Orlova Evgeniya Aleksandrovna, postgraduate, Russia, [email protected], Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture,
Klyuchnikova Alexandra Nikolaevna, Associate professor an_kluchnikova@,mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture
УДК 796.011
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
Н.В. Попова
Рассмотрена модульно-рейтинговая технология обучения бакалавров института физической культуры и спорта. Раскрыта специфика деятельности бакалавров института физической культуры и спорта. Проанализированы и выделены основные составляющие компоненты критериев оценки качества деятельности преподавателя.
Ключевые слова: деятельность, контроль, балльно-рейтинговая система, оценочная технология, квалиметрия педагогического труда.
В связи с модернизацией отечественного образования, обусловленной требованиями Болонского соглашения, обеспечивающими вступление России в современное образовательное пространство, происходят изменения требований к качеству образования и системе ее оценки. Учреждениям высшего образования необходим поиск, разработка и применение современных систем и технологий оценок качества подготовки выпускников.
Повышение качества образования, и первую очередь высшего, является ключевой задачей, а для России - еще и актуальной. Поиск путей ее решения требует четкого определения связанных с этим проблем.
Вопрос повышения качества образования получает в последнее время довольно широкое освещение, во многом благодаря тому, что концепция модернизации российского образования декларирован главной задачей российской образовательной политики, а также тому, что руководители высших учебных заведений справедливо усматривают в качестве образования гарантию устойчивого положения на рынке образовательных услуг.
Система менеджмента качества - продукт корпоративной работы вуза, созданный с учетом специфики и индивидуальных особенностей, традиционно сложившихся в конкретном учебном заведении, составляющим его уникальность и имидж на рынке образовательных услуг.
В работах исследователей рассматриваются теоретические и практические основы профессионально-педагогической культуры преподавателя, излагается авторский подход к проблеме ее формирования. Определяют совокупность ценностей, овладение которыми создает основу для формирования профессионально-педагогической культуры [3].
Анализ проблемы качества образования исследователи сводят к нескольким составляющим: качественный состав абитуриентов; цели и содержание образования; уровень профессиональной компетентности преподавателей и организации их деятельности; состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса образования.
Одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество образования, является уровень профессиональной компетентности преподавателей во время проведения занятий [4]. Качество образования и подготовки специалистов в любом вузе, а том числе и педагогическом, в первую очередь зависит от качества работы преподавателей. Основные виды деятельности преподавателя: учебная, научная, методическая, организационная, воспитательная и повышение квалификации. Кафедра, руководствуясь этими критериями, анализирует отчет преподавателей и принимает соответствующее заключение.
В связи с вышеизложенным, становится необходимой разработка квалиметрического подхода к оценке качества деятельности преподавателя вуза. В последние годы в высшей школе широко внедряются методики рейтинговой оценки знаний студентов, осуществляется переход на многобалльные оценочные шкалы, разрабатываются методики аттестации профессорско-преподавательского состава.
Становится целесообразным установление рейтинги каждого преподавателя на основе единой унифицированной методики с многомерным анализом и многобалльной оценкой его деятельности. Диагностирование профессиональных качеств педагога позволит судить о его профессионализме, мастерстве, новаторстве, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация.
Основу критериев оценки качества деятельности преподавателя составляют следующие компоненты: профессионализм и образовательный уровень; результативность исследовательской и научно-методической работы; уровень педагогического мастерства; личностные качества; повышение квалификации.
Процесс обучения в вузе представляет собой единую и взаимообратную связь между преподавателем и студентами. Результативность учебного процесса зависит от этих главных субъектов, поэтому при оценке качества образования обращается основное внимание на результаты достижений обучаемых (студентов) и качество преподавания.
Для получения информации о качестве педагогической деятельности преподавателей очень часто используются различные опросы студентов, например, опрос «Преподаватель глазами студентов». Оценивание преподавателя по выставленным студентами баллам приводит, на наш взгляд, к субъективизму к оценке его работы и занижению требований к студентам.
Следующим важным компонентом, связанным с повышением качества подготовки специалистов в высшей школе, является внедрение в учебный процесс новейших образовательных и информационных технологий. В нашей работе рассматриваются вопросы использования оценочной технологии. Разработанная и внедренная в университете модульно-рейтинговая технология обучения выявляет необходимость в осуществлении непрерывного контроля в условиях повышения качества подготовки.
В связи с общевузовской политикой снижения числа аудиторных занятий (лекций, семинаров и практик) и увеличения количества времени отведенного на самостоятельную работу студентов, возникла острая необходимость изменения системы преподавания предметов и контроля качества их освоения со стороны студентов.
Одной из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг, является балльно-рейтинговая система. Основной ее целью является определение уровня качества и успешности освоения студентом учебных дисциплин через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и в целом образовательной программы. Она также позволяет активизировать учебную и внеучебную (самостоятельную) работу студентов.
Данная система использования оценочной технологии создавалась в процессе делегирования такой возможности со стороны руководства вуза, на основе локальных нормативных актов. Тщательный анализ документов дает основание считать их фундаментальной основой для дальнейшей разработки отдельных действий, компонентов, операций системы оценивания. В своем поиске ее составляющих мы стремились учесть специфику деятельности бакалавров института физической культуры и спорта, которая обусловлена следующими факторами: участием студентов -спортсменов в соревнованиях; участием студентов-спортсменов в тренировочном процессе; спецификой организации учебных занятий проводимых как в аудиториях, так и в спортивных залах, на открытых спортивных площадках города [1].
Измерением учебного труда и интеллектуальной деятельности в педагогическом процессе занималось большое число исследователей. В системе образования особый интерес представляют научные разработки К. Гаусса, Е.С. Харрингтона, Б. Руппа и др. [5]. Первое, что необходимо
было сделать - это определить, какие составляющие интегральную оценку учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов будут убедительными для лиц принимающих решение.
Понятие деятельности мы понимаем из осмысления ее структуры А.Н. Леонтьевым [2]. Деятельность состоит из отдельных действий, а действия - из отдельных операций, и, наконец, они, в своей технологической составляющей, предполагают наличие показателей. Совокупность показателей позволяет определить степень соответствия чего-либо. Это и является конкретным критерием: «обучен-необучен», «эффективен-неэффективен».
Приведенный фрагмент алгоритмического анализа составляющих учебного труда и интеллектуальной деятельности, на наш взгляд, важнейший атрибут искомой системы оценки. Нам необходимо отличать критерии и показатели эффективности от критериев и показателей результатов (качество). Качество это то, что характеризует результат, а эффективность - то, что характеризует процесс.
Успешность (эффективность) изучения отдельной дисциплин оценивается суммой набранных баллов (из 100 возможных), а успеваемость студента в целом - по интегральной оценки эффективности обучения (ИОЭО). Она формируется на основе оценки знаний и умений студента в течение обучения (семестровый период) и по итогам зачетно-экзаменационных испытаний.
В контексте нашей проблемы набранное студентом количество баллов, по 100-балльной шкале, характеризует эффективность освоения им учебных единиц предмета, и усвоение информации из условных блоков «запоминание и понимание». Последующий перевод из 100-балльной системы в традиционную 5-балльную должен обеспечивать возможность характеристики показателя качества учебного труда.
Оценка успеваемости бакалавров в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется в ходе текущего, рубежного и промежуточного контроля.
Систематический контроль полученных знаний формирует наиболее объективную оценку успеваемости и позволяет регулярно контролировать учебную деятельность бакалавров; стимулирует студента к регулярной и планомерной учебной работе, как в аудитории, так и самостоятельно.
Показатель эффективности будет получен в 100-балльной системе. Для перевода его в оценочный критерий качества обученности необходимо будет воспользоваться шкалой интервалов рекомендованной вузом (Алтайским государственным педагогическим университетом) (таблица).
Шкала перевода баллов АлтГПУ в традиционную оценку, зачет и дифференцированный зачет
Кол-во баллов эффективности обучения (рейтинговый балл) Оценка качества обученности
Экзамен Зачет Дифференцированный зачет
85-100 5 (отлично) Зачет 5 (зачтено)
70-84 4 (хорошо) 4 (зачтено)
50-69 3 (удовлетворительно) 3 (зачтено)
0-49 2(неудовлетворительно) Незачет 2 (незачтено)
На наш взгляд, в качестве пилотного проекта используемая нами шкала перевода баллов в оценки имеет право на существование. Необходимо учитывать в своей деятельности направленность на современное образовательное пространство.
Нами было проведено анкетирование преподавателей работающих с использованием модульно-рейтинговой технологии обучения, в ходе которого были получены следующие результаты: около 70 % преподавателей считают, что данная технология обучения активизирует и стимулирует к ритмичной работе студентов, 20% опрошенных преподавателей считают, что вследствие этого повышается качество знаний и успеваемость студентов.
Проведенный опрос бакалавров первых и вторых курсов показал, что около 60 % опрошенных считают модульно-рейтинговую технологию обучения существенным стимулом в получении качественных образовательных услуг; творчески развиваться путем дополнительного участия в научных исследованиях и разработках.
Разработанная и внедренная в университете модульно-рейтинговая технология обучения и созданная на ее основе автоматизированная система управления учебной деятельностью бакалавров выявляют необходимость в осуществлении непрерывного контроля в условиях повышения качества подготовки, уровня организации учебного процесса и эффективности обучения студентов.
Список литературы
1. Котова Т.Г., Дмитриева С.В. Особенности обучения бакалавров физической культуры технике единоборств // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11-3 (53). С. 44-46.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с
3. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 206-208.
4. Чернякова С.Н. Формирование физкультурной компетентности бакалавров в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тюмень. 2016. 26 с.
5. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд. иностр. лит.,1963. 830 с.
Попова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доц., natalie-barnaul77@,bk.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
MODULAR AND RATING TECHNOLOGY OF TRAINING OF BACHELORS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
N. V. Popova
In article the modular and rating technology of training of bachelors of institute of physical culture and sport is considered. Specifics of activity of bachelors of institute of physical culture and sport reveal. The main, making components of criteria of an assessment of quality of activity of the teacher are analyzed and allocated.
Key words: activity; control; ball and rating system; estimated technology; kvalimetriya of pedagogical work.
Popova Natalya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, natalie-barnaul77@,bk.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical Uuniversity
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВОЕННОГО ВУЗА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.И. Скопинцов, Д.И. Толпеев, В.С. Хагай, Л.И. Тимошенко
Обосновано применение средств физической подготовки для повышения эффективности формирования общекультурных компетенций у учащихся военных вузов в процессе физкультурно-спортивной деятельности на современном этапе. Предложена модель формирования общекультурных компетенций средствами физической подготовки.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, кафедра физической подготовки, физкультурно-спортивная деятельность, военный вуз, учебно-тренировочные занятия, классификация, модель, преподаватель, учащиеся.
В последние годы в системе высшего образования, в контексте реализации требований ФГОС нового поколения, актуальной является задача формирования такого набора компетенций у учащихся военного вуза, как общекультурные, профессиональные и специально -профессиональные компетенции. Из определения: компетенция