Научная статья на тему 'Особенности формирования внутренней поддержки сельского хозяйства Беларуси'

Особенности формирования внутренней поддержки сельского хозяйства Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
635
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакевич Ирина

В статье рассмотрены механизмы государственной поддержки сельского хозяйства в Беларуси, ЕАЭС, странах ЕС. Автор предложил новые подходы для прямого бюджетного финансирования сельского хозяйства, лишенные деформирующего влияния на торговлю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казакевич Ирина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the state support for Belarusian agriculture

The article considers the mechanisms of the state support for agriculture in Belarus, EAEU, EU countries. The author suggested new approaches to the direct budgetary financing of agriculture devoid of the deforming effect on trade.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования внутренней поддержки сельского хозяйства Беларуси»

Особенности формирования внутренней поддержки

сельского хозяйства Беларуси

Ирина Казакевич,

завотделом

экономического

регулирования

Института

системных

исследований

в АПК НАН Беларуси,

кандидат

экономических наук, доцент

В последние годы агропромышленный комплекс страны развивался в основном в рамках государственных и региональных программ за счет средств республиканского и местного бюджетов. Оказание господдержки осуществляется путем:

■ субсидирования деятельности, включая предоставление прямых выплат, производимых на единицу реализованной сельскохозяйственной продукции либо на единицу площади земельного участка, голову скота. Вид и размер этих прямых выплат определяются Советом Министров Республики Беларусь, исходя из объемов бюджетного финансирования, предусмотренных для этих целей

на очередной год.

■ компенсации потерь агропроиз-водителей при установлении диспаритета цен на промышленные товары, работы (услуги), используемые в сельском хозяйстве, и цен на сельхозпродукцию при условии, что полное или частичное удешевление (компенсация) стоимости сырья, продукции, работ (услуг) и меры регулирования их стоимости не позволили поддержать паритет указанных цен;

■ оказания индивидуальной государственной поддержки в соответствии с законодательством.

Косвенные меры государственной поддержки в соответствии с законодательством включают:

■ применение льготного (особого) режима налогообложения в сельском хозяйстве.

■ реструктуризацию (предоставление отсрочки (рассрочки)) задолженности перед бюджетом, бюджетом государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, банками и иными организациями, за исключением реструктуризации задолженности в виде индивидуальной государственной поддержки;

■ предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства;

■ регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.

■ осуществление закупки и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

■ иные меры в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

На прямое государственное финансирование АПК Беларуси в 2015 г. было выделено около 18 трлн руб., что на гектар сельхозугодий составляет около 130 долл. (для сравнения: в 2014 г.-более 180 долл. на гектар) (табл. 1).

В последние годы размер бюджетных средств, направляемых в АПК, в стране в долларовом эквиваленте снижается. Наиболее высокий уровень прямого его субсидирования на 1 га сельскохозяйственных угодий наблюдался в 2007-2011 гг., основные направления - компенсация потерь банков от выдачи льготных кредитов (около 40% всех выделяемых средств в 2015 г.), компенсация стоимости оборотных средств, а также стоимости приобретения и ремонта основных средств.

Прямое бюджетное субсидирование на единицу обрабатываемой земельной площади в 28 странах ЕС вдвое выше, чем в Беларуси. Так, в 2014 г. по данным статистической службы Европейского союза, в среднем оно составило около 440 долл. на 1 га сельхозугодий. В то же время

Источник средств 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего, млрд руб. 2415,6 3369,5 4277,4 5680,2 8031,9 17305,6 16286,4 18038,4

В том числе:

Республиканский бюджет 366,7 422,5 548,3 848,8 4315,5 7875,0 7168,6 9325,4

Фонд национального развития 333,2

Местные бюджеты 571,8 1010,2 1599,1 1879,9 3716,4 9430,6 9117,8 8713,0

Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки 1477,1 1936,8 2055,9 2618,3 0 0 0 0

Всего, млн долл. 1121,6 1151,2 1993,1 2034,1 1737,2 1828,6 1594,4 1137,0

Дотации на гектар сельскохозяйственных угодий, долл. 125 178 220 232 195,2 207,7 182,7 131,7

в Финляндии этот показатель достигал 1000 долл., на Кипре и в Нидерландах - более 800 долл., в Австрии, Италии, Греции и Германии - свыше 700 долл.

Соотношение размера субсидий со стоимостью произведенной сельскохозяйственной продукции в странах ЕС и Беларуси находится на одинаковом уровне -порядка 13%.

В рамках реализации единой аграрной политики ЕС сокращаются выплаты на единицу произведенной продукции. Если в 2010 г. такие субсидии составляли около 5,7 млрд евро, то к 2014 г. они снизились до 3,8 млрд. Одновременно с этим возрастает совокупный размер погектарных выплат, направляемых непосредственно собственникам земли без увязки с результатами производства.

Как уже отмечалось, наряду с прямым бюджетным финансированием поддержка сельскому хозяйству в Беларуси осуществляется и косвенными методами, которые не предусматривают расходов бюджета. Такой подход принят в странах ЕАЭС, а также в государствах - членах ВТО. Учитывая многообразие мер, в международной практике предусмотрена их классификация. Согласно стандартам ВТО, в Беларуси

они представлены двумя основными группами: не оказывающие искажающего влияния на торговлю, так называемые меры «зеленой» корзины, которые по правилам ВТО не ограничены, а также оказывающие искажающее влияние на торговлю, или меры «желтой» корзины.

Присоединение страны к тому или иному интеграционному объединению предусматривает выработку правил и подходов, направленных на выравнивание конкурентных условий для всех государств. Поэтому уже на этом этапе члены объединений, как правило, принимают на себя обязательства по фиксированию размера и сокращению протекционистского государственного регулирования, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции. Особое место занимают меры «желтой» корзины, обязательства по которым в рамках ЕАЭС Беларусь уже имеет. Так, в 2016 г. наша страна должна поддерживать АПК на уровне, не превышающем 10% стоимости сельхозтоваров.В предыдущие годы, согласно уведомлениям, Беларусь выполняла принятые обязательства.

В целом с 2008 г. наблюдается увеличение доли мер поддержки, не оказывающих искажающего влияния на торговлю (рис. 1).

Увеличился объем средств, направляемых на финансирование общегосударственных мероприятий (государственных, отраслевых и региональных программ; обязательного страхования с государственной помощью урожая сельскохозяйственных культур,скота и птицы; поддержка образования, науки и инновационной деятельности в агропромышленном комплексе; информационное и маркетинговое обеспечение субъектов, осуществляющих работу в области АПК, оказание им консультационных услуг).

Проводимые в последние годы интеграционные преобразования между странами поставили перед Беларусью новые задачи. Так, наши партнеры по ЕАЭС - Российская Федерация и Республика Казахстан присоединились к ВТО в 2012 и 2015 гг. соответственно. Вновь вступившие

96,5 96,9 94,9 92,1 88,1 83,2 85,7

16,8

14,3

3,5 3,1

2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г.

Таблица 1. Состав и структура бюджетных средств, направленных сельхозпроизводителям в 2005-2015 гг.

Рис. 1.

Структура

внутренней

поддержки

сельского

хозяйства

Беларуси, %

Меры

«зеленой корзины»

Меры

«желтой корзины»

в ЕАЭС Республики Армения и Кыргызстан, также являются членами ВТО. Таким образом, из пяти стран экономического союза только Республика Беларусь не входит в данную организацию. Это, а также усиление международной экономической конкуренции послужило для нашей страны толчком для активизации переговорного процесса по присоединению.

Как показывает практика, во время этого процесса в целях установления равных конкурентных возможностей для всех товаров от страны могут потребовать принятия ряда обязательств по снижению степени протекционизма внутренних производителей. Особое место в переговорном процессе отводится вопросам поддержки сельского хозяйства, так как осуществление агропроизводства без государственной поддержки затруднительно, а в большинстве случаев невозможно.

В Республике Беларусь сельское хозяйство - одна из основных отраслей экономики. В условиях отсутствия богатых природных ресурсов данная сфера деятельности стала вало- и экспортообразу-ющей. Государство уже создало хороший производственно-технический потенциал для дальнейшего стабильного развития аграрной отрасли. В то же время остро стоит проблема его сохранения и приумножения. С одной стороны, земли с низким качеством угодий требуют постоянного финансирования на поддержание плодородия, с другой - масштабное обновление материально-технической базы привело к росту долговых обязательств. Таким образом, сокращение размеров государственной

помощи сельскому хозяйству может привести к спаду производства, снижению эффективности деятельности, ухудшению финансовой устойчивости. Чтобы этого не допустить, необходимо пересмотреть основные направления господдержки в соответствии с требованиями ВТО.

При присоединении к этой организации от страны, как правило, требуется принятие обязательств по ограничению мер «желтой» корзины. В практике ведения переговоров, несмотря на достаточно четкие правила, нет единых подходов в этом вопросе. В рамках стандартов ВТО каждое государство вырабатывает свои особые условия и подходы к расчетам обязательств и их исполнению.

До начала переговорного процесса страна должна четко определить следующие позиции: статус страны - развивающаяся или развитая. От этого будут зависеть результаты переговорного процесса. Как правило, для государств первого вида могут быть зафиксированы более благоприятные условия. Базовые условия в области государственной поддержки сельского хозяйства: нашей стране нужно понимать, что в ходе переговоров страны - члены рабочей группы могут потребовать принятия обязательств по внутренней поддержке, которые касаются в основном следующих составляющих:

■ базовый период (время, принимаемое за основу при расчете уровня поддержки и формирования переговорной позиции);

■ текущий общий АПП (совокупный объем государственной поддержки, оказывающей искажающее влияние на торговлю в базовом периоде);

■ размер de minimis (допустимый уровень поддержки, выраженный как ее доля в стоимости произведенной продукции), который зависит от статуса страны: развивающиеся имеют право использовать уровень 10%, развитые - 5%;

■ возможные приемлемые варианты по сокращению поддержки.

В результате проведения масштабной работы по методологии и нормативам ВТО с учетом консультаций с ее экспертами и стран-членов на основании расчетов Республика Беларусь выбрала совокупный уровень поддержки и базовый период 2008-2010 гг. В эти годы уровень помощи сельскому хозяйству был максимальным и может быть использован для фиксирования обязательств. Также это время наиболее полно отражает политику Республики Беларусь в сельскохозяйственной сфере.

За 2008-2010 гг. текущий общий АПП составил 4,2 млрд долл. Данный уровень предполагается установить как максимальный сверх допустимого порогового уровня (de minimis), который будет взят за основу ведения переговоров и принятия обязательств. Для сравнения: в 2011 г. объем государственной помощи, оказывающей искажающее воздействие на взаимную торговлю, составил 3,2 млрд долл., в 2012 и 2013 гг.- 2,4 млрд долл.

В ходе ведения переговоров белорусская сторона должна понимать, что наряду с требованием по сокращению поддержки правила ВТО позволяют применять меры «зеленой» корзины без ограничения, что дает дополнительные резервы по оказанию помощи. В Беларуси в нее включены выплаты, направленные на образование

и науку, борьбу с вредителями и болезнями, услуги, связанные с инфраструктурой (например, электро-и водоснабжение, строительство плотин и дренажных систем), инспекционные услуги, включая проверку продукции в целях безопасности и здравоохранения, программы охраны окружающей среды и региональной помощи.

Наряду с традиционными направлениями поддержки Беларусь имеет возможность переориентации мер «желтой» корзины в разрешенные, условия предоставления которых не привязаны к конкретным производственным и экономическим показателям. Такими выплатами могут стать:

■ «несвязанная» поддержка или погектарные выплаты;

■ внутренняя продовольственная помощь;

■ субсидирование производителей, находящихся в худших природно-климатических условиях;

■ финансирование по программам аграрного страхования и др. СИ

& See: http://innosfera.by/2016/ 10/Agriculture_in_Belarus

Литература

1. Вступление во Всемирную торговую организацию. Сведения, которые необходимо представить по внутренней поддержке и экспортным субсидиям в области сельского хозяйства / Техническая записка Секретариата WT/ACC/4 от 18.03.1996 // http://www.centrvto.ru/assets/files/WT_ ACC4rus.

2. Киселев С.В.Вступление в ВТО и сельское хозяйство России / Вестник Московского Университета // http://www. referatbank.ru/market/referat/rw.

3. LT/UR/A-1A/2. Agreement of agriculture (Соглашение ВТО по сельскому хозяйству) // https://docs.wto. org/dol2fe / Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx.

4. О государственной аграрной политике. Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2014 г. № 347 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац.центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2016.

5. Об утверждении Положения о порядке отнесения районов к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.08.2014 г. № 796.- Минск, 2016.

6. ФАО Вступление в ВТО и последствия для сельского хозяйства в странах СНГ// http://www.unitar.org/fao-ru.

7. Eurostat Statistical books Agriculture, forestry and fishery statistics 2015 edi-tion ec.europa.eu/eurostat/ documents//KS - FK-15-101-EN-N.pdf.

Развитие экспортного потенциала аграрной отрасли

Лидия Байгот,

завсектором внешнеэкономических отношений

Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент

На фоне интенсивного развития мировой торговли продовольственными товарами Республика Беларусь все активнее входит в систему международного разделения труда, занимая достаточно значимое место в рейтинге стран-лидеров. Реализация продукции и продовольствия на внешних рынках обеспечивает около 8% ВВП страны и 15% совокупного экспорта. С 2010 по 2015 г. стоимость экспорта в этом сегменте увеличилась почти в 1,3 раза. Наиболее благоприятным был 2013 г., когда вывоз превысил ввоз на 1,6 млрд долл. Физические объемы в 2015 г. по сравнению с 2014 г. возросли практически по всем основным видам продукции: плодам - в 2 раза, овощной продукции - на 52%, мясу птицы - на 19%, молокопродуктам - на 15%.

Вследствие снижения экспортных цен в 2015 г. относительно 2014 г. произошло уменьшение выручки от реализации аграрной продукции Беларуси на внешних рынках. Так, цены на мясные изделия снизились на 30%, молочные - на 35%, картофель, овощи, плоды - около 40%, сахар - на 23%, готовую продукцию из мяса и рыбы -на 21%. Согласно расчетам, в среднем по всем видам сырья и продовольствия этот показатель упал на 28%, что привело к снижению стоимости экспорта на 21% при росте объемов продаж на 10%. Аналогичная ситуация наблюдалась также и в 2014 г. (табл. 1).

Основные рынки сбыта белорусского продовольствия и сельскохозяйственного сырья - страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Их стоимость в 2015 г. составила более 80%, величина внешнеторгового сальдо -2,9 млрд долл.

Удельный вес государств, которые не являются партнерами республики по торгово-экономической интеграции, в общем объеме экспорта агро-продовольственных товаров незначительный: европейских стран в 2015 г.- около 6%,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.