Из разработанных мероприятий по планам НОТ в первом квартале 1966 г. было внедрено 103, получена условно-годовая экономия в 791,4 тыс. руб. при затратах 329,0 тыс. руб., созданы образцово-показательные цеха [3]. Определенную роль сыграли общественные экономические организации: бюро экономического анализа, бюро технического нормирования и общественные конструкторские бюро. Общественники-экономисты принимали активное участие в подготовке и внедрении научной организации труда на заводе.
Особое внимание уделялось внедрению системы сетевого планирования и управления. Изучался опыт других заводов, для подготовки кадров был привлечен научноисследовательский институт систем управления. Металлургический завод «Красный Октябрь» одним из первых в стране осуществил разработку и применение системы сетевого планирования на реконструкцию завода. Этот опыт активно использовался на других предприятиях.
Таким образом, для всего персонала завода «Красный Октябрь» научная организация труда была столь же важным и значимым процессом, как и механизация, автоматизация производственных процессов, поскольку преимущества новой техники могут проявиться в полной мере только на основе совершенной организации труда. НОТ охватывал большой комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, а также мероприятий, направленных на создание хороших санитарно-гигиенических условий.
Следовательно, разработка и реализация комплекса мероприятий по внедрению в организацию труда научных основ позволили вывести базовые показатели использования трудового потенциала коллектива на принципиально новый уровень, осуществить интенсификацию труда на качественной основе. Рост общеобразовательного и технико-экономического уровня знаний работников не только благотворно влиял на все стороны производственной деятельности, но и воздействовал на повышение мотивации труда. В мотивации труда стали преобладать внутренние побуждения самого работника, а материальное стимулирование сохранялось как его основа. Совершенствование процесса производства в условиях экономической реформы 1965 г. требовало от работников завода повышения уровня специального и экономического их образо-
вания, применения самостоятельности и ответственности в выполнении стоящих задач.
литература
1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об управлении промышленностью 30 сентября 1965г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. М.,1986. Т. 10.
2. ГАВО. Ф. 76. Оп. 15. Ед. хр. 949. Л. 123.
3. ГАВО. Ф. 76. Оп.15. Ед.хр. 948. Л. 78.
4. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 41. Ед. хр. 24. Л. 25.
Training of professional staff as a premise of production effectiveness increase and labour encouragement (by the example of the Volgograd metallurgic plant “Krasny Octiabr”)
There is analyzed the experience of scientific organization of work and training ofprofessional staff at the metallurgic plant "Krasny Octiabr" in the course of economic reform of1965. The complex of measures on implementation of the scientific bases into the labour management allowed labour intensification on the quality basis. Improvement of production process required from the plant’s workers to increase the level of their special and economic education.
Key words: scientific organization of work, labour
encouragement, professional education.
в.в. ткаченко
(москва)
государственная политика занятости и трудоустройства МОЛОДЕЖИ в 90-х гг. XX -НАЧАЛЕ XXI в.
Рассматривается политика государства в решении вопросов занятости и трудоустройства молодежи в 90-х гг. XX- начале XXI в., когда изменилось положение молодежи на рынке труда и возникла необходимость разработки и реализации особой системы мер на государственном уровне.
Ключевые слова: молодежь, безработица, занятость, трудоустройство, программы.
В связи с переходом к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики Рос-
© Ткаченко В.В., 2012
сии в 90-х гг. XX в. молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным требованиям рынка труда. Это потребовало от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только представление гарантий занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической ситуации.
Структурные преобразования производства, кризис государственного сектора в значительной мере способствовали перераспределению ориентаций и трудоустройства молодежи. Включенность молодежи в материальное производство имела тенденцию к сокращению. Если в 1990 г. в различных отраслях государственного сектора было занято 80% работающей молодежи, в 1994 г. чуть больше 60, то в 2000 г. лишь 45% [10, с. 70]. Для значительной части молодежи предпочтительными оказывались престижные отрасли и сферы деятельности с высоким уровнем оплаты труда. Одновременно расширялась сфера занятости молодежи в негосударственном секторе. Проблемы занятости оставались одними из наиболее сложных в ряду социальных проблем молодежи. Доля молодежи среди зарегистрированных безработных на протяжении 1990-х гг. составляла от 30% и выше (1992 г. - 38%, 1995 г. - 35,8, 1996 г. - 34, 1997 г. - 31,8, 1998 г. - 32, 1999 г. - 34,5%) [8, с. 59].
Мероприятия, осуществляемые как на федеральном, так и региональном уровне в сфере занятости молодежи были нацелены прежде всего на развитие инфраструктуры профориентации и трудоустройства молодежи, совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективную занятость молодых граждан, информационнометодическую поддержку молодежных структур в субъектах Российской Федерации.
Вопросы занятости молодежи регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», приказами Федеральной службы занятости России от 22 ноября 1994 г. № 150 «Об утверждении «Положения об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика"» и от 26 апреля 1995 г. № 94 «Об утверждении “Положения о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан”», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вред-
ными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», примерным положением о центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (письмо Минобразования России от 10 января 2001 г. № 39-52-1ин/39-16) и другими нормативными правовыми актами.
Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи являлось одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Мероприятия по данному направлению были включены в состав федеральных целевых программ «Молодежь России» (1994 - 1997 гг., 1998 - 2000 гг., 2001 -2005 гг.). В рамках федеральной программы «Молодежь России», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. № 1922 и утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1279, была предусмотрена подпрограмма «Решение вопросов занятости молодежи», главной целью которой являлось создание условий интеграции молодежи в рынок труда.
В 1994 - 1995 гг. на реализацию шести мероприятий (разработка методических документов, регламентирующих трудовое обучение и занятость молодежи; анализ и прогноз состояния занятости молодежи; создание сети специализированных информационноконсультационных центров по профессиональному образованию и занятости молодежи на базе центров занятости, бизнес-инкубаторов, молодежных бирж труда; организация и проведение ярмарок вакансий и др.) подпрограммы «Решение вопросов занятости молодежи» было предусмотрено 32015 млн руб., в том числе из федерального бюджета 12785 млн руб. и из бюджетов субъектов Российской Федерации - 19230 млн рублей.
В практику органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации (по решению вопросов трудоустройства молодежи) вошло принятие разделов в программах содействия занятости населения или других специализированных программах по занятости молодежи и созданию для молодежи рабочих мест. В субъектах Российской Федерации реализовывались краткосрочные программы по профессиональному обучению и созданию дополнительных рабочих мест для подростков, в которых были задействованы не только центры занятости населения, молодежные биржи труда, бизнес-инкубаторы, но и социальные
службы. Большинство программ предусматривали занятость подростков на ремонтностроительных и сельскохозяйственных работах. Наиболее активно данная работа велась в Кемеровской, Нижегородской, Кировской и Ростовской областях.
К концу 1996 г. было зарегистрировано свыше 70 молодежных бирж труда, только в 1995 г. благодаря системе общественных работ было обеспечено работой в свободное от учебы время около 1 млн молодых людей. Так, для решения вопросов трудоустройства и занятости молодежи комитет по делам молодежи администрации Ивановской области реализовывал программу «Трудоустройство и занятость молодежи Ивановской области», предусматривавшую наряду с единой программой «Занятость населения Ивановской области» определение приоритетных мер, смягчающих социальное напряжение в молодежной среде, развитие превентивных форм для вступления молодежи в рынок труда.
В Ивановской области основной акцент делался на организацию временной, вторичной и сезонной занятости молодежи и создание дополнительных рабочих мест. Для этих целей в 1997 г. было выделено из областного бюджета 83 млн руб. и 40 млн руб. из федерального бюджета [2, с. 33]. Ивановский областной комитет РСМ совместно с районными и городскими штабами трудовых отрядов молодежи вел работу по трудоустройству различных категорий молодежи во время летних каникул как на территории области, так и за ее пределами [1, с. 40].
В рамках программы «Молодежная практика» отделом по делам молодежи мэрии г. Ярославля совместно с департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области для молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет была организована 6-месячная стажировка на предприятиях и учреждениях города с последующим постоянным трудоустройством. В 1996 г. таким путем трудоустроен 171 человек. Более 80% из них являлись выпускниками вузов и ссузов [5, с. 37].
Костромской областной комитет Российского Союза молодежи совместно с Союзом студенческой молодежи Костромского сельскохозяйственного института в 1994 г. с целью организации дополнительных рабочих мест для студентов реализовывали программу «Организация трудоустройства студентов» [4, с. 20].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 746 утверждена Федеральная целевая программа
«Молодежь России (1998 - 2000 годы)», в рамках которой было предусмотрено направление «Решение социально-экономических проблем молодежи», включающее подпрограмму «Решение вопросов занятости молодежи». В 1998 - 2000 гг. на реализацию 7 мероприятий подпрограммы «Решение вопросов занятости молодежи» было предусмотрено 14,18 млрд руб. из федерального бюджета.
Следует отметить, что в 90-х гг. XX в. в субъектах Российской Федерации создавались организации и учреждения, занимавшиеся трудоустройством студентов и выпускников высших и средних учебных учреждений, сбором и распространением среди них информации о возможных местах и предлагаемых условиях работы, организующие проведение «Дней карьеры» и других форм контактов между молодежью и работодателями.
Костромской городской молодежный центр трудоустройства и информации (МЦТИ) оказывал содействие в трудоустройстве, социальнопсихологической поддержке молодежи, проводил среди нее профориентационную работу. В 1998 г. МЦТИ было трудоустроено 1625 молодых людей, в 1999 г. - 1641, в 2000 г. -2013, в 2001 г. - 2649 [12, с. 7]. Услугами Ярославского городского центра занятости населения по социальной программе «Молодежь» воспользовались в 2001 г. 8157 молодых людей [6, с. 118].
С целью расширения профориентационной работы среди молодежи центры занятости населения Ивановской области совместно с районными комитетами по делам молодежи проводили дни профориентации, организовывали поездки безработной молодежи на ярмарки трудовых вакансий и в высшие учебные заведения [3, с. 15]. В декабре 1997 г. на областном мероприятии «Молодежная ярмарка труда» было предложено более 1 тыс. вакантных рабочих мест на предприятиях как в области, так и за ее пределами. В мероприятии приняло участие свыше 2 тыс. молодых людей [2, с. 33].
В рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001 - 2005 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 27 декабря
2000 г. № 1015, было предусмотрено направление «Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи», включающее в себя шесть мероприятий, направленных на реализацию программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; поддержку деятельности центров
временной и сезонной занятости, молодежных бирж труда, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодежи и подростков. В 2001 - 2003 гг. на реализацию данных мероприятий было направлено 204,54 млн руб., в том числе из федерального бюджета 15,62 млн руб.
В 2001 - 2002 гг. при непосредственном участии органов службы занятости ежегодно проводились от 10 до 15 тыс. ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, в которых приняли участие от 1 до 1,5 млн молодых людей. В 2002 г. услуги по профориентации получили 2593572 молодых людей в возрасте до 29 лет, в том числе 1464113 обучающихся образовательных учреждений [11, с. 68].
Для усиления организации работы с молодежью на предприятиях было подготовлено и направлено письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам работающей молодежи (от 20 мая 2002 г. № 15-52-397). В помощь органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации разработан сборник методических рекомендаций «Работающая молодежь в аспекте государственной молодежной политики» [7, с. 13].
Вопросами занятости и трудоустройства молодежи занимались и учреждения профессионального образования. В 2003 г., по данным Департамента по молодежной политике Минобразования России, в субъектах Российской Федерации работали 255 организаций и учреждений, занимающихся занятостью молодежи по линии Минобразования России: молодежные биржи труда, центры трудоустройства в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, штабы студенческих отрядов, кадровые агентства при органах по делам молодежи субъектов Российской Федерации. Проведено более 5 тыс. ярмарок вакансий, с помощью которых было трудоустроено более 60 тыс. человек, более 200 тыс. человек получили профессиональные консультации. Разработаны методические материалы по организации ярмарок-вакансий в субъектах Российской Федерации [9, с. 12]. Например, в Костромском государственном технологическом университете и Костромской государственной сельскохозяйственной академии были созданы и работали службы содействия трудоустройству выпускников. Информация о сезонных и временных вакансиях систематически обновлялась в данных службах, а также в информационно-методическом центре «Инкад» комитета по делам молодежи Ко-
стромской области, который в 2002 г. оказывал профориентационные и консультационные услуги 866 студентам. Свыше 160 обучающихся трудоустроено на общественные работы [13, с. 21].
Тесная связь высшего и среднего профессионального образования с производством способствовала возрождению движения студенческих трудовых отрядов. Трудовая деятельность студенческих трудовых отрядов способствовала повышению качества профессиональной подготовки специалистов и приобретению опыта в создании экономического потенциала страны. Возрос интерес студенческой молодежи к участию в этом движении. В
2001 г. в состав 745 разнопрофильных отрядов входило 24179 человек, в 2003 г. насчитывалось 109967 человек в составе 2577 разнопрофильных отрядов, в 2004 г. - 150000 человек в 3500 отрядах [9, с. 11]. Наиболее активно деятельность по организации студенческих трудовых отрядов велась в вузах и ссузах г. Москвы, Свердловской, Тульской и Белгородской областей.
На организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2002 г. было направлено из федерального бюджета 570 млн руб., в 2001 г. на эти цели было израсходовано 537,2 млн руб. В 2002 г. общая численность несовершеннолетних, устроенных на временную работу за счет всех источников финансирования, составила 1,4 млн чел., в том числе за счет федерального бюджета - 1,1 млн чел. Наибольшая численность участников мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних достигнута в Республике Татарстан (153 тыс. чел.), Красноярском крае (33 тыс. чел.), Нижегородской (43 тыс. чел.) и Челябинской (42 тыс. чел.) областях [11, с. 65-66].
Таким образом, после распада СССР в условиях рыночных преобразований в трудовой сфере сложилась ситуация, связанная с изменением положения молодежи на рынке труда и требующая разработки и реализации особой системы мер на государственном уровне по решению вопросов занятости и трудоустройства данной категории населения.
Таким образом, в 90-х гг. XX - начале XXI в. формировалась и реализовывалась государственная политика, направленная на решение вопросов занятости и трудоустройства молодежи путем совершенствования нормативной правовой базы, принятия федеральных, региональных и муниципальных программ и финансирования их мероприятий, раз-
вития инфраструктуры профориентации и трудоустройства молодежи в стране.
Литература
1. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). Ф. П-342. Оп. 39. Д. 399.
2. ГАИО. Ф. Р-2346. Оп. 1. Д. 15.
3. ГАИО. Ф. Р-2346. Оп. 1. Д. 20.
4. Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО). Ф. 1018. Оп. 68.
Д. 1.
5. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. Р-1191. Оп. 1. Д. 115.
6. ГАЯО. Ф. Р-1191. Оп. 1. Д. 115.
7. Информация о реализации государственной молодежной политики в 2002 году и перспективах на 2003 год // Вестн. молодежной политики. 2003. № 3-4.
8. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. М., 2000.
9. Об основных итогах реализации Федеральной целевой программы «Молодежь России (20012005 годы)». М., 2005.
10. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы. Государственный доклад. М., 2002.
11. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. Государственный доклад. М., 2003.
12. Программа «Содействие занятости и трудоустройству подростков и молодежи г. Костромы на
2002 год». Кострома, 2002.
13. Реализация государственной молодежной политики в Костромской области // Информационно-аналитический бюллетень. 2003. № 5 (24).
Public policy of employment and job placement of young people in the 90s of the XX - beginning of the XXI centuries
There is regarded the public policy on the issues of employment and job placement ofyoung people in the 90s of the XX - beginning of the XXI centuries. In this period the situation on the labour market changed, which required the development and realization of a special system of measures at the state level on the issues of employment and job placement of the given category of population.
Key words: young people, unemployment, employment, job placement, programmes.
Ф.А. НАСУЦЕВА (Волгоград)
государственная политика в сфере общего образования РФ в 2000 - 2010 гг.: результаты модернизации
Анализируется результативность государственной программы модернизации системы общего образования РФ, реализованной в 2000 - 2010е гг.; рассматриваются ее основные противоречия и эффекты; отражаются особенности региональной образовательной политики.
Ключевые слова: образовательная политика, модернизация, Федеральная целевая программа развития образования, Комплексный проект модернизации образования, Приоритетный национальный проект «Образование».
Десять прошедших лет для российской системы образования были эпохой институциональных реформ, обозначенных в Национальной доктрине образования 2000 г., в решениях Госсовета от 29 августа 2001 г., утвердившего Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, в Федеральной программе развития образования в 2000 -2005 гг., в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 гг. Впрочем, сегодня в кругах специалистов, связанных с образованием, предпочитают говорить о модернизации, а не о реформах образования. Этот подход обусловлен традиционным определением соответствующих понятий: реформа - это преобразование, переустройство, а модернизация - изменение в соответствии с требованиями современности. В начале 1990-х гг. образование уже прошло стадию демократического переустройства, получившего правовой статус в Законе «Об образовании» 1992 г. Однако к началу XXI в. оно все еще существенно отставало от современных требований постиндустриального общества и потому нуждалось в глубокой модернизации.
Модернизация образования как государственная программа - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного об-
© Насуцева Ф.А., 2012