Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие образовательной организации и социальных партнеров как основа формирования профессионального самоопределения обучающихся'

Сетевое взаимодействие образовательной организации и социальных партнеров как основа формирования профессионального самоопределения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УЧАСТИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / EMPLOYER PARTICIPATION MODEL / NETWORKING COOPERATION / STRATEGIC PARTNERS / LEARNING CONTENT / FORMS OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерявенко Тамара Александровна

В статье представлена модель сетевого взаимодействия Профессионального колледжа г. Новокузнецка с социальными партнерами, включающая направления совместной деятельности, содержание и формы взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучерявенко Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING COOPERATION BETWEEN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND SOCIAL PARTNERS AS A BASIS OF STUDENTS'' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article analyzes the model of networking cooperation between the state professional educational institution «Professional College of Novokuznetsk» and the social partners, including joint activities, content and forms of interaction.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие образовательной организации и социальных партнеров как основа формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

физическая подготовка, эрудиция и находчивость и прочие.

В психологии те же самые способности описываются как индивидуально-психологические особенности или качества, определяющие будущую профессиональную пригодность. Способности — это знания, умения и навыки, зависящие от различных условий, например, за определенное время один ребенок может решить несколько заданий, а другой за это же время — одно задание, но несколькими способами. Другой яркий пример из жизни художника В. И. Сурикова, который не был принят на обучение в Академию художеств. Неправильная оценка экзаменаторов была поставлена Сурикову не за способности, а за наличие некоторых умений и навыков рисования. Позднее он был зачислен в Академию, овладев необходимыми умениями и навыками за три месяца. Из этого следует, что не все способности выражаются в зна-

ниях, умениях и навыках, а в том, как легко и быстро человек освоит профессию.

1. О занятости населения в Российской Федерации : закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016).

2. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии : пособие для бакалавров. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2013. 237 с.

3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. М. : ТК Велби : Проспект, 2008. 432 с.

4. Об утверждении Постановления о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации : постановление Минтруда от 27.09.1996 г. № 1.

5. Об утверждении основных направлений развития государственной службы системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации : Постановление Минтруда РФ от 29.08.1995 г. № 47.

6. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. М. : ЦЕНТР, 1997. 254 с.

7. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионализма. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 336 с.

8. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 02.06.2016).

УДК/UDC 377:331.5

Т. А. Кучерявенко T. Kucheryavenko

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

NETWORKING COOPERATION BETWEEN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND SOCIAL PARTNERS AS A BASIS OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

В статье представлена модель сетевого взаимодействия Профессионального колледжа г. Новокузнецка с социальными партнерами, включающая направления совместной деятельности, содержание и формы взаимодействия.

The article analyzes the model of networking cooperation between the state professional educational institution «Professional College of Novokuznetsk» and the social partners, including joint activities, content and forms of interaction.

Ключевые слова: модель участия работодателей, сетевое взаимодействие, стратегические партнеры, содержание обучения, формы взаимодействия.

Keywords: employer participation model, networking cooperation, strategic partners, learning content, forms of interaction.

Образовательный процесс в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» построен на принципах: поливалентности, предполагающего профессиональное обучение по различным направлениям и уровням; адаптивности, означающего способность образовательной структуры динамично меняться в зависимости от социальных, экономических, производственно-технологических потребностей обучающихся; преем-

ственности профессионального образования на всех уровнях подготовки рабочих и специалистов; грамотного сочетания потребностей личности, общества и производства.

Стратегическими партнерами колледжа являются:

— ООО «Синерго» (Новокузнецк) — решение экономических проблем средствами информационных технологий: компьютеры, оргтехника, лицензионное ПО, техническое обучение и сертификация специалистов, внедрение и сопровождение 1С, 1Т-аутсорсинг;

— ЗАО «Компания "Сибирский хлеб"» — технология и производство хлеба, кондитерских и макаронных изделий, реализация продукции, маркетинговые исследования потребительского рынка;

— ООО «Мыски Гидроэнергострой» — строительство зданий и сооружений; работы по прокладке сетей электроснабжения, гидроизоляционные работы;

— провайдерские компании: ЗАО РЦТК, ООО «Сибирские сети Новокузнецка», ЗАО «Прокси» — информационная поддержка;

— Комитет социальной защиты г. Новокузнецка (25 учреждений);

— ОАО АБК «Кузнецкбизнесбанк» — совместная деятельность по подготовке квалифицированных специалистов.

Партнерами составлены документы нормативно-правового обеспечения организации управлением сетевым взаимодействием в профессиональном определении обучающихся: колледж — государственно-частные партнеры: договор о сотрудничестве и совместной деятельности по подготовке квалифицированных специалистов, соглашение о сотрудничестве по профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации (опережающее обучение), договор о безвозмездной модернизации учебных помещений и т. д.

Совместно со стратегическими партнерами нами разработана модель участия работодателей в образовательном процессе, итоговой государственной аттестации выпускников колледжа и аттестации педагогических работников. В модели отражены следующие направления совместной деятельности: формирование нового содержания профессионального образования, формы взаимодействия, управление.

Среди значимых позиций модели следует отметить:

— разработку перечня компетенций (квалификационных характеристик) по укрупненным

группам специальностей: 230000 Информатика и вычислительная техника, 090000 Информационная безопасность, 080000 Экономика и управление, 100100 Сервис;

— формирование заявок с профессионально-квалификационными требованиями на подготовку кадров;

— создание условий для проведения производственной (профессиональной) практики;

— проведение практического обучения на предоставленном работодателем оборудовании;

— организацию работы учебной фирмы (оказание помощи в создании нормативно-правовой базы, документационном обеспечении, оборудование автоматизированных рабочих мест, участие работодателей в функционировании фирмы);

— участие работодателей в создании модулей электронных образовательных ресурсов;

— участие работодателей в рецензировании рабочих учебных программ;

— разработку программ углубленного обучения студентов по специальности «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» для формирования их технологического превосходства на рынке труда;

— содействие организации дистанционного обучения и прикладного бакалавриата;

— участие работодателей в развитии инфраструктуры колледжа: функционировании попечительского совета, содействие совершенствованию учебно-материальной и информационной базы;

— содействие колледжу в заключении договоров с центром занятости населения г. Новокузнецка по профессиональной подготовке, переподготовке высвобождаемых работников на опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время;

— поддержку инновационной и научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения;

— участие работодателей в оценке качества профессиональной подготовки специалистов, сертификации квалификаций, разработке программ итоговой государственной аттестации выпускников;

— участие работодателей в работе государственной аттестационной комиссии;

— участие работодателей в аттестации педагогических работников;

— совместную реализацию социальных проектов, содействующих трудоустройству выпускников.

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

В модели предусмотрены такие формы взаимодействия, как:

— разработка корпоративного стандарта и содержания программ обучения, экспертиза и рецензирование учебных программ; согласование перспективного спроса на подготовку рабочих и специалистов;

— определение требований к профессиональным компетенциям выпускников по специальностям и профессиям;

— организация производственных практик (предоставление рабочих мест и назначение руководителей от предприятий) с назначением наставников из числа высококвалифицированных работников предприятий;

— трудоустройство выпускников (выполнение обязательств по договорам, заключенным при поступлении в колледж; выполнение обязательств в соответствии с заказом на подготовку специалистов по определенным специальностям);

_I_

Содержание обучения

Создание модулей

электронных образовательных ресурсов

Разработка программ углубленного обучения по специальностям

Подготовка студентов по индивидуальным программам на базе работодателя

Введение факультативных дисциплин и дисциплин по выбору с учетом требований работодателя

Составление программ учебной и производственной практики

Содействие в

I

организации дистанционного обучения и прикладного бакалавриата

Рецензирование учебных планов и программ

Интеграция учебных планов

Интеграция образовательных программ

_I_

Формы

Профориентационная работа Планирование приема

Производственная (профессиональная) практика

Практико-ориентированное обучение. Учебная фирма

Научно-исследовательская деятельность

Курсовое и дипломное проектирование

Курсы профессионального мастерства

Повышение квалификации Стажировка работников

Аттестация педработников Дистанционное обучение

Участие в итоговой государственной аттестации выпускников

Менеджмент качества

Сертификация квалификаций

Опережающее обучение

Трудоустройство выпускников

Управление взаимодействием

Координационный

Государственные

учреждения Центры занятости населения Новокузнецка, Мысков

Педагогический

Консультативный

Профессиональные ассоциации

Методико-диагностическое объединение

Объединение по экспериментальной работе

Студенческое самоуправление

Попечительский совет

Экспертный совет Кузбасского регионального института развития профессионального образования

совет

совет

совет

Модель планируемого участия работодателей в образовательном процессе, итоговой аттестации выпускников, аттестации педагогических работников

— участие в конференциях по завершении этапов производственных практик, недель творчества по специальностям; конкурсах профессионального мастерства в качестве членов жюри; организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработка тем курсового и дипломного проектирования, значимых для предприятия; руководство и рецензирование дипломных и курсовых проектов;

— участие в государственной итоговой аттестации выпускников в качестве членов аттестационной комиссии; участие в аттестации преподавателей и мастеров производственного обучения в качестве членов экспертных групп при проведении аттестационных мероприятий;

— предоставление помещений для проведения теоретических, учебно-лабораторных и учебно-практических занятий на базе предприятий;

— выпуск готовой продукции на базе колледжа по заказу социальных партнеров.

Взаимодействие колледжа с работодателями осуществляется на основе плана совместной деятельности. В плане определены общие мероприятия колледжа и государственно-частных партнеров; мероприятия, направленные на учебную работу, производственную деятельность, и социальные мероприятия. В плане предусмотрено обеспечение возможности работодателя: реально участвовать в образовательном процессе, определении содержания, форм и методов профессионального образования, профессиональном воспитании и социализации выпускников колледжа, обеспечении преемственности между профессиональным образованием и производственной деятельностью для успешной адаптации студентов к производственной среде; осуществлять единство требований к подготовке специалистов.

Анализ вышедших профессиональных стандартов, результатов опросов работодателей, содержания объявлений о найме и других информационных источников позволил сформировать и обосновать перечень профессиональных и ключевых компетенций личности, включающий в себя информационную, социально-коммуникативную, предпринимательскую компетенции (способность к самозанятости), способность к эффективному поведению на рынке труда, профессиональному росту и непрерывному самообразованию.

В колледже широко используется практика организации социальными партнерами совместных мероприятий (специализированные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест; организация временных рабочих мест для молодых людей, впервые ищущих работу; производственная практика для будущих молодых специалистов; тематические семинары для работодателей и др.), что способствует осознанному профессиональному самоопределению и, как следствие, повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Таким образом, совместная работа профессионального образовательного учреждения с работодателями способствует:

— содействию профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с их интересами, ориентациями, способностями и с учетом пожеланий, возможностей и спроса регионального рынка труда;

— формированию профессиональных компетенций через изучение требований работодателей;

— формированию адаптационных механизмов для успешной социализации обучающихся в системе рынка труда;

— созданию условий для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с их профессиональными потребностями;

— подготовке квалифицированных рабочих кадров, отвечающих требованиям рынка труда.

Таким образом, сетевое взаимодействие образовательной организации и социальных партнеров позволит решить ряд задач:

— развитие сотрудничества с попечительским советом колледжа, представителями муниципальных властей, работодателями, стратегическими партнерами и др.;

— создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

— формирование нового портрета педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов;

— повышенные требования к квалификации профессионально-педагогических работников колледжа, их ответственности, готовности осваивать новые формы и методы профессиональной деятельности;

— инновационное развитие кадрового потенциала предприятий стратегических партнеров колледжа: ЗАО «Компания «Сибирский хлеб»»; ООО «Синерго» в Новокузнецке; ООО «Мыски Гидроэнергострой»; распространение педагогических инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.