Научная статья на тему 'Эволюция компетентностного и деятельностного подходов к изучению иностранного языка студентами неязыковых направлений подготовки'

Эволюция компетентностного и деятельностного подходов к изучению иностранного языка студентами неязыковых направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / BACHELOR OF PHYSICAL EDUCATION / UNIVERSAL COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворская Анастасия Александровна

Рассматривается проблема профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов будущих бакалавров физической культуры. Автор, используя методы анализа и обобщения нормативной, учебно-методической и научной литературы, приводит теоретические результаты исследования, нацеленного на анализ и сопоставление требований, предъявляемых к бакалавру физической культуры, осуществляет анализ компетентностного и деятельностного подходов к формированию универсальных компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яворская Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the competency-based and activity-based approaches to teaching languages to non-linguistics students

In this article, I consider teaching professional foreign languages to future bachelors of physical education. I analyse the regulatory, academic, and research literature to summarise the theoretical findings of the study, which seeks to explore and compare requirements for bachelors of physical education and consider the competency-based and activity-based approaches to the development of universal competencies in students when learning a foreign lanaguage.

Текст научной работы на тему «Эволюция компетентностного и деятельностного подходов к изучению иностранного языка студентами неязыковых направлений подготовки»

УДК 378

А. А. Яворская

ЭВОЛЮЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

__Рассматривается проблема профессионально ориентированного

102 обучения иностранному языку студентов - будущих бакалавров физи-

ческой культуры. Автор, используя методы анализа и обобщения нормативной, учебно-методической и научной литературы, приводит теоретические результаты исследования, нацеленного на анализ и сопоставление требований, предъявляемых к бакалавру физической культуры, осуществляет анализ компетентностного и деятельностного подходов к формированию универсальных компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка.

In this article, I consider teaching professional foreign languages to future bachelors of physical education. I analyse the regulatory, academic, and research literature to summarise the theoretical findings of the study, which seeks to explore and compare requirements for bachelors of physical education and consider the competency-based and activity-based approaches to the development of universal competencies in students when learning a foreign lanaguage.

Ключевые слова: бакалавр физической культуры, универсальная компетенция, обучение иностранному языку.

Keywords: bachelor of physical education, universal competence, foreign language teaching.

В связи с усилением внимания российского государства к проблеме низкого уровня физического развития населения, профессии и специальности физкультурного профиля продолжают оставаться одними из самых востребованных. В то же время кардинальные социокультурные и экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, обуславливают необходимость новых подходов к подготовке спортивных педагогов. Следует отметить, что содержание деятельности специалистов по физической культуре и спорту (тренеров, инструкторов-методистов и т. п.) предполагает готовность к эффективной коммуникации на родном и иностранном языке.

Формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в процессе обучения иностранному языку позволит эффективно решать профессиональные задачи различных типов: тренерские, педагогические, рекреационные и др., — обмениваясь опытом с зарубежными коллегами, изученая специализированную литературу в сфере спорта, электронные ресурсы, а также участвуя в

© Яворская A.A., 2019

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2019. № 4. С. 102 — 110.

Компетентностный и деятельностный подходы к изучению иностранного языка

международных конференциях, слушая лекции иностранных лекторов на курсах повышения квалификации, посещая семинары и мастер-классы, принимая участие в международных образовательных проектах и программах.

Целью исследования стал анализ и сопоставление требований к компетенциям, формируемым в процессе изучения иностранного языка, а также требований к различным вицам деятельности бакалавра физической культуры, предъявляемых в предыдущем и действующем образовательных стандартах.

Основные требования государства к уровню подготовленности выпускников — бакалавров физической культуры в системе высшего образования обусловлены компетентностным подходом, которыпй предполагает усиление практической направленности образования. Они предъявляются к трем видам компетенций: универсальным, общепрофессиональным и профессиональным, представляющим различные способности. Переход на актуализированные образовательные стандарты и разработка содержания обучения в соответствии с ними, на наш взгляд, делают необходимым сравнительный анализ требований к результатам освоения программы бакалавриата физической культуры, изложенных в предыдущей (ФГОС ВО 3+, 2014) и действующей (ФГОС ВО 3++, 2017) редакциях образовательного стандарта.

В стандарте 2014 г. указаны две общекультурные компетенции, формирование которых предписано в процессе обучения иностранному язышу: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-5) и «способность к самоорганизации и самообразованию» (ОК-7) [20].

Основными аспектами ОК-5 с точки зрения освоения иностранного языка являются «способность к созданию устных и письменных текстов различной тематики», в том числе относящейся к сфере физической культуры и спорта; «способность к грамотной речи и письму, редактированию устных и письменных материалов; способность к применению средств и методов эффективной коммуникации» [5].

Значимость рассматриваемой общекультурной компетенции определялась необходимостью фундаментальной грамотности специалиста в области дисциплин гуманитарного и общепрофессионального циклов для компетентного решения профессиональных задач. Когнитивный компонент рассматриваемой компетенции базируется на знании структурно-функциональных особенностей языжовытх единиц и законов логики, а также языыковытх норм (фонетических, лексических, грамматических). Деятельностный компонент образован умениями и навыками использования языыковытх норм в устной и письменной речи на государственном и иностранном языгке.

Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) подразумевает самостоятельное усвоение студентами языкового материала, постановку задач и проведение научно-исследовательской работы, осуществление поиска специальной литературы и выбор эффективных

©

А. А. Яворская

методов решения поставленных задач исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности. Данная компетенция предполагает владение технологиями организации процесса самообразования, приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности, а также приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности.

В действующем ФГОС ВО (2017) универсальная компетенция, формирование которой предполагается в процессе обучения иностранному языку, относится к категории (группе) универсальных компетенций «Коммуникация» и выражается в способности «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменных формах на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4)» [21].

Под коммуникацией (лат. соттитсаИо — сообщение, передача) понимается «сообщение или передача средствами языка содержания высказывания», «специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия» [1]. Следовательно, универсальная компетенция сферы коммуникации предполагает приобретение студентами знания общей, деловой и профессиональной лексики, основных грамматических структур иностранного языка, а также принципов и закономерностей продуктивного делового общения. Деятельностный компонент УК-4 включает в себя умения и навыки четырех видов речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование) по использованию иностранного языка в деловом общении посредством выражения мыслей при беседе, понимания речи собеседника, составления деловых писем, проведения деловых переговоров, публичных выступлений, а также навыки применения средств и методов познания для интеллектуального развития и повышения уровня профессиональной компетентности.

Таким образом, как общекультурные (ОК-5 и ОК-7), так и универсальная (УК-4) компетенции бакалавра физической культуры относятся к сферам коммуникации и самоорганизации и представляют собой интегративное качество, характеризующееся владением совокупностью знаний, умений, навыков, а также мотивационно-ценностных ориентаций, формирующихся в процессе изучения иностранного языка для содействия профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Следовательно, выявляется унификация содержания рассмотренных компетенций, что находит подтверждение в других исследованиях [11].

Отражая требования отечественного образования, компетентност-ный подход предполагает применение комплекса методологических парадигмальных структурных компонентов, направленных на формирование универсальных компетенций. Данный подход обеспечивает удовлетворение потребностей студентов через их интеграцию в мировое образовательное пространство. Изучение иностранного языка ставит своей целью формирование универсальных компетенций студента

Компетентностный и деятельностный подходы к изучению иностранного языка

как будущего профессионала через взаимосвязанное развитие способностей во всех четытрех видах речевой деятельности — аудировании, говорении, чтении и письме, а также повыышение мотивации и освоение ценностей изучаемого языыка.

Анализ научной литературы показал, что средства иностранного языыка обладают существенным потенциалом для формирования профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту [19]. Универсальные компетенции носят междисциплинарный, интегральный, надпредметный характер, которыш означает, что все дисциплины вносят вклад в формирование компетентности специалиста [14].

Компетентностный подход в профессиональной подготовке бакалавров направлен на реализацию связи в образовательном процессе его содержания и результата и предполагает, что перманентно формируемые универсальные компетенции, устанавливающие связи между знанием и реальной ситуацией, являются основанием для становления профессиональных компетенций и составляют системное свойство личности — профессиональную компетентность, проявление которой возможно только в практической профессиональной деятельности.

Далее рассмотрим требования ФГОС ВО 3+ (2014) и ФГОС ВО 3++ (2017) к различным видам деятельности бакалавра физической культуры исходя из возможностей иностранного яз:ыка как эффективного средства их осуществления.

Согласно ФГОС ВО 2014 г., в рамках педагогической деятельности бакалавру физической культуры необходимо «решать педагогические задачи... ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры» [20]. Научно-исследовательская деятельность бакалавра физической культуры предполагает «выявление актуальных вопросов в сфере физической культуры и спорта; проведение научных исследований по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта» [20]. Осуществляя культурно-просветительскую деятельность, необходимо «анализировать и обобщать важные проблемы современного развития физической культуры и спорта с использованием средств массовой информации» [20]. Очевидно, что изучение иностранного языка в данном случае позволяет углубить имеющиеся знания, используя литературу не только на русском, но и на иностранном языке, а также использовать передовой опыт зарубежных коллег в своей педагогической практике.

В действующем ФГОС ВО 3++ (2017) областями и сферами профессиональной деятельности вытускника являются «образование и наука» и «физическая культура и спорт». В то же время в стандарте указана возможность осуществления профессиональной деятельности и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности. В перечень профессиональных стандартов сферы образования и науки, соответствующих профессиональной деятельности выыпускников, которые освоили программу бакалавриата по направлению «Физическая куль-

тура», входят следующие: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». К сфере физической культуры и спорта относятся профстандарты «Тренер», «Инструктор-методист», «Спортивный судья», «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» и «Специалист по антидопинговому обеспечению» [21].

Из проанализированных нами вышеуказанных профстандартов лишь в двух — «Педагог» и «Тренер» — указывается при описании трудовых действий и умений необходимость владения иностранным языком.

Деятельность педагога предполагает «применение специальных языковых программ... программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения; совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения; организацию олимпиад, конференций, турниров, математических и лингвистических игр в школе и др.» [6]. Деятельность тренера включает «выполнение со спортсменами анализа собственной соревновательной практики, изучение кино- и видеоматериалов, специальной литературы, в том числе иностранной». Описывается также необходимое умение тренера «собирать информацию из различных источников» путем «анализа специальной литературы (в том числе на иностранном языке), статистических сборников, иных отчетных данных» [9].

В стандарте специалиста по антидопинговому обеспечению в трудовых функциях значится «изучение документов международных организаций по вопросам противодействия применению допинга в спорте» и «ведение деловой переписки с заинтересованными организациями (лицами)» [13], что, по нашему мнению, также требует определенного уровня владения иностранным языком.

Кроме того, нами были выявлены требования, относящиеся к сфере коммуникации, в развитии которой иностранный язык обладает определенными возможностями. Так, педагогу необходимо «общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их», а также «уметь сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач» [6]. В каждом профстандарте отмечается необходимость установления взаимоотношений с обучающимися, взаимодействия с педагогическим коллективом, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся с соблюдением норм педагогической этики, что предполагает владение техникой и приемами общения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников [6 — 13].

Следовательно, вторым значимым подходом становится деятель-ностный, который предполагает изучение процессов в обучении иност-

Компетентностный и деятельностный подходы к изучению иностранного языка

ранному языку в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности (ее целей, мотивов, действий, анализа результатов). При этом студент учится осуществлять целеполагание деятельности, организовывать собственную деятельность по использованию средств и методов, анализировать и оценивать результаты своих действий самостоятельно, совместно с преподавателем, другими участниками учебного процесса. Данный подход предполагает формирование таких видов деятельности, которые включают в себя заданную систему прикладных знаний, и обеспечение применения их в заранее предусмотренных пределах.

Необходимость применения деятельностного подхода обусловлена также включением в состав компетенций действующих стандартов проектной деятельности студентов, в силу чего «одной из основных задач преподавателя становится создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения профессиональных, познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных задач с применением интерактивных методов обучения» [14].

Одним из методов, обладающих большим потенциалом в реализации вышеуказанных задач преподавателя и отвечающих требованиям деятельностного подхода, является метод проектов, обоснованный во многих педагогических исследованиях [2; 15; 17]. Так, в одном из исследований отмечается, что «реализация разработанной методики на основе профессионально-ориентированного проекта в процессе обучения английскому языку приводит к развитию языковой компетенции студентов, обучающихся по направлению "Физическая культура", что способствует повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов» [19, с. 109]. Вместе с тем проведенный анализ диссертационных исследований по проблеме профессионально ориентированного обучения студентов физкультурных специальностей выявил недостаточность использования проектного метода у студентов рассматриваемого профиля. Тем не менее данный метод популярен в обучении иностранному языку при профессиональной подготовке специалистов нефизкультурного профиля [3; 4; 18; 22].

В качестве основного средства формирования универсальной компетенции будущих бакалавров физической культуры в процессе обучения иностранному языку мы предлагаем рассматривать профессионально-ориентированный проект на актуальную и интересующую студентов тему, например «Outstanding athletes of the 20th/21th century», «Outstanding scientists in the field of physical education», «Sport facilities of the Kaliningrad region», «Traditional Sports and Games in Russia» и др. Под профессионально-ориентированным проектом подразумевается поэтапная поисково-исследовательская и творческая деятельность студентов, реализуемая на иностранном языке очно, имеющая единую проблему, цель, задачи и методы, направленная на достижение студентами совместного результата деятельности.

При анализе содержания программ по дисциплине «Иностранный язык» для физкультурных специальностей были выявлены темы, свя-

занные с физической культурой и спортом. Так, например, в программе Г. Р. Сиразитдиновой (2017) представлены темы «История Олимпийских игр», «Выдающиеся спортсмены», «Моя будущая профессия», «Значение физической культуры в образовательном процессе» [16]. Однако данные темы имеют обобщающий характер и могут использоваться для других направлений подготовки, поскольку тема здоровья и спорта актуальна для всех специальностей. Для студентов физкультурных специальностей мы предлагаем конкретизировать тематику содержания языкового материала исходя из актуальных тенденций в теории и методике физической культуры и спорта.

Таким образом, анализ и сопоставление требований к компетенциям, формируемым в процессе изучения иностранного языка, а также требований к деятельности бакалавра физической культуры в предыдущей и действующей редакциях ФГОС ВО позволяют говорить о том, что прогрессивное развитие изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей видится в обеспечении следующих условий: 1) рассмотрение универсальной компетенции бакалавра физической культуры в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; 2) реализация обновленной цели обучения иностранному языку и эффективное использование его профессиональной направленности на формирование универсальной компетенции; 3) обучение иностранному языку на основе компетентностного и деятельностного подходов с учетом специфики деятельности бакалавра физической культуры.

Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 2014. URL: Ьир:/^гато1а.ш/81о¥ап^к/?шо^=коммуникация&а11=х (дата обращения: 10.05.2019).

2. Борзенко Н. А. Метод проектов как эффективный метод преподавания профессионального иностранного языка в неязыковом вузе // Актуальные задачи педагогики : матер. VI междунар. науч. конф. Чита, 2015. С. 161 — 163.

3. Ильин А. Е. Профессионально-личностное развитие будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков : дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2016.

4. Крутова И. Ю. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере медицинского вуза) : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2017.

5. Паспорт и программа формирования общекультурной компетенции ОК-4 при освоении ООП ВО, реализующей ФГОС ВО / Алтайский гос. гум.-пед. ун-т им. В. М. Шукшина, филолог. фак-т. Бийск, 2016. URL: http://www2.bigpi.biysk. ru/umu/doc/pasport_kompetencii/44.03.05_0K-4.doc (дата обращения: 10.05.2019).

6. Профстандарт 01.001: Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 г. №544н, с изменениями, внесен. приказом Минтруда РФ от 05.08.2016 г. №422-н). URL: https: / / c1assinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitate1-uchite1.html (дата обращения: 10.05.2019).

Компетентноапный и деятельноапный подходы к изучению иностранного языка

7. Профстандарт 01.003: Педагог дополнительного образования детей и взрослых (утв. приказом Минтруда РФ от 05.05.2018 г. № 298н. URL: https:// classinform.ru/profstandarty/01.003-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-i-vzroslykh.html (дата обращения: 10.05.2019).

8. Профстандарт 01.004: Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (утв. приказом Минтруда РФ 08.09.2015 г. №608н). URL: https://classinform. ru/profstandarty/01.004-pedagog-professionalnogo-obucheniia-professionalnogo-ob razovaniia-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniia.html (дата обращения: 10.05.2019).

9. Профстандарт 05.003: Тренер (утв. приказом Минтруда РФ от 28.03.2019 г.

№ 191-н). URL: https://classinform.ru/profstandarty/05.003-trener.html (дата об- -

ращения: 10.05.2019). 109

10. Профстандарт 05.005: Инструктор-методист (утв. приказом Минтруда РФ 08.09.2014 г. №630-н). URL: https://classinform.ru/profstandarty/05.005-ins truktor-metodist.html (дата обращения: 10.05.2019).

11. Профстандарт 05.007: Спортивный судья (утв. приказом Минтруда РФ от 28.03.2019 г. № 139н). URL: https://classinform.ru/profstandarty/05.007-spor tivnyi-sudia.html (дата обращения: 10.05.2019).

12. Профстандарт 05.008: Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта (утв. приказом Минтруда РФ от 29.10.2015 г. № 798н). URL: https:// classinform.ru/profstandarty/05.008-rukovoditel-organizatciiv-oblasti-fizicheskoi-kul tury-i-sporta.html (дата обращения: 10.05.2019).

13. Профстандарт 05.010: Специалист по антидопинговому обеспечению (утв. приказом Минтруда РФ от 18.02.2016 г. № 73н). URL: https://classinform. ru/profstandarty/05.010-spetcialist-po-antidopingovomu-obespecheniiu.html (дата обращения: 10.05.2019).

14. Поляк Д. А., Осадчая Л. А. Формирование универсальных компетенций бакалавра физической культуры / Ученые записки Университета им. П. Ф. Лес-гафта. 2018. Вып. 5 (159). URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/12407 (дата обращения: 10.05.2019).

15. Репич Е. Б. Метод проектов на уроках иностранного языка // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № S1. С. 99 — 102.

16. Сиразитдинова Г. Р. Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык». Кемерово, 2017. URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-disciplini-angliyskiy-yazik-dlya-specialnosti-fizicheskaya-kultura-2512025.html (дата обращения: 10.05.2019).

17. Старикова Л. Д. Практика применения метода проектов в образовательном процессе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 1 (11). С. 107—113.

18. Стычкова В. И. Формирование профессиональной мобильности студентов-логистов средствами иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2016.

19. Тамбовкина Т. Ю., Яворская А. А. Профессионально-ориентированный проект как средство развития языковой компетенции бакалавров неязыкового вуза / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. : Филология, педагогика, психология. 2018. Вып. 1.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура (уровень бакалавриата)» (утв. приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 г. №935. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf (дата обращения: 10.05.2019).

©

А. А. Яворская

21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (утв. приказом Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/3272 (дата обращения: 10.05.2019).

22. Юсупова Р. М. Формирование аутопедагогической компетентности бакалавра педагогического образования в инновационной среде вуза (на материале иностранного языка) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.

Об авторе

Анастасия Александровна Яворская — канд. пед. наук., доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.

E-mail: ayavorskaya@kantiana.ru

The author

Dr Anastasiya A. Yavorskaya, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.

E-mail: ayavorskaya@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.