УДК 377:37.014
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ
Н. М. Врублевская
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье обращается внимание на направления сотрудничества образовательного учреждения с социальными партнёрами, рассматривается отрицательное влияние на профессиональное образование несовершенства социального партнёрства, существующего между учебным заведением и работодателями. Предложены формы сотрудничества образовательного учреждения среднего профессионального образования с работодателями в области подготовки квалифицированных кадров.
Ключевые слова: социальные партнёры, трудоустройство выпускников, работодатели, конкурентоспособный специалист, сотрудничество, квалифицированные кадры, рынок труда.
В настоящее время обучение студентов во всех типах учебных заведений проводится согласно Федеральным образовательным стандартам (далее - ФОС), в которых учитывается подготовка квалифицированных специалистов на основании компетентностного подхода. Для успешной реализации ФОС, а также для повышения уровня подготовки специалистов всем образовательным заведениям необходимо обратить внимание на усиление взаимодействия с предприятиями - потребителями выпускников данного учебного заведения. Работодатели в условиях рыночной конкуренции свои приоритеты направляют на профессионально подготовленных и быстро адаптирующихся к новым условиям выпускников, мобильных и способных креативно мыслить, а также способных работать в коллективе / команде.
Для образовательного учреждения проблема качества подготовки выпускников и их дальнейшее трудоустройство приобретает особое значение, поэтому учреждениям СПО необходимо уделять больше внимания на развитие тесной взаимосвязи с организациями и потенциальными работодателями. Благодаря тесной взаимосвязи работодателей и образовательного учреждения выпускник будет максимально подготовлен к требованиям конкретных работодателей, а следовательно, им легче будет адаптироваться в будущем на рынке труда.
Формирование и совершенствование системы социального партнёрства в рыночных условиях - это сложный процесс, зачастую зависящий от различных причин, в частности, таких как: финансовые и материально-технические возможности образовательного учреждения, готовность исполнительных органов власти оказывать учреждениям СПО помощь, социальной обстановки и ряда других причин.
На среднее профессиональное образование отрицательное влияние оказывает несовершенство существующего социального партнёрства, к которому можно отнести: отсутствие распределения выпускников по предприятиям региона или в целом страны, отсутствие шефских предприятий, отказ работодателей обучать студентов на производственных практиках. Нет секрета в том, что многие работодатели, принимая студентов на производственные практики, к сожалению, сразу ставят им следующие условия: не мешать работе предприятия, приходить в последний день практики для оформления отчёта по практике. Либо низводят содержание практики студентов до тех видов работ, которые не требуют производственного обучения, например, копирование различных документов.
В соответствии с предложенными Министерством образования РФ рекомендациями по обеспечению механизма социального партнёрства в системе среднего профессионального образования «взаимодействие среднего специального учебного заведения с социальными партнёрами может осуществляться в различных формах и должно быть направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации среднего профессионального образования:
- формирование стратегии развития учебного заведения;
- содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования;
- изучение рынка труда;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- привлечение дополнительных финансовых средств» [1].
Рассматривая социальное партнёрство как способ взаимодействия учебных заведений системы СПО с экономическими субъектами, необходимый для повышения эффективности профессионального образования, можно говорить о том, что именно тесная и взаимосвязанная работа учебного заведения с социальными партнёрами и потенциальными работодателями способна закрепить на практике те профессиональные умения и навыки, которые требуются работодателям от будущих специалистов в их профессиональной деятельности. Поэтому каждое учебное заведение в рамках каждой специальности разрабатывает программу подготовки специалистов среднего звена, в которой «конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями» [2].
В настоящее время социальное партнёрство на рынке образовательных услуг является значимой областью человеческих отношений. Работодатели обязаны сформулировать требования к количеству и качеству профес-
сионального образования выпускников, а образовательное учреждение обязано удовлетворить предъявляемые требования работодателя. Однако, к сожалению, не все потенциальные работодатели желают сотрудничать с образовательными учреждениями. Многие социальные партнёры предъявляют к выпускникам слишком высокие требования, тогда как сами относятся к работе образовательного учреждения формально, не стремятся вкладывать материальные ресурсы в обучение будущих специалистов. При таком попустительском отношении к социальному партнёрству в будущем им придётся тратить и финансовые средства, и рабочее время специалистов-наставников предприятия на переобучение молодого специалиста.
Нельзя сказать, что такая ситуация характерна для большинства случаев взаимодействия учреждений СПО с предприятиями (организациями, фирмами и пр.), среди них имеются и такие, которые охотно принимают студентов на производственные практики, прикрепляют к студентам-практикантам руководителей и наставников, помогают студентам получить практические умения и навыки. Такие организации стараются сотрудничать с учебным заведением, часто организуют встречи, круглые столы и беседы со студентами, на которых стараются донести до будущих специалистов свои требования к своим будущим сотрудникам.
Социальное партнёрство с организациями-заказчиками кадров открывает для любого учебного заведения дополнительные перспективы, например: возможность иметь информацию о региональном рынке труда (какие специальности требуются и в каком количестве, какой уровень заработной платы на предприятиях региона), формировать перечень компетенций по запросам работодателей и др. При равноправном и заинтересованном социальном партнёрстве открываются более широкие возможности для организации производственной практики обучающихся, расширяются возможности будущего трудоустройства выпускников. Перечислим основные направления сотрудничества учебного заведения с социальными партнёрами:
- участие потенциальных работодателей в разработке и согласовании программ производственных практик;
- участие в составлении контрольных оценочных материалов по дисциплинам и практикам (фонды оценочных средств, которые разрабатываются и утверждаются образовательной организацией только после предварительного положительного заключения работодателей);
- участие работодателей в заседаниях итоговой аттестации студентов (на которых работодатели могут задать выпускникам интересующие их вопросы и предложить вакантные должности);
- формирование заявок от работодателей на специалистов определённого профиля;
- заключение договоров о трудоустройстве выпускников;
- заключение договоров в области подготовки квалифицированных кадров (предметом заключаемых договоров является совместная работа в области научно-методической деятельности, организация производственной практики студентов с целью освоения ими всех видов профессиональной деятельности);
- организация стажировок преподавателей на предприятиях, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин (в соответствии с ФГОС один раз в три года);
- организация производственных практик студентов;
- организация учебных практик и экскурсий на предприятия;
- участие работодателей в разработке и рецензировании выпускных квалификационных (дипломных) работ;
- участие социальных партнёров в учебном процессе (проведение теоретических занятий, руководство курсовым, дипломным проектированием, проведение мастер-классов, круглых столов, конференций);
- использование материально-технической базы предприятия в учебном процессе.
С целью более тесного сотрудничества с работодателями и привлечения их для проведения разных видов учебных занятий, а также для содействия трудоустройству выпускников в образовательных заведениях необходимо более качественно проводить встречи с потенциальными работодателями, итогом которых должно быть как минимум приглашение студентов пройти на их предприятиях производственные практики, а как максимум это должно быть заключение договоров о будущем трудоустройстве выпускников.
Анализируя взаимосвязь образовательных учреждений с социальными партнёрами, наряду с совершенствованием вышеназванных направлений сотрудничества, возможно предложить и развитие таких форм, как:
- формирование целевой контрактной подготовки специалистов;
- организация временной занятости студентов;
- стимулирование предприятий-партнёров по планированию потребности в кадрах (на уровне регионов и государства в целом);
- развитие эффективных мотивационных механизмов привлечения социальных партнёров (на уровне образовательного учреждения, региона);
- оказание образовательным учреждением консультационных услуг по заказу социальных партнёров;
- участие потребителей кадров в воспитательном процессе (встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла, совместные спортивные мероприятия);
- расширение форм содействия по трудоустройству выпускников (поиск места стажировок для выпускников, помощь выпускникам прошлых лет, создание информационных баз данных о выпускниках и их предпочтениях в трудоустройстве, создание базы данных резюме выпускников).
Перечисленные формы и направления сотрудничества учебного заведения с работодателями обеспечивают стабильные показатели востребованности выпускников. Следовательно, одним из главных условий формирова-
ния конкурентоспособных специалистов, инициативных, ответственных и мобильных профессионалов является организация качественного социального партнёрства образовательного учреждения с работодателями. Социальное партнёрство позволяет сформировать практикоориентированное направление образования и создаёт условия для подготовки конкурентоспособного специалиста.
Библиографический список
1. Об обеспечении социального партнёрства системы среднего профессионального образования: письмо Минобразования РФ от 21 ноября 2003 г. № 19-52-1130/19-28 (с приложением) / ОвД. - 2004. - № 7. - С. 88-93.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения № 486 от 12.05.2014 г. - 2014. - С. 70.
© Врублевская Н. М., 2016
УДК [371.26+371.27] :81'253/255
ОЦЕНИВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ И ЭКЗАМЕНЫ В «TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE»: ОПЫТ НАУЧНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПЕРЕВОДА
Н. Т. Соян
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлен опыт научно-дидактического перевода фрагмента книги Джеффри Бротоан и его соавторов «Преподавание английского языка как иностранного». На материале переведённого фрагмента рассматриваются основные виды работ, используемые на экзаменах в Великобритании при диагностике и оценивании успеваемости по английскому языку. Характеризуются плюсы и минусы тестирования и самих тестов, актуализируется значение такого вида проверки знаний, как диктант.
Ключевые слова: оценивание успеваемости, экзамен, тест, диктант; иностранный язык, научно-дидактический перевод.
Объектом рассмотрения в данной статье является книга «Преподавание английского языка как иностранного» Дж. Бротона C. Врумфита, Р. Флавелла, А. Пинкаса, П. Хилла, выпущенной в 2003 году международным книжным издательством «Taylor & Francis». Предметом изучения выбран фрагмент данной книги, в которой представлен материал, связанный с проблемами оценивания знаний учащихся посредством разных видов контроля, в частности экзамена, тестирования, диктанта, являющихся сферой и наших научно-методических интересов.
Цель исследования - дать авторский вариант перевода на русский язык англоязычного текста с лингводи-дактических позиций с целью использования данного материала в дальнейших дидактических обзорах.
Основные термины. Много времени и внимания учителями иностранного языка уделяется оцениванию успеваемости учеников и их подготовке к сдаче государственных экзаменов. Одной из проблем этой области обучения английскому языку является то, что для описания указанных видов деятельности используются термины, понимаемые неоднозначно.
Экзаменом обычно называют официально запланированный вид оценивания знаний учеников. Обычно они должны выполнить одну или более трёхчасовых письменных работ. Ученики изолированы друг от друга и, как правило, не имеют доступа к учебникам, записям или словарям. Экзамен подобного рода устанавливается учителями или завучем школы либо каким-нибудь центральным экзаменационным органом (например, это министерство образования или Экзаменационный синдикат Университета Кембриджа как самый известный экзаменационный орган Великобритании). Использование слова экзамен - достаточно устойчиво в литературе и не представляет больших трудностей для его понимания.
Слово тест намного сложнее. Оно имеет, по крайней мере, три различных значения. Одно из них подразумевает тщательно подготовленное средство измерения знаний, которое уже было апробировано на аудитории, подобной той, которая будет оцениваться данным тестом, и которое было откорректировано и доведено до наи-возможнейшей степени эффективности и точности с использованием целой совокупности статистических методов, необходимых для измерения эффекта обучения. Подготовка таких тестов трудоёмкая, дорогостоящая и требует опыта владения статистическими методами, а также опыта составления соответствующих заданий для оценки языковых знаний, на которых тесты будут основываться.
Во втором значении тест - это обычно короткое, быстрое, составленное учителем упражнение, выполняемое во время урока и используемое учителем в качестве основы для предстоящей оценки знаний учеников. Подобное упражнение может быть до некоторой степени формальным, до некоторой степени подготовленным и может варьироваться от тщательно составленного теста на понимание письменного текста с выбором правильного ответа, который используется многократно приблизительно на одном и том же этапе обучения с учениками примерно одинаковых способностей, чтобы можно было повторить такой тест, устранить слабые отвлекающие ответы теста и выстроить стандарты, которые могли бы практически быть приняты в качестве статистически обоснованных критериев, до быстрой проверки усвоения учениками нового языкового материала с помощью устного опроса учеников в классе. Именно множественность интерпретаций термина тест в его этом втором значении часто и приводит к возникновению путаницы и споров. Самым важным вопросом, который задают, всегда является вопрос: «Какой вид теста вы имеете в виду?» Он показывает, что целесообразнее говорить об оценивании знаний, нежели о тестировании.