Научная статья на тему 'Государственная политика в области профессионального самоопределения обучающихся'

Государственная политика в области профессионального самоопределения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / CAREER GUIDANCE / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL CHARACTERISTICS / CAREER CHOICE / SELF-DETERMINATION / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криволь Илонна Анатольевна

В статье в рамках государственной политики по развитию образования в целом представлены направления профессионального самоопределения обучающихся. При проведении профориентационной работы следует учитывать психолого-педагогические особенности молодежи, считаться с их выбором. Не следует забывать и о рынке труда, на котором востребован высококвалифицированный конкурентоспособный и мобильный специалист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

The article presents the direction of professional identity of students within the framework of the state policy on development of education in general. When conducting career guidance psychological and pedagogical features of youth, their choice should be taken into consideration. We should not forget about the labor market, where a highly skilled, competitive and mobile specialist is demanded.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области профессионального самоопределения обучающихся»

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

ные предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары) с целью достойного заработка и карьерного роста. Для того чтобы закрепиться и в дальнейшем успешно трудиться, специалисту необходимо владеть знаниями, практическими навыками, которые бы полностью удовлетворяли работодателя (технология приготовления и используемое сырье для сложных блюд современной кухни, умение работать на современном технологическом оборудовании, владение несколькими смежными профессиями). Поэтому было принято решение о формировании нового профессионального модуля за счет вариативной части программы профессионального образования 19.01.17 Повар, кондитер «Приготовление и оформление сложных блюд современной кухни». При изучении данного модуля студенты получат теоретические знания и практические навыки по приготовлению разнообразных блюд мировых национальных кухонь, что отвечает запросам социальных партнеров по уровню знаний и практической подготовленности наших выпускников.

Государственно-частное партнерство выступает способом достижения баланса интересов всех субъектов, участвующих на рынке образовательных услуг Студенты заинтересованы в социальных гарантиях и престижном образовании; государство — в гарантированном формировании и исполнении заказа на подготовку профессиональных кадров; бизнес-сообщество — в хорошо подготовленных к трудовой деятельности рабочих и специалистах; образовательные учреждения — в увеличении спроса на образовательные услуги.

Дальнейшее развитие по обозначенным выше направлениям является приоритетным для нашего техникума и определяет эффективность функционирования системы образования.

На сегодня можно говорить об определенных результатах: в июне 2015 г Кузбасской торгово-промышленной палатой в техникуме была проведена профессионально-общественная аккредитация образовательной программы 260807.01 Повар, кондитер.

УДК/UDC 37.048.4

И. А. Криволь I. Krivol

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

STATE POLICY IN THE FIELD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

В статье в рамках государственной политики по развитию образования в целом представлены направления профессионального самоопределения обучающихся. При проведении профориентационной работы следует учитывать психолого-педагогические особенности молодежи, считаться с их выбором. Не следует забывать и о рынке труда, на котором востребован высококвалифицированный конкурентоспособный и мобильный специалист.

The article presents the direction of professional identity of students within the

framework of the state policy on development of education in general. When conducting career guidance psychological and pedagogical features of youth, their choice should be taken into consideration. We should not forget about the labor market, where a highly skilled, competitive and mobile specialist is demanded.

Ключевые слова: профориентация, психолого-педагогические особенности, выбор профессии, самоопределение, рынок труда.

Keywords: career guidance, psychological and educational characteristics, career choice, self-determination, labor market.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

Сегодня государственная политика в области профориентации населения страны находится на начальной ступени. Несмотря на это, можно выделить несколько направлений в развитии профориентации как системы на 2013-2020 гг. в интересах молодежи и потенциального развития государства: перспективы профессии, а значит и специальностей СПО и ВПО; диагностика здоровья, мотивации, умений и психолого-педагогических особенностей личности; консультации при выборе профессии без возрастного ограничения; содействие образовательных учреждений в трудоустройстве.

В августе 1995 г Министерство труда РФ утвердило постановление по реализации основных направлений развития государственной системы и психологической поддержки населения на территории всей страны (школы, лицеи, гимназии, СПО) [5; 4].

В условиях сложившегося экономического кризиса в стране возникают сложности и по трудоустройству на рынке труда.

Ст. 9 Закона о занятости населения РФ гласит о праве бесплатных консультаций, информации и услуг по профориентации; проф-ориентационного обучения и дополнительного образования граждан, что также дает еще одну из возможностей создания центра на территории образовательного учреждения, дополнительно проводя курсы по договорам с городским центром занятости [2].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации») способствует правомерному созданию также на своей базе центров профориентации, помимо образовательных и некоторых социальных услуг [8].

Одним из важных факторов выбора профессии является фантазия, которая нередко перерастает в устойчивые стремления. Ярким примером этому могут служить: Герой Советского Союза Марк Галлай, Альберт Эйнштейн, В. Суриков и др.

В наше время наполненное новостями и реальными событиями сегодня вчера было чистой фантазией.

Достигнув определенного возраста, приближаясь к окончанию школы, обучающиеся встают перед выбором профессии. От вчерашних мечтаний, направленных на будущее,

необходимо перейти к реальности, определить стремления и интересы с учетом обстоятельств и возможностей. Чем популярнее профессия среди населения, тем труднее и сложнее ее достичь. Возникает вопрос о своих способностях, интересах и внутренних склонностях как индивидуума, определяющего свое будущее.

На базе нашего образовательного учреждения организован центр по содействию трудоустройства выпускников и профориентации. Многие преподаватели принимают активное участие в профориентационной работе центра с обучающимися 9-х классов по выбору будущей профессии или специальности с акцентом на рынок труда с учетом особенностей характера личности. При ознакомлении со спецификой специальностей девятиклассникам предлагаются квест-игры, «маршруты» по кабинетам, дисциплинам для выполнения определенных заданий во временном промежутке, что способствует формированию и развитию мотивации к выбору будущей профессии, профессиональной деятельности, внутренней готовности к очередному этапу жизненного пути. Педагоги, принимающие участие в работе нашего центра, разрабатывают методики и отдельные задания по многим преподаваемым дисциплинам, например, по дисциплине ОП.01 Инженерная графика составлены задания разного уровня сложности с учетом межпредметных связей с физикой, математикой, алгеброй, геометрией и т. д. Отдельные задания носят психолого-педагогический характер, позволяющий определить направление выбора специальности для будущих обучающихся, желающих поступить в наше образовательное учреждение. Для этого приемлемы отдельные методики и их элементы, позволяющие определить или выявить круг интересов и их выраженность. Интерес может способствовать формированию определенных склонностей. Например, ребенок, имеющий технический склад ума, успешен в математике и инженерной графике, но менее успешен в электронике и электротехнике, и наоборот; или хороший педагог — не всегда хороший исполнитель. Можно разделить интересы на динамичные и переменчивые. И те и другие могут в ходе развития личности обогащаться, развиваться, углубляться, а могут и заменяться иными. Способности человека чаще всего выражаются в его склонностях: хорошие отметки по школьным предметам,

62

Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (23) 2016

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

физическая подготовка, эрудиция и находчивость и прочие.

В психологии те же самые способности описываются как индивидуально-психологические особенности или качества, определяющие будущую профессиональную пригодность. Способности — это знания, умения и навыки, зависящие от различных условий, например, за определенное время один ребенок может решить несколько заданий, а другой за это же время — одно задание, но несколькими способами. Другой яркий пример из жизни художника В. И. Сурикова, который не был принят на обучение в Академию художеств. Неправильная оценка экзаменаторов была поставлена Сурикову не за способности, а за наличие некоторых умений и навыков рисования. Позднее он был зачислен в Академию, овладев необходимыми умениями и навыками за три месяца. Из этого следует, что не все способности выражаются в зна-

ниях, умениях и навыках, а в том, как легко и быстро человек освоит профессию.

1. О занятости населения в Российской Федерации : закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016).

2. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии : пособие для бакалавров. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2013. 237 с.

3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. М. : ТК Велби : Проспект, 2008. 432 с.

4. Об утверждении Постановления о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации : постановление Минтруда от 27.09.1996 г. № 1.

5. Об утверждении основных направлений развития государственной службы системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации : Постановление Минтруда РФ от 29.08.1995 г. № 47.

6. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. М. : ЦЕНТР, 1997. 254 с.

7. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионализма. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 336 с.

8. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 02.06.2016).

УДК/UDC 377:331.5

Т. А. Кучерявенко T. Kucheryavenko

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

NETWORKING COOPERATION BETWEEN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND SOCIAL PARTNERS AS A BASIS OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

В статье представлена модель сетевого взаимодействия Профессионального колледжа г. Новокузнецка с социальными партнерами, включающая направления совместной деятельности, содержание и формы взаимодействия.

The article analyzes the model of networking cooperation between the state professional educational institution «Professional College of Novokuznetsk» and the social partners, including joint activities, content and forms of interaction.

Ключевые слова: модель участия работодателей, сетевое взаимодействие, стратегические партнеры, содержание обучения, формы взаимодействия.

Keywords: employer participation model, networking cooperation, strategic partners, learning content, forms of interaction.

Образовательный процесс в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» построен на принципах: поливалентности, предполагающего профессиональное обучение по различным направлениям и уровням; адаптивности, означающего способность образовательной структуры динамично меняться в зависимости от социальных, экономических, производственно-технологических потребностей обучающихся; преем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.