Научная статья на тему 'Принципы и механизмы формирования внешнеторговых отношений в рамках региональной экономической интеграции'

Принципы и механизмы формирования внешнеторговых отношений в рамках региональной экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая интеграция / внешнеэкономическая деятельность / механизм регулирования / торгово-экономические отношения / взаимная торговля / региональные торговые соглашения

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М С. Байгот

В статье обобщены теоретические основы формирования и развития региональных торгово-экономических сообществ, определены основные принципы и механизмы (организационный и экономический) их функционирования. Для АПК Беларуси выявлены специфические принципы внешнеторговых отношений в рамках региональной экономической интеграции стран-участниц СНГ. Наиболее значимые из них: приоритетность развития сельского хозяйства, рынков сырья и продовольственных товаров; единый подход к организации и функционированию этих рынков; гибкая политика и оперативная реализация мер в области конкуренции и поддержки производителей; гармонизация и согласование нормативноправовой базы, регулирующей внешнюю торговлю; гарантирование цен на сельскохозяйственную продукцию; стимулирование потребления продукции и собственного производства; обеспечение равновесия спроса и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND MECHANISMS OF FORMATION OF THE FOREIGN TRADE ATTITUDES WITHIN THE LIMITS OF REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION

In the article the author generalizes theoretical bases of formation and development of regional trade and economic communities, determines main principles and mechanisms (organizational and economic) their functioning. The article reveals specific principles of the foreign trade attitudes within the limits of regional economic integration of the countries-participants of CIS for agribusiness of Belarus. The most significant are priority of development of the agriculture, the markets of raw material and food products; the uniform approach to the organization and functioning of these markets; the flexible policy and operative realization of measures in the field of competition and supports of manufacturers; the harmonization and coordination of the legal base adjusting foreign trade; support of prices for agricultural production; stimulation of consumption of production and own manufacture; maintenance of balance of supply and demand.

Текст научной работы на тему «Принципы и механизмы формирования внешнеторговых отношений в рамках региональной экономической интеграции»

УДК 339.5:338.439.5 (476)

ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

М.С. БАЙГОТ, кандидат экономических наук Центр аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси

PRINCIPLES AND MECHANISMS OF FORMATION OF THE FOREIGN TRADE ATTITUDES WITHIN THE LIMITS OF REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION

M.S.BAIGOT, the candidate of economic science The Centre of agrarian economy of the Institute of Economics of the National Academy of sciences of Belarus

В статье обобщены теоретические основы формирования и развития региональных торгово-экономических сообществ, определены основные принципы и механизмы (организационный и экономический) их функционирования. Для АПК Беларуси выявлены специфические принципы внешнеторговых отношений в рамках региональной экономической интеграции стран-участниц СНГ. Наиболее значимые из них: приоритетность развития сельского хозяйства, рынков сырья и продовольственных товаров; единый подход к организации и функционированию этих рынков; гибкая политика и оперативная реализация мер в области конкуренции и поддержки производителей; гармонизация и согласование нормативно-правовой базы, регулирующей внешнюю торговлю; гарантирование цен на сельскохозяйственную продукцию; стимулирование потребления продукции и собственного производства; обеспечение равновесия спроса и предложения.

In the article the author generalizes theoretical bases of formation and development of regional trade and economic communities, determines main principles and mechanisms (organizational and economic) their functioning. The article reveals specific principles of the foreign trade attitudes within the limits of regional economic integration of the countries-participants of CISfor agribusiness of Belarus. The most significant are priority of development of the agriculture, the markets of raw material andfood products; the uniform approach to the organization and functioning ofthese markets; the flexible policy and operative realization of measures in the field of competition and supports of manufacturers; the harmonization and coordination of the legal base adjusting foreign trade; support of prices for agricultural production; stimulation of consumption of production and own manufacture; maintenance of balance of supply and demand.

Ключевые слова: экономическая интеграция, внешнеэкономическая деятельность, механизм регулирования, торгово-экономические отношения, взаимная торговля, региональные торговые соглашения.

Введение. Внешнеторговые отношения Беларуси со странами-участницами СНГ в сфере агропромышленного комплекса формируются под воздействием общемировых тенденций регионализации и интеграции. Экономическая интеграция базируется на углублении сотрудничества в рамках региональных и субрегиональных группировок, а также на расширении взаимосвязей между разными интеграционными союзами. Активизация процессов регионального экономического сотрудничества в некоторой степени вызвана ускорением глобализации, так как одной из важных целей интеграционных сообществ или союзов является стремление к выравниванию конкурентоспособности как отдельных стран, так и регионов. В целом же отношения между региональной интеграцией и глобальной системой мировой экономики взаимозависимы.

На современном этапе в мире активно функционируют множество региональных экономических группировок. Каждая из них находится на различных этапах развития интеграционного процесса и создана для решения определенных целей, но каждая, определяясь регионально, пытается подготовить свои экономики к грядущей глобализации и свободной конкуренции в мировом масштабе.

Методы исследования. Монографический, системного и сравнительного анализа, расчетно-конструктивный или экономического моделирования, балансовых расчетов, нормативный, обобщения и аналогий, статистического анализа, корреляционно-регрессионный, экспертных оценок.

Результаты исследований. Исходя из опыта развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве, выявлено, что экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства. По мнению ученых и специалистов, интеграционные процессы должны развиваться в направлении: а) устранения препятствий

на пути движения товаров, капитала и людей; б) гармонизации политики разных стран в области экономики; в) создания единых внешних тарифов.

В рамках региональных торговых соглашений (РТС) обычно происходит усиление международных торговых связей. При этом экономический эффект от региональной интеграции увеличивается, когда ее участники в значительно больших объемах импортируют продукцию из стран-партнеров по более низким ценам, в результате чего менее эффективное внутреннее производство в отдельных странах РТС сокращается.

Однако возможны и экономические издержки. Так бывает, когда участники РТС заменяют свой импорт из более эффективных стран-производителей, не участвующих в соглашении, импортом из менее эффективных стран - партнеров по РТС. Это снижает общую эффективность производства и отрицательно сказывается на потребителях стран, участвующих в РТС, которые в данном случае вынуждены покупать более дорогие товары.

В настоящее время разработаны многочисленные теоретические подходы экономической интеграции. Наибольший интерес из которых представляют три концепции: федерализм, интергувернементализм, а также (нео-) функционализм. Эти концепции и были положены в основу европейской интеграции (табл.).

Таблица - Обзор теорий интеграции

Федерализм / Многоуровневые образования (ориентированные на структуру) Интергувернемента-лизм (образования, ориентированные на национальные государства) (Нео-) функционализм (образования, ориентированные на процесс)

Мотивы Мир Демократия Идеализм Поддержание власти/Суверенитет Безопасность «Баланс силы» Мир / Преодоление господства национальных государств Благополучие

Процесс Одноразовый прыжок Конституции Постепенная федерализация Встречи в верхах Конференции правительств Пакетные решения

Действующие лица Все политические уровни Общественные группы Национальные государства Формирование желания внутри государства Супранациональные институты Элиты

Цели/ Образцы Федеративное государство Объединенные государства Европы Принцип субсидиар-ности Союз государств / Конференция Европа отечеств Европа наций Политический союз Внутренний рынок / Европа 92

Федерализм. Многоуровневые образования (ориентированные на структуру). По федерализму (конституционализму) сначала следовало провести изменение Конституции, направленное на снижение роли национальных государств и образование " Федеративного государства", в котором сосуществуют как супранациональные, так и национальные институты. Основная идея состоит в сохранении многообразия одновременно с обеспечением единства. Целью является установление общих основных прав и ценностей, горизонтальное и вертикальное разделение власти между демократическими институтами.

Интергувернементализм - это образования, ориентированные на национальные государства. Главенство наций, чья кооперация не выходит за рамки статуса " союза государств" или " конфедераций", здесь поставлено на центральное место.

Сильные межправительственные институты и инструменты (Совет ЕС, Европейский совет, конференции правительств) определяют общее принятие решений и выполняют контроль над институтами Сообщества. Решения, важные для интеграционного процесса, готовятся и принимаются в рамках двух- и многосторонних согласований. Здесь должно быть преодолено многое, кроме суверенитета национального государства.

(Нео-) функционализм - это образования, ориентированные на процесс. На Гаагском конгрессе (1948 г.) межправительственное собрание одержало победу над федералистами. Вместо федеральных " Соединенных Штатов Европы" впоследствии с помощью Совета Европы в 1949 г. было создано межгосударственное объединение. Это не удовлетворяло государства, которые хотели более сильной супранациональной интеграции. Шесть государств, основателей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), прибегнули к третьему, функциональному виду интеграции, построенному на классическом функционализме экономических концепций интеграции.

Неофункционализм предлагает постепенную интеграцию. Государствам-членам в ходе увеличивающейся взаимозависимости следует ограничить свой суверенитет посредством переноса решения многих вопросов на супранациональный уровень. Следуя образцу экономической теории интеграции, этот путь ведет от зоны свободной торговли, через Таможенный союз к внутреннему рынку и, наконец, к Экономическому и валютному союзу. Так, за последние 50 лет образовался Европейский союз с 27 государствами, который обладает сегодня далеко идущими полномочиями управления почти на всех не только экономических, но и государственных политических уровнях.

Европейский союз (ЕС) - самая развитая региональная группировка, прошедшая все этапы интеграционного процесса. В рамках ЕС обеспечена свобода передвижения товаров и всех факторов производства, проводится единая внешнеторговая политика на базе общего таможенного тарифа, единая политика в области сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областях. С 2002 г. страны ЕС перешли к единой валюте и единому европейскому центральному банку. Для управления ЕС созданы межгосударственные представительные, исполнительные и судебные органы, наделенные наднациональными полномочиями по принятию решений от лица ЕС в целом.

В основу формирования Европейского союза положены три основополагающие принципа - единый рынок, приоритет Сообщества и финансовая солидарность.

С созданием ЕС возникла объективная необходимость формирования общей аграрной политики в западноевропейском сельском хозяйстве. Так, принятый в 1957 г. Римский договор о создании Общего рынка в своих статьях заложил юридическую базу будущей аграрной политики. В качестве основных целей аграрной политики поставлены: самообеспеченность продовольствием, повышение производительности труда и уровня жизни населения, занятого в сельском хозяйстве, стабилизация рынков и обеспечение умеренных цен для потребителей. При формировании этих целей подчеркивалось, что сельское хозяйство является специфической отраслью экономики и требует особой аграрной политики. Интегрирующая роль Единой аграрной политики заключалась, прежде всего, в поддержании единых цен, субсидировании запасов продукции и экспорта.

Идеи сближения и тесного экономического взаимодействия стали главными составляющими интеграционных процессов стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Целесообразность интеграции была подтверждена также в Декларации глав государств-участников об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств в апреле 1999 г.

При этом предусматривалось, что экономическая интеграция в рамках СНГ - это составная часть национальных экономических политик, создающая дополнительные преимущества для экономического развития входящих в Содружество государств. Исходя из этого, создание СНГ на основе Договора об Экономическом союзе и принятых нормативно-правовых документов, предусматривает развитие интеграционных процессов стран-участниц Содружества, базирующихся на торгово-экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве.

По критерию организационно-экономической сложности выделяют следующие виды региональных объединений, которые по своей сути являются ступенями и показателями уровня регионализации (от низших к высшим):

1. Зона свободной торговли. Процесс этот характеризуется не прямолинейной зависимостью, а идет через регионализацию, то есть создание экономических блоков, включающих примерно равные по экономическому развитию страны, предполагая свободу торговли внутри них, а по отношению к третьим странам - протекционизм, для того чтобы создать необходимую экономическую и технологическую инфраструктуру как подготовку к требованиям глобализированнного рынка и свободной конкуренции в мировом масштабе.

В торговле между ее членами отменяются все таможенные пошлины, но сохраняются внешние таможенные тарифы против стран, не входящих в зону. Как правило, конкретные соглашения предусматривают постепенную, в течение ряда лет, отмену таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

2. Таможенный союз. Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз, в котором все внутренние тарифы заменяются единым внешним. Таможенный союз был первым на пути создания ЕС. Таможенными союзами, по существу, являются: Анадская группа, Центрально-американский общий рынок (ЦАОР), Таможенный союз СНГ впоследствии Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

3. Общий рынок. Более высокой ступенью интеграции является общий рынок, где все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства. Сегодня полностью соответствует параметрам общего рынка только ЕС. На территории СНГ наиболее близким по параметрам общего рынка является Союз Беларуси и России, а также попытка создания Общего аграрного рынка СНГ.

4. Полная экономическая интеграция (экономический союз, платежный союз). На стадии полной экономической интеграции унифицируются кредитно-денежная и социальная политика, стратегия экономического развития, налогообложения. Создается наднациональный орган, решения которого обязательны для каждого члена экономического союза.

Исследования, направленные на обобщение теоретических основ региональной экономической интеграции, изучение мирового опыта, в частности, Европейского союза, а также анализ и оценка развития взаимоотношений Беларуси со странами СНГ позволили нам выявить как

общие принципы данного процесса, так и специфические, которые используются при формировании механизмов внешнеторговых отношений в агропромышленном комплексе (рис.).

Совместные интересы стран должны предусматривать: достижение продовольственной безопасности; решение экономических проблем, связанных с повышением эффективности сельскохозяйственного производства; продовольственная поддержка и взаимопомощь государств в экстремальных ситуациях; гарантии качества и доступности продуктов питания для всех слоев населения. При этом, разрабатывая тактику и стратегию внешнеторговых отношений в рамках региональных торгово-экономических Сообществ, каждая страна руководствуется своими интересами по продовольственному обеспечению населения и формированию доходной части национального бюджета.

Выявлено, что механизмы формирования внешнеторговых отношений в рамках региональной экономической интеграции, представляют собой совокупность методов и способов воздействия на процесс произ-

ПРИНЦИПЫ

\_

Специфические:

> приоритетность развития сельского хозяйства, рынков сырья и продовольственных товаров;

> согласованный подход к организации и функционированию рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

> гибкая политика и оперативная реализация мер в области конкуренции и поддержки производителей;

> гармонизация и согласование нормативно-правовой базы, регулирующей внешнюю торговлю;

> гарантирование цен на сельскохозяйственную продукцию;

> стимулирование потребления продукции и собственного производства;

> обеспечение равновесия спроса и предложения.

Рисунок - Основные принципы региональной торгово-экономической интеграции в сфере АПК

Общие:

> суверенное равенство и учет взаимных интересов стран-участниц Сообщества;

> демократия и уважение прав и свобод человека;

> равноправие в сотрудничестве и взаимопомощь;

^ добровольность участия;

> выполнение взаимных обязательств и другие принципы международного права;

> обеспечение интересов каждой страны;

> свободная и недискриминационная торговля между странами.

водства и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, базирующихся на использовании основных принципов интеграции.

Механизм формирования внешнеторговых отношений должен учитывать этапы экономической интеграции, и его методы должны соответствовать уровню этой интеграции - от зоны свободной торговли до общего рынка. Каждый из этапов экономической интеграции обеспечивает стабильность и предсказуемость торговой политики между странами, а в дальнейшем и согласованность действий по отношению к третьим странам.

По форме воздействия механизмы подразделяются на экономический и организационный.

Экономический механизм осуществляется через регулирование цен, тарифов, таможенных ставок, согласование финансово-кредитной, налоговой и страховой политики государств-участников Сообщества, а также на основе выработки единых подходов и принципов предоставления сельскохозяйственных субсидий. Особую важность представляет механизм регулирования рынка с помощью поддержки цен.

Организационный механизм должен формироваться посредством заключения двусторонних договоров на экспорт/импорт продукции; создания инфраструктуры по продвижению продукции, в том числе информационно-аналитических маркетинговых центров; создания совместных предприятий; финансово-промышленных групп; крупных корпораций; осуществления совместных инвестиционных и инновационных проектов и т.д.

Предполагается, что для Беларуси участие в региональной экономической интеграции в сфере АПК при условии соблюдения основополагающих принципов будет способствовать решению следующих задач:

рационализации производственно-технологических процессов, достижению стабильности и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса;

оптимизации производства и сбыта продукции на внутренних и внешних рынках, рациональному разделению труда, стимулированию сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышению эффективности сельского хозяйства;

созданию условий для стабильного продовольственного обеспечения и приемлемого уровня цен для основной части населения;

сбалансированности внутреннего национального рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

наращиванию экспортного потенциала, оптимизации импорта, сохранению традиционных и освоению новых рынков сбыта, привлечению инвестиций;

использованию инновационных разработок в технико-технологическом оснащении АПК, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Литература

1. Гусаков, В .Г. Регулирование ВТО внешней торговли продукцией сельского хозяйства и продовольствием: правила и нормы / В.Г. Гусаков, М.С. Байгот. - Минск: Белорусская наука, 2007.- 200 с.

2. Гусаков, В.Г. Развитие международной экономической интеграции Беларуси в аграрной сфере / В.Г. Гусаков, Л.Н. Байгот, В.И. Бель-ский. - Минск: Институт аграрной экономики Национальной академии наук Беларуси, 2003. - 188 с.

3. Байгот, М.С. Основные формы и этапы региональной экономической интеграции стран СНГ в сфере АПК / М.С. Байгот // Агроэкономика. - 2006. - №> 5. - С.8-11.

4. Котковец, Н.Н. Устойчивость функционирования рынков сельско -хозяйственного сырья и продовольствия в условиях развития международной экономической интеграции / Н.Н. Котковец. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2007. - 172 с.

5. Вайденфельд, В. Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции. Перевод с немецкого Л. Греле, художник М. Адуманс / В. Вайденфельд, В. Вессельс. - Рига, 2002. - 544 с.

6. Назаренко, В.И. Аграрная политика Европейского Союза / В.И. Назаренко. - Москва: ООО " Маркет ДС Корпорейшн", 2004. - 362 с.

7. Герасенко, В.П. Приоритетные направления в современной региональной экономической политике / В.П. Герасенко // Экономика и управление. - 2006. - №> 2. - С. 117-134, №> 3. - С. 135-142.

Информация об авторе

Байгот Мария Степановна - кандидат экономических наук, докторант Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-19-06.

Дата поступления статьи - 20 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.