Научная статья на тему 'Социально-экономическое партнерство: молодежь на рынке труда (теоретические аспекты)'

Социально-экономическое партнерство: молодежь на рынке труда (теоретические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ПРИНЦИПЫ / УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / СИСТЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / YOUTH LABOR MARKET / PRINCIPLES / LEVELS OF THE SOCIAL PARTNERSHIP / PARTICIPANTS OF THE SOCIO-ECONOMIC PARTNERSHIP / BALANCE OF INTERESTS / SYSTEM OF EMPLOYMENT OF YOUNG PEOPLE / SOCIO-ECONOMIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Железняк Мария Ивановна

Рассматриваются теоретико-концептуальные основы социально-экономического партнерства на молодежном рынке труда. При разработке данной категории были использованы положения теории социального партнерства. Раскрыты три уровня его понимания. Установлено, что социально-экономическое партнерство строится и развивается на осуществлении максимального согласования интересов всех участников этого процесса. Уточнено понятие «социально-экономическое партнёрство на молодежном рынке труда», определены субъекты и принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Железняк Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Economic Partnerships: Youth at the Labor Market (Theoretical Aspects)

We consider the theoretical and conceptual foundations of the socio-economic partnership at the youth labor market. Developing this category the theory of social partnership has been used. Three levels of understanding it are revealed. It is stated that socio-economic partnership is based on developing and implementing maximum interests of all stakeholders. The concept of «socio-economic partnership in the youth labor market» is clarified and subjects and principles are defined.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое партнерство: молодежь на рынке труда (теоретические аспекты)»

ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 331.1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО: МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

© 2012 г. М.И. Железняк

ООО «Ростовская управляющая компания», Ltd. «RostovManagement Company»,

ул. Социалистическая, 3/8, оф. 22, г. Ростов-на-Дону, 344082 Sotsialisticheskaya St., 3/8, of. 22, Rostov-on-Don, 344082

Рассматриваются теоретико-концептуальные основы социально-экономического партнерства на молодежном рынке труда. При разработке данной категории были использованы положения теории социального партнерства. Раскрыты три уровня его понимания. Установлено, что социально-экономическое партнерство строится и развивается на осуществлении максимального согласования интересов всех участников этого процесса. Уточнено понятие «социально-экономическое партнёрство на молодежном рынке труда», определены субъекты и принципы.

Ключевые слова: социальное партнерство, молодежный рынок труда, принципы, уровни социального партнерства, субъекты социально-экономического партнерства, баланс интересов, система трудоустройства молодежи, социально-экономическое партнерство.

We consider the theoretical and conceptual foundations of the socio-economic partnership at the youth labor market. Developing this category the theory of social partnership has been used. Three levels of understanding it are revealed. It is stated that socioeconomic partnership is based on developing and implementing maximum interests of all stakeholders. The concept of «socio-economic partnership in the youth labor market» is clarified and subjects and principles are defined.

Keywords: social partnership, youth labor market, principles, levels of the social partnership, participants of the socioeconomic partnership, balance of interests, system of employment of young people, socio-economic partnership.

При общем довольно высоком уровне разработки теории занятости проблематика занятости молодежи изучена слабо. Данная социальная группа, не имеющая достаточного опыта работы, оказывается на рынке труда одной из наименее конкурентоспособных. В ряду условий решения проблем молодежной занятости имеет место и создание эффективного механизма социально-экономического партнерства на рынке труда.

Отдельные аспекты этой проблемы исследовались многими зарубежными и отечественными экономистами. В работах В.Н. Чудайкина, А.А. Кузьминой, А.А. Силина, В.И. Галахова, А. Муравьевой, О. Олейниковой [1 - 5], изложены различные подходы к пониманию социального партнерства, его механизмов и форм.

Региональные вопросы формирования и развития рынка труда молодежи и его отдельных сегментов нашли отражение в работах О.С. Белокрыловой, Н.Н. Лябах, В.А. Макарова, П.Е. Лаврусевич [6 - 9].

Однако в литературе рассматриваемая тема не выделяется как самостоятельная область научного анализа. Таким образом, целью нашего исследования является определение подходов к пониманию категориальной и предметной основ социально-экономического партнерства на молодежном рынке труда. Для этого обратимся к теории социального партнерства, положения которой были использованы автором при разработке категории «социально-экономическое партнерство». Чтобы раскрыть его природу применительно к моло-

дежному рынку труда, необходимо выявить суть социального партнерства.

Можно говорить о нескольких уровнях его понимания и, соответственно, определения. Первый из них связан с развитием и функционированием партнерских отношений в обществе в целом. Второй -устанавливает роль и влияние социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений. Третий - помогает установить специфику партнерских отношений в сферах образования и занятости населения.

В отечественной науке, официальных документах и источниках понятие «социальное партнерство» появилось в 90-х гг. XX в., с началом в России экономических рыночных реформ и соответствующих коренных социальных и политических преобразований. В ходе этого процесса возникла система социальных институтов и механизмов, созданных при участии заинтересованных субъектов на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, целей и задач, обеспечивающих достижение социального согласия по поводу жизненно важных интересов [1].

В широком смысле - это особый вид общественных отношений субъектов, строящийся на согласовании и защите интересов их партнерских отношений путем договоров, соглашений, достижения компромиссов, консенсуса по актуальным проблемам социально-экономического развития общества.

Важнейший элемент системы социального партнёрства - механизм партнёрских отношений, основу которого составляют способы, процедуры, формы, методы взаимодействия, контроль выполнения договоров, соглашений и организационно-функциональные структуры. Этот механизм характеризуется постоянно действующим переговорным процессом, правовым обеспечением и нормативным установлением процедур согласования интересов. Взаимодействие партнёров должно строиться на принципах сотрудничества [1].

Основными субъектами социального партнерства, деятельность которых направлена главным образом на решение общественно значимых проблем, могут быть государство, местное самоуправление, некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры, бизнес и ассоциации предпринимателей.

Критериями эффективности механизма социального партнёрства выступают обобщенные показатели достижения общественного согласия по поводу основных целей, направлений развития и результативности функционирования данной системы.

Принципами этого вида партнерства признаются: равноправие, уважение и учет интересов сторон; соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов (норм законодательства); свобода выбора и добровольность принятия решений; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение [2].

В условиях рыночной экономики и конкуренции неизбежны противоречия интересов различных социальных слоев и групп, порождающие конфликты, разрешить которые позволяет система социального партнерства в сфере труда и занятости. В этом случае оно рассматривается как особый тип социально-трудовых отношений.

В качестве эффективного средства регулирования отношений между большими группами и слоями населения, в частности между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством, социальное партнерство стало использоваться на Западе лишь в последние десятилетия ХХ в., а в России только с начала 90-х гг. ХХ в.

Согласно западной концепции, в идеологическом аспекте это понятие призвано способствовать смягчению противоречий между работодателями и наемными работниками на основе равноправного сотрудничества, интегрировать трудящихся в систему рыночных отношений. В политическом аспекте - оно направлено на одобрение трудящимися политической власти данного общества. В экономическом плане - предполагает материальное и моральное стимулирование заинтересованности наемных работников в росте темпов производства, производительности труда во имя обеспечения условий дальнейшего роста прибыли работодателей, государства, а также повышения жизненного уровня самих трудящихся.

Содержание термина «социальное партнёрство» в научной литературе определяется многозначно. А.А. Силин рассматривает его как метод и механизм регулирования социально-трудовых отношений,

разрешения противоречий между работниками и работодателями [3].

По мнению же В.И. Галахова, это один из наиболее распространённых видов корпоративизма и неокорпо-ративистских отношений представителей бизнеса, профсоюзов и государства, классифицируемый по различным системам «трипаратизма», «бипартизма», на микро- и мезокорпоративизм (по уровням отдельных корпораций, отраслей и регионов) [4]. Однако социальное партнерство на рынке труда отнюдь не ограничивается отношениями в рамках трипартизма, а включает в себя более широкий круг субъектов и видов отношений между ними по вопросам формирования и функционирования трудовой сферы сообщества.

По нашему мнению, его можно определить как особый тип социально-трудовых отношений, основанный на осознании людьми общности интересов и стратегических целей, достигаемых благодаря консенсусу как специфической форме разрешения противоречий. Консенсус же предполагает понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно лишь при учёте интересов партнёров.

Основная цель подобного партнерства состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей.

Предметом его в сфере социально-профессиональной деятельности могут быть: производство и воспроизводство трудовых ресурсов; создание, развитие и использование рабочих мест; вознаграждение за труд; охрана труда; социальная защита и социальные гарантии [4].

Суть понятия, уровни и формы социального партнерства есть и в Трудовом кодексе РФ, в котором социальное партнерство трактуется как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений [10].

Социальное партнерство традиционно организуется на локальном, профессиональном, отраслевом, территориальном, региональном, федеральном. Кроме того, среди всех его уровней можно выделить окружной (в федеральных округах РФ), международный и корпоративный.

Основными формами социального партнерства в законодательстве закрепляются: коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению; проведение консультаций в ходе разработки законопроектов и принятия государственных решений в социально-экономической сфере; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участие работников и их представителей в управлении организациями; создание постоянно действующих трехсторонних органов [10].

В международной практике понятие социального партнерства в сфере образования уже устоялось и понимается как взаимодействие образовательных учреждений с ассоциированными субъектами экономической жизни и сферы труда в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на умения и компетенции рабочей силы на рынке труда [2].

В России осознание необходимости поиска социального партнера в сфере образования (на уровне учебных заведений) произошло в тот момент, когда нашим выпускникам стало все сложнее и сложнее устраиваться на работу по специальности, а работодатели (социальные партнеры) стали предъявлять все более высокие требования к студентам.

В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями, организациями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образованием, студентами и выпускниками. Таким образом, одним из главных приоритетов развития профессионального образования становится создание института социального партнерства.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, предполагающий максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [11].

По отношению к образованию его можно рассматривать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности и как партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства [12].

Определение круга участников, системы взаимосвязей, путей их формирования является основой функционирования и совершенствования социального партнерства.

В этих целях необходимо рассмотреть состав участников социального партнерства в сфере образования. К субъектам социального партнерства можно отнести: образовательные учреждения; органы управления образованием (федеральные и региональные); органы труда и занятости (федеральные, региональные и местные); работодатели всех уровней; общественные и коммерческие организации; обучающиеся, выпускники.

Форма социального партнерства зависит от базовой модели профессионального образования и обучения, принятой в конкретной стране, которая в свою очередь является производной от типа производственных отношений. Существуют три основные модели социального партнерства, отличающиеся, во-первых, степенью государственного участия в системе профессионального образования и обучения, во-вторых, потребностями социальных партнеров и их способностями объединить усилия.

Согласно первой модели, государство не играет существенной роли или его роль незначительна. Типичный примером является Великобритания. Данная модель отражает линию на децентрализацию государственного управления, когда правительство передает свои полномочия в сфере организации образования местным органам и предприятиям [5].

Согласно второй модели, государство планирует и управляет основными процессами, связанными с подготовкой кадров. Долгое время это было характерно для Франции. Однако в рамках данной модели в последние годы наблюдается рост как формального, так и неформального участия других социальных партнеров в осуществлении государственной политики в области профессионального образования. При возникновении новых потребностей в сфере профессионального обучения или переобучения работников социальные партнеры совместно с правительством принимают участие в планировании, реализации, контроле, а иногда и в финансировании соответствующих вузов, курсов и училищ [5].

Согласно третьей модели, государство определяет только общие рамки деятельности частных компаний и организаций в сфере профессионального образования и обучения. Такой опыт накоплен в Германии, Нидерландах, Дании. Государство лишь придает законность решениям, принятым на основе договоренностей ассоциаций работодателей и профсоюзов [5].

Таким образом, социально-экономическое партнерство на молодежном рынке труда представляет собой организационно-институциональную форму общественных отношений субъектов и посредников рынка труда в системе их взаимодействия, основной целью которого является достижение взаимоприемлемых целей при решении вопросов трудоустройства молодежи.

К субъектам социально-экономического партнерства на молодежном рынке труда можно отнести: 1) работодателей (бизнес-организации, государственные структуры); 2) молодежь (студенты, выпускники образовательных учреждений); 3) государственные службы занятости; 4) кадровые и рекрутинговые агентства; 5) образовательные учреждения; 6) государство (органы управления образованием, органы труда и занятости).

Социально-экономическое партнерство строится и развивается на осуществлении максимального согласования интересов всех участников этого процесса с целью реализации намеченных направлений деятельности в системе трудоустройства молодежи.

Социально-экономическое партнерство на молодежном рынке труда также базируется на принципах заинтересованности каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения возникающих проблем; кооперации усилий и ресурсов каждого из партнеров; конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов; взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров; правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Основные направления, содержание, задачи социального партнерства не могут оставаться неизменными. Они зависят от уровня (общегосударственного, регионального, отраслевого) согласованности действий и от возможностей его субъектов, от конкретной социально-экономической ситуации их взаимодействия.

Таким образом, социально-экономическое партнерство следует рассматривать не только как состояние, но и как процесс динамического равновесия развивающихся интересов всех его основных субъектов, который должен осуществляться с учетом моральных и экономических стимулов, законодательных и нормативно-правовых актов.

Литература

1. Чудайкин В.Н. Социальное партнёрство и регулирование социально-трудовых отношений // Регионология. 2005. № 4. С. 206 - 214.

2. Кузьмина А.А. Аспекты социального партнерства в подготовке кадрового потенциала Тверской области // Регионология. 2007. № 1. С. 173 - 177.

3. Силин А.А. Возможности применения западного опыта в регулировании трудовых отношений в России // Труд за рубежом. 1996. № 2. С. 49 - 60.

4. Галахов В.И. Методология организации и управления кадровым потенциалом федерального железнодорожного транспорта: автореф. дис. ... д-ра техн. наук. М., 1998. 48 с.

Поступила в редакцию

5. Муравьева А., Олейникова О. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 117.

6. Белокрылова О.С., Тимошенко Е.С., Михалкина Е.В. Молодежный сегмент рынка труда в посткризисной экономике: особенности, структура, повышение конкурентоспособности молодежи. Ростов н/Д, 2005. 144 с.

7. Лябах Н.Н. Проблемы молодежного рынка труда. Ростов н/Д, 2006. С. 144.

8. Макаров В.А. Современная российская молодежь на рынке труда: мотивационный анализ. Ростов н/Д, 2008. 136 с.

9. Лаврусевич П.Е. Личные связи на российском рынке труда: региональная специфика и формирование стратегий трудоустройства // Регион: экономика и социология. 2007. № 2. С. 136 - 150.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г.) (ред. от 29.12.2010 г.). Доступ из справ.-правов. системы «КонсультантПлюс».

11. Информационно-методические материалы по подготовке августовского совещания работников в системе образования «Основные направления взаимодействия образования и социальных партнеров в условиях реализации приоритетных национальных проектов». URL: http://irooo.omskedu.ru/userfiles/file/ material_2008.doc (дата обращения: 16.09.2011).

12. Арефьев О.Н. Социальное партнерство как фактор опережающего развития образовательной системы колледжа // Проблемы социального партнерства в профессиональном образовании: материалы науч.-практ. конф. СПб., 2007. С. 68.

11 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.