящих изменений в образовательно-воспитательном процессе. В связи со сказанным полагаем, что материалы данной статьи, раскрывающие особенности реализации инновационной системы, которая применяется нами на отделения строительства и эксплуатации зданий и сооружений сельскохозяйственного колледжа (далее - СХК) ХГУ им. Н. Ф. Катанова, отражают первый аспект педагогического проектирования. Указанный подход основан на введении инновационных методов и приёмов обучения и воспитания, востребованных современным обществом в целях формирования будущих высокообразованных и высококультурных специалистов, в том числе будущих профессионалов-строителей. Сказанное обеспечивает равные возможности для реализации индивидуальной траектории образования студентов, овладения ими рефлексией в рамках их будущей профессиональной и личностной деятельности.

Рассмотрение проблемы проведём с опорой на познавательно-учебную деятельность студентов в рамках изучения ими содержания социально-экономических дисциплин и, в частности, «Истории» и «Обществозна-ния». Эти дисциплины осваивается студентами строительного отделения на первом-втором курсах. В рабочих программах указанных дисциплин названы общекультурные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у обучаемых в процессе постижения ими учебного предмета; перечислены фундаментальные категории и понятия, которыми должны владеть студенты; обозначен круг вопросов, раскрывающих содержание дисциплин, - другими словами, всё то, что входит в программу подготовки профессионала-строителя в рамках изучения преподаваемых нами дисциплин.

Рабочие программы социально-экономических дисциплин, изучаемых студентами-строителями на первом курсе, составлены таким образом, чтобы содержание этих учебных предметов было ориентировано на компе-тентностный подход в области изучаемых проблематик, соответствующих современному уровню научного знания, направлено на понимание историографических традиций и опиралось как на традиционные, так и современные исследовательские подходы. Кроме того, названные содержательные ориентация, направленность и опора при изучении студентами-первокурсниками дисциплин социально-экономического блока должны заложить фундамент для усвоения содержания других учебных предметов, причём не только указанного блока.

Формирование необходимого перечня общекультурных и профессиональных компетенций студентов-строителей осуществляется путём реализации многих задач. В их число, в частности, входят: познание и осмысление важнейших событий в истории России, формирование благоприятной социокультурной среды в учебном заведении, создание условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, реализация воспитательного компонента в ходе образовательного процесса и некоторые др. Именно на это это, а также на реализацию творческого опыта, обеспечивающего достижения стабильных положительных результатов, а значит, и эффективности обучения, нацелено содержание рабочих программ дисциплин «История» и «Обществознание», разработанных автором данной статьи. Особое внимание в них обращается на формирование и развитие у студентов в ходе учебного процесса как общекультурных компетенций, так и компетенций социально-исторического характера. С этой целью на наших занятиях мы учим студентов разным приёмам и способам поиска и использования информации, формируем умения применять в образовательных целях информационно-коммуникационные технологии, приучаем работать в коллективе и команде единомышленников, вырабатываем навыки руководства ими, демонстрируем приёмы эффективного общения с партнёрами. Помимо этого, студенты учатся не бояться брать на себя ответственность за работу членов команды, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.

Для достижения прогнозируемых результатов нами предусматривается постоянное совершенствование и корректирование содержания преподаваемых учебных дисциплин, обязательное использование в учебном процессе современных информационных и образовательных технологий, апробация новых форм и методов работы в аудиторной и внеаудиторной работе со студентами, вовлечение их в качестве активных участников в общественно значимые проекты. Наиболее значительным таким проектом в течение нескольких последних лет, эффек-

тивно обеспечивающим личностное и профессиональное развитие потенциала студентов, является разработка и реализация сегмента акции «Абаканский Бессмертный полк» [13] (проводимой в рамках национальной мемориальной акции «Бессмертный полк»), который непосредственно связан с подготовкой и участием в данной акции студетов и преподавателей нашего колледжа. Активное участие студентов строительного отделения СХК ХГУ им. Н. Ф. Катанова в разных мероприятиях по подготовке к данной акции и к другим общественно важным проектам, а также непосредственное участие в них, как показывает наш опыт, не только способствует решению соответствующих образовательно-воспитательных задач, но и обеспечивает реализацию задач по обучению, приобретению и развитию навыков исследовательской деятельности, информационному обеспечению проекта и управлению процессом его реализации.

Вовлечение студентов в разработку и реализацию подобных проектов, по Е. С. Заир-Бек, создаёт условия «для развития и воспитания человека, актуализации его внутренних сил, самоопределения и становления; прогнозирование развития педагогических процессов и систем» [14, с. 10] и развивают, по А. К. Колеченко, «мотивацию учащихся за счёт изменения позиции ученика с пассивной на активную» [4].

В 2017 году в столице Республики Хакасия в пятый раз пройдёт самая скорбная всенародная акция «Бессмертный полк» в память об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Главное событие года, посвящённое 72-й годовщине Победы, объединяет сегодня более пяти тысяч горожан и жителей республики, которые специально в этот день приезжают в г. Абакан, чтобы вспомнить своих родных и близких - тех, кто не дожил до Победы, погиб на полях сражений или ушёл из жизни уже в послевоенное время, а также тех, кто ковал победу в тылу, доблестным трудом обеспечивая всем необходимым родную армию. Напомним, что Президент Российской Федерации, принимающий личное участие в шествиях «Бессмертного полка», назвал акцию самым массовым и патриотическим движением в России.

Применение рассматриваемого направления социально-педагогической работы со студентами колледжа позволяет полноценно реализовать задачи по патриотическому воспитанию современного молодого поколения, формировать у него необходимые морально-нравственные ориентиры, историческое сознание, не замутнённое никакими идеологическими догмами и противоречиями.

По отношению к проводимой нами внеаудиторной социально-патриотической работе, связанной с организацией в нашем колледже патриотически-мемориального движения «Бессмертный полк», его проведением и участием в нём нами определены способы и приёмы совершенствования по формированию компетентностей при изучении социально-экономических дисциплин, в том числе преподаваемых нами истории и обществозна-ния. Содержание учебно-методической работы и управленческой деятельности руководителя проекта, а также их особенности определяются задачами, этапами и обеспечением требуемой нормативной базой, необходимой для участия студентов СХК в движении «Бессмертный полк».

На первом этапе мы проводим анкетирование среди обучаемых, и по содержанию ответов на вопросы анкеты, прежде всего, узнаём мнение студентов о целесообразности проведения в Абакане патриотически-мемориальной акции «Бессмертный полк». Кроме этого, выявляем мнение студентов об эффективности влияния этой акции на учебно-воспитательный процесс в колледже. Анкетирование обучаемых позволяет также увидеть степень взаимосвязи обучающихся и руководителя таких проектов на разных этапах их совместной творческой деятельности. Полученные нами анкетные данные и их анализ позволяют говорить о значимости, актуальности и целесообразности применения анкетирования обучающихся для выявления разных параметров педагогической и воспитательной деятельности преподавателей в частности и учебного заведения в целом.

Полагаем методически обоснованным включение в учебно-воспитательный процесс строительного отделения СХК ХГУ им. Н. Ф. Катанова инновационных форм внеаудиторных занятий, связанных с подготовкой, проведением и участием во всероссийской акциии «Бессмертный полк». Такие занятия способствуют формированию нравственно-патриотических компетенций обучающихся, а опора на семейные ценности служит воспитанию преемственности поколений и формированию благодарной памяти освободителям мира от чёрной чумы. Подобные занятия мы проводим в рамках циклов «Государственная символика» и «Память Победы». Речь идёт об историко-обществоведческих уроках памяти и внеаудиторных социально-патриотических мероприятиях. Так, в рамках изучения социально-экономических дисциплин на строительном отделении сельхозколледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова предусмотрены уроки-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных конфликтов, с представителями семей студентов, чьи родственники принимали участие в Отечественной войне 1941-1945 гг. Нами активно применяются возможности информационной сети по пропаганде и агитации студентов с целью привлечения их к участию в мемориальной акции «Бессмертный полк». Студенты изучают биографии ветеранов, принимавших участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, а также биографии тружеников тыла, приближавших своим титаническим трудом долгожданную победу над врагом. Помимо этого, студентами СХК обобщается опыт семейных традиций по воспитанию чувства патриотизма. Результатами исследований учащихся становятся доклады и сообщения, с которыми они выступают на научно-практических конференциях. Так, в апреле 2015 года студент А. А. Ведерников, а в апреле 2016 года студентка А. А. Макухина приняли участие в научно-практических конференциях, проходивших в нашем колледже.

Современные поколения студентов никогда не видели ужасов и не испытывали тягот войны, они знают о них лишь из книг, фильмов, семейных рассказов о родственниках - участниках Великой Отечественной войны. Разные формы внеаудиторной работы, организуемые с ними, мотивируют их познавательный интерес к истории своей страны, малой родины, семьи и способствуют сохранению преемственности поколений, они служат основой для проведения патриотического воспитания, активизирует ответственность за качество усвоения будущих профессиональных знаний и формирования необходимых умений и навыков. Впечатления от участия в патриотическом движении затрагивают эмоциональную сферу обучающихся. На последующих занятиях мы обсуждаем возможные варианты проведения подобных акций по месту жительства студентов, пытаемся найти подходы к воспитанию патриотических чувств студентов через содержание изучаемых ими дисциплин профессионального блока, в частности, через опору на анализ доступных их восприятию архитектурных форм. Одним из значимых результатов нашей образовательно-воспитательной деятельности считаем объединение знаний, полученных студентами отделения «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» СХК на занятиях по истории и обществознанию и внеаудиторных занятиях, со сформированными у них в рамках освоения дисциплин профессионального блока умениями и навыками для создания архитектурных форм или иных объектов, отражающих память о значимых событиях, произошедших в истории страны, региона, семьи и т. д.

Следствием и результатом проводимой нами работы становится появление так называемого «второго подхода». К нему относится технология «GR-деятельности» (см. об этом подробнее: [15]), под которой понимается установление партнёрских отношений руководителя проекта (в идеале самого учебного заведения) с органами власти, взаимодействие с ними и осуществление информационно-аналитического управления общественно значимыми социальными мероприятиями, а также подготовка и представление экспертной информации. Наряду с этим, технология «GR-деятельности» предполагает создание в учебных заведениях системы среднего специального и высшего профессионального образования подразделений, отвечающих за взаимодействие с органами власти (так называемые GR-отделы).

Задачами деятельности GR-отделов являются следующие: «налаживание коммуникаций с органами власти... формирование и поддержание открытых коммуникационных взаимодействий. осуществление информационно-аналитического управления и маркетинговых мероприятий. мониторинг деятельности органов власти и СМИ... подготовка и представление экспертной информации.» [16, с. 219-220] и др. Эти задачи осуществляются руководителем проекта на соответствующем уровне. К помощи GR-отделов руководитель проекта обращается для получения информации о текущей деятельности органов власти, в частности, о проведения мемориальных акций в г. Абакане, о готовящихся культурно-массовых, общественно-политических и иных программах и проектах, о разработках нормативно-правовых актов в области деятельности общественно-политических организации. Кроме того, консультация и помощь GR-отделов нужна для решения вопросов, связанных с нормативным и этическим аспектами обеспечения проводимых мероприятий. Применение технологии GR-деятельности направлено на создание условий наибольшего благоприятствования для проведения внеаудиторных занятий как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Совместная работа учебного заведения и органов местной власти способствует созданию положительного имиджа учебного заведения в регионе, привлечению к нему внимания со стороны потенциальных абитуриентов. Подобное взаимодействие закладывает основу для организации системных взаимодействий с властью, крайне необходимых для успешной социализации будущих выпускников.

Ограниченный объём времени, отводимый на изучение многих тем дисциплин учебного плана, в том числе истории и обществознания, позволяет компенсировать их образовательно-воспитательные возможности через проведение внеаудиторных занятий, вовлечение студентов в проекты, через организацию исследовательской деятельности учащихся и т. д. Вовлечение студентов в такого рода мероприятия даёт им возможность не только обогатить знания, получить новые способы, приёмы и формы их получения, но и приобрести бесценный опыт общения с другими, научиться взаимодействовать с членами команды / коллективе для достижения общей цели, решения конкретной задачи, то есть социализироваться. Кроме того, принимая активное участие во внеаудиторных мероприятиях, акциях, проектах, учащиеся познают и самих себя как личность, объективно оценивают свои формирующиеся профессиональные и личностные качества и возможности, определяют пути саморазвития и самосовершенствования. Они ответственнее подходят к получению знаний, например, обоснованно предлагают корректировать и конкретизировать изучаемые на занятиях по истории темы о Великой Отечественной войне. Практическая значимость проводимой нами работы заключается в использовании материалов о военных и трудовых биографиях родственников студентов или их земляков, об их семейных патриотических традициях, полученные учащимися в ходе научно-исследовательских работ и собранных нами в течение 2014-2017 учебных годов, на занятиях по истории и обществознанию и во внеаудиторной работе.

Библиографический список

1. Бондаревская, Р. С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности / Р. С. Бондаревская //

Человек и образование. - 2009. - № 4. - С. 94-96.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. — СПб.: КАРО, 2002. -368 с. - URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/entsiklopediya-pedagogicheskikh-tekhnologii (дата обращения: 15.12.2016).

5. Суханова, Е. А Инновационные образовательные технологии: теория и практика / Е. А. Суханова и др. - Томск: UFO-Plus, 2008. - 154 с.

6. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

7. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии: учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 250 с.

8. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева// Инновационные педагогические технологии: мат-лы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 161-164.

9. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова. - 4-е изд., испр. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 с.

10. Аникушина, Е. А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: метод. пособие / Е. А. Аникушина [и др.]. - Томск: В-Спектр, 2010. - 212 с.

11. Радионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В, Е. Радионов; С.-Петерб. гос. техн. ун-т. - СПб.: Изд.-полигр. центр СПбГТУ, 1996. - 140 с.

12. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под. ред. И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

13. Абаканский «Бессмертный полк». - URL: http://www.r19.ru/zhurnal/sobytiya/abakanskiy-bessmertnyy-polk/ (дата обращения: 21.11.2016).

14. Заир Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студ. педагогич. бакалавриата, педагогов-практиков / Е. С. Заир Бек. - СПб.: РГПУ, 1995. - 324 с.

15. Ванеев, О.Н. К проблеме взаимодействия органов местного (городского) самоуправления и бизнеса / О. Н. Ванеев. - URL: justicemak-er.ru>view-article.php?id=13&art=5195 (дата обращения: 23.11.2016).

16. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учеб. пособие / под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. - М.: РОССПЭН. 2012. - 407 с.

© Никитин В. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.