Научная статья на тему 'Организация и проведение профессиональных проб в Новокузнецком техникуме пищевой промышленности'

Организация и проведение профессиональных проб в Новокузнецком техникуме пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение профессиональных проб в Новокузнецком техникуме пищевой промышленности»

путь в профессию

организация и проведение профессиональных проб в Новокузнецком техникуме пищевой промышленности

Н. А. Коровинская, старший методист Новокузнецкого техникума пищевой промышленности

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современном обществе и новых социально-экономических условиях становится все более актуальной. Поэтому система мероприятий, направленная на развитие стремления к осознанному выбору профессии, определяет основное содержание профориетационной работы со школьниками, одной из форм которой становятся профессиональные пробы.

Профессиональная проба — это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии [1, с. 67].

Новокузнецкий техникум пищевой промышленности (НТПП) в рамках разработанной программы профессиональной ориентации проводит для школьников общеобразовательных организаций Новокузнецка набор профессиональных проб по наиболее востребованным на региональном рынке труда профессиям: повар, кондитер, продавец, официант. Актуальность проведения данного мероприятия для НТПП — это в первую очередь набор студентов, ориентированных на профессию, что в дальнейшем обеспечит формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, специальности, повысит мотивацию к обучению и тем самым уменьшит риск необоснованного отсева студентов.

В сентябре 2016 года в НТПП были разработаны положение и программа проведения профессиональных проб (далее — Программа), созданы педагогические условия: подготовлены преподаватели и мастера производственного обучения к проведению занятий; разработано содержание каждой профессиональной пробы с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрано материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса; разработаны критерии оценки выполнения профессиональных проб. Затем, благодаря сотрудничеству НТПП с Комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка, состоялась встреча администрации техникума и директоров общеобразовательных организаций Новокузнецка, где была представле-

на Программа. Далее были подписаны двусторонние договоры о совместной профори-ентационной деятельности.

С октября 2016 года началась реализация Программы. На первом этапе (справочно-информационном) для школьников были проведены экскурсии по техникуму, представлен видеоролик о профессиях и специальностях, подготовку которых осуществляет НТПП, организованы встречи с представителями профессий из числа наиболее успешных выпускников. С целью определения интересов и запросов школьников мастера производственного обучения провели мастер-классы «Карвинг», «Изготовление изделий из мастики», «Работа на кассовом аппарате», «Сервировка стола». Далее на практическом этапе, исходя из результатов проведенного анкетирования учащихся, с помощью преподавателей и мастеров производственного обучения состоялось «погружение» в профессии повара, кондитера, продавца, официанта. При этом учитывались способности, а также возрастные психолого-педагогические особенности развития учащихся. Продолжительность проб — 18 часов. Реализация программ предполагает постепенное усложнение выполнения практических заданий в соответствии с уровнем подготовленности учащихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. Например, при проведении пробы по профессии «повар» школьники сначала изучают нарезку овощей различными способами, технологию приготовления простых салатов, а затем технологию приготовления блюд из овощей. На последнем этапе школьники учатся правилам оформления и подачи блюд.

Для проведения занятий разработаны журналы, куда заносятся данные о школьниках, присутствии или отсутствии их на занятиях, изучаемой темы, количестве часов. В процессе реализации программы профессиональной про-

- путь в профессию -

бы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни учащихся, ведется журнал по технике безопасности и охране труда на рабочем месте.

На завершающем занятии подводятся итоги с обсуждением того, какими начальными навыками овладели школьники и какие сложности они испытывали при выполнении заданий, выявляются профессиональные намерения учащихся. Кроме того, учащиеся выполняют итоговую работу в соответствии с учебной программой: презентации с дегустацией самостоятельно приготовленных кондитерских изделий, кулинарных блюд, оформление праздничной сервировки стола, защита проектов «Продавец — профессия творческая».

Участникам, освоившим программу профессиональной пробы по профессии в полном объеме, выдается сертификат за подписью директора техникума и приглашение продолжить обучение в НТПП.

Но есть определенные трудности: сложно организовать присутствие на пробах школьников из отдаленных районов города; дублирование специальностей и профессий в профессиональных образовательных организациях; недостаточная популярность среди школьников и их родителей профессий и специальностей СПО.

С октября 2016 г. по апрель 2017 г. профессиональными пробами было охвачено 150 учащихся 8-9-х классов общеобразовательных организаций. Сертификаты получили 30 человек, 17 из них стали студентами нашего техникума и обучаются по выбранным профессиям и специальностям.

Таким образом, профессиональные пробы выступают для учащихся механизмом формирования готовности к выбору профессии и помогают им сделать правильный шаг в будущее, для НТПП — одним из факторов выполнения плана набора мотивированных на получение специальности, профессии студентов.

практическая деятельность как условие профессионального становления обучающихся профессиональных образовательных организаций

Н. В. Козырева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Профессиональное образование отвечает за качественное профессиональное становление выпускников, ориентированных на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, обладающих знаниями новых информационных технологий, способностью самостоятельно контролировать этапы своего интеллектуального развития.

Профессиональное образование — формирование и развитие установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией в процессе профессионального обучения, воспитания и профессионального становления.

Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения

квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда) [3, с. 11]. Очевидно, что профессиональное становление заключается не только в совершенствовании трудовых навыков, но и самосовершенствовании личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как развивается личность: из исполнителя человек становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.