Научная статья на тему 'Совершенствование поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в контексте вступления Беларуси в ВТО'

Совершенствование поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в контексте вступления Беларуси в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в контексте вступления Беларуси в ВТО»

интересов государства, прежде всего, устойчивости экологической безопасности, достижению паритета

агропромышленного производства и аграрного рынка, доходов урбанизированных и сельских территорий и др.

национальной продовольственной, энергетической и

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В ВТО

Л.Н. Байгот, к.э.н., зав. сектором, М.С. Байгот, к.э.н., вед. науч. сотр. Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси

Главной целью государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Беларуси является содействие наиболее оптимальному использованию ресурсов производства - сельскохозяйственного капитала, земли, рабочей силы и управленческого персонала.

Сельское хозяйство Беларуси является важнейшей отраслью экономики страны. На его долю приходится 9% ВВП, 8% экспорта и 12% импорта. Анализ развития внешнеэкономической деятельности показывает, что происходит постоянный рост объемов и стоимости внешней торговли продукцией сельского хозяйства и продовольствием. Например, прирост внешнеторгового оборота данной продукции в 2005 г. по отношению к 2000 г. составил 93%, экспорта - 165%, импорта - 59%. Наиболее быстрыми темпами увеличиваются объемы экспорта мясо- и моло-копродуктов. Так, если в 2000 г. мясопродуктов на внешние рынки было поставлено 42,6 тыс. т, то в 2005 г. около 160 тыс. т, молокопродуктов соответственно 720 тыс. т и 2 050 тыс. т. За данный период рост объемов экспорта сахара, молокопродуктов, мясопродуктов и льноволокна обеспечил рост стоимости экспорта на 730 млн долл. США.

Основными внешнеторговыми партнерами Беларуси по сельскохозяйственной продукции в последние годы являются страны СНГ, в частности, Россия, экспорт в которую составляет около 80%. По импорту наблюдается несколько иная тенденция - в большей степени происходил его рост из стран вне СНГ. Это говорит о том, что в настоящее время в Беларуси действует достаточно либеральный внешнеторговый режим. Средненоминальная импортная пошлина Беларуси на продукцию ТН ВЭД 1-24 (сельскохозяйственные товары) составляет только 12,1%.

Положительные тенденции достигнуты благодаря последовательной государственной аграрной политике, которая направлена на обеспечение национальной продовольственной безопасности, на реформирование сельского хозяйства и его техническое переоснащение.

Одним из приоритетов Беларуси в экономической интеграции является участие в международных и региональных торговых соглашениях. На переговорах по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) Беларусь практически согласовала свою позицию по внутренней поддержке сельского хозяйства. В соответствии с договоренностями, Беларуси со времени вступления в ВТО в течение шестилетнего периода необходимо будет сократить на 20% поддержку, относящуюся к мерам «желтой корзины», что соответствует требованиям Уругвайского раунда переговоров ГАТТ/ВТО, предъявляемым к странам-кандидатам, и к Беларуси, в частности. Для фиксации обязательств по сокращению

внутренней поддержки достигнута договоренность о признании базовым периодом 1997-1999 гг.

Основным критерием ведения переговоров по вступлению Беларуси в ВТО в области сельского хозяйства является принятие обязательств и условий, которые позволили бы республике осуществлять эффективную внутреннюю и внешнюю агропродовольственную политику, исходя, в первую очередь, из интересов национального сельского хозяйства. В целом объемы государственной поддержки сельского хозяйства Беларуси в течение последних девяти лет в долларовом измерении колеблются в пределах от 426,1 млн долл. в 2002 г. до 1 423,3 млн долл. в 2005 г. В табл. 1 приведена структура финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в среднем за 2002-2004 гг.

1. Структура внутренней поддержки по

«желтой» и «зеленой корзинам»

Наименование меры Удельный вес, % (20022004 гг.)

Компенсация затрат на энергоресурсы 12,7

Лизинг сельскохозяйственной техники 0,8

Операционные расходы (содержание мелиоративной сети) 6,3

Производственные капвложения (кроме мелиоративных и водохозяйственных) 5,3

Компенсация затрат на приобретение удобрений, семян, комбикормов, средств защиты растений 18,7

Льготирование процентных ставок за пользование кредитами 4,3

Государственная поддержка племенного животноводства 0,5

Государственная поддержка элитного семеноводства 0,2

Товарный кредит 0,7

Компенсация затрат на приобретение и ремонту техники 37,5

Прочие неисключаемые субсидии 13,0

Итого 100

Такая структура обусловлена тем, что к настоящему времени изношенность материальнотехнических средств составляет более 80%. Поэтому поддержка выделяется, в основном, на закупку новой современной техники, а также на финансирование исследований, проводимых по аграрной тематике.

Наряду с мерами, направленными на развитие производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в последние годы достаточное внимание стало уделяться развитию сельских территорий. С этой целью разработана Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг., направленная как на подъем экономики АПК, так и на повышение уровня и качества жизни сельского населения.

Акцент сделан не только на повышение эффективности производства, но и на развитие системы образования, здравоохранения, строительства, возрождение народных и культурных промыслов. Это логическое продолжение целенаправленной аграрной политики белорусского государства. Важнейшая идея новой программы - переход от отраслевого к территориальному устойчивому развитию села.

Меры «зеленой корзины»

Наименование мер Удельный вес, %(2002-2004 гг.)

Услуги общего характера (а, с) Сельхознаука и образование 44,1

д) Финансирование государственных целевых программ (в том числе охрана и рациональное использование земель) 0,2

(д) Капвложения (мелиоративное и водохозяйственное строительство, строительство дорог внутрихозяйственного назначения, электрификация, газификация) 4,6

(Ь) Борьба с болезнями животных и вредителями растений 3,8

Создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности Компенсация затрат на хранение госрезерва зерна 2,8

Поддержка уровня доходов производителя, не связанная с производством (а) Поддержка фермерских хозяйств 0,3

Финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения безопасности доходов Обеспечение безопасных условий производства на землях, загрязненных радионуклидами 4,0

Программы/ охраны! окружающей среды/ Внесение повышенных доз минеральных удобрений и микроэлементов на землях, загрязненных радионуклидами 11,0

Известкование кислых почв 18,8

Программы/ региональной помощи (а) Поддержка районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях 0,4

Всего 100

К важнейшим факторам, обусловливающим целесообразность централизованной поддержки агропромышленного производства, можно отнести следующие:

1. Государственная поддержка АПК Беларуси в последние годы направлена на преодоление последствий экономических противоречий, связанных с кризисом переходного периода, а также становлением эффективного национального аграрного комплекса; она выступает одним из основных элементов обеспечения национальной продовольственной безопасности, приоритетного развития агропромышленного производства.

2. Переход от государственной к рыночной экономике привел к деформации экономических пропорций воспроизводства, прежде всего, к ценовому диспаритету промышленной и сельскохозяйственной продукции, и вызвал необходимость реструктуризации агропромышленного производства, требующей соответствующих финансовых ресурсов, которыми отечественный АПК не располагает.

3. Финансовая поддержка АПК во многом преследует социальные цели. Субсидированием из централизованных источников обеспечивается снижение цен предложения продукции и ее доступность для покупателей, с одной стороны, и сохранение потенциала занятости сельского населения в аграрной сфере, с другой.

4. Ведущие мировые экспортеры сельскохозяйственной продукции оказывают существенную ценовую и финансовую поддержку своим товаропроизводителям. Это обусловливает применение аналогичных мер для усиления внешнеторговой политики Беларуси.

Поэтому в условиях расширения международного экономического сотрудничества и либерализации внешней торговли, для Беларуси меры государственной поддержки сельского хозяйства должны обеспечивать:

- защиту отечественного агропромышленного производства от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- поддержание равновесия платежного и внешнеторгового баланса посредством гибкого регулирования экспорта и импорта агропромышленных товаров;

- обеспечение потребностей внутреннего рынка в сельскохозяйственном сырье и продовольствии, исходя из оптимального сочетания собственного производства, экспорта и импорта;

- активизацию экспорта и продвижение отечественной продукции на ведущие зарубежные рынки.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРОДУКЦИИ В БЕЛАРУСИ

П.В.Расторгуев, к.э.н., доц., зав. сектором Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси

Создание эффективного механизма обеспече- решение осуществляется с помощью организации

ния безопасности продуктов питания является од- системы контроля, которая включает различные

ной из приоритетных государственных задач. Ее уровни управления АПК и предусматривает необхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.