Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баринова Наталья Геннадьевна
Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт организации процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения. В статье рассматривается организационный процесс, включающий содержательные этапы работы по формированию профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения. Раскрываются цели, задачи, направления, технологические компоненты реализации процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения. Определены организационно-педагогические условия и требования при реализации процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения.
Ключевые слова: профессионально-компетентностная направленность, организационно-педагогические условия, дистанционное образование, средства дистанционного обучения.
Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of the organization of process of formation of a professional and competence-based orientation of bachelors means of distance learning. In article the organizational process including substantial stages of work on formation of a professional and competence-based orientation of bachelors as means of distance learning is considered. The purposes, tasks, the directions, technological components of realization of process of formation of a professional and competence-based orientation of bachelors means of distance learning reveal. Organizational and pedagogical conditions and requirements at realization of process of formation of a professional and competence-based orientation of bachelors are determined by means of distance learning.
Keywords: professional and competence-based orientation, organizational and pedagogical conditions, remote education, means of distance learning.
Введение. Совокупность всех сфер общественной жизни нашего общества переживает сложный переходный период. Это и сказывается на системе образования, на становления новой философии образования, разработки соответствующей стратегии, политики и практики. Сегодня стали общепризнанными гуманистическая парадигма образования, новые основополагающие принципы, соответствующие развивающемуся образованию.
Исходя из того, что развитие доминирующей тенденции в системе современного образования - переход от знаниевой (технократической) к личностной (гуманитарной) парадигме, в основе которой лежит человеко-центристский подход, основополагающую роль в системе образования играет принцип взаимодействия. В результате того, что сегодняшняя образовательная система находится в специфичной социокультурной ситуации, которая характеризуется отсутствием четко определенных норм и правил, определяющих и задающих способы организации жизнедеятельности, у человека, входящего в систему социальных отношений, возникают проблемы и социальной адаптации, и сохранения личностных установок в условиях отсутствия общественных культурных образцов как определенных сравнительных ориентиров.
За последнее время система образования многих стран претерпела ряд существенных изменений. В большей степени они связаны с необходимостью разрешить серьезное противоречие - между традиционным темпом обучения и тенденцией постоянно увеличивающегося объема новых знаний. С целью разрешения этого противоречия стали появляться формы организации обучения, основанные на применении новых информационных технологий.
В современный период предъявляются повышенные требования к личности будущего специалиста. Существенно возросли требования к формированию личности бакалавра в процессе профессиональной подготовки. Постиндустриальное общество с его ценностями обуславливает необходимость перехода к новой, гуманистической образовательной парадигме.
Большой акцент ставится в раскрытии вопросов о формировании и развитии личности бакалавра, который будет в себе сочетать профессионально-психологическую подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы в профессиональной деятельности, определенные психологические черты и свойства личности. Будущий специалист должен сочетать в себе художественную одаренность, творческую активность, инициативность и ответственность, потребность в постоянном обновлении своих знаний.
Одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество образования, является уровень профессиональной компетентности преподавателей во время проведения занятий. В работах исследователей выявлен ряд проблем, связанных с переходом на двухуровневую систему высшего образования и введением компетентностного подхода [4].
На наш взгляд качественную подготовку профессиональных специалистов в учебных заведениях, возможно, осуществить через усиление акцента на формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров.
Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ современного состояния проблемы формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров, проведенный на основе социально-психологических, педагогических и специальных исследований, показал, что существует многообразие подходов и направлений в определении и решении этой проблемы. Раскрываются эти вопросы с позиции системного подхода. Выявляются социально-педагогические проблемы развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения, также определяются психолого-педагогические характеристики самой личности бакалавра [2].
Применительно к личности будущего специалиста, профессионально-компетентностная направленность
может быть определена как устойчивая готовность к мотивированному выполнению ими своих общественно трудовых обязанностей с высоким сознанием общественного долга.
Мы разделяем взгляды тех ученых, которые под направленностью понимают сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, потребностей, выражающихся в реальном поведении личности [3].
В современных условиях существует множество вариантов организации учебного процесса. Все методы и технологии ориентированы на повышение эффективности обучения, на создание таких психолого-педагогических условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и проявить себя в учебной деятельности.
Интенсивное развитие средств информатизации на современном этапе инициирует формирование прогрессивных тенденций интеллектуализации всех видов деятельности членов общества во всех сферах, и прежде всего, в системе образования.
Особую значимость для педагогической практики имеют проблемы совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития высших учебных заведений.
Обеспечить результативность этого процесса возможно путем влияния инновационно-технических технологий на формирование профессионально-компетентностной направленности бакалавров.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в педагогический процесс привело к созданию новой формы образования - дистанционной, которую определяют как наиболее перспективную в третьем столетии.
В настоящее время происходит стремительное развитие современных наукоемких технологий, а также бурные социально-экономические изменения в обществе. В связи с этим пересматривается и парадигма образования: от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни. В рамках данной парадигмы образования идет поиск новых форм организации процесса обучения. Одной из таких форм, по мнению ученых и практиков, является дистанционное обучение, которое входит в систему и рассматривается как перспективное направление развития национальной системы образования.
Дистанционное образование - качественно новый прогрессивный вид обучения. Он возник на основе идеи открытого образования благодаря новым технологическим возможностям. Обучение включает очные и заочные компоненты, дистанционные и адаптационные, инновационные и интенсивные методы. В основу этого метода положена самостоятельная работа слушателей со специально разработанными учебными материалами [1].
Причем, данная форма включила в себя не столько достижения информационной революции, сколько маркетинговый подход к потребителю знаний, то есть ориентацию на нужды слушателя, а также целый комплекс новых методик в области образования. Методология дистанционного образования основана на том, что не преподаватель, а слушатель должен находиться в центре процесса обучения.
По мнению специалистов для обеспечения эффективного функционирования реально действующей системы дистанционного обучения в педагогической практике она должна ориентироваться на активное использование телекоммуникационных сетей различного уровня, а также учитывать потребность зарубежного и отечественного образовательного рынка.
Основные отличительные особенности организации дистанционного образования в отличие от традиционного заочного следующие:
- удобство графика обучения (место и время проведения занятий);
- модульное построение курсов;
- методическое построение учебных пособий;
- направленность на практическую деятельность;
- новая роль преподавателя в процессе обучения.
Дистанционное образование характерно также уникальным комплексом методик и подходов к обучению, которые заложены в его основу. Среди них:
- антропологический подход, т.е. системный учет специфических особенностей обучения взрослых. То есть обучение строится на основе анализа рабочей ситуации слушателя, что делает методику практичной;
- образовательный подход, дающий широкий спектр знаний, направленный на создание целостной картины мира студентом; формирование интегрированных курсов;
- использование интенсивных методов обучения типа деловых игр, дискуссий, тренингов и т.д;
- развивающий подход, т.е. ориентация не столько на запоминание, сколько на «понимание» и «умение использовать»;
- сочетание индивидуального подхода с использованием групповой работы.
Технологически дистанционное обучение базируется на «корреспондентском» и «вахтовом» методах, а также в постоянно растущем и. пользовании информационных технологий в виде учебных аудио-видеокассет, компьютерных дискет, а также средств связи для координации процесса обучения и консультаций.
Основной объем знаний слушатель получает самостоятельно, работая с учебными пособиями и над письменными заданиями, а в ходе очных занятий процесс обучения координируется и шлифуется, причем в интенсивном режиме.
Важная особенность обучения по дистанционной методике заключается в том, что основной упор делается не на запоминание знаний, а на овладение общими принципами и умением применять их на практике в конкретных деловых ситуациях. В результате такого подхода слушатель не сталкивается с проблемой переизбытка информации. Курсы и учебные пособия дополняются аудио- и видеоматериалами, тексты снабжены специальными вопросами, развивающими у слушателя навыки самостоятельного аналитического мышления. Цель - научить слушателя не столько «знать», сколько «понимать» и «уметь использовать», поэтому он здесь не является пассивным потребителем предлагаемых теоретических знаний, а постоянно развивает навыки анализа собственной деятельности с применением изучаемых теоретических концепций.
Качественную подготовку профессиональных специалистов в учебных заведениях, возможно, осуществить и обеспечить через усиление акцента и путем организации процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения.
Процесс организации формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров
средствами дистанционного обучения включает основные свойства системы организации; она является целостной, т. к. предполагает единство и взаимосвязь всех компонентов системы, что обеспечивает ей устойчивое функционирование.
Предлагаемый процесс организации формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения представляет собой органическую упорядоченность цели, содержания и технологии профессиональной подготовки.
Первый этап организационной работы включает постановку цели. Целью является формирование профессионально-компетентностной направленности бакалавров.
На втором этапе организации входят три задачи, направленные на достижение цели:
1. Нахождение оптимальных организационно психолого-педагогических условий эффективности управления педагогическим процессом формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения.
2. Организация педагогического процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения.
3. Создание психолого-педагогических условий, необходимых для удовлетворения личности в культурном, интеллектуальном и нравственном развитии.
Третий этап работы составляют организационно педагогические условия, учитывающие особенности и педагогические возможности подготовки будущих специалистов, реализация которых необходима для повышения эффективности педагогического процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения.
Рассмотрим эти условия подробно.
1. Исходным условием, обеспечивающим эффективность процесса подготовки будущих специалистов является изменение общей цели профессионального обучения бакалавров, ориентированного не на передачу информации, а на становление у обучающихся профессионально-компететностных, направленных убеждений, стремления к самосовершенствованию, профессиональной рефлексии.
2. Освоение не только предметного материала (знания, умения, навыки), но и научение обучающихся способам освоения материала по предмету, средствами дистанционного обучения
3. Осуществление профессиональной ориентации с опорой на наглядные недекларативные формы организации дистанционного образования.
4. Привлечение к процессу формирования профессионально-компетентностной направленности молодых, профессионально успешных специалистов.
5. Введение продуманной системы планирования, имеющей единую программно целевую и профессионально-компетентностную направленность учебно-воспитательного процесса.
6. Интегрирование педагогической деятельности преподавателей направленной на формирование профессионально-компетентностной направленности, познавательной самостоятельности, обеспечивающих самоутверждение и самовыражение личности бакалавров.
7. Организация взаимодействия студент-студент, студент-преподаватель выступающего в виде практикума, активизирующего эмоционально-волевую, интеллектуальную и деятельностную сферу личности вовлекающего будущего специалиста в профессиональную деятельность.
8. Формирование и рациональное использование предметной сферы путем осуществления педагогического процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров преимущественно средствами дистанционного обучения, способствующие развитию потребности будущих специалистов в рефлексии приобретаемого опыта, как учебной, так и профессиональной деятельности.
9. Разнообразие проведения практических и теоретических занятий, групповые, малыми группами, индивидуальные, в процессе дистанционного образования в контексте с профессиональными компетенциями бакалавров.
10. Диагностика и учет индивидуальных особенностей личности бакалавров при формировании профессиональной-компетентностной направленности, в процессе дистанционного образования.
11. Своевременное определение и развитие профессионально важных способностей и психологических качеств личности, обеспечивающей рост профессионально-компетентностной готовности бакалавров.
12. Психологическое обеспечение для возможности сопоставления собственной подготовленности обучающихся с требованиями профессии, освоение несовпадающих элементов профессиограммы, проведение контроля успешности выработки профессионально важных качеств.
В ходе организационной работы были выявлены технологические компоненты, которые обеспечивают процесс формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров.
Это позволило выделить следующий четвертый тап работы по подготовки будущего специалиста по направлению профессионально-компетентностной направленности, состоящий из: целевого, содержательного и творческого технологического компонентов.
Целевой технологический компонент является системообразующим и ориентируется на понимание формирование профессионально-компетентностной направленности, как развитие глубинных личностных структур будущих специалистов: его убеждений, ценностей, мотивов. Предложенный содержательный технологический компонент организации процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров реализуется на материале профессионально важных психофизиологических требований к личности будущих специалистов. Творческий компонент обеспечивает формирование и развитие творческих способностей, стимулирует формирование творческой саморазвивающейся личности, в процессе дистанционного образования.
В связи с этим нами определены следующие педагогические требования при формировании профессионально-компетентностной направленности бакалавров, к применяемым технологическим компонентам дистанционного обучения:
1. Сохраняя в качестве основных фронтальные формы обучения, обеспечить каждому обучающемуся возможность свободного профессионального самоопределения, обеспечить возможность приобретения знаний по индивидуальной оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные качества.
2. Обеспечить реализацию принципов дистанционного обучения (принципов мотивации, активности, познавательной самостоятельности).
3. Способствовать реализации дидактического принципа рефлексии, требующего от будущего специалиста самостоятельного завершения работы по формированию профессионально-компетентностной направленности и ставящего его перед необходимостью осмысливать те схемы и правила, в сочетании с которыми он определяет свой жизненный выбор и действует.
4. Не вступать в противоречие с принципами и закономерностями традиционной педагогики, на которые опирается система дистанционного обучения.
Выводы. Опытно-экспериментальная работа показала, что при решении задач реализации системы дистанционного обучения на различных образовательных уровнях рассматриваются взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогический, психологический, организационный, технологический, кадровый и нормативно-правовой и другие аспекты.
Наши исследования показали, что на этапе применения бакалаврами программного и информационного обеспечения систем обучения с компьютерной поддержкой в разных условиях они нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, модернизации и развитии, что определяет необходимость взаимосвязи с предыдущими стадиями жизненного цикла этих систем. Эта особенность дидактического обеспечения требует учета и реализации организационно-педагогических условий как при его проектировании, создании.
Выбор тех или иных средств информатизации должен определяться конкретной педагогической ситуацией и возможностями образования, когда дидактические цели, принципы и психолого-педагогические условия определяют выбор образовательном процессе и организационные формы его реализации.
Для обеспечения эффективности освоения и использования средств информатизации педагогическими кадрами в профессиональной деятельности, как при традиционном обучении, так и при дистанционном обучении необходимо организовать квалифицированную и интенсивную их переподготовку. Это обучение, должно быть, поддержана педагогическим сопровождением и комплектом документации по всем видам используемых информационных и коммуникационных технологий.
На основе сочетания методов обучения, выстраиваемые в учебном процесс с бакалаврами информационно-техническая образовательная среда является новой реальностью для развития высших учебных заведений в процессе компетентностно-ориентированного обучения студентов.
Литература:
1. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 58-60.
2. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.
3. Попова Н.В., Баринова Н.Г. Интегративная модель формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования // European Social Science Journal. - 2017. - № 11. - С. 405-413.
4. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта. // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т. 63. - № 2. - С. 194-198.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул);
кандидат педагогических наук, доцент Баянкин Олег Васильевич
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования психотехнических игр в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». Анализируется применение инновационной технологии эффективного внедрение и проведения психотехнических игр в профессионально-психологической подготовке студентов на занятиях по физической культуре. В работе отмечено, что психотехнические игровые упражнения необходимо применять на занятиях по физической подготовке систематически, только в этом случае можно добиться их максимальной психолого-педагогической эффективности.
Ключевые слова: формирование, мотивация, психотехника, психотехнические игры, профессионально-психологическая подготовка.
Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of psychotechnical games in the course of formation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture". Application of innovative technology effective introduction and carrying out psychotechnical games in professional and psychological training of students on classes in physical culture is analyzed. In work it is noted that psychotechnical game exercises need to be applied on classes in physical preparation systematically, only in this case it is possible to achieve their maximum psychology and pedagogical efficiency.
Keywords: formation, motivation, psychoequipment, psychotechnical games, professional and psychological preparation.
Введение. Современный образовательный процесс направлен на установление взаимообогащающих взаимоотношений между его участниками, обеспечение адаптации обучающихся к современным социально-экономическим факторам, самореализацию и раскрытие творческого потенциала личности. Модернизация в сфере высшего образования затрагивает проблемы формирования личности студента, который способен успешно развиваться в различных сферах жизни. Значительная роль, в общем, и профессиональной развитии