Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕГО АГРАРНОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ ЕврАзЭС'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕГО АГРАРНОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общий аграрный рынок / ЕврАзЭС / единая сельскохозяйственная политика / единые цены

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Молчанов

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием общего аграрного рынка государствучастников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Постепенное создание общего рынка предполагает прохождение ряда этапов, последним из которых становится проведение единой сельскохозяйственной политики государств-участников Сообщества. В связи с этим разработаны перспективные направления модернизации единой аграрной политики, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост сельскохозяйственного производства и существенное повышение качества жизни на селе. Для реализации целей определены задачи единой сельскохозяйственной политики. На основании опыта формирования аграрного рынка в странах Европейского союза (ЕС) уточнены и обоснованы принципы формирования единой сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС с учетом принятия комплекса мер по повышению эффективности агропромышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMATION OF COMMON AGRICULTURAL MARKET OF THE COUNTRIES OF EEC

The author considers questions connected with formation of the common agricultural market of the member– countries of Eurasian Economic Community (EEC) in this article. The gradual creation of the common market supposes passing through the number of stages, and the final stage is the common agricultural policy of the EEC member-countries. In this connection the perspective directions of modernization of the common agricultural policy are developed, which will allow stable increase of agricultural production and considerable improvement of rural life. To fulfill this aim the certain tasks of common agricultural policy are set up. On the base of the experience of EU countries in their agricultural market creation we defined more exactly the principles of common agricultural policy of EEC countries with an allowance of implementing the measures for increase of agricultural production efficiency.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕГО АГРАРНОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ ЕврАзЭС»

УДК 338.439.5

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕГО АГРАРНОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ ЕврАзЭС

А.В. МОЛЧАНОВ, магистр в области экономики, аспирант УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

ABOUT FORMATION OF COMMON AGRICULTURAL MARKET OF THE COUNTRIES OF EEC

A.V. MOLCHANOV, the master of economics, the post-graduate student The Establishment of education "The Byelorussian State Agricultural Academy"

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием общего аграрного рынка государств-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Постепенное создание общего рынка предполагает прохождение ряда этапов, последним из которых становится проведение единой сельскохозяйственной политики государств-участников Сообщества. В связи с этим разработаны перспективные направления модернизации единой аграрной политики, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост сельскохозяйственного производства и существенное повышение качества жизни на селе. Для реализации целей определены задачи единой сельскохозяйственной политики. На основании опыта формирования аграрного рынка в странах Европейского союза (ЕС) уточнены и обоснованы принципы формирования единой сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС с учетом принятия комплекса мер по повышению эффективности агропромышленного производства.

The author considers questions connected with formation ofthe common agricultural market of the member-countries of Eurasian Economic Community (EEC) in this article. The gradual creation of the common market supposes passing through the number of stages, and the final stage is the common agricultural policy of the EEC member-countries. In this connection the perspective directions of modernization of the common agricultural policy are developed, which will allow stable increase ofagricultural production and considerable improvement of rural life. To fulfill this aim the certain tasks of common agricultural policy are set up. On the base of the experience of EU countries in their agricultural market creation we defined more exactly the principles ofcommon agricultural policy of EEC countries with an allowance of implementing the measures for increase ofagricultural production efficiency.

Ключевые слова: общий аграрный рынок, ЕврАзЭС, единая сельскохозяйственная политика, единые цены.

Введение. К числу наиболее важных направлений в развитии интеграционных взаимоотношений государств ЕврАзЭС можно отнести формирование общего аграрного рынка, представляющего собой сложнейшую в международной практике область межгосударственных отношений. С течением времени интеграция аграрного рынка государств Сообщества усиливается, но сталкивается со множеством сложностей и противоречий, поскольку каждая страна преследует свои интересы, что объясняется положением сельского хозяйства в экономике. Каждое государство Сообщества стремится, с одной стороны, извлечь для себя выгоды непосредственно из механизма функционирования общего рынка, а с другой - использовать аграрную интеграцию для укрепления своих позиций в ЕврАзЭС. Тем не менее, различия природно-климатических условий, национальных, исторических традиций и особенностей производства и потребления, а также размеры территорий и численность населения благоприятно влияют на динамичное развитие уровня межгосударственной аграрной кооперации. В этих условиях при "здоровой" интеграции государства-участники что-то дают и что-то берут взамен, одновременно все они что-то теряют и что-то находят [1, с. 381]. Причем эффект, получаемый от совместных действий на общем рынке, ожидается больше, чем просто сумма, что означает новый толчок развития производства, накопления капитала и расширения рынков сбыта. Это так называемый системный эффект, который не могут иметь другие страны, ограниченные только взаимной торговлей. Появляются дополнительные экономические возможности, связанные с более глубоким разделением труда и большими размерами единого экономического пространства, что позволяет создавать более сложные экономические структуры, которые были непосильны для каждой страны в отдельности.

Формирование общего аграрного рынка государств ЕврАзЭС представляет собой последовательную организацию освоения зоны свободной торговли и таможенного союза в направлении свободного движения сельскохозяйственного сырья, продовольственных товаров, средств производства, научно-технической продукции, технологий. В дальнейшем постепенно включаются в орбиту этого рынка отдельные продуктовые сегменты с целенаправленным развитием инфраструктуры и использованием различных методов регулирования.

Создание общего аграрного рынка государств Сообщества предполагает использование широкого набора инструментов, позволяющих поэтапно переходить от простых форм сближения государств Сообщества к более сложным. В связи с этим необходимо применять различные подходы для согласования аграрной политики, чтобы разрешить противоречия в аграрном секторе этих стран, обеспечивая устойчивое и эффективное функционирование производственных комплексов всех государств.

Как известно, социально-экономическая политика аграрных преобразований в сельском хозяйстве должна идти эволюционным путем, поскольку методы " шоковой" терапии приводят к неблагоприятной ситуации. Поэтому общую аграрную политику необходимо строить последовательно, с целенаправленной гармонизацией внутренних аграрных политик. В результате последним этапом формирования общего аграрного рынка государств Сообщества должно стать проведение единой сельскохозяйственной политики, являющейся одной из первоочередных задач по созданию общего аграрного рынка [2, с.131].

Сущность единой сельскохозяйственной политики государств Сообщества, на наш взгляд, заключается в достижении единства организации рынка, что подразумевает обеспечение общих правил конкуренции, единого механизма ценообразования, унификации административных процедур в законодательной поддержке АПК. Все это необходимо для равновесия спроса и предложения на общем рынке и решения стратегической цели интеграции - обеспечения продовольственной безопасности.

Большой интерес в практическом и теоретическом плане представляет опыт ЕС, показывающий, что любой экономической системе присущ определенный регламентированный механизм обмена сельскохозяйственной продукцией [3, с.15]. Специфика механизма, свойственная интегрированной экономике, возникает в результате сложности связей между национальными экономическими комплексами интегрирующих стран. Недостаточная изученность путей дальнейшего развития аграрной интеграции государств ЕврАзЭС ставит эту проблему в число приоритетов. Причем создание таможенного союза, только подчеркивает необходимость ее решения.

В этой связи целью работы является разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма совместной аграрной политики государств Сообщества при формировании общего аграрного рынка.

В соответствии с этим в работе решены следующие задачи:

- предложены основные цели и задачи единой сельскохозяйственной политики;

- уточнены и обоснованы принципы формирования единой сельскохозяйственной политики с учетом принятия комплекса мер по повышению эффективности агропромышленного производства.

Материалы и методы. Данные исследования основаны на трудах отечественных и зарубежных ученых. В работе были использованы общелогические приемы познания (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия).

Результаты и предложения. Устойчивое развитие сельского хозяйства государств-участников ЕврАзЭС обуславливается тремя взаимосвязанными внешними условиями: межрегиональной специализацией производства на основе кооперации труда и капитала для повышения эффективности хозяйствования; гарантированными поставками ресурсов под целесообразные объемы производства; надежным сбытом сельскохозяйственной продукции [4, с.68].

Исследования показывают, что постепенное формирование Общего аграрного рынка государств ЕврАзЭС на основе согласованной, а затем общей сельскохозяйственной политики должно происходить путем модернизации приоритетов государств Сообщества и преследовать следующие важнейшие цели:

- рост обмена сельскохозяйственной продукцией между странами-участницами;

- увеличение сельскохозяйственного производства и повышение самообеспечения продовольствием государств Сообщества по приемлемым для населения ценам на основе внедрения прогрессивных технологий и создание рациональных производственных систем в отрасли, оптимальное использование факторов производства;

- обеспечение роста уровня жизни населения, занятого в сельском хозяйстве, за счет повышения доходов в расчете на душу населения;

- стабилизация функционирования внутренних рынков сельскохозяйственных продуктов.

По нашему мнению, реализация поставленных целей позволит обеспечить устойчивый рост сельскохозяйственного производства и существенное повышение качества жизни на селе.

Для реализации целей должны быть решены следующие задачи:

- обеспечение свободной торговли сельскохозяйственными продуктами внутри Сообщества, без ограничений и импортных платежей;

- достижение единых цен на сельскохозяйственную продукцию;

- приближение цен на сельскохозяйственную продукцию к уровню мировых с учетом качества;

- согласование методологии определения и уровня государственной поддержки АПК;

- унификация системы ценообразования, определение издержек производства;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

- установление единой финансовой системы и финансовой солидарной ответственности.

Суть важнейших целей и задач единой сельскохозяйственной политики государств Сообщества заключается в достижении единого аграрного рынка, единых правил конкуренции, системы сбыта и цен в пределах

границ государств Сообщества, гармонизации с последующей унификацией административных процедур и законодательной поддержки АПК.

Для осуществления единой сельскохозяйственной политики государствам-участникам ЕврАзЭС необходимо сконцентрировать внимание на своеобразном согласовании "правил игры" между конкурирующими группами в рамках Сообщества. Полагаем, что методологическая база организации единой сельскохозяйственной политики государств Сообщества должна быть основана на совокупности взаимосвязанных принципов (по аналогии с ЕС) (рис. 1).

Принцип ответственности наднациональных органов формирующегося общего аграрного рынка за проведение в жизнь согласованной политики в аграрном секторе. В будущем торговые интересы государств-участников ЕврАзЭС будут представлять не их правительства, а органы Сообщества, наделенные полномочиями для целенаправленного регулирования взаимоотношений между странами [5, с. 30]. Эти полномочия имеют приоритетный характер по отношению к соответствующей компетенции стран-членов, включая возможность принятия обязательных для них решений.

Создание такого механизма между странами на наднациональном уровне необходимо в связи с тем, что сохранение разнородных, исторически сложившихся, прочных систем регулирования сельскохозяйствен-

I ч Тринципы организации общей сельскохозяйственной политики государств-участников ЕврАзЭС

С ~Ч Ответственность наднациональных органов формирующегося общего аграрного рынка за проведение в жизнь согласованной политики в аграрном секторе

Поддержание единых цен на сельскохозяйственную продукцию

Общие правила сельскохозяйственной торговли с третьими странами

/* \ Взаимные преференции членов Сообщества в торговле друг с другом и свободный обмен ч У

/ \ Совместное финансирование единой сельскохозяйственной политики Ч У

Рисунок 1 - Принципы организации общей сельскохозяйственной политики государств-участников ЕврАзЭС

ного производства в руках национальных правительств не получит всех преимуществ беспошлинной торговли аграрными продуктами в рамках интеграционного объединения.

Наднациональные органы Сообщества должны преследовать цель обеспечения нормального функционирования общего аграрного рынка, осуществляя в этой области регулирование рыночных условий и контроль. Эти органы охватывают своим регулированием сельское хозяйство постепенно, по мере введения в действие единых рынков основных продуктов. Для сельского хозяйства государств Сообщества в целом должно быть характерно наличие трех групп отношений:

а) полностью регулируемые наднациональными органами и изъятые из компетенции правительств государств Сообщества;

б) регулируемые аппаратом Сообщества совместно с наднациональными органами власти отдельных стран;

в) регулируемые только национальными органами власти.

В связи с этим необходимо законодательно закрепить ответственность наднациональных органов Сообщества за вопросы, связанные с проведением общей аграрной политики.

Принцип поддержания единых цен на сельскохозяйственную продукцию. Предполагает общие, унифицированные, сближенные цены на сельскохозяйственную продукцию. Именно регулирование цен в области сельскохозяйственного производства является средством реализации единой сельскохозяйственной политики. Необходимость этих цен заключается в том, чтобы обеспечить стимулирование оптимального размещения сельскохозяйственного производства, контроль над производством и обмен сельскохозяйственных товаров как внутри Сообщества, так и на мировом продовольственном рынке. Благодаря единым ценам можно стимулировать производство тех продуктов, в которых ощущается недостаток, а также ограничивать поставки избыточной продукции, обеспечить выравнивание условий соперничества производителей сельскохозяйственной продукции.

Единые цены на сельскохозяйственные продукты на общем аграрном рынке должны содействовать сочетанию трех факторов: заинтересованности производителей в достаточных доходах, потребителей - в наличии приемлемых цен на продукты питания, а мировых поставщиков продовольствия - в получении гарантированных сумм за реализацию своей продукции в государствах Сообщества.

Поддержка единых цен на сельскохозяйственную продукцию необходима с целью свободного обмена продукцией на внутреннем рынке государств Сообщества.

Общие правила сельскохозяйственной торговли государств ЕврАзЭС с третьими странами. Предполагает достаточно эффективную систему протекционизма для защиты совместного рынка от чрезмерных колебаний конъюнктуры на мировых рынках. В основе этого принципа аграрной интеграции лежит общий таможенный барьер государств Сообщества по отношению к третьим странам, с которых при ввозе сельскохозяйственной продукции в ЕврАзЭС взимаются компенсационные сборы. Они призваны устранить разницу между внутренними ценами Сообщества и более низкими ценами мировых поставщиков продовольствия, чтобы не дать им возможности извлечь выгоды из такого соотношения цен, а также защитить страны ЕврАзЭС от наплыва дешевой продукции.

Взаимные преференции членов Сообщества в торговле друг с другом и свободный обмен сельскохозяйственными товарами внутри ЕврАзЭС. По сути, является логическим следствием аграрного рынка, который должен функционировать как совместный " внутренний" рынок для всех стран группировки. Поскольку сельскохозяйственная продукция государств Сообщества недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке, одной из главных целей интеграции должно стать создание благоприятных условий для национальных производителей. Предоставление преференций во взаимной торговле является одной из мер по формированию общего экономического пространства государств-участников Сообщества. Оно предполагает не только свободное перемещение капиталов, рабочей силы и товаров, но и упрочнение прямых связей хозяйствующих субъектов [6, с.13].

Предоставление свободного доступа на рынки ЕврАзЭС товаров из стран-партнеров должно быть увязано не только со встречными аналогичными уступками, но и с обязательствами стран-партнеров макроэкономического характера. Речь, прежде всего, идет о согласовании совместных принципов государственной поддержки, субсидирования и единых механизмов ценообразования [7, с.26].

При наличии таможенного барьера по отношению к третьим странам беспошлинная торговля внутри интеграции избавит экспортеров государств Сообщества от иностранной конкуренции и поставит их в лучшее положение на общем рынке. В случае образования излишков сельскохозяйственной продукции в любой из стран Сообщества в первую очередь должен быть удовлетворен спрос стран-членов ЕврАзЭС, а затем лишь, при отсутствии спроса внутри Сообщества, вывезены на мировой рынок.

Совместное финансирование единой сельскохозяйственной политики. Как известно, наибольший эффект от интеграции достигается лишь в том случае, если она, базируясь на общих интересах, подкреплена не

только договоренностью, но и материальными обязательствами каждой стороны [8, с. 5]. Совместная финансовая ответственность за проведение единой сельскохозяйственной политики является важным условием существования аграрной интеграции и ее денежно-финансовой базы. Это означает, что все расходы по финансированию совместной аграрной политики осуществляются государствами-членами не индивидуально, а через общий аграрный фонд, который будет формироваться за счет отчислений каждого государства-участника.

Необходимо отметить, что общие правила организации единой сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС доказали свою эффективность на аграрном рынке ЕС. Кроме того, предложенные принципы единой сельскохозяйственной политики означают кардинальное изменение действующих правил и вводятся постепенно, охватывая более широкий круг сельскохозяйственных продуктов, производимых в рамках Сообщества. В целом они позволят сбалансировать взаимную торговлю стран-участниц и стабилизировать внутреннее экономическое положение.

Таким образом, модернизация целей и правил организации единой аграрной политики государств Сообщества не только позволит решить проблему продовольственной безопасности, но и будет способствовать обеспечению сбалансированности национальных продовольственных рынков, созданию устойчивых воспроизводственных возможностей, построению эффективной системы товарно-денежных отношений.

Литература

1. Исингарин, Н. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения / Н. Исин-гарин. - Алматы: ОФ " БИС", 2001. - 400 с.

2. Дайнеко, А.Е. Беларусь и мировая экономика на пороге третьего тысячелетия / А.Е. Дайнеко. - Минск: БелНИИЭИ АПК, 1999. - 179 с.

3. Ханкевич, Л. А. Опыт межгосударственного регулирования цен в Европейском сообществе / Л.А. Ханкевич // Предпринимательство в Белоруссии. - 2000. - №> 6. - С. 15-17.

4. Рынок продовольствия и сырья: тенденции и стратегия / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. З.М. Ильиной. - Минск: БелНИИЭИ, 1996. - 100 с.

5. Ткач, А. Проблемы формирования аграрного рынка СНГ / А. Ткач // АПК: экономика, управление. - 1998. - №9 4. - С. 28-33.

6. Винник, В. Кому положены преференции /В. Винник // Вестник Содружества. - 2002. - №№ 11. - С. 13-16.

7. Шурубович, А. Проблемы развития и пути активизации интеграции в рамках ЕврАзЭС / А. Шурубович // Вестник Содружества. - 2002. -№ 5. - С. 21-30.

8. Ильина, З.М. Общий аграрный рынок союзного государства: проблемы формирования / З.М. Ильина, Л.Н. Байгот // Вес. Нац. акад. навук Беларуси Сер. эк. навук. - 2006. - N° 3. - С. 5-10. Информация об авторе

Молчанов Александр Васильевич - магистр в области экономики, аспирант кафедры экономики и международных экономических отношений в АПК УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: E-mail: alexmagistr@rambler.ru.

Дата поступления статьи - 31 октября 2007 г.

УДК 338.435(476)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ

С.И. НЕКРАШЕВИЧ, ассистент УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

DIFFERENTIATION INCOME OF THE RURAL POPULATION OF BELARUS

S.I. NEKRASHEVICH, the assistent The Establishment of education "The Byelorussian state agricultural academy"

The article presents the methodic of

В статье представлена методика дифференциации доходов домашних хозяйств сельских жителей по формирующемуся соотношениюрас-

differentiation income of the households of rural inhabitants in form of correlation disposable resource with fixed budget of the living wage for

полагаемых ресурсов с установлен- , r .,. , . ,

... member of the families which contains

ным бюджетом прожиточного ми- . ,,, ~

the criterions of the estimation least , нимума на члена семьи, которая со- ,, ,, ,,, . , ,

. „ average and most provided groups

держит критерии оценки наиме- Г + п ^ ,

„ ,, . ,, ,, ' ... of the rural inhabitants. The offered

нее , средних и наиболее обеспе- , , , ^ , ^

„ л methods enables in greater depth to ченных групп сельских жителей. Пред- , ■ , + ^^

. .. characterize the social structure of the

ложенная методика дает возмож- , , Г , ,

_ rural population, profound reveals

ность более полно охарактеризовать

internal and qualitative sides of

социальную структуру сельского на.. differentiation its income, is a селения, содержательно раскрывает

mechanism, the most real reflecting

внутренние и качественные сторо-

. , . forming level of living rural inhabitants

ны дифференциации его доходов, является механизмом, наиболее реально отражающим складывающийся уровень жизни сельских жителей в условиях становления рыночной экономики Беларуси.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

in condition of the formation of the market economy of Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.