Научная статья на тему 'О государственной поддержке сельского хозяйства Беларуси'

О государственной поддержке сельского хозяйства Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О государственной поддержке сельского хозяйства Беларуси»

Проведение аграрной реформы является делом сложным и чрезвычайно ответственным и требует продолжительного времени. В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг., определившей стратегию развития агропромышленного комплекса на ближайшую перспективу, системные преобразования как в социальной, так и в производственной сфере села еще впереди. Однако, объективно оценивая начавшиеся, но еще далеко не завершившиеся процессы реформирования экономики в целом и

сельского хозяйства в частности за последние, переходные к рынку годы, а также полученные от этого результаты, можно утверждать, что в аграрной сфере выбран правильный путь. Сегодня уже очевидно, что Республика Беларусь уверенно встала на путь процветания. И это во многом благодаря тому, что при осуществлении рыночных преобразований на селе, как и в стране в целом, ее руководство твердо придерживается принципа «не разрушая созидать».

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ

И.А.Казакевич, к.э.н., зав. сектором, Р.В. Крапивин, асп., Центр аграрной экономики, Институт экономики НАН Беларуси

В настоящее время государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, включаемого в состав бюджета. Формирование целевых фондов поддержки сельскохозяйственного производства обусловлено сокращением возможностей бюджета по финансированию агропромышленного производства, ухудшением финансового состояния сельскохозяйственных предприятий и материально-технической базы, особенно активной части основных фондов. Средства фонда поддержки направляются на финансирование следующих статей: компенсация потерь банков в связи с выдачей льготных кредитов, надбавки к закупочным ценам, дотации на снижение цен на закупаемую технику и оборудование, капитальные вложения в основные фонды (на техническое перевооружение, капитальный ремонт техники, укрепление материально-технической базы), капитальные трансферты (на кредитование закупок тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства), предоставление кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных займов в соответствии с принятыми Правительством решениями.

Бюджетное финансирование АПК в Беларуси за последние годы (2002-2005) составляет в целом в эквиваленте от 70 до 120 долл. США на 1 га сельскохозяйственных угодий (в 2005 г. - 140), что является

самым высоким показателем среди стран СНГ. Учитывая опыт других стран, а также все еще сложное финансовое положение производителей сельскохозяйственной продукции, правительство республики в последние годы не ослабляет поддержки аграрного сектора. Эта поддержка осуществляется по достаточно широкому кругу направлений (табл. 1).

Централизованное финансирование за ряд последних лет выделяется сельскому хозяйству по более чем 20 направлениям. Наибольший удельный вес его приходится на удешевление минеральных удобрений и средств защиты растений, капитальные вложения, приобретение на условиях долгосрочной аренды и ремонт сельскохозяйственной техники, реализацию государственных программ.

В структуре расходов республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки большой удельный вес занимают затраты на приобретение тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для поставки их сельскохозяйственным предприятиям на условиях долгосрочной аренды (лизинга). Финансирование лизинговых операций позволяет во многом поправить обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой, машинами и оборудованием. Так, в 2005 г. по лизингу поставлено было 11,5 тыс. различных материально-технических средств, в том числе 1,4 тыс. тракторов, 1,4 тыс. комбайнов, около 2 тыс. других сельскохозяйственных машин.

1. Состав и структура бюджетных ресурсов, направленных на развитие агропромышленного

производства в 2003—2005 гг., млрд р.

2003 г. 2004 г. 2005 г.

Всего 1 254,7 589,2 1 939,2 895,3 2 415,6 1 122,0

Республиканский бюджет 113,4 55,3 188,7 87,1 366,7 170,3

Местные бюджеты 286,0 139,4 571,0 263,6 571,8 265,6

Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки 562,3 274,1 1 179,5 544,6 1 477,1 686,0

Местные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия 293,0 251,7

Дотации на 1 га сельскохозяйственных угодий, долл. США 85,8 121,5 140

В 2005 г. на государственную поддержку агропромышленного производства направлено 1 122 млн долл., в том числе из средств республиканского

бюджета - 170 млн долл., местных бюджетов - 266 млн долл., республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, про-

довольствия и аграрной науки 686 млн долл. В целом это составляет около 11% от общей расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Таким образом, государство оказывает поддержку основным товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции, и эта помощь за последние годы не уменьшается. Однако эффективность использования бюджетных средств могла бы быть выше. Это связано, прежде всего, с тем, что уровень под-

держки зачастую не связан с эффективностью хозяйственной деятельности предприятий, которые получают бюджетную помощь. Предприятия, производящие большее количество продукции на 1 р. товарной продукции, получают меньше компенсационных выплат из бюджета. И наоборот, при низких объемах реализации продукции предприятия получают из бюджета больше в расчете на единицу товарной продукции (табл. 2).

2. Зависимость уровня товарной продукции и размера компенсационных ________выплат из бюджета в хозяйствах республики за 2004 г.____

Г руппа хозяйств по уровню товарной продукции, тыс. р./га Уровень товарной продукции, тыс. р./га Размер компенсационных выплат, тыс. р./га Соотношение уровня товарной продукции и размера компенсационных выплат Уровень рентабельности, %

До 200 147,8 107,1 1,38 -20,6

200,1-300,0 249,3 337,0 0,74 -10,3

300,1-400,0 346,9 133,3 2,60 -3,3

400,1-500,0 452,8 153,5 2,95 1,1

500,1-600,0 544,4 157,2 3,46 4,0

600,1-700,0 650,3 146,5 4,44 5,9

700,1-800,0 745,3 167,6 4,45 10,0

800,1-900,0 851,8 204,6 4,16 10,3

900,1-1 000,0 952,1 242,8 3,92 13,4

1 000,1-1 200,0 1 084,3 244,7 4,43 17,1

1 200,1-1 500,0 1 322,9 258,6 5,12 16,6

Свыше 1 500,0 3 364,4 445,4 7,55 13,3

Кроме того, выделение государственной поддержки агропромышленному комплексу по множеству направлений приводит к распылению средств и ослаблению контроля за их использованием. Оказание помощи сельским товаропроизводителям по многим направлениям вызывает необходимость разработки многочисленных методик ее распределения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применяемый в настоящее время метод распределения государственной поддержки в агропромышленном комплексе не учитывает важнейшего принципа рациональности - степени окупаемости выкладываемых средств. Нет привязки размера выделяемых бюджетных средств к эффективности ведения сельскохозяйственного производства. Как показывает опыт зарубежных стран и проведенный фактический анализ по хозяйствам республики, это положение заслуживает особого внимания. Так, в ряде стран Запада уровень государственной финансовой поддержки зависит от определенных экономических критериев деятельности товаропроизводителей, таких, как продуктивность земельных угодий и сельскохозяйственных животных. Если не достигается установленный уровень, размер поддержки резко сокращается.

В современных условиях государственная финансовая поддержка агропромышленного производства должна поощрять наиболее эффективные формы и виды производства, обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимые доходы для устойчивой хозяйственной деятельности и расширенного воспроизводства.

Следует отметить, что выделение государственной поддержки агропромышленному комплексу по множеству направлений приводит к распылению средств и ослаблению контроля за их использованием. Кроме того, оказание помощи сельским товаропроизводителям по многим направлениям вызывает необходимость разработки многочисленных методик ее распределения. Исходя из этого, целесообразно

уменьшить каналы (виды) расходования государственной поддержки. Требуется, чтобы порядок централизованного финансирования АПК не претерпевал ежегодно столь значительных изменений, как это происходит в настоящее время.

Выделяемые централизованные средства целесообразно направлять преимущественно на мероприятия, проведение которых не под силу одному товаропроизводителю, а именно на финансирование и поддержку:

- мероприятий по воспроизводству и повышению плодородия почв, включая мелиорацию земель и известкование кислых почв;

- селекции и семеноводства, племенного дела в животноводстве, мероприятий по карантину и защите сельскохозяйственных растений, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний животных;

- работ по ведению государственного земельного кадастра, мониторингу земель и землеустройству земель сельскохозяйственного назначения;

- реформирования организаций агропромышленного комплекса;

- стабильности аграрного рынка, включая формирование и использование государственных стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции;

- научной, научно-технической и инновационной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Объемы и механизмы государственной поддержки требуется тесно увязывать с другими направлениями государственного регулирования - ценообразованием, кредитной политикой, страхованием, регулированием внешнеэкономической деятельности и учитывать уровень платежеспособного спроса различных групп населения Беларуси, тенденции мирового аграрного рынка. Решение оперативных задач должно быть пропорционально обеспечению стратегических

интересов государства, прежде всего, устойчивости экологической безопасности, достижению паритета

агропромышленного производства и аграрного рынка, доходов урбанизированных и сельских территорий и др.

национальной продовольственной, энергетической и

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В ВТО

Л.Н. Байгот, к.э.н., зав. сектором, М.С. Байгот, к.э.н., вед. науч. сотр. Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси

Главной целью государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Беларуси является содействие наиболее оптимальному использованию ресурсов производства - сельскохозяйственного капитала, земли, рабочей силы и управленческого персонала.

Сельское хозяйство Беларуси является важнейшей отраслью экономики страны. На его долю приходится 9% ВВП, 8% экспорта и 12% импорта. Анализ развития внешнеэкономической деятельности показывает, что происходит постоянный рост объемов и стоимости внешней торговли продукцией сельского хозяйства и продовольствием. Например, прирост внешнеторгового оборота данной продукции в 2005 г. по отношению к 2000 г. составил 93%, экспорта - 165%, импорта - 59%. Наиболее быстрыми темпами увеличиваются объемы экспорта мясо- и моло-копродуктов. Так, если в 2000 г. мясопродуктов на внешние рынки было поставлено 42,6 тыс. т, то в 2005 г. около 160 тыс. т, молокопродуктов соответственно 720 тыс. т и 2 050 тыс. т. За данный период рост объемов экспорта сахара, молокопродуктов, мясопродуктов и льноволокна обеспечил рост стоимости экспорта на 730 млн долл. США.

Основными внешнеторговыми партнерами Беларуси по сельскохозяйственной продукции в последние годы являются страны СНГ, в частности, Россия, экспорт в которую составляет около 80%. По импорту наблюдается несколько иная тенденция - в большей степени происходил его рост из стран вне СНГ. Это говорит о том, что в настоящее время в Беларуси действует достаточно либеральный внешнеторговый режим. Средненоминальная импортная пошлина Беларуси на продукцию ТН ВЭД 1-24 (сельскохозяйственные товары) составляет только 12,1%.

Положительные тенденции достигнуты благодаря последовательной государственной аграрной политике, которая направлена на обеспечение национальной продовольственной безопасности, на реформирование сельского хозяйства и его техническое переоснащение.

Одним из приоритетов Беларуси в экономической интеграции является участие в международных и региональных торговых соглашениях. На переговорах по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) Беларусь практически согласовала свою позицию по внутренней поддержке сельского хозяйства. В соответствии с договоренностями, Беларуси со времени вступления в ВТО в течение шестилетнего периода необходимо будет сократить на 20% поддержку, относящуюся к мерам «желтой корзины», что соответствует требованиям Уругвайского раунда переговоров ГАТТ/ВТО, предъявляемым к странам-кандидатам, и к Беларуси, в частности. Для фиксации обязательств по сокращению

внутренней поддержки достигнута договоренность о признании базовым периодом 1997-1999 гг.

Основным критерием ведения переговоров по вступлению Беларуси в ВТО в области сельского хозяйства является принятие обязательств и условий, которые позволили бы республике осуществлять эффективную внутреннюю и внешнюю агропродовольственную политику, исходя, в первую очередь, из интересов национального сельского хозяйства. В целом объемы государственной поддержки сельского хозяйства Беларуси в течение последних девяти лет в долларовом измерении колеблются в пределах от 426,1 млн долл. в 2002 г. до 1 423,3 млн долл. в 2005 г. В табл. 1 приведена структура финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в среднем за 2002-2004 гг.

1. Структура внутренней поддержки по

«желтой» и «зеленой корзинам»

Наименование меры Удельный вес, % (20022004 гг.)

Компенсация затрат на энергоресурсы 12,7

Лизинг сельскохозяйственной техники 0,8

Операционные расходы (содержание мелиоративной сети) 6,3

Производственные капвложения (кроме мелиоративных и водохозяйственных) 5,3

Компенсация затрат на приобретение удобрений, семян, комбикормов, средств защиты растений 18,7

Льготирование процентных ставок за пользование кредитами 4,3

Государственная поддержка племенного животноводства 0,5

Государственная поддержка элитного семеноводства 0,2

Товарный кредит 0,7

Компенсация затрат на приобретение и ремонту техники 37,5

Прочие неисключаемые субсидии 13,0

Итого 100

Такая структура обусловлена тем, что к настоящему времени изношенность материальнотехнических средств составляет более 80%. Поэтому поддержка выделяется, в основном, на закупку новой современной техники, а также на финансирование исследований, проводимых по аграрной тематике.

Наряду с мерами, направленными на развитие производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в последние годы достаточное внимание стало уделяться развитию сельских территорий. С этой целью разработана Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг., направленная как на подъем экономики АПК, так и на повышение уровня и качества жизни сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.