Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации процесса обучения'

Совершенствование подготовки бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / TRAINING OF BACHELORS / PROFESSIONAL COMPETENCES / INTELLECTUALIZATION OF TUTORING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Юлия Николаевна, Данилова Галина Рауфовна, Емельянов Василий Дмитриевич

Модернизация образования объективная необходимость современного мира, представляет собой многоаспектное понятие, раскрывающееся в необходимости формирования соответствующих компетенций в процессе обучения в соответствии современными требованиями профессии. В статье раскрываются проблемы и основные направления совершенствования подготовки бакалавров физической культуры. В качестве одного из перспективных путей решения обозначенных проблем автор предлагает использовать структурно-функциональную модель на основе интеллектуализации процесса обучения. Основным результатом интеллектуализации процесса обучения бакалавров является будущий специалист с развитым интеллектуальным и творческим потенциалом, отвечающий современным требованиям профессии, общества, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Юлия Николаевна, Данилова Галина Рауфовна, Емельянов Василий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF TRAINING OF BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE ON THE BASIS OF INTELLECTUALIZATION OF THE LEARNING PROCESS

Educational modernization is objectively needed in the modern world. This multi-dimensional concept is revealed in necessity of building appropriate competences during tutoring in compliance with the modern requirements for the profession. The article demonstrates problems and main directions of improved training for physical culture bachelors. The author suggests to use structural functional model based on intellectualization of tutoring process as one of perspective ways to solve the designated problems. The main result of applying this model is a future expert with developed intellectual and creative potentials who meets modern requirements for a profession, society and a state.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации процесса обучения»

удовлетворив какую-то потребность, тем быстрее движется обучение. Одаренный обучающийся тяготится заданными рамками, стремится выйти за пределы шаблонов или алгоритмов, поэтому адаптация к новым условиям обучения, новым требованиям преподавателя протекает неритмично и достаточно трудно. Это, соответственно, вносит трудности и в работу преподавателя.

В связи с этим 60% опрошенных преподавателей считают полезным сотрудничество с дополнительными специалистами: педагогом-психологом и тьютором. Со стороны тьюторов, педагогам требуется поддержка в организации и посещении спецкурсов. Со стороны педагога-психолога, педагогам важна помощь в коррекции возрастных и личностных особенностей обучающихся с особой образовательной потребностью. Педагоги считают полезными рекомендации педагога-психолога по результатам входной диагностики. Мнение одного из преподавателей прозвучало следующим образом: «Интересно было бы совместными усилиями специалистов разработать базу данных или систему анализа ресурсов, успехов и достижений одаренных обучающихся с целью определения его потенциальных возможностей».

Выводы. Таким образом, результаты проведенного анкетирования, позволяют сделать вывод, что преподаватели СРЦОД, среди которых есть как школьные учителя, так и преподаватели вузов имеют одинаковые представление о методических основах: подходах, принципах, методах обучения и особенностях работы с одаренными обучающимися. Знания и опыт преподавателей включают в себя понимание личности одаренного обучающегося, алгоритм взаимодействия с ним, опирающийся на особенности личности одаренного обучающегося (индивидуальный стиль деятельности, характер, эмоциональную сферу, мотивацию), создание оптимальной среды для реализации потенциала одаренного обучающегося, системность взаимодействия с другими специалистами и преподавателями. Данные проведенного исследования могут являться основой для построения системы педагогического менеджмента одаренных обучающихся, направленной на развитие человеческого потенциала в системе образования инновационного общества.

Литература:

1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» URL:http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm

2. Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - №2. С. 154-168. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/sovremennye-tendentsii-v-issledovanii-odarennosti

3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2008. 480 с. (Психологи России)

4. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности: психологические характеристики некоторых типов школьников. М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. 214 с.

5. Вести. Экономика. / Президент Владимир Путин выступил с Посланием Федеральному собранию. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/98395

6. Гаврилюк В.В. Одаренная молодежь. Динамика ценностных ориентаций. - М.: Наука, 2002. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/611/119/1217/011.GAVMLIUK.pdf

7. Маликова И.Н., Христофорова Е.Д. Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи Научно-исследовательские публикации, 2017, № 2

8. Можаева Г.В., Можаева П.Н. Современные тенденции в работе с одаренными школьниками: анализ опыта стран северной Америки, Австралии и Новой Зеландии Омский научный вестник № 5 (122) 2013

9. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Ясвин Витольд Альбертович; В.А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. «Новое образование». - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.

10. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под. ред. А.М. Матюшкина. - Москва-Воронеж, 2004.

11. Омский научный вестник № 5 (122), 2013.

12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

13. Петрова С.А. Модель диагностики одаренности // Ребенок и мир: открытые возможности: сборник статей II Международной конференции (г. Самара, 10-12 октября 2018г.). - Самара СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2018. - 288с. - (Международное академическое сотрудничество) с. 102

14. Рабочая концепция одаренности. - М., 2003, с. 7

15. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. - М., 2008. C. 163

Педагогика

УДК: 378.14.015.62

кандидат педагогических наук, доцент Емельянова Юлия Николаевна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Данилова Галина Рауфовна Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); доцент Емельянов Василий Дмитриевич

Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Модернизация образования - объективная необходимость современного мира, представляет собой многоаспектное понятие, раскрывающееся в необходимости формирования соответствующих компетенций в процессе обучения в соответствии современными требованиями профессии. В статье раскрываются проблемы и основные направления совершенствования подготовки бакалавров физической культуры. В качестве одного из перспективных путей решения обозначенных проблем автор предлагает использовать структурно-функциональную модель на основе интеллектуализации процесса обучения.

Основным результатом интеллектуализации процесса обучения бакалавров является будущий специалист с развитым интеллектуальным и творческим потенциалом, отвечающий современным требованиям профессии, общества, государства.

Ключевые слова: подготовка бакалавров, профессиональные компетенции, интеллектуализация процесса обучения.

Annotation. Educational modernization is objectively needed in the modern world. This multi-dimensional concept is revealed in necessity of building appropriate competences during tutoring in compliance with the modern requirements for the profession. The article demonstrates problems and main directions of improved training for physical culture bachelors. The author suggests to use structural functional model based on intellectualization of tutoring process as one of perspective ways to solve the designated problems. The main result of applying this model is a future expert with developed intellectual and creative potentials who meets modern requirements for a profession, society and a state.

Keywords: training of bachelors, professional competences, intellectualization of tutoring process.

Введение. Современное образование, основным принципом которого является «образование через всю жизнь», выдвигает определенные требования к организации учебного процесса на всех ступенях, в том числе в высшей школе. Гуманистический характер образовательных реформ, начавшихся в конце XX века и продолжающихся по сегодняшний день обуславливает направленность подготовки бакалавров на личностное развитие субъектов образования. Исходя из этого, современный социальный заказ ориентирован на всесторонне развитых, способных к самостоятельной работе людей, умеющих действовать в новых, непривычных условиях, стремящихся к саморазвитию. В то же время реальная практика показывает, что развитие современной системы высшего образования не всегда происходит за счет улучшения качества образования, использования современных технологий обучения, а зачастую за счет все большего увеличения количества изучаемых дисциплин и уменьшения времени на их изучение, что противоречит самой идеи всестороннего развития личности.

В сфере специального физкультурного образования проблема качества подготовки специалистов стоит особенно остро, так как на сегодняшний день наибольшее распространение получили практические методы (словесные, наглядные, упражнения и др.) обучения дисциплинам спортивно-педагогического цикла, что в свою очередь привело к отрыву теории обучения как процесса познания от реальных потребностей практики [10]. Под специальным физкультурным образованием мы понимаем весь спектр образовательных процессов, направленных на профессиональную подготовку и формирование личности будущего бакалавра физической культуры. Интеллектуальные способности студентов при этом являются основным ресурсом перехода от репродуктивного к креативному образованию. Следует отметить, что проблема учебной деятельности бакалавров по направлению «Физическая культура» изучается не только как предмет самостоятельного рассмотрения, но и в той или иной мере решается в рамках исследований смежных проблем: формирования компонентов учебного труда студентов, организации самостоятельной работы и формирования у них готовности к самообучению, индивидуализации обучения и т.д. (В.М. Выдрин, 1993; Л.И. Лубышева, В.А. Магин, 2003; В.Ф. Костюченко, Ф.И. Собянин,1999 и др.) [5, 8, 7].

В тоже время вопрос профессиональной подготовки бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации образования, как процесса обучения и воспитания будущего спортивного педагога остается не решенным. Таким образом, сегодня перед высшей школой стоит непростая задача подготовки бакалавра физической культуры, отвечающего современным требованиям профессии, так как эффективность внедрения в практику прогрессивных научных и методических разработок в области физической культуры и спорта напрямую зависит от успешности формирования у будущего тренера готовности к реализации на практике соответствующих компетенций, развития у него высокого уровня общечеловеческой и педагогической культуры, интеллектуальных и творческих способностей.

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогических исследованиях вопросы формирования интеллектуальных умений, активизации познавательных мотивов, развития процессов самоорганизации рассматриваются чаще всего в контексте изучения непрофильных дисциплин (иностранный язык, информационные технологии и т.п.). Поэтому необходимы изменения в педагогических методах, приемах, моделях обучения дисциплинам профессионального цикла, которые должны быть построены на внедрении разнообразных инноваций, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Это приведет к изменениям в организации труда преподавателей и обучающихся, будет способствовать эффективности и целесообразности всего процесса обучения.

Анализ литературных данных показал, что недостатком вузовской подготовки бакалавров физической культуры является отсутствие или недостаточная разработка условий формирования самообразовательных умений и навыков. С этой точки зрения перспективным является решение задач управления знаниями на основе интеллектуализации процесса обучения посредством внедрения технологии визуализации информации, включения в содержание дисциплин наукоемких понятий, формирование системы профессиональных знаний на основе целеполагания и рефлексии.

Другие направления в совершенствовании высшего образования в целом обусловлены следующими тенденциями:

1. Технологизация обучения, обеспечивающая не только всестороннее использование информационно-коммуникационных технологий, но и построение образовательного процесса на основе интеллектуализации учебной деятельности [10].

2. Применение активных методов и форм обучения, позволяющих стимулировать познавательную активность, творческий и интеллектуальный потенциал студентов, обеспечивающий стойкую мотивацию к самообразованию [3].

3. Построение учебного процесса на принципах самоорганизации, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся [6].

4. Совместная образовательная деятельность педагога и обучающегося на основе проблемно-поискового метода обучения, способствующего максимальной реализации индивидуальных особенностей каждого студента [2].

Все это в равной мере относится и к высшему специальному физкультурному образованию, в системе которого недостаточно времени уделяется развитию интеллектуальной самостоятельности,

профессиональному мышлению, готовности к инновационной деятельности. Знаниевая парадигма обучения характерная для всей системы образования, в сфере вузовского специального физкультурного образования особенно укоренившаяся и слабо поддающаяся совершенствованию, отрицательно сказывается на качестве образования, приводит к формализации обучения, снабжая обучающихся лишь набором шаблонов профессиональной деятельности. Тем отчетливее выявляется необходимость модернизации содержания специального физкультурного образования с опорой на механизмы личностного и интеллектуального развития. Очевидно, что основной вектор совершенствования подготовки бакалавров физической культуры должен быть направлен на формирование потребности и способности к самообразованию, самосовершенствованию, что невозможно, на наш взгляд без интеллектуализации процесса обучения.

Интеллектуализация процесса обучения рассматривается нами в контексте основного понятия «интеллектуализация образования», которое возникло в условиях социально-экономических, политических, научно-технических изменений в конце прошлого столетия и сегодня включает в себя научно-обоснованные средства и методы обучения на основе индивидуального самосознания и рефлексии [4]. В процессе обучения «интеллектуализация» рассматривается в качестве метода получения знаний, необходимых для личностного становления и основанного на взаимодействии обучающего и обучающегося [2].

Интеллектуализация образования в целом способствует повышению качества образования, формированию интеллектуального потенциала современного общества. В соответствии с этим положением интеллектуализация процесса обучения в подготовке бакалавров физической культуры рассматривается нами как управляемое воздействие педагогической среды на интеллект студента и создание соответствующих условий и механизмов при организации учебного процесса. Говоря о сущности интеллектуализации процесса обучения, следует отметить, что основным механизмом активизации студентов как субъектов образовательного процесса является создание образовательной среды, ориентированной на их самостоятельную учебную деятельность [1]. Таким образом, основной профессиональной подготовки бакалавров физической культуры являются личностные и интеллектуальные качества, условия и механизмы развития которых должны быть заложены в содержании дисциплин.

При всей своей несомненной теоретической и прикладной значимости большого числа исследований проблемы подготовки бакалавров физической культуры, следует отметить, что в условиях продолжающейся модернизации высшего специального физкультурного образования она остается открытой для научного поиска. Недостаточно исследованной остается проблема интеграции информационных технологий и творческого подхода к учебной и профессионально-педагогической деятельности будущего тренера, педагога по физической культуре; не полностью раскрыт вопрос об уровне готовности его к усвоению большого объема учебной информации; не решена проблема модернизации содержания дисциплин, формирующих профессиональные компетенции студентов на основе интеллектуализации процесса обучения.

Анализ научных источников позволил установить существующие на данном этапе модернизации системы специального физкультурного образования противоречия: между высокими требованиями к уровню знаний и не готовностью студентов к их усвоению в условиях дефицита времени обучения; между необходимостью интеграции системы научного знания и профессиональных умений и не разработанностью соответствующих методик, учитывающих современные требования развития образования; между необходимостью создания среды для личностного развития студентов и информационно-репродуктивным характером обучения, традиционно сложившимся в специальном физкультурном образовании.

Введение нового федерального государственного образовательного стандарта (3++) обусловило переход от узконаправленного профессионального к проблемно-ориентированному междисциплинарному образованию, способствующему формированию у обучающихся системного сознания и интеллекта. В этой связи, очевидна необходимость поиска новых путей и механизмов формирования профессиональных компетенций при подготовке бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации процесса обучения, которые связаны с выявлением теоретических основ интеллектуализации педагогического процесса в высшей физкультурно-спортивной школе; совершенствованием содержания дисциплин профессионального цикла по направлению 49.03.01 «Физическая культура»; разработкой диагностического инструментария определения сформированности профессиональных компетенций студентов физкультурных вузов и определением путей и механизмов разработки и реализации модели совершенствования подготовки бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации процесса обучения.

Предполагается, что интеллектуализация процесса обучения будет способствовать повышению качества подготовки бакалавров по направлению «физическая культура», если:

- структура и содержание учебных дисциплин профессионального цикла будут отражать основные концепции и подходы современного образования;

- будет осуществлен переход от знаниевого подхода в обучении к личностно-ориентированному, способствующему развитию интеллектуальных возможностей, мыслительных способностей студентов;

- процесс обучения будет носить объяснительно-побуждающий характер и основан на использовании активных и эвристических форм обучения;

- дидактические и психологические условия активизации познавательной деятельности студентов в процессе формирования профессиональных компетенций будут направлены на формирование личностных качеств студентов, необходимых для дальнейшего саморазвития и самообучения;

- в качестве критерия сформированности профессиональных компетенций будет выступать оснащение студентов методологией интеллектуально-творческого подхода в обучении.

Таким образом, совершенствование подготовки бакалавров физической культуры будет достигаться посредством активизации познавательной деятельности студентов, формирования у них умений ориентироваться в потоке информации, определять проблему и находить пути ее преодоления. В этом случае процесс обучения приобретает характер научного исследования и требует определенной интеллектуальной основы в отборе и конструировании содержания образования. Очевидна необходимость в ограничении описательного материала и расширении знаний, позволяющих студенту самостоятельно, путем анализа и обобщения явлений и фактов эмпирического свойства, а также теоретических разработок, профессионально совершенствоваться [3].

В этой связи основной целью интеллектуализации процесса обучения будет не пассивно воспринимающая знания личность, а активный организатор своей познавательной деятельности. Следовательно, формирование профессиональных компетенций будущего тренера, спортивного педагога,

должно быть основано на интеллектуализации процесса обучения и активизации познавательного интереса у субъекта образовательного процесса.

Следует также учитывать, что подготовка бакалавра физической культуры разделена на профили, охватывающие различные сферы профессиональной деятельности, такие как тренерская, педагогическая, рекреационная, методическая и др., что также обуславливает дифференциацию подходов к процессу обучения с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Учитывая обозначенные проблемы и тенденции развития высшего специального физкультурного образования, была разработана структурно-функциональная модель совершенствования подготовки бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации обучения, объединяющая дисциплины профессионального цикла. Основной целью реализации предложенной модели является создание необходимых условий для формирования профессионального становления, развития профессионально-значимых качеств личности в условиях системных преобразований высшего специального физкультурного образования (рис. 1).

БЛОК I: НОРМАТИВНЫМ

------- I ----►

Федеральный государственный стандарт высшего образования Профессиональный стандарт: тренер Профессиональный стандарт: педагог

Изучение и определение основных общепрофессиональных и профессиональных компетенций Изучение и определение трудовых функций и установление взаимосвязи между общепрофессиональными и профессиональными компетенциями и трудовыми функциями, для выполнения которых необходимо формирование определенных знаний, умений и трудовых действий.

БЛОК II: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ

Системный подход Компетентность! й подход Личностно-ориентированный подход

Обеспечивает взаимосвязь всех элементов образовательного процесса (форм, средств и методов обучения и т.д.), направленного на формирование научного мировоззрения и системного мышления в рамках содержания учебных дисциплин Необходим для определения общей цели и конкретизации задач обучения, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, направленных на формирование необходимых компетенций Обеспечивает взаимосвязь содержания процесса обучения во взаимосвязи с процессом развития личности обучающегося. Образовательное содержание учебного предмета в образовательной среде личностно-ориентированного характера не передается напрямую, а выращивается в ходе познавательно-образовательной деятельности.

БЛОКИ!: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Этап Подготовительный (1-2 курсы) Специальный (1-3 курсы) Итоговый (3-4 курсы)

Задачи Сформировать научную основу системы знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности Сформировать мотивационную сферу профессиональной деятельности и потребность в самостоятельном развитии и совершенствовании Сформировать навыки профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов

Дисциплины Анатомия; Биомеханика; Биохимия; Физиология; Психология; Теория и методика физической культуры Теория и методика избранного вида спорта; Технологии спортивной тренировки; Профессиональное спортивное совершенствование; Основы научно-методической деятельности Практики; Курсовая и выпускная квалификационная работы Государственная аттестация

Компетенции Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории и методики физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста (ОПК-1) Способен проводить тренировочные занятия различной направленности и организовывать участие спортсменов в соревнованиях в избранном виде спорта (ОПК-3); Способен осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на различных этапах подготовки (ПК-1) Способен проводить исследования по определению эффективности используемых средств и методов физкультурно-спортивной деятельности (ОПК-11)

Методы Объяснительно-иллюстративный; Практические Проблемного изложения; Частично-поисковый Проблемного изложения; Частично-поисковый; Активные методы обучения (игровое моделирование и метод кейсов) Исследовательский (участие в студенческом научном сообществе; работа над курсовыми и ВКР) Метод проектов (участие в творческих конкурсах)

БЛОК IV: КОНТРОЛЬНЫЙ

Уровни Продуктивный: профессиональные знания, умения и опыт деятельности проявляющиеся в соответствующих компетенциях, в целом развиты Творческий: профессиональные знания, умения и опыт деятельности проявляющиеся в соответствующих компетенциях, развиты на высоком уровне, выражены способности к рефлексии и креативности, сформировано научное мышление

Показатели Знает психолого-педагогические, биомеханические и физиологические основы планирования и организации тренировочного процесса на различных этапах подготовки в ИБС; Осуществляет планирование тренировочного процесса в различных этапах подготовки в ИБС с учетом имеющихся знаний; Имеет опыт проведения тренировочного процесса с использованием средств и методов спортивной тренировки Знает федеральные стандарты спортивной подготовки, современные и новейшие методы тренировочной работы на различных этапах подготовки в ИБС; Умеет интерпретировать научную информацию по проблемам спортивной подготовки в ИБС с учетом имеющихся знаний; проводить научные исследования и разрабатывать практические рекомендации по результатам исследований; Имеет опыт оформления результатов научных исследований в их презентации, защите и ведения научной дискуссии

Средства оценивани я Промежуточный и итоговый контроль; анкетирование, психолого-педагогическое тестирование качеств личности; экспертная оценка портфолио студента Экспертная оценка результатов научно-исследовательской работы студента в виде курсовой и выпускной квалификационной работ студента; участие студента в конкурсах, научных конференциях, публикации результатов исследований

РЕЗУЛЬТАТ: ТВОРЧЕСКАЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИТАЯ И СПОСОБНАЯ К САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТЬ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОМ

КУЛЬТУРЫ

Рисунок 1. Структурно-функциональная модель совершенствования подготовки бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации процесса обучения

Разработанная нами модель, основана на реализации системного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, выражающейся в личностной ориентированности, рефлексивности, индивидуализации, вариативности и интеллектуализации учебной деятельности. Модель включает в себя 4-е основных блока: нормативный, методологический, содержательный и итоговый, внутренние и внешние критерии, а также желаемый результат, что в целом предоставляет возможность для эффективного совершенствования подготовки будущего тренера или спортивного педагога. Реализация модели предполагает выстраивание содержания дисциплин профессионального цикла таким образом, чтобы эффективно воздействовать на не только на формирование компетенций, но и на развитие мотивационной и интеллектуальной составляющих личности студента.

Качественными характеристиками интеллектуализации процесса обучения в контексте нашего исследования являются следующие:

- ориентация на современные теорию и практику профессиональной деятельности, что создает условия развития у студентов мотивации и способности к непрерывному образованию, полноценному удовлетворению образовательных, духовных и культурных потребностей и запросов, предоставляющий свободу выбора способов самообразования, самореализации в культурно-образовательной среде;

- интеграция учебного, воспитательного, научно-исследовательского процессов, позволяющая активизировать развитие профессионально-творческих способностей студентов и актуализировать развитие личностных структур сознания и деятельности;

- творческое взаимодействие научно-педагогического коллектива вуза с образовательными учреждениями разного уровня как базовыми организациями, способствующими повышению профессиональной подготовки студентов и апробации полученных ими знаний на практике.

Выводы. Подводя итог изложенному, отметим, что представленная модель совершенствования подготовки бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации процесса обучения направлена на системные изменения учебной деятельности, в первую очередь, изменение позиции бакалавра в отношении саморазвития профессионально-педагогических умений, обеспечивающих эффективность подготовки в целом. Сущность интеллектуализации процесса обучения бакалавров физической культуры составляет не столько система методологических знаний, сколько формирование научного стиля мышления, навыков самопознания, саморазвития и самообразования. Интеллектуализация обучения позволит перейти на качественно новый уровень образования, основанный на интеллектуальном субъект - субъектном взаимодействии студента и преподавателя в процессе профессиональной подготовки. Результатом внедрения разработанной модели является самоорганизованная, интеллектуально и творчески развитая личность специалиста (тренера, педагога физической культуры) способного к конкуренции на современном рынке труда, отвечающего требованиям социального и государственного заказа.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 680 с.

2. Вербицкий А.А., Трунова Е.Г. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. 2017. Т.1. №8. С. 3-15.

3. Войнар Ю. Профессионализм в сфере физической культуры и его формирование в современных условиях: Учебное пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. 200 с.

4. Володина О.В. Идеологические основы интеллектуализации образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 4. С. 44-51

5. Выдрин В.М., Собянин Ф.И. Исследование профессиональной пригодности будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. № 3. С. 7-8.

6. Емельянова Ю.Н. Проектирование личностно-ориентированного содержания специальных дисциплин в процессе подготовки учителя физической культуры: дисс. ... канд. педагог. наук. Ростов-на-Дону, 2006, 178 с.

7. Костюченко В.Ф. Профессионализм в сфере физической культуры. СПб.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 1999. С. 22-26.

8. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2003. № 12. С. 15-18.

9. Тихонов А.М. Исследовательский метод в преподавании спортивных дисциплин // Теория и практика физической культуры. 2005. №5. С. 60-63.

10. Тулупчи Н.В. Технология обучения студентов спортивным двигательным действиям: дис. . канд. педагог. наук. М., 2003. 152 с.

11. Kuznetsova, А. Ia. The humanistic value of intellect in education / А. Ia. Kuznetsova // European journal of natural history: materials of Scientific Conference «The problems of International Integration of Educational Standards», (April 20-28, 2009 ; England (London) - France (Paris)). 2009. N3. P. 72-73.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Зыков Игорь Евгеньевич

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Кузнецова Дарья Дмитриевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Крутова Ольга Дмитриевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОТИПИЧЕСКОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИПЫ МЕЛКОЛИСТНОЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(TILIA CORDATA MIIL)

Аннотация. Рассмотрены возможности использования современных технологий биоиндикации в школьной проектной деятельности. Приведен алгоритм реализации проекта по изучению изменчивости морфологических признаков листовых пластин и стабильности развития липы мелколистной (Tilia cordata Mill.). Даны рекомендации по выбору экспериментальной территории, хранению и математической обработке данных с помощью программы Microsoft Excel.

Ключевые слова: фенотипическая изменчивость, стабильность развития, проектная деятельность, липа мелколистная, изменчивость признаков, флуктуирующая асимметрия.

An^taUm. The possibilities of using modern technology of bio-indication in school project activities are considered. An algorithm for the project to study the variability of morphological characteristics of leaf plates of small-leaved and stability of development Linden (Tilia cordata Mill.). Recommendations on the choice of experimental territory, storage and mathematical processing of data using Microsoft Excel are given.

Keywords: phenotypic variability, stability of development, project activities, small-leaved Linden, variability of signs, fluctuating asymmetry.

Введение. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту каждый обучающийся в ходе образовательного процесса должен быть включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Эту задачу призван решить метод школьных проектов, особенность которого заключается в сочетании теоретических знаний и практической деятельности. Метод проектов отличается от традиционных методов образования тем, что обучающийся в ходе выполнения задания может делать самостоятельный выбор, проявлять инициативу, познавательную активность [8].

Использование проектной деятельности в рамках образовательного процесса связано с рядом сложностей. Зачастую учителя подразумевают под проектной деятельностью написание школьниками докладов, создание презентаций, поэтому у учащихся возникает неправильное представление о работе над проектом. Прежде, чем приступить к выполнению проекта, необходимо разобраться в сути предмета, процесса, явления и познакомиться с алгоритмом проектной деятельности.

Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи в виде проекта. Для школьника это одна из основных возможностей раскрытия своего потенциала.

Проектная деятельность включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат. Создание продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость, является целью проектной деятельности в рамках работы школьников.

В современном обществе наличие только определенного багажа теоретических знаний не является достаточным, помимо этого человек должен обязательно уметь применять свои знания на практике, обладать гибким мышлением, а также быть способным к постоянному самостоятельному совершенствованию своих знаний и навыков. Особенно ценятся такие качества личности как инициативность, ответственность, умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, способность находить решение в любой сложной ситуации. Формированию именно этих качеств - способствует участие в различных проектах во время обучения в школе. Так принимая участие в проведении биомониторинга, школьники получают возможность применять знания, полученные на уроках биологии и экологии на практике, они учатся анализировать полученные данные и формировать на их основе конкретные выводы. Участники проекта приучаются рационально распределять свое время, так как любой проект должен быть реализован точно в сроки, отведенные на его выполнение. По причине того, что каждое задействованное в проекте лицо является полноправным его участником и выполняет определенные функции, школьники осознают уровень ответственности за совершаемые ими действия. Учитель задействован в проекте в качестве координатора, он не дает детям точных указаний, а лишь создает среду для их самостоятельной деятельности и скрыто направляет их работу по пути движения к намеченной цели [7].

Учитель способствует развитию эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяет каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и мотивированно использовать изученные технологии на практике.

Метод проектов помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что, в конечном счете, и преследует программа модернизации образования. Благодаря участию в проектной деятельности ученики могут достигнуть такого уровня образованности, который поможет им в решении задач в различных сферах жизнедеятельности. Включение проектной деятельности в образовательный процесс положительно влияет на формирование необходимых компетенций у учащихся, а использование биомониторинга в качестве базы для исследований не только дает возможность для получения практических навыков по биологии и экологии, но и воспитывает бережное отношение к окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.