М.И. Железняк
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Определены субъекты социально-экономического партнерства в системе трудоустройства молодежи Ростовской области. Установлено, что форма социальноэкономического партнерства в системе трудоустройства зависит от используемого молодежью института посредничества, с помощью которого она вовлекается в сферу занятости. Социально-экономическое партнерство молодежи с формальными институтами посредничества в системе трудоустройства выражается, как правило, в формальнопринудительной форме; с неформальными - в инициативной форме. Рассмотрены формы социально-экономического партнерства, реализуемые различными формальными и неформальными институтами посредничества Ростовской области.
Annotation
The subjects of sociо-economic partnership in the system of employment of young people in the Rostov Region are defined. It was discovered that the form of sociо-economic partnership in the system of employment depends on the institution of mediation used by young people, who are included in the sphere of employment with its help. The soc^-economic partnership of young people with the formal institutions of mediation in the system of employment is most often expressed in the formal and force form; with the informal ones -in the initiative form. The forms of sociо-economic partnership, realized by different formal and informal institutions of mediation in the Rostov Region, were described.
Ключевые слова
Социально-экономическое партнерство, субъекты и формы социальноэкономического партнерства, система трудоустройства молодежи, институты посредничества.
Key words
The socio-economic partnership, actors and forms of the socio-economic partnership, system of employment of young people, institutions of mediation.
Проблемы трудоустройства молодежи, укрепление её позиций на рынке труда имеют в современных условиях стратегически важное как экономическое, так и социальное значение. Между тем при общем, довольно высоком уровне разработки теории занятости, проблематика занятости молодежи на уровне региона, прежде всего проблемы создания эффективной системы трудоустройства молодежи, проработана достаточно слабо.
Эффективное трудоустройство молодежи невозможно без реального
взаимодействия различных субъектов социально-экономического партнерства, которые осуществляют посредническую деятельность в системе содействия занятости молодежи.
Таким образом, целью исследования является выявление эффективных форм социально-экономического партнерства в системе трудоустройства молодежи Ростовской области.
Трудоустройство молодежи представляет собой комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать
обеспечению трудовой занятости молодежи; осуществление действий по поиску подходящей работы и устройства на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки, адаптации молодежи к рынку труда с целью заполнения имеющихся свободных вакансий.
Способы взаимодействия различных сторон партнерства в процессе трудоустройства молодежи определяют форму социально-экономического
партнерства, которая может быть формально-принудительной либо инициативной.
Форма социально-экономического партнерства в системе трудоустройства зависит от используемого молодыми людьми института посредничества, с помощью которого они будут вовлекаться в сферу занятости.
Взаимодействие молодежи с формальными институтами посредничества системы трудоустройства предполагает согласование действий сторон социально-экономического партнерства на базе определенной законодательной платформы; регулирование нормами законодательства взаимоотношений субъектов социального партнерства, правовое положение каждого из которых отличается принадлежащими ему правами и лежащими на нем обязанностями.
Система социально-
экономического партнерства молодежи с формальными институтами посредничества опирается на юридические принципы ответственности за нарушение партнерских обязательств. Ответственность предполагает признание и осуществление в отношениях между партнерами правовых норм, регулирующих организацию работы партнеров и обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития взаимоотношений между всеми участниками.
По данным областного центра занятости населения Ростовской области
по состоянию на 01 июля 2012 г., численность зарегистрированных безработных по Ростовской области составила 19 574 человек, из которых 26 % -молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
В целях получения рабочего места молодежь использует, как правило, как формальные, так и неформальные институты посредничества.
Институты посредничества формальной формы представлены государственными службами занятости, частными агентствами по трудоустройству (кадровыми и рекрутинговыми агентствами), центрами содействия трудоустройству выпускников учебных заведений, СМИ, институтом распределения выпускников после окончания учебного заведения, органами законодательной и исполнительной власти (федерального и регионального уровня).
Мероприятия, осуществляемые государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровне в сфере занятости молодежи, нацелены, прежде всего, на развитие инфраструктуры профориентации и трудоустройства молодежи, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную занятость молодых граждан, информационно-
методическую поддержку молодежных структур в субъектах Российской Федерации, а также укрепление творческих стремлений части молодежи к предпринимательской деятельности. Правительством Российской Федерации, Министерством образования РФ, Министерством труда и социального развития РФ разрабатываются и принимаются меры по стабилизации ситуации с положением молодежи на российском рынке труда.
Государственная служба занятости, обладая необходимыми информационными, финансовыми, кадровыми ресурсами, берет на себя функции координации усилий, информационного
обеспечения и организации взаимодей-
ствия различных участников социальнотрудовых отношений.
В состав государственной службы занятости населения Ростовской области входит 16 городских и 35 районных центров занятости населения.
Основной задачей органов службы занятости является применение мер, повышающих шансы молодых людей безболезненно интегрировать в квалификационную и профессиональную структуру рынка труда, достойно закрепиться на нем, стать конкурентоспособной его составляющей.
Одним из направлений Государственной службы занятости практического осуществления социальноэкономического партнерства на рынке труда молодежи Ростовской области является разработка и реализация специальных программ содействия занятости молодых людей.
В Ростовской области мероприятия по содействию в трудоустройстве молодежи реализуются в рамках таких программ, как Ведомственная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2012 год», Областная долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Ростовской области на 2012 - 2014 годы», Областная долгосрочная целевая программа «Молодежь Ростовской области (2011 - 2013 годы)», Областная долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы».
В результате реализации специальных программ содействия занятости молодежи Ростовской области с целью сохранения мотивации к труду, предоставления возможности закрепиться на рабочем месте в первом полугодии 2012 года в свободное от учебы время было временно трудоустроено
15 548 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, что составило 9,9% от общей численности несовер-
шеннолетних граждан в Ростовской области; 142 человека безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Одной из форм социальноэкономического партнерства, реализуемой органами службы занятости населения Ростовской области по повышению объемов трудоустройства безработной молодежи, является организация ярмарок вакансий. Ярмарки вакансий проводятся, как правило, по инициативе служб занятости или учебных заведений. Ежегодно во всех городах и районах Ростовской области проводятся ярмарки вакансий, в работе которых принимают участие, наряду с безработными гражданами, незанятым населением и выпускниками образовательных учреждений, работодатели и представители органов власти. В ходе ярмарок оказываются профессионально-
консультационные услуги, работают психологи, юристы, проводится анкетирование участников.
Ярмарки вакансий дают возможность молодежи самостоятельно подобрать работу, получить информацию о возможности профессионального обучения по новой специальности. Однако проводимая информационная работа имеет как свои достоинства, связанные с привлечением большого количества граждан при сравнительно невысоких финансовых затратах, так и недостатки, выражающиеся в отсутствии в большинстве случаев обратной связи и соответственно возможности отследить ее результаты. В этом случае наиболее результативными остаются мини-ярмарки, которые организуются в интересах конкретного работодателя или группы работодателей, заявивших о наличии свободных рабочих мест и отраслевые ярмарки.
В первом полугодии 2012 года государственными службами занятости
Ростовской области было проведено 387 специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для различных категорий граждан, в том числе молодежи в возрасте от 16 до 29 лет (9 405 участников, трудоустроено 1 537 человек, в том числе 354 человека -выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, 999 человек - выпускники учреждений высшего профессионального образования).
Частные агентства по трудоустройству представлены на рынке труда Ростовской области:1) рекрутинговыми агентствами, которые ориентированы, прежде всего, на оказание услуг работодателям в подборе сотрудников согласно заявленным требованиям. В этом случае агентство по трудоустройству за оказание услуг взимает плату с работодателя, а для соискателей его услуги бесплатны. Данные агентства в большей степени ориентированы на подбор высококвалифицированных специалистов и управленческого персонала, соответствовать требованиям которых достаточно сложно молодежи, впервые выходящей на рынок труда, поэтому обращение к таким институтам посредничества как рекрутинговые агентства, как правило, не является результативным; 2) кадровыми агентствами - агентства по трудоустройству, оказывающие,
прежде всего, услуги соискателям, которые оплачивают услуги. Однако далеко не каждый молодой человек может позволить себе обращение в данный тип агентства, так как это связано с определенными издержками (затратами). В ряде случаев, оплатив услуги кадрового агентства, молодые люди так и не трудоустраиваются; 3) агентствами по трудоустройству «смешанного» типа, включающими элементы работы как кадровых агентств, так и рекрутинговых, которые являются наиболее эффективным институтом посредничества.
На сегодняшний день система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования с точки зрения разделения задач функционирует на федеральном, региональном и местном уровне.
На федеральном уровне система содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников представлена Межрегиональным координационно-аналитическим центром по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана (МЦПТ).
Региональный уровень государственной системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования представлен региональными центрами, создающимися решением совета ректоров на конкурсной основе в одном из вузов региона, который становится головным по данной проблеме. Основной целью создания региональных Центров содействия трудоустройству выпускников является расширение возможностей для трудоустройства выпускников вузов региона и повышение их конкурентоспособности на рынке труда, а также расширение возможностей для работодателей при отборе специалистов. В рейтинге региональных центров содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования по результатам ежегодного мониторинга деятельности региональных центров, по данным КЦСТ за 2011 г., региональный центр Ростовской области, который находится на базе Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса в городе Шахты, занимает 11-е место, тогда как еще в 2010 году входил в тройку лучших региональных центров [1 ].
Местный уровень в системе содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования представлен цен-
трами содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Южный федеральный
университет занимает третье место среди вузовских центров содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования РФ [2].
Центры содействия учащейся молодежи и трудоустройству выпускников
в учреждениях профессионального образования в качестве социальных партнеров также являются посредниками между потенциальными работодателями и молодыми специалистами.
В Ростовской области на уровне ВПО и СПО созданы и работают 40 центров содействия трудоустройству выпускников [2].
Таблица 1. Рейтинг вузовских центров содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования Ростовской области
п/н Вуз/год 2009 2010 2011
1 ЮФУ 15 3 2
2 РГЭУ (РИНХ) 5 5 19
3 ИЭМ ДГТУ б 7 19
4 Донской государственный аграрный университет 10 9 25
5 Южно-Российский гуманитарный институт экономики и управления . 3 13
6 РГСУ - 21 42
Таблица 1 составлена по материалам мониторинга Координационноаналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования за 2009-2011 гг.
Из представленной таблицы видно, что наиболее эффективная работа по содействию трудоустройству выпускников вызов Ростовской области проводится Центром карьеры Южного федерального университета.
Основными формами социальноэкономического партнерства в системе трудоустройства выпускников вузов Ростовской области являются:
- заключение договоров о социально-экономическом партнерстве с субъектами ЮФО, муниципальными образованиями, предприятиями и организациями, которые предусматривают
выполнение актуальных НИР и перспективное планирование объемов подготовки кадров, условия поступления в вуз (целевой прием) и трудоустройства выпускников, организацию практики студентов. На третьем курсе студенты, поступившие в вуз на условиях целевого приема, переводятся на целевую контрактную подготовку, то есть заключают трехсторонние контракты: «студент-вуз-работодатель». После окончания вуза выпускник направляется на предприятие, с которым заключен контракт (ЮРГУЭС);
- организация стажировок и практик для студентов и выпускников вузов (ЮФУ, ЮРГУЭС, Институт энергетики и машиностроения ДГТУ);
- договорная форма подготовки и распределения специалистов; заключение договоров: «главный врач-студент-
ректор», на основании которых выпускник направляется в те районы и территории, с которыми был заключен договор (РостГМУ);
- распределение молодых специалистов за счет целевого обучения студентов, направленных железными дорогами, предприятиями железнодорожного транспорта и прочими предприятиями, заинтересованными в выпускниках вуза (РГУПС);
- заключение договоров между вузом и предприятием о подготовке специалистов с высшим образованием по интегрированной форме обучения (Институт энергетики и машиностроения ДГТУ);
- привлечение студентов университета для обучения по направлениям: второго высшего образования, по профессиональной переподготовке и повышению квалификации, что заметно повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда (ЮРГТУ (НПИ);
- проведение аналитической работы по определению рейтинга востребованности выпускников по специальностям, распределение вакансий по районам, формам собственности, на предприятиях (ДонГАУ);
- вручение выпускникам рекомендательных писем вуза (СКАГС).
Главная задача вузовских центров
- содействие занятости, трудоустройству и адаптации студентов и выпускников к рынку труда.
Самой распространенной формой социально-экономического партнерства трудоустройства молодежи - обращение к СМИ (печатные и электронные). Это самый доступный способ поиска работы, который, как правило, используется в совокупности с другими каналами трудоустройства. Существенным отличием данного канала трудоустройства от государственных и частных служб занятости является его функционирова-
ние преимущественно как информационного пространства.
Проблема функционирования формальных институтов посредничества в системе трудоустройства молодежи состоит в том, что, несмотря на существующие положительные достижения (показатели) в сфере содействия трудоустройству молодых людей, впервые выходящих на рынок труда, социальноэкономическое партнерство выражается, как правило, в формальнопринудительной форме.
Взаимодействие молодежи с неформальными институтами посредничества системы трудоустройства предполагает согласование интересов, потребностей и ценностных ориентаций субъектов партнерства, основу которого составляют: объективность, искрен-
ность отношений, обязательность выполнения принятых договоров, соглашений.
Социально-экономическое партнерство молодежи с неформальными институтами посредничества в системе трудоустройства выражается, как правило, в инициативной форме.
Под неформальными институтами посредничества в системе трудоустройства молодежи понимаются социальные сети (личные связи), которые подразумевают обращение молодежи к знакомым и родственникам за помощью в трудоустройстве. [3]
Социальная сеть - это определенная социальная структура, состоящая из узлов (отдельные люди, группы людей или сообщества), связанных между собой посредством социальных взаимоотношений; неформальные связи между индивидами. [4]
Использование личных связей в процессе трудоустройства имеет две основные формы: 1) представление информации о рабочем месте, получение дополнительной помощи в трудоустройстве в форме рекомендаций или
протекции; 2) прямая помощь при устройстве на работу.
Типы связей, которые могут быть задействованы в процессе трудоустройства молодежи, как правило, могут быть родственными и связями по знакомству, среди которых можно выделить профессиональные связи [5]. В случае прямой протекции чаще всего используются родственные связи, в случае представления информации - связи по знакомству.
Решающим фактором успеха при трудоустройстве является не наличие и количество социальных связей, а их качество. Социальные сети у различных социальных групп отличаются по своему составу. Значимым фактором, определяющим круг и характер социальных связей, также является возраст.
Использование личных связей в процессе трудоустройства имеет широкую распространенность среди молодежи. Это не говорит о слабости других посреднических структур, а лишь свидетельствует о гибкости социальных сетей как способа трудоустройства. Устойчивость контактов, надежность и полезность деловых партнеров определяют качество и системные свойства социально-экономического партнерства в системе трудоустройства молодежи.
Необходимой представляется оценка использования молодежью неформальных институтов посредничества с позиции функционально-
сти/дисфункциональности их влияния на формирование соответствующего запросам времени рынка труда молодежи.
Каждый из действующих на рынке труда Ростовской области институтов посредничества имеет ряд сравнительных преимуществ. Нередко одним из достижений Государственной службы занятости признается создание объемного банка вакансий, который по количественным показателям превосходит ту базу данных, которыми пользуются
частные службы. В свою очередь, частные агентства по трудоустройству превосходят государственные службы качеством вакансий и полнотой информации, которую они представляют клиентам и работодателям.
Таким образом, только совместная и согласованная деятельность всех субъектов партнерских отношений на молодежном рынке труда Ростовской области, выработка конкретных и гибких механизмов взаимодействия субъектов социально-экономического партнерства с определением наиболее эффективных форм сотрудничества позволят создать эффективную систему содействия трудоустройству молодежи.
Библиографический список
1.Мониторинг региональных центров// http://kcst.bmstu.ru/rating/rating/2011,http: //kcst.bmstu.ru/rating/rating/2010 2.Энциклопедия содействия трудоустройству. Том № 12. Практика деятельности лучших центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образо-вания/Гл.ред. И.П.Илясов. - М.:КЦСТ, 2011.- 514 с.
3.Лаврусевич П.Е. Личные связи на российском рынке труда: региональная
специфика и формирование стратегий трудоустройства.//Регион: экономика и социология, 2006, № 2. - С.136.
4.Синицына Т.В. Новый средний класс: особенности сетевого трудоустройст-ва//Государственное управление. Электронный вестник, выпуск №15. Июнь 2008 г., с.1-6
5.Козина И.М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биогра-
фий//Социологические исследова-
ния,1997, № 4,С.56-58
Bibliographic list
1.Monitoring of the regional centers// http://kcst.bmstu.ru/rating/rating/2011,http: //kcst.bmstu.ru/rating/rating/2010
2.Encyclopedia of assistance to employment. Volume № 12. Practice of activity of the best centers (services) of assistance to employment of graduates of establishments of professional education/ Editor-in-chief -I.P.Ilaysov. - M.: Coordination and analytical center of assistance to employment, 2011,-514 p.
3.Lavrusevich P.E. Personal contact on the Russian labor market: regional specifics and formation of strategy of employ-
ment.//Region: economy and sociology, 2006. №.2, p. 136.
4. Sinitsina T.V. New middle class: features of network employment // Public administration. Electronic messenger, release . № 15. June 2008 r, p. 1-6.
5.Kozina I.M. Behavior on a labor market: analysis of working careers // Sociological researches, 1997, № 4, p.56-58.