Научная статья на тему 'Развитие социального партнёрства в образовании'

Развитие социального партнёрства в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / АНАЛИЗ НАУЧНЫХ РАБОТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА / РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутнараш В. Г.

В статье автор расскрывает понятие социальное партнерство в образовании, через анализ научных работ Канта, Маркса, а так же современных ученых. Представляет международный опыт партнерства профессиональных учебных заведений и мира бизнеса в Германии, Швеции, Франции.Понятие «социальное партнёрство в образовании» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения. Предлагаются основные направления развития системы социального партнерства в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социального партнёрства в образовании»

г- „

âL_

Бутнараш В.Г. ,

преподаватель КГКП, «Костанайский политехнический колледж»

Нег1зг1 сездер: бшмдегг эле-уметтгк эрттестщ гылыми жумыстарына талдау жасау, эрттестгктщ халыцаралыц тэжгрибесг, эрттестгктщ эр турлг нысандары.

Ключевые слова: социальное партнерство в образовании, анализ научных работ, международный опыт партнерства, разнообразные формы сотрудничества.

Keywords: Social partnership in education, analysis of the research work, international experience of partnership, different forms of partnership.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Ацдатпа

Автор ез макаласында K;a3ipri галымдар мен Кант, Маркстщ гылыми жумыстарын талдау барысында бшм кещстшндеп элеуметтiк серiктестiк туралы тYсiнiктi тYсiндiредi. Германия, Швеция, Франция элем бизнесшде-ri кэсiби оку орындардагы серштеспктщ бYкiлхалыктык тэжiрибесiн керсеттi. Бiлiм кещстшнде элеуметтiк серш-тестiк тYсiнiгi кызмет керсетудщ эр тYрлi формасы ретш-де карастырылып, кэсiпкерлiк кызметте жумысшы кYшi ретiнде, ал Yкiмет пен бшм кещстш оларга кэсiби окыту-дьщ формасы мен мазмунын жасайды. Сонымен бiлiм мен элеуметтiк серштеспк жYЙесiнщ негiзгi даму багыттарын усынамыз.

Аннотация

В статье автор расскрывает понятие социальное партнерство в образовании, через анализ научных работ Канта, Маркса, а так же современных ученых. Представляет международный опыт партнерства профессиональных учебных заведений и мира бизнеса в Германии, Швеции, Франции.Понятие «социальное партнёрство в образовании» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения. Предлагаются основные направления развития системы социального партнерства в образовании.

Annotation

This article develops the idea of social partnership in education through scientific works of Kant, Marx, and modern scholars as well. It shows the international experience of partnership of professional educational institution and world of business in Germany, Sweden, France. The idea of "social partnership in education" is considered as different forms of partnership, in which the entrepreneur's activity, workforce, government and educational sphere create the form and content of professional training and teaching. It also suggests the basic directions of development of social partnership system in education.

В течение нескольких последних десятилетий в странах с развитой рыночной экономикой активно идет процесс формирования и функционирования социального партнерства - нового типа социально-трудовых отношении.

m

о

Рч

w

О *

S

1-4

о §

s

Рч

о

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

К

о

ш Е-

Однако, идея социального партнёрства не является новшеством и для отечественного образования, так как еще в советские времена профессиональная подготовка кадров предусматривала развитие следующих направлений: соединение теоретического образования с производственным трудом (закон «О применении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в СССР, декабрь 1958 г.»), взаимодействие учебных заведений с базовыми предприятиями, целенаправленное распределение учащейся молодёжи на рабочие места в соответствии с выбранной специальностью. Данный подход в образовании, с одной стороны, позволял молодым людям наряду с аттестатом получать свидетельство о приобретенной специальности. С другой стороны, советская система образования, построенная на связи обучения с производством, позволяла высшему учебному заведению безболезненно решать проблему трудоустройства выпускника, а предприятию - ежегодно пополнять кадровый состав молодыми специалистами, государству - целенаправленно использовать бюджетные средства на образование.

Модернизация сегодня Казахстанского образования, направленная на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможна без создания единого образовательного пространства, без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области. Как показывает опыт европейских стран, социальное партнерство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения.

Изучение и анализ опубликованных работ по данной теме позволяет констатировать наличие противоре между:

• потребностью общества, производства и работодателей в конкурентоспособных специалистах, умеющих действовать в условиях рыночной экономики, и не продуманностью системы взаимодействия между социальными партнерами;

• взаимодействием органов власти, работодателями и образовательными учреждениями и отсутствием нормативной базы, а также продуманной системы и механизмов

социального партнёрства в самих образовательных учреждений.

Анализ научных работ И. Канта, О. Кон-та, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера позволяет утверждать, что социальное взаимодействие в обществе основывается на солидарности людей, в этом случае партнерство выступает как механизм достижения общественной солидарности и принципом регулирования межгрупповых взаимоотношений в обществе.

Таким образом, анализ представленных теорий известными классиками зарубежной, отечественной философии и социологии позволяет сделать вывод, что социальное партнерство рассматривается как система взаимодействия различных социальных субъектов, направленное на укрепление общественного согласия и предотвращения социальных конфликтов. В качестве условия социальной прочности общества рассматривается принцип согласия и солидарности.

Современный аспект социального партнерства включает в себя четкое определение каждым из партнеров своего участка работы и доли, как групповой социальной ответственности работников, так и всех социальных групп перед обществом в целом. [10]. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, именно это направление партнерских отношений становится отличительной чертой ХХ! века.

Социальное партнерство - система взаимоотношений между субъектами: работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Социальное партнерство как новый термин появился в образовании совсем недавно. Изучение литературы показало, что данная проблема получила освещение в работах ученых - Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, А.М. Новикова, О.Н. Олейникова, Г.В. Мухаметзяновой, Г.И. Ибрагимова и другие.

Авторы, под термином «партнёрство» подразумевают систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающую понимание, коллективную работу и совместно принятые планы. Поэтому понятие «социаль-

ное партнёрство» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения» [11].

Социальное партнёрство в образовании предполагает акцент на равноправие субъектов взаимодействия, что позволяет рассматривать его как форму взаимодействия социальных институтов, групп, индивидов, позволяющую им свободно выражать свои интересы и находить эффективные способы их гармонизации и реализации [11, с.71].

Понятие «взаимодействие» выражает характер и содержание между институтами, социальными группами, индивидами «как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, отношений, различающихся по социальным позициям и ролям» [4, с.9]. Субъекты (органы власти, работодатели, образовательные учреждения) взаимодействуют в процессе деятельности, достигают общественного согласия и обоюдной ответственности за ее результаты.

Большой интерес для нас представляет международный опыт партнерства профессиональных учебных заведений и мира бизнеса в Германии, Швеции, Франции.

Социальное партнерство в Германии является одним из важнейших элементов дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. На предприятиях, где проводится обучение, выборные представители работников участвуют в планировании и реализации программ профессионального образования и назначении инструкторов производственного обучения.

Шведскую модель организации социального партнерства отличает высокий уровень государственного регулирования. Из представителей населения, руководителей предприятий, профсоюзов, учебных заведений, органов власти создают комитеты, которые создают помощь местным организациям-посредникам на рынке труда, оказывая помощь в проведении массового переобучения специалистов.

Опыт развития социального партнерства во Франции регулируется социальными пар-

тнерами в рамках коллективных договоров и правительством в соответствии с законами и другими правовыми документами (Законы «О начальном образовании» и Трудовой кодекс). Большую роль в области образования играет программа «ученичества», направленная на предоставлении обучения с выдачей технического или профессионального сертификата.

Анализ международной практики свидетельствует о том, что в современных развитых индустриальных странах социальное партнёрство направлено на поддержание образования, обеспечивающего производственные потребности компаний в компетентных специалистах, реализация которого осуществляется на основе:

• участия в разработке квалификационных требований к специалистам (спецификация сферы труда), национальных стандартов профессий и совершенствования национальной системы квалификаций;

• организации производственной практики и стажировок на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;

• содействия в трудоустройстве молодёжи;

• участия учебных заведений профессионального образования в повышении квалификации работников предприятий - социальных партнёров (модульные программы, основанные на компетенциях);

• проведения профориентационных мероприятий в учебных заведениях, направленных на повышение привлекательности отрасли для потенциальных работников;

• оказания помощи предприятиями в модернизации учебного оборудования, оснащении или ремонте учебных помещений.

Для отечественного образования социальное партнёрство является естественной формой существования в условиях рыночной экономики. Только в тесном контакте с социальными партнёрами возможна реализация основной функции - обеспечение рынка труда конкурентоспособными специалистами, востребованными современной экономикой. Поэтому мы рассматриваем социальное партнёрство как продуктивное взаимодействие всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов, заинтересованных в каче-

т

о

Рч РЧ

О *

1-4

о §

к

Рч

о

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

К

о

ш Е-

ственной подготовке конкурентоспособных специалистов, способных успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях современного производства.

Исходя из принятого определения, субъектом социального партнёрства становится представитель образовательно-профессионального и социально государственного сообщества, заинтересованный в качественной подготовке будущего специалиста, имеющего необходимый уровень готовности к оказанию помощи и содействию обучаемого в его профессиональной подготовке.

Основными субъектами социального партнёрства образования являются как внешние, так и внутренние социальные партнёры

К внешним относятся:

• государственно-управленческое сообщество (органы законодательной и исполнительной власти, учреждения труда и занятости, социальной и молодёжной политики, учреждения СМИ);

• образовательное сообщество (учреждения общего и среднего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования);

• профессиональное сообщество (отечественные предприятия, коммерческие организации, зарубежные компании, ассоциации промышленников, научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро);

• общественное сообщество (общественные советы, благотворительные фонды, ассоциации выпускников, попечительские советы, молодежные объединения).

Внутренние социальные партнёры образовательного учреждения - это субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в образовательном процессе: администрация, преподаватели, технический и обслуживающий персонал, учащиеся и студенты.

Таким образом, международный опыт сотрудничества позволяет рассматривать социальное партнёрство как сложную систему взаимосвязей между различными сторонами как традиционными социальными партнёрами (государство, работодатели, профсоюзы), так и привлечением к сотрудничеству образовательных учреждений, родителей учащихся, муниципальных органов власти, обществен-

ных организаций и др.

Анализ отечественного опыта свидетельствует о развитии социального партнёрства в образовании. Социальное партнёрство в образовании нами рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Основными субъектами социального партнёрства образования являются как внешние, так и внутренние социальные партнёры.

Обострившаяся в стране в 90-ые годы ХХ века экономическая ситуация отразилась и на развитии бюджетнообразующих предприятий. Имело место сокращение производства, низкая оплата труда, утечка специалистов и молодёжи, кадровое «голодание» и, как следствие - острый недостаток высококвалифицированных специалистов с техническим образованием всех уровней профессиональной подготовки.

Основными предпосылками создания и развития социального партнёрства являются:

• востребованность на региональном рынке труда конкурентоспособных специалистов в связи с потерей квалифицированных кадров;

• потребность в получении высшего образования взрослым населением (часть горожан имеют начальное или среднее профессиональное образование), вызванная реструктуризацией экономики;

• необходимость в обучении и переподготовке специалистов, вызванная подъемом производства, происходящим на фоне переоснащения предприятий техническими устройствами и технологиями нового поколения.

Создание социального партнерства в виде сетевого взаимодействия школа - образовательное учреждение (НПО, СПО, ВПО) - предприятие, решало бы задачу - повышение качества подготовки и обеспечение потребностей рынка труда города и района конкурентоспособными специалистами.

Решению этой задачи способствовал новый подход всех участников социального партнерства в координации целей и действий каждого, что означало создание системной структуры, объединяющая, как внешних, так и внутрен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

них партнеров .

Совершенствование системы социального партнерства в образовании явление не новое, оно вызвано тем, что современная экономика требует подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой должны обладать и высоким уровнем практических умений, навыков.

Понятие «социальное партнёрство в образовании» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения.

Основными направлениями развития системы социального партнерства в образовании являются:

1. Взаимодействие с органами власти;

2. Взаимодействие с образовательными учреждениями города;

3. Взаимодействие с учащимися (студентами) и родителями;

4. Взаимодействие с работодателями.

Несмотря на положительные стороны системы социального партнерства, наблюдались и отрицательные, среди них: непродуманность политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров; недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании; отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров. Опыт развития социального партнерства в городе разрознен, есть необходимость в дальнейшем его развитии, а также выработке определенных предложений по дальнейшему совершенствованию системы социального сотрудничества.

• Совершенствование нормативной базы социального партнерства

• Развитие образовательно-производственного комплекса

• Широкое использование волонтерского движения с целью организации в школах, внешкольных учреждениях кружки, клубы, пропагандирующие различные профессии и

формирующие первичные знания о них.

4. Создание целенаправленной рекламы по популяризации взаимодействия социальных партнеров «школа - образовательное учреждение НПО, СПО, ВПО - предприятие»

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1977. - 332 с.

2. Ветров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально трудовых отношений в современной России [Текст] / А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. - М.: Прогресс, 1993. - 123 с.

3. Зинченко, Г.П. Социальное партнёрство [Текст] / Г.П. Зинченко, Ш.И. Рогов. - М: Академ.: «Центр», 2009. - 224 с.

4. Иванов, О.И. Социальное партнёрство: некоторые вопросы теории [Текст] / О.И. Иванов, Д.П. Гавра. - СПб.: ИСЭП РАН, 1994. -145с.

5. Кирьякова, А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования [Текст] / А.В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета.

- 1999. - № 1. - С.13 - 19.

6. Корнилов, Д.Д. Социальное партнёрство в профессиональном образовании России [Текст] / Д.Д. Корнилов // Сборник научных работ. - Якутск, 2004. - Вып. 10. - С.88-100.

7. Корчагин, Е.А. Организация деятельности социального партнёрства в области профессионального образования [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Корчагин, Г.В. Мухаметзянова. - Казань: ИПП ПО РАО, 2006.

- 60с.

8. Кубицкий, С.И. Социальное партнёрство в России: состояние и перспективы [Текст] / С И. Кубицкий. - М.: АТиСО, 1999. - 184 с..9.Лавров П.Л. Исторические письма//Фило-софия и социология .Т.2.- М; Мысль, 1965.

9. Морозова, О.И. Социальное партнёрство на условиях формирования личности специалиста в системе профессионального образования [Текст]: дис. ... канд. соц. Наук / О.И. Морозова. - Курск, 2007. - 158 с.

Ю.Образование для инновационных обществ в XXI веке [Текст] Образовательная политика. - 2006. - №8.

т

о

Рч РЧ

О *

1-4

о §

к

Рч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.