Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как фактор подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики региона'

Государственно-частное партнерство как фактор подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STATE AND PUBLIC ADMINISTRATION / REGIONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашкова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются особенности государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся в Кемеровской области на примере Новокузнецкого техникума пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A FACTOR IN TRAINING WORKERS AND SPECIALISTS FOR THE REGION''S ECONOMY

The article discusses the features of state-public management professional self-determination of students in the Kemerovo region using the example of Novokuznetsk college of food industry.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как фактор подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики региона»

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

для взрослого населения, повышающего свою квалификацию, так и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуя их конституционное право на обучение;

— повышение доли школьников, обучающихся в современных условиях (развитие сотрудничества колледжа со школами города по введению на старшей ступени общеобразовательной школы системы специализированной подготовки — профильного обучения);

— развитие сотрудничества с попечительским советом, представителями муниципальных властей, работодателями, стратегическими партнерами и др.;

— широкое применение в образовательном процессе 1Т-технологий, в том числе развитие интерактивных форм обучения, использование в преподавании мультимедийных технологий и обучающих программ, разработку электронных источников учебной информации, создание открытого депозитария образовательных модулей электронных образовательных ресурсов для профессионально-педагогических работников региона и др.

Педагоги колледжа на протяжении ряда лет сотрудничают с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования при повышении квалификации в области 1Т-технологий преподавателей учреждений профессионального образования региона.

Таким образом, Профессиональный колледж г Новокузнецка, являясь ресурсным центром по подготовке кадров для сферы информационных технологий, имеет возможность эффективно использовать потенциал профессиональной школы для реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся школ города за счет качественно нового уровня технических, кадровых, научно-методических ресурсов.

Как опорный научно-методический центр региона по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс колледж популяризирует накопленный опыт по созданию электронных образовательных ресурсов при проведении консультаций, профессиональных стажировок на приобретенном оборудовании, семинаров, мастер-классов, круглых столов. Передовые методы обучения представляются на научно-практических конференциях и в публикациях.

1. Хурум Р. Ю. Формирование информационной компетентности учащихся в условиях профильного обучения общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/ webhp?sourceid=chrome-instant&rlz=2C1GTPM_ruRU0 537RU0537&ion=1 &espv=2&ie=UTF-8#q=%D0%A5% D1%83%D1%80%D1%83%D0%BC%20%D0%A0.% D0%AE.#q= %D0 %A5 %D1 %83 %D1 %80 %D1 %83 % D0 %BC %20 %D0 %A0. %D0 %AE.

УДК/UDC 377:331.5(571.17) Т. В. Кондрашкова

T. Kondrashkova

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A FACTOR IN TRAINING WORKERS AND SPECIALISTS FOR THE REGION'S ECONOMY

В статье рассматриваются особенности государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся в Кемеровской области на примере Новокузнецкого техникума пищевой промышленности.

The article discusses the features of state-public management professional self-determina-

tion of students in the Kemerovo region using the example of Novokuznetsk college of food industry.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, государственно-общественное управление, региональные особенности.

Keywords: professional self-determination, state and public administration, regional features.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

Современный отечественный и мировой опыт доказывает, что в последнее время активно развивается государственно-частное партнерство (ГЧП) в области образования. Это подтверждает заинтересованность государства и бизнеса в активном взаимодействии для решения поставленных целей по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Государственно-частное партнерство для Новокузнецкого техникума пищевой промышленности (НТПП) — это сотрудничество техникума и бизнеса на основе взаимных интересов для достижения общих целей, представляющее собой альянс между государством и бизнесом в целях реализации образовательных проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений.

Востребованность выпускников образовательных учреждений на рынке труда является одним из важнейших показателей эффективности образования.

Развитие пищевой промышленности в городе Новокузнецке и Кемеровской области в целом не стоит на месте, совершенствование и внедрение новых технологий, приводящие к быстрым изменениям в промышленном производстве, требуют высококвалифицированного, разносторонне развитого и профессионально подготовленного специалиста. На данный момент в Новокузнецке активно развиваются предприятия, работающие в производстве мясных и хлебобулочных изделий. В недалеком будущем в Новокузнецком районе планируется введение нового высокотехнологичного современного мясоперерабатывающего комплекса на 8 тысяч рабочих мест, в том числе около 1,5 тысячи — работники по специальностям мясной промышленности. На данный момент все предприятия, работающие в мясной индустрии Новокузнецка и Новокузнецкого района, являются нашими социальными партнерами. С ними заключены долгосрочные договоры о совместной деятельности по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. В данный момент наряду с крупными предприятиями по производству хлебобулочных изделий открывается большое количество частных фирм по производству хлебобулочных изделий, национальных кухонь других народов, что требует очень хорошей разносторонней подготовки по специальности. В нашем техникуме ведется большая и разносторонняя работа, наши студенты имеют возможность на предприяти-

ях социальных партнеров пройти все этапы практического обучения и становления в самостоятельной профессиональной деятельности не только по получаемым специальностям, но и по смежным рабочим профессиям пищевой промышленности.

Наши социальные партнеры проявляют повышенный интерес к профессиональной подготовке выпускников техникума.

1. Они участвуют в разработке:

— дополнительных профессиональных компетенций по подготовке рабочих кадров и специалистов в техникуме в соответствии с профессиональными стандартами;

— рабочих программ по профессиям и специальностям техникума;

— программ учебной и производственной практики.

Организуют учебную и производственную практики студентов на своих предприятиях.

2. Организуют стажировку преподавателей ГПОУ НТПП на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности (повышение или подтверждение рабочего разряда по профессии).

3. Разрабатывают и реализуют совместные проекты в интересах регионального развития (тестирование новых технологий и оборудования, обучение студентов работе на новом оборудовании с использованием новых технологий, оборудования и материалов). Предлагают новые совместные формы и методы взаимодействия: мастер-классы, участие в международных выставках индустрии питания и профессиональных конкурсах (WorldSkills Russia)

4. Принимают активное участие в обязательной профессиональной ориентации и консультировании студентов техникума. Работают не только с обучающимися выпускных групп, которые в большинстве своем уже имеют профессиональные умения и навыки, но и с обучающимися первых курсов, организуя беседы с лучшими рабочими предприятий (шеф-поварами и др.), экскурсии на предприятия партнеров, тематические мастер-классы на выбранные студентами темы.

5. Участвуют в государственной итоговой аттестации.

ГПОУ НТПП при подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов учитывает интересы работодателей (социальных партнеров) и выпускников. В свою очередь выпускники стараются трудоустраиваться по полученной профессии на более престиж-

60

Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (23) 2016

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

ные предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары) с целью достойного заработка и карьерного роста. Для того чтобы закрепиться и в дальнейшем успешно трудиться, специалисту необходимо владеть знаниями, практическими навыками, которые бы полностью удовлетворяли работодателя (технология приготовления и используемое сырье для сложных блюд современной кухни, умение работать на современном технологическом оборудовании, владение несколькими смежными профессиями). Поэтому было принято решение о формировании нового профессионального модуля за счет вариативной части программы профессионального образования 19.01.17 Повар, кондитер «Приготовление и оформление сложных блюд современной кухни». При изучении данного модуля студенты получат теоретические знания и практические навыки по приготовлению разнообразных блюд мировых национальных кухонь, что отвечает запросам социальных партнеров по уровню знаний и практической подготовленности наших выпускников.

Государственно-частное партнерство выступает способом достижения баланса интересов всех субъектов, участвующих на рынке образовательных услуг Студенты заинтересованы в социальных гарантиях и престижном образовании; государство — в гарантированном формировании и исполнении заказа на подготовку профессиональных кадров; бизнес-сообщество — в хорошо подготовленных к трудовой деятельности рабочих и специалистах; образовательные учреждения — в увеличении спроса на образовательные услуги.

Дальнейшее развитие по обозначенным выше направлениям является приоритетным для нашего техникума и определяет эффективность функционирования системы образования.

На сегодня можно говорить об определенных результатах: в июне 2015 г Кузбасской торгово-промышленной палатой в техникуме была проведена профессионально-общественная аккредитация образовательной программы 260807.01 Повар, кондитер.

УДК/UDC 37.048.4

И. А. Криволь I. Krivol

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

STATE POLICY IN THE FIELD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

В статье в рамках государственной политики по развитию образования в целом представлены направления профессионального самоопределения обучающихся. При проведении профориентационной работы следует учитывать психолого-педагогические особенности молодежи, считаться с их выбором. Не следует забывать и о рынке труда, на котором востребован высококвалифицированный конкурентоспособный и мобильный специалист.

The article presents the direction of professional identity of students within the

framework of the state policy on development of education in general. When conducting career guidance psychological and pedagogical features of youth, their choice should be taken into consideration. We should not forget about the labor market, where a highly skilled, competitive and mobile specialist is demanded.

Ключевые слова: профориентация, психолого-педагогические особенности, выбор профессии, самоопределение, рынок труда.

Keywords: career guidance, psychological and educational characteristics, career choice, self-determination, labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.