Научная статья на тему 'Евразийское экономическое сообщество в новых условиях интеграции'

Евразийское экономическое сообщество в новых условиях интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2087
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ЕВРАЗЭС / КАЗАХСТАН / КЫРГЫЗСТАН / ТАДЖИКИСТАН / ДОГОВОР О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ / РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / РАСШИРЕНИЕ ЕВРАЗЭС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ултанбаев Рафаэль

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) считается наиболее успешным и перспективным интеграционным проектом на постсоветском пространстве. Данная структура создана в результате неудавшейся попытки интеграции образовавшихся после распада СССР новых независимых государств в той форме, в какой она задумывалась в рамках СНГ. В этом проявились по сути адекватная реакция партнеров по альянсу на вызовы современности, а также их стремление определить свое место в глобализирующемся мире и эффективно использовать в общих интересах нереализованный потенциал. Создание международной региональной экономической организации в составе Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана стало логическим завершением процесса постепенного преобразования объединения пяти стран Содружества, избравших путь реальной экономической интеграции. Первым шагом на этом пути было подписание в 1995 году "Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Беларусью", к которому затем присоединились Казахстан и Кыргызстан, а позже и Таджикистан. В 1996 году эти государства заключили "Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях", в котором предусматривалось создание "сообщества интегрированных государств". Стремление повысить эффективность использования производственных и научно-технологических связей, взаимодополняемости экономик для выхода из финансового кризиса 1998 года привело республики "таможенной пятерки" к необходимости ускорить темпы интеграции. В этих целях в феврале 1999-го страны-участницы подписали "Договор о Таможенном союзе и о Едином экономическом пространстве", в котором определили цели и этапы движения к интеграционному сообществу. С учетом опыта Евросоюза и других интеграционных объединений была поставлена задача завершить в полном объеме формирование зоны свободной торговли без тарифных и количественных ограничений, затем создать Таможенный союз на основе единой таможенной территории, общего таможенного тарифа и унификации механизмов регулирования экономики и торговли, а на завершающей стадии перейти к формированию единого экономического пространства, предусматривающему проведение общей экономической политики, образование общего рынка товаров, капитала, рабочей силы и услуг, унификацию национального законодательства, а также осуществление согласованной социальной и научно-технологической политики. Однако практика многостороннего сотрудничества показала, что без создания четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей в первую очередь выполнение совместных договоренностей и решений, достичь намеченных рубежей будет проблематично. В этих целях в октябре 2000 года страны альянса подписали "Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества", призванный перевести взаимодействие партнеров на реальный путь интеграции. Отличительные особенности нового альянса состоят в системе органов, механизме принятия решений и контроле над их выполнением, а также в принципах формирования бюджета и в распределении голосов с учетом экономического веса государств-участников Сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийское экономическое сообщество в новых условиях интеграции»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ № 4(46), 2006

Г" X

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА А

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ

Рафаэль УЛТАНБАЕВ

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва, Россия)

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) считается наиболее успешным и перспективным интеграционным проектом на постсоветском пространстве. Данная структура создана в результате неудавшейся попытки интеграции образовавшихся после распада СССР новых независимых государств в той форме, в какой она задумывалась в рамках СНГ. В этом проявились по сути адекватная реакция партнеров по альянсу на вызовы современности, а также их стремление определить свое место в глобализирующемся мире и эффективно использовать в общих интересах нереализованный потенциал.

Создание международной региональной экономической организации в составе Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана стало логическим завершением процесса постепенного преоб-

разования объединения пяти стран Содружества, избравших путь реальной экономической интеграции.

Первым шагом на этом пути было подписание в 1995 году «Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Беларусью», к которому затем присоединились Казахстан и Кыргызстан, а позже и Таджикистан. В 1996 году эти государства заключили «Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях», в котором предусматривалось создание «сообщества интегрированных государств».

Стремление повысить эффективность использования производственных и научно-технологических связей, взаимодополняемости экономик для выхода из финансового кризиса 1998 года привело республики «таможенной пятерки» к необходимости ускорить темпы интеграции. В этих

целях в феврале 1999-го страны-участницы подписали «Договор о Таможенном союзе и о Едином экономическом пространстве», в котором определили цели и этапы движения к интеграционному сообществу.

С учетом опыта Евросоюза и других интеграционных объединений была поставлена задача завершить в полном объеме формирование зоны свободной торговли без тарифных и количественных ограничений, затем создать Таможенный союз на основе единой таможенной территории, общего таможенного тарифа и унификации механизмов регулирования экономики и торговли, а на завершающей стадии перейти к формированию единого экономического пространства, предусматривающему проведение общей экономической политики, образование общего рынка товаров, капитала, рабочей силы и услуг, унификацию национального законодательства, а также осуществление согласованной социальной и научно-технологической политики.

Однако практика многостороннего сотрудничества показала, что без создания четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей в первую очередь выполнение совместных договоренностей и решений, достичь намеченных рубежей будет проблематично. В этих целях в октябре 2000 года страны альянса подписали «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества», призванный перевести взаимодействие партнеров на реальный путь интеграции.

Отличительные особенности нового альянса состоят в системе органов, механизме принятия решений и контроле над их выполнением, а также в принципах формирования бюджета и в распределении голосов с учетом экономического веса госу-дарств-участников Сообщества.

Одним из основных документов альянса являются утвержденные «Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003—2006 и последующие годы»1. Реше-

1 См.: Панорама Содружества. М., 2004, № 1. С. 21—25.

ние поставленных задач призвано ускорить формирование единого экономического пространства с использованием эффективных форм и механизмов взаимодействия. Документ нацеливает на реализацию совместными усилиями общих выгод и национальных интересов партнеров, развитие их общего рынка за счет объединения национальных рынков, обеспечение совместной защиты от возможного экономического ущерба, нанесенного со стороны. Приоритетные направления предусматривают усиление потенциала противодействия общим экономическим угрозам, связанным, в частности, с обострением международной конкуренции в условиях развития процессов глобализации в мировой экономике, а также создание благоприятных условий для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

При этом основное внимание уделяется взаимодействию в реальном секторе экономики. Так, для реализации транзитного потенциала стран Сообщества предполагается сформировать транспортный союз, согласовывать тарифную политику и упростить таможенные процедуры. В сфере энергетики намечается совместное освоение гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии и улучшение снабжения электроэнергией, решение проблем рационального водопользования и выхода на единый энергетический баланс. Государства-члены намерены проводить согласованную сельскохозяйственную политику, сформировать общий продовольственный рынок, способствовать сокращению издержек на транспортировку, хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции.

В области трудовой миграции планируется разработать меры по социальной защите участников этого процесса, создать действенную систему регулирования и контроля миграции трудовых ресурсов, вести борьбу с сопутствующей преступностью, а также решать проблемы, связанные с уплатой налогов мигрантами и их работодателями.

Итоги первого пятилетия

Со времени своего создания Сообщество зарекомендовало себя как дееспособное и развивающееся региональное объединение. Несмотря на трудности экономического становления, партнеры по альянсу добились заметных позитивных результатов.

После 2000 года страны ЕврАзЭс вступили в новую фазу своего развития, которая характеризовалась благоприятной экономической конъюнктурой, устойчивыми темпами увеличения производства валового внутреннего продукта (ВВП) и продукции базовых отраслей экономики, ростом объемов внешней торговли.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития стран ЕврАзЭС2 (2005 год в % к 2000 году, в постоянных ценах)

>5 >5*,_ оЯ4 геса т£с т Промышленная продукция Валовая продукция сельского хозяйства Инвестиции в основной капитал Экспорт ц

Беларусь 143 152 126 185 218 199

Казахстан 163 158 131 283 320 347

Кыргызстан 120 101 114 71 134 197

Россия 135 130 116 156 236 292

^ Таджикистан 159 171 116 197 1

В истекшем пятилетии наиболее динамично развивались экономики Казахстана и Таджикистана: ежегодные темпы прироста их ВВП составили соответственно 10,3% и 9,7%. Сравнительно высокие темпы демонстрировали экономики Беларуси и России (7,4% и 6,2%). В Кыргызстане эти показатели были самыми низкими (3,75%), что обусловливалось спадом промышленного производства в 2002 году (на 11%) и в 2005 году (на 12%). В результате прирост производства в промышленности РК за истекшие 5 лет составил (по сравнению с 2000 г.) лишь 1%.

Увеличение производства за последние пять лет было недостаточным для компенсации экономического регресса в начале и середине 1990-х годов.

В 2005 году рубеж производства ВВП дореформенного 1991 года преодолели Беларусь и Казахстан. Продолжают сохраняться значительные различия между странами ЕврАзЭС в уровнях экономического развития, степени развитости рынка и его инфраструктуры, а также финансово-банковской системы.

За истекшее пятилетие члены альянса добились высоких темпов роста показателей ВВП в расчете на душу населения, которые увеличились в 1,7—3,0 раза.

2 См.: Статистика СНГ. М., 2006, № 2. С. 166—171.

Таблица 2

Валовой внутренний продукт на душу населения (долл.)3

2000 2005 2005 % к 2000 г. 1

Беларусь 1 141 3 023 265

Казахстан 1 229 3 703 301

Кыргызстан 280 479 171

Россия 1 772 5 333 301

Таджикистан 158 340 5 1 2

Тем не менее за рассматриваемый период странам альянса не удалось сгладить различия в уровнях экономического развития. Лишь Казахстан смог сохранить неизменным свое отставание в 1,4 раза от душевого показателя ВВП России, в других же государствах Сообщества этот разрыв даже увеличился. Так, в Беларуси ВВП на душу населения был в 2000 году меньше российского показателя в 1,5 раза, а в 2005-м — уже в 1,8 раза; соответственно у Кыргызстана — в 6,3 и 11,1 раза, у Таджикистана — в 11,2 и 15,7 раза.

В большинстве стран стабилизировались финансовые и валютные рынки, укрепились государственные капиталы и денежное обращение. При отсутствии резких колебаний валютных курсов постепенно укреплялись позиции многих национальных валют по отношению к доллару США, евро и рублю.

В некоторых странах размер внешнего государственного долга остается значительным: например, в Кыргызстане — 77% по отношению к ВВП 2005 года и Таджикистане — 39%. В Беларуси этот показатель составил 8,4%, в Казахстане — 3,3%, в России — 14,8%. В отдельных странах общий внешний долг возрастает за счет заимствований корпоративных структур. Очень большой внешний долг повышает уязвимость экономик этих государств при серьезных кризисах за рубежом.

Следует отметить, что за прошедшие пять лет давление инфляционных процессов на экономику большинства стран альянса постепенно уменьшалось. В этот период наибольший рост потребительских цен наблюдался в Беларуси — в 3,5 раза, в Таджикистане — в 1,9 раза, в России — в 1,8 раза. Темпы инфляции в некоторых государствах альянса продолжают оставаться высокими, что препятствует ускорению экономического роста и повышению уровня жизни населения.

За этот же период рост основного капитала превышал темпы увеличения ВВП. Однако его объемы все еще недостаточны для существенного обновления основных фондов, степень «износа» которых в странах Сообщества продолжает увеличиваться.

Благоприятная экономическая ситуация в государствах альянса и меры по развитию сотрудничества способствовали прогрессу внутрирегиональной торговли. Так, в 2005 году общий объем взаимной торговли стран ЕврАзЭС составил 54,1 млрд долл., что на 85,5% больше, чем в 2000-м. Как и в предшествовавшие годы, в общем объеме товарооборота Беларуси на торговлю с членами ЕврАзЭС приходилось в 2005 году 55,6%, Казахстана — 22,7%, Кыргызстана — 47,2%, России — 7,8% и Таджикистана — 25,3%.

3 См.: Межгосударственный статкомитет СНГ. Страны Евразийского экономического сообщества. Статистический сборник. М., 2006. С. 48.

Государства Сообщества (кроме России) по-прежнему имеют стоимостный объем экспорта меньше импорта, что приводит к отрицательному торговому сальдо с партнерами по альянсу. В 2005 году дефицит торгового баланса с участниками ЕврАзЭС составил: в Беларуси — 4,2 млрд долл., Казахстане — 3,6 млрд долл., Кыргызстане — 287,6 млн долл., Таджикистане — 352,3 млн долл. (при положительном торговом балансе России с этими странами в объеме, превышающем 8 млрд долл.). На изменение объемов взаимной торговли государств Сообщества определенное влияние оказали не только рост физического объема экспортно-импортных операций, но и изменение цен (особенно на топливноэнергетические и сырьевые товары).

Для всех стран-участниц Россия остается основным торговым партнером и поставщиком энергоресурсов. Во внешнеторговых операциях РФ с государствами Сообщества на долю Беларуси и Казахстана приходилось около 97% всего объема торговли с участниками альянса.

На пути к Таможенному союзу

В Евразийском экономическом сообществе в основном завершено формирование зоны свободной торговли (ЗСТ). В рамках ЕврАзЭС нет единого соглашения о ЗСТ; страны альянса руководствуются принципами, заложенными в соглашении о ЗСТ между государствами СНГ, а также двусторонними документами. В настоящее время проводится работа по созданию полноценного Таможенного союза. В этих целях реализуется «Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования», принят ряд международных правовых актов, призванных обеспечить проведение согласованной таможенной политики и формирование единой таможенной территории.

Однако деятельность по формированию Таможенного союза осложняется тем, что она тесно связана с процессом вступления стран ЕврАзЭС в ВТО. В обеих организациях решаются одни и те же задачи: формирование таможенных тарифов и регулирование торгово-экономических отношений с третьими странами.

В рамках создаваемого Таможенного союза усилия направлены на унификацию таможенных тарифов и торговых отношений с третьими странами, что необходимо совместить с такой же деятельностью, осуществляемой каждым государством Сообщества в отдельности в ходе своих переговоров, касающихся вступления в ВТО. С самого начала у евразийских партнеров была альтернатива: либо страны ЕврАзЭС создают Таможенный союз, а затем как единая региональная группировка вступают в ВТО; либо каждый член альянса ведет с ВТО переговоры и согласовывает свою позицию с другими государствами Сообщества. Альянс выбрал второй, самый сложный путь, хотя в принципе было известно, что отстаивать собственные интересы легче, если вести переговоры с ВТО с единых позиций (от имени Таможенного союза). Разумеется, группа стран имеет больше шансов войти в ВТО на более выгодных условиях, нежели при их вступлении в эту структуру поодиночке.

То, к каким нежелательным последствиям могут привести несогласованные действия отдельных государств Сообщества при вступлении в ВТО, можно увидеть на примере Кыргызстана. Не согласовав свои позиции с партнерами по ЕврАзЭС, он, вступив в ВТО, «обнулил» свои импортные таможенные пошлины. В результате на внешней границе Сообщества образовалась некая «брешь», которую «заполняли» по-разному. Узбекистан, не являясь в то время членом ЕврАзЭС, полностью закрыл границы и ввел визовый режим. Казахстан ужесточил таможенный контроль в отношении произведенных не в

Кыргызстане товаров. Россия особых мер не принимала, поскольку импорт из Кыргызстана был незначительным и не сказывался решающим образом на ее экономической ситуации, хотя опасность того, что через последний может пойти дешевый китайский импорт, существует до сих пор. Для предотвращения этого Казахстан выстраивает заградительный барьер.

Страны ЕврАзЭС стоят перед определенной проблемой: не допустить существенных отличий позиций сторон при формировании таможенных тарифов в рамках Таможенного союза от тех позиций, на основании которых государства вступают в ВТО. Различия допустимы лишь в определенных границах, выход за их пределы создаст непреодолимые препятствия для учреждения Таможенного союза. Поэтому партнеры по альянсу готовят предложения о формировании общего таможенного тарифа с учетом переговоров о присоединении к ВТО. Принимая в расчет многоотраслевой характер структуры экономики РФ, участники ЕврАзЭС (кроме Кыргызстана, который является членом ВТО с января 1998 года) договорились учитывать в переговорном процессе условия присоединения к ВТО России. Ни одно государство не будет мешать другому в деле присоединения к ВТО; Казахстан и Россия уже завершают переговоры о вступлении в указанную структуру.

Другая проблема заключается в том, что в 2003 году параллельно началась работа по созданию организации региональной интеграции в составе Беларуси, Казахстана, России и Украины. Главными задачами этих четырех стран являются формирование единого экономического пространства (ЕЭП), проведение согласованной экономической политики, гармонизация законодательства и создание единой межгосударственной независимой комиссии по торговле и тарифам.

По замыслу организаторов, формирование ЕЭП, сообщества с точно такими же целями и задачами, как и у ЕврАзЭС, обосновывалось здравой идеей: четырем государствам с примерно одинаковым уровнем экономического развития легче создать Таможенный союз, а затем единое экономическое пространство, нежели странам, имеющим значительные различия в уровнях экономического развития.

На данный момент в рамках ЕЭП подготовлено свыше 90 соглашений. Первый пакет документов, который должен содержать правовую основу формирования Таможенного союза в рамках этой структуры, намечено подписать в 2006 году.

Учитывая евроинтеграционные настроения Украины, нежелание официального Киева двигаться в рамках ЕЭП дальше зоны свободной торговли, а также неготовность подписывать часть документов, в договоре о создании ЕЭП предусмотрена разноуровневая и разноскоростная интеграция. Беларусь, Казахстан и Россия, не дожидаясь, когда Украина «созреет» для присоединения к документам ЕЭП, договорились двигаться к созданию Таможенного союза. Таким образом, эти три государства образуют своего рода ядро данной структуры, вокруг которого будут объединяться и другие страны ЕврАзЭС, о чем имеется соответствующая договоренность.

Создание Таможенного союза оказалось трудным и длительным процессом. Когда начинали формирование этого союза в составе пяти государств, а затем уже и Евразийского экономического сообщества, то исходили из того, что участники Сообщества, опираясь на сохранившиеся от СССР общую производственную базу и хозяйственные связи, сравнительно быстро смогут сформировать упомянутое образование. Считалось, что для этого потребуется лишь принять необходимые правовые документы.

Однако в период «строительства» Таможенного союза (1995—2000 гг.) были нарушены прежние хозяйственные связи, обозначилось резкое расхождение в законодательствах и импортных таможенных ставках стран альянса, что подорвало базу для создания вышеназванной структуры. Если в 1995 году уровень унифицированных таможенных пошлин, доставшийся в наследство от Советского Союза, превышал 90% товарной но-

менклатуры внешней торговли, то к моменту создания ЕврАзЭС (2000 г.) он снизился до 56%. К 2006 году государствам ЕврАзЭС удалось поднять уровень согласования тарифов до 62%. Ныне странам-участницам ЕврАзЭС предстоит унифицировать таможенную ставку и тем самым создать базу для выстраивания общей внешней таможенной границы.

Другой проблемой является формирование наднационального исполнительного органа, которому будут переданы функции регулирования режима на внешней таможенной границе. Ведь основная причина снижения степени унификации (наряду с несовпадением экономических интересов партнеров) состоит в том, что все решения по изменению ставок таможенного тарифа принимают национальные органы стран-участниц, а не наднациональный орган. Государствам предстоит сделать важный политический и экономический шаг, поделиться своим суверенитетом, а также передать некоторые собственные полномочия создаваемой международной структуре.

Расширение ЕврАзЭС

Наиболее заметным событием в жизни альянса было вступление в Евразийское экономическое сообщество Узбекистана (январь 2006 г.), для которого это стало резким поворотом не только в его внешней, но и внутренней политике. Комментируя вступление руководимой им республики в ЕврАзЭС, президент Ислам Каримов пояснил, что на такое решение повлияли «долгосрочные интересы Узбекистана по углублению интеграционных процессов не только с государствами региона, но и с Россией», а также «быстро меняющаяся ситуация в регионе и на глобальном уровне»4.

Конечно, весомым доводом в пользу интеграции с РФ стало и то, что после событий в Андижане Москва выразила полную поддержку действий официального Ташкента.

Вступая в Сообщество, Узбекистан берет на себя обязательство присоединиться ко всем соглашениям, действующим в ЕврАзЭС, а это означает внесение значительных изменений во внешнеэкономическую деятельность и во внутреннюю экономическую политику. Вместе с тем Узбекистану предстоит ликвидировать визовой режим, в свое время введенный им в отношении Кыргызстана и Таджикистана, открыть границы для свободного перемещения товаров, произведенных в государствах ЕврАзЭС. Это необходимо для обеспечения режима свободной торговли без изъятий и ограничений на внутренних границах ЕврАзЭС. Кроме того, Узбекистану предстоит принять решение, связанное с общими подходами ЕврАзЭС в отношениях с третьими странами.

Появление нового члена внесло коррективы в формирование бюджета и распределение внутри Сообщества голосов: у РФ их по-прежнему осталось 40%, у Беларуси, Казахстана и Узбекистана стало по 15%, а у Таджикистана и Кыргызстана — по 7,5%.

Одновременно со вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС на постсоветском пространстве произошло другое знаменательное событие: состоялось слияние двух международных объединений — Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» (ОЦАС) с Евразийским экономическим сообществом. Определяющим здесь является то, что в общую систему объединились две некогда дублировавшие друг друга структуры. Если раньше странам-участницам ЕврАзЭС и ОЦАС приходилось распределять свои усилия в рамках двух международных формирований, что приводило к распылению сил и средств, то теперь — после объединения потенциалов — увеличиваются возможности для решения общих проблем экономического развития.

4 Газ. «Газета», 26 января 2006, № 11.

В связи с этим у объединения появились благоприятные условия для эффективного разрешения крупных проблем, которые стояли перед этими двумя организациями. Речь идет о масштабных проектах (транспортных, водно-энергетических и гуманитарных), затрагивающих интересы всех государств-участников ЕврАзЭС.

Присоединение Узбекистана к постановлению о создании общего энергетического рынка Сообщества облегчит решение многих вопросов. Это касается, например, транзита электроэнергии Таджикистана через Узбекистан, а также использования бассейнов рек Амударьи и Сырдарьи. Расширится сотрудничество и в газовой сфере — известная российская компания «Газпром» активно включается в геологоразведку и освоение газовых месторождений Узбекистана, в реконструкцию газотранспортной сети «Средняя Азия — Центр» и в другие проекты.

Вступление Узбекистана с его значительными минеральными ресурсами, существенным промышленным и аграрным потенциалом в ЕврАзЭС придаст новый импульс интеграционным процессам в рамках организации. В плане численности населения Узбекистан является крупным государством Центральной Азии, и его присоединение к этой структуре позволит образовать емкий рынок, который объединит порядка 206 млн человек. Все это повысит конкурентоспособность входящих в ЕврАзЭС стран, позволит решать энергетические, водные и транспортные проблемы, регулировать миграционные потоки. Немаловажное значение имеет и решение вопросов обеспечения мира и безопасности в регионе в связи с возобновлением Узбекистаном своего участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности.

Отмечая положительные моменты расширения ЕврАзЭС, следует иметь в виду, что этот процесс одновременно создает и ряд проблем, касающихся интеграции в рамках Сообщества.

Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан (особенно) относятся к аграрным государствам, а Беларусь, Казахстан и Россия — к индустриальным. Следовательно, эти две группы стран, различающиеся по уровню экономического развития, способны дополнять друг друга в основном на межотраслевом уровне, что неизбежно создаст трудности в развитии взаимной торговли, в формировании конкурентной среды и единого таможенного пространства5. Наряду с этим, согласно показателю ВВП на душу населения, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан относятся к развивающимся государствам. Они характеризуются высокой этнической и политической напряженностью; бедность, безработица и экономические спады могут порождать дестабилизацию ситуации — как в одной стране, так и в регионе в целом.

В рамках Сообщества предстоит разработать и реализовать меры по оказанию Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану помощи в «сглаживании» уровней экономического развития с целью противодействия процессу углубления различий в формате ЕврАзЭС. Это создаст основу для активного включения этих государств в интеграционный процесс в рамках Сообщества.

Для ЕврАзЭС важно, чтобы появление нового члена альянса означало бы не просто количественное расширение, а способствовало качественному движению по пути интеграции.

Как показывает мировая практика, разрастание той или иной организации без достижения и закрепления конкретных результатов грозит превратить ее в неэффективную структуру. Возрастающий из-за расширения ЕврАзЭС потенциал необходимо суметь реализовать, а с этим у евразийских партнеров есть определенные проблемы.

5 См.: Вардомский Л.Б., Кузьмина Е.М., Шурубович А.В. Евразийское экономическое сообщество: особенности и проблемы развития // Проблемы прогнозирования, 2005, № 6. С. 118.

Трудности интеграционного развития

Несмотря на семилетнее сотрудничество (в феврале 1999 года пять стран ЕврАзЭС подписали «Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве»), партнеры по альянсу находятся еще в начале пути к намеченной цели, то есть к единому экономическому пространству. С трудом введен режим свободной торговли, медленно продвигается работа по формированию Таможенного союза.

На Минском саммите государств-участников ЕврАзЭС (23 июня 2006 г.) их президенты были вынуждены констатировать, что за семь лет не только не решены таможенные вопросы, но и режим свободной торговли является таковым не в полной мере. «Ключ к экономическому обновлению — торговля со снятием ограничений», — отметил президент Кыргызстана Курманбек Бакиев6. А глава Беларуси Александр Лукашенко оценил ситуацию следующим образом: «Откровенно говоря, этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы».

За год не удалось продвинуться в области создания таможенного тарифа, хотя, согласно Приоритетным направлениям развития ЕврАзЭС, в 2006-м формирование Таможенного союза должно завершиться. На Минском саммите ЕврАзЭС было решено подготовить итоговые документы по Таможенному союзу, чтобы подписать их в 2007 году.

В результате основной показатель интеграции — объем взаимной региональной торговли — хотя и увеличивается, однако его «темпы» значительно отстают от темпов роста общего объема внешней торговли стран альянса. Так, если взаимный товарооборот стран ЕврАзЭС достиг в 2005 году 54,1 млрд долл. и вырос по сравнению с 2000-м в 1,8 раза, то с членами СНГ — в 2 раза, с другими государствами — в 2,7 раза, а общий объем внешней торговли — в 2,5 раза. За истекшее пятилетие темпы роста товарооборота со странами Сообщества составили у Беларуси 1,7 раза (при увеличении общего объема товарооборота в 2,0 раза), у Казахстана соответственно 2,3 и 3,2, у России — 1,8 и 2,5, у Таджикистана — 1,2 и 1,5, и только у Кыргызстана была иная тенденция — 2,7 и 1,7 раза.

В результате удельный вес взаимной торговли государств ЕврАзЭС снизился (в их общем объеме внешнеторгового оборота) с 17,2% в 2000 году до 12,8% в 2005-м. Аналогичная тенденция наблюдается у Беларуси, у которой сокращение составило соответственно с 58,8% до 49,1%, у Казахстана — с 31,7 до 22,7, у России — с 10,4 до 7,8, у Таджикистана — с 31,9 до 25,3, только Кыргызстану удалось повысить этот показатель с 28,8% до 47,2%.

Структура торговли остается в основном неизменной. При этом значительное место занимают топливно-сырьевые товары или продукция низкой степени переработки, что не способствует развитию связей интеграционного типа.

В рамках Сообщества торговля носит большей частью двусторонний характер и концентрируется на связях с Россией, на долю которой в 2005 году приходилось 48,8% всего оборота региональной торговли. В то же время доля взаимного обмена между членами альянса в общем объеме их внешней торговли, — кроме связей с Россией (от 15,2% до 46,5%), — составляет весьма незначительную величину (от 0,03% до 1,4%). Только доля торговли Кыргызстана и Таджикистана в обмене с Казахстаном составила соответственно 16,4% и 8,4%. Все это свидетельствует о том, что связи партнеров по альянсу не оказывают заметного воздействия на их экономику. Интеграция не получила должного импульса со стороны производственного и инвестиционного секторов экономики; не ощущается влияния на развитие хозяйственного взаимодействия партнеров по альянсу мно-

6 Российская газета, 24 июня 2006.

госторонних кооперационных проектов, а реальные процессы сближения отстают от их правового оформления.

Для судьбы интеграции в рамках ЕврАзЭс исключительно большое значение имеют формирование правовых основ Таможенного союза и единого экономического пространства. Речь идет о создании законодательной базы (законов «прямого действия») в таможенной, внешнеторговой, налоговой и в других сферах. Если удастся решить эту задачу, то можно говорить о том, что интеграция состоялась.

Вступление в силу «Договора о статусе основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации» от 18 июня 2004 года знаменует переход членов альянса на качественно новый уровень проведения согласованной правовой политики в интересах повышения эффективности их интеграционного взаимодействия. Сейчас страны-члены ЕврАзЭС завершают процесс ратификации этого документа.

По мере расширения масштабов интеграции в рамках формирующегося Таможенного союза и в связи с созданием наднационального органа, возрастает экономическая взаимозависимость партнеров по альянсу, повышается их взаимная ответственность за претворение в жизнь совместно принятых решений. Поэтому в отличие от прежней практики сотрудничества стран СНГ, когда соглашения в большинстве случаев не выполнялись, «Договором об основах законодательства» устанавливается специальный статус правовых актов Сообщества, которые определяют единые для партнеров нормы правового регулирования в базовых сферах взаимоотношений. В этих же целях предусматривается унифицированный порядок разработки, рассмотрения и принятия правовых актов ЕврАзЭС, а также мониторинга их выполнения.

Проведение государствами-участниками Таможенного союза согласованной правовой политики предъявляет повышенные требования и к законодательным и исполнительным органам власти этих стран, сводящиеся к обеспечению полной имплементации правовых актов ЕврАзЭС в национальное законодательство и их выполнению.

Члены Сообщества приступили к согласованию агропромышленной политики, что должно способствовать преодолению бедности, повышению жизненного уровня населения и обеспечению стабильности в обществе.

Большое значение для экономического развития республик Центральной Азии будет иметь реализация государствами ЕврАзЭС крупных инвестиционных проектов, касающихся строительства гидроэнергетических объектов: Сангтудинская и Рогунская ГЭС в Таджикистане, Камбаратинские (ГЭС-1 и ГЭС-2) в Кыргызстане. В этих же целях созданы механизмы распределения между странами Сообщества электроэнергии, а также водного и энергетического регулирования в ЦА. Только в 2003 году из Таджикистана и Кыргызстана поставлено в Россию (через сети Узбекистана и Казахстана) более 900 млн кВтч электроэнергии, не имевшей сбыта на местном рынке.

Участники альянса приступили к формированию единого энергетического и транспортного пространства. Так, уже принята концепция формирования общего электроэнергетического рынка Сообщества, включая разработку топливно-энергетического баланса стран ЕврАзЭС; подписано соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сфере экономической политики эти страны приступили к осуществлению сравнительного анализа программ в сфере социально-экономического прогресса, к подготовке предложений по согласованию условий развития экономик, а также по проведению экономических реформ.

Большое значение для определения этапов движения по пути интеграции и сближения государств альянса имеет принятый порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономики. На каждом этапе стороны намерены определять

основные ориентиры развития Сообщества, в число которых входят критерии сближения, устойчивости государственных капиталов, стабильности цен, национальных валют и финансовых рынков.

К критериям сближения, соблюдение которых будет носить рекомендательный характер, отнесены следующие параметры: годовой дефицит государственного бюджета, который не должен превышать 4% к ВВП; государственный долг (80% к ВВП); уровень инфляции, не превышающий более чем на 5% средний показатель для трех стран, имеющих наименьшую инфляцию; обменные курсы валют и процентная ставка по кредитам.

Сделаны важные шаги по активизации отношений в финансовой сфере. Одобрена концепция сотрудничества в валютной области, создан Совет по финансово-экономической политике ЕврАзЭС (аналогичный давно функционирующему в Евросоюзе), призванный содействовать построению в перспективе общего рынка.

Ни одно интеграционное объединение не может эффективно работать без единых финансовых кредитных институтов. Исходя из этого, был создан Евразийский банк развития (ЕБР) с уставным капиталом 1,5 млрд долл., 1/3 которого внес Казахстан, а оставшуюся часть — Россия. ЕБР планируется сделать инструментом поддержки важнейших социально-экономических программ стран Сообщества. Его инвестиционная деятельность в значительной степени будет направлена на реализацию проектов государств ЕврАзЭС, касающихся электроэнергетики, транспорта, атомной и аэрокосмической сфер, машиностроения, инновационной области и агропромышленного комплекса.

Игорь Финогенов, избранный председателем правления банка, назвал в числе перспективных проектов для финансирования завершение строительства Рогунской ГЭС и Сангтудинской ГЭС-1 в Таджикистане, каскада Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане, блоков второй очереди Экибастузской ГЭС в Казахстане, создание евразийских железнодорожных транспортных коридоров с целью расширения транзитного грузооборота Европы с Китаем, строительство на Выборгском судостроительном заводе танкеров водоизмещением 12 тыс. т для транспортировки нефти по Каспийскому морю, организацию СП по сборке автомобилей КамАЗ, освоение уранового рудника Заречное в Казах-стане7.

Для привлечения к интеграционным проектам бизнес-структур в феврале 2002 года в реальном секторе экономики образована ассоциация «Деловой совет ЕврАзЭС». Основными целями этого союза являются поддержка деловой активности, высокого социального и правового статусов; защита интересов членов ассоциации в их отношениях с органами власти стран-участников ЕврАзЭС. Партнеры по «Деловому совету ЕврАзЭС» заинтересованы в восстановлении хозяйственных связей, развитии сотрудничества кредитных организаций, приграничной кооперации производителей, техническом перевооружении добывающих отраслей, совершенствовании процедур передвижения через границы граждан и товаров.

Перспективы развития

Перспективы развития интеграции в рамках ЕврАзЭС будут в значительной мере определяться успехами в реализации крупных инвестиционных проектов в энергетике, транспорте, промышленности и сельском хозяйстве; в создании равных условий для инвестирования и предпринимательства; в объединении финансовых активов предприятий, банков, страховых и торговых компаний.

7 См.: Еженедельник промышленного роста, 2006, № 19.

Вступление стран ЕврАзЭС во Всемирную торговую организацию и их адаптация к ее требованиям повлияют на формирование Таможенного союза. Членство в ВТО ускорит либерализацию экономики и унификацию законодательства, что приведет к активизации деятельности в сфере бизнеса. Это особенно важно для создания и функционирования финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций и совместных предприятий, которые представляют собой «локомотивы» интеграционного процесса.

Безусловно, важными факторами, влияющими на развитие ЕврАзЭС, являются его взаимоотношения с Евросоюзом и ШОС. ЕС — один из основных источников инвестиций для стран Сообщества, а для России, Казахстана, Кыргызстана еще и крупный торговый партнер.

Перспективы создания зоны свободной торговли с Европейским союзом будут во многом связаны с возможным вступлением государств ЕврАзЭС в ВТО. Важными шагами на этом направлении являются соглашения о партнерстве (для России — Концепция общего европейского экономического сотрудничества).

На перспективы развития ЕврАзЭС могут оказать влияние взаимоотношения с динамично прогрессирующей Шанхайской организацией сотрудничества, в состав которой входят пять стран евразийского альянса (кроме Беларуси, стремящейся стать членом этой структуры). Наряду с борьбой против терроризма, сепаратизма и экстремизма ШОС уделяет большое внимание экономическому взаимодействию. На юбилейном саммите ШОС в Шанхае (июнь 2006 г.) учрежден Деловой совет и принята программа действий до 2010 года в поддержку регионального экономического сотрудничества между банками — членами межбанковского объединения в рамках организации. Совместные инвестиционные и банковские средства позволят финансировать крупные проекты в транспортной, энергетической и телекоммуникационной сферах, что будет способствовать искоренению бедности и безработицы, а также повышению благосостояния населения большого региона. Здесь главное для ЕврАзЭС — не «раствориться» в рамках ШОС, сохранить свое предназначение, определить эффективные, взаимовыгодные и взаимодополняющие направления сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.