Научная статья на тему 'Социальное партнерство как фактор профессионального становления и адаптации студентов вуза'

Социальное партнерство как фактор профессионального становления и адаптации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYMENT / COMPETENCE / COMPETITIVENESS / ADAPTATION / LABOR MARKET / SOCIAL PARTNERSHIP / PERSONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL BECOMING / THE EMPLOYER / EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Посохина Светлана Алексеевна

по мнению автора, социальное партнерство рассматривается как фактор профессионального становления и адаптации студентов вуза с точки зрения трехуровневой модели на этапах формирования образовательного заказа, трудоустройства и конкурентоспособности молодых специалистов, все это требует создания специальной структуры, объединяющей все составляющие профессиональной ориентации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Посохина Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

according to the author, the social partnership is considered as the factor of professional becoming and adaptation of students at the universities from the point of view of three-level model at stages of educational order development, employment and competitiveness of young experts. All this demands creation of the special structure uniting all components of vocational counselling.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как фактор профессионального становления и адаптации студентов вуза»

УДК 378

DOI 10.21661/Г-411196

С.А. Посохина

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация: по мнению автора, социальное партнерство рассматривается как фактор профессионального становления и адаптации студентов вуза с точки зрения трехуровневой модели на этапах формирования образовательного заказа, трудоустройства и конкурентоспособности молодых специалистов, все это требует создания специальной структуры, объединяющей все составляющие профессиональной ориентации

Ключевые слова: профессиональное становление, социальное партнерство, адаптация, работодатель, образовательное учреждение, компетентность, конкурентоспособность, трудоустройство, рынок труда, профессионально важные качества, личностное развитие.

S.A. Posohina

SOCIAL PARTNERSHIP AS THE FACTOR OF PROFESSIONAL BECOMING AND ADAPTATION OF STUDENTS AT THE UNIVERSITIES

Abstract: according to the author, the social partnership is considered as the factor of professional becoming and adaptation of students at the universities from the point of view of three-level model at stages of educational order development, employment and competitiveness of young experts. All this demands creation of the special structure uniting all components of vocational counselling.

Keywords: professional becoming, social partnership, adaptation, the employer, educational establishment, competence, competitiveness, employment, labor market, professionally important qualities, personal development.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Понятие «социальное партнерство» в профессиональном образовании представляет собой систему договорных отношений образовательного учреждения с работодателями, службой занятости населения и другими структурами, позволяющих отслеживать и адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, объемы и структуру востребованных специальностей, а также диктуемые обществом социально-культурные приоритеты. Формирование системы социального партнерства в сфере образования на современном этапе находится в довольно сложных условиях [1; 3].

В связи с этим, вопросы актуализации механизмов социального партнерства являются важными для направлений модернизации профессионального образования в России на современном этапе развития высшей школы. Учитывая тот факт, что многие учебные заведения лишились поддержки базовых предприятий и вынуждены взаимодействовать с различного рода заказчиками, партнерами, работодателями, необходима разработка и реализация различных моделей социального партнерства.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС-3) третьего поколения делают обязательный акцент на привлечении работодателей к разработке компетентностной модели выпускника соответствующего направления подготовки, как обязательного компонента образовательных программ.

Основываясь на модели Ткаченко Е.В. с соавторами [4] для учреждений начального и среднего профессионального образования, сделана попытка адаптировать данную модель для образовательных учреждений высшей школы.

Рассмотрим три уровня социального партнерства, как фактора адаптации и профессионального становления студентов ВУЗа.

Первый уровень реализуется на этапе формирования образовательного заказа, где работодатель выдвигает свои требования при отборе абитуриентов, принимает участие в разработке образовательных программ, подготовке и переподготовке студентов, а также оценке качества выпускников в рамках ФГОС.

Второй уровень социального партнерства включает трудоустройство выпускников, где оценивается не только качество подготовки в рамках ФГОС, но и конкурентоспособность молодых специалистов. Таким образом, знания, умения и навыки должны соответствовать компетентностной модели конкретного направления подготовки. Кроме того, на этом этапе конкурентоспособность оценивается не только базовой подготовкой, но и личностными и социальными качествами выпускника.

Третий уровень социального партнерства - уровень адаптации студента (выпускника) и карьерного роста специалиста. Это самый важный уровень как для студента, так и для работодателя, так как качество образования определяется готовностью выпускника к профессиональной деятельности и его компетентностью.

Для раскрытия особенностей третьего уровня модели социального партнерства рассмотрим особенности профессионального становления будущего выпускника.

Если обратиться к понятию «профессиональное становление», то необходимо отметить, что оно является предметным полем ряда наук, таких как, психология, педагогика, социология, менеджмент, поэтому однозначного определения нет. С одной стороны, профессиональное становление - это, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой - накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, вхождение в профессию, частичная или полная реализация в самостоятельной трудовой деятельности. Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно выбор профессии, профессиональная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество [2].

Кроме того, профессиональное становление является формой личностного становления человека, рассматриваемой сквозь призму его профессиональной

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

деятельности. Показателем профессионального становления также являются формальные критерии, включая диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность и неформальные - профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда.

Таким образом, под профессиональным становлением подразумевается процесс развития самосознания, включающего самосовершенствование профессионально важных качеств личности, самообразование и формирование ценностно-мотивационного отношения к деятельности.

Профессиональное воспитание студентов обеспечивает личностное развитие субъекта, развитие профессиональных установок, мотивов, ценностных ори-ентаций, обеспечивающих самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи, включая:

- адаптацию первокурсников к среде вуза;

- создание условий для дальнейшей профессионализации студентов;

- обеспечение духовно-нравственного становления;

- актуализацию способов социального и профессионального самоопределения;

- развитие профессионально важных способностей личности и социально-значимых качеств;

- содействие в определении своего места в профессиональном мире после завершения образования;

- формирование конкурентоспособности выпускников;

- формирование профессионально-этических норм поведения;

- становление профессиональной культуры будущего специалиста.

На основании этого готовность выпускника к профессиональной деятельности может сформироваться только в том случае, если он осуществил осознанный

выбор своего будущего направления подготовки и образовательного учреждения. Кроме того, он должен представлять социально-профессиональное пространство города, области включая:

- перспективы развития города, рынок труда, структуру вакансий, предприятия, специальности, условия работы, социальные гарантии работников;

- образовательные учреждения города, спектр специальностей, условия поступления и обучения, содержание образовательных программ, получаемые квалификации, гарантии, права и обязанности при обучении, возможности трудоустройства;

- возможности заключения целевых контрактов с работодателями;

- медицинские противопоказания к профессиональной деятельности, свои способности и предпочтения.

На завершающем этапе профессионального образования студент должен обладать следующими компетенциями, направленными на формирование умений: демонстрировать свои профессиональные достижения потенциальным работодателям на производственной практике и итоговой аттестации; планировать свою профессиональную карьеру; использовать источники информации о рынке труда и о потенциальных работодателях.

Конкурентоспособность на этапе адаптации и дальнейшего профессионального становления обеспечивается синтезом своих возможностей, способностей, активности личности и требованиями профессиональной деятельности. В этот период возникает необходимость изменения характера работы, в связи с модернизацией технических систем, технологических процессов, организации производства и управления, что влечет изменение требований к компетентности специалиста, что требует дополнительной профессиональной переподготовки и дальнейшей адаптации к новым трудовым условиям и взаимоотношениям.

Необходимо отметить, что эффективность совместной деятельности образовательного учреждения и его социальных партнеров оценивается прежде всего профессиональным и личностным состоянием выпускника, который в результате

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

обучения достиг (или не достиг) определенного уровня образованности, являющегося условием его социальной защищенности в обществе.

Таким образом, рассмотрев основные аспекты социального партнерства с точки зрения основных особенностей профессионального становления и адаптации студентов ВУЗа, необходима специальная структура в виде Ресурсного центра профессионального становления, которая обеспечит сопровождение личности на этапе «Школа - ВУЗ - Предприятие», и которая обеспечит повышение эффективности социального партнерства и в результатов обучения и воспитания будущих молодых специалистов.

Список литературы

1. Деревягина Т.Г. Понятие «Социальное партнерство»: содержательный аспект // Высшее образование сегодня. - 2004. - №9. - С 34-37.

2. Иванов В.Г. Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в вузе / В.Г. Иванов, И.Р. Искакова // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №12. - С. 173-178.

3. Митрохин В.И. Социальное партнерство: теоретико-методологические основы. - М.: Изд. центр АПО, 2020. - 184 с.

4. Ткаченко Е.В. Социальное партнерство учреждений профессионального образования / Е.В. Ткаченко, Е.Г. Сафронова, Л.П. Панина, О.А. Фищукова. -Екатеринбург, 2003. - 330 с.

Посохина Светлана Алексеевна - канд. биол. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления Озерского технологического института (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Озерск.

Posohina Svetlana Alekseevna - candidate of biological sciences, associate professor, head of the Department of Economics and Management at the Ozersk Institute of Technology (Branch) FSIEE of HE "National Research Nuclear University "MEPhI", Russia, Ozersk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.