14(197) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.142.2
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ СО СТРАНАМИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
С. В. ЛОБОВА,
доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом E-mail: [email protected] Алтайский государственный университет
О. В. БОРИСОВА,
кандидат экономических наук,доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected], Алтайский отдел Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук
М. С.ДЕНИСОВ, государственный таможенный инспектор E-mail: [email protected] Отдел таможенного оформления
и таможенного контроля Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни
Рассмотрено влияние внешнеэкономических связей Алтайского края со странами Евразийского экономического сообщества на устойчивость развития сельских территорий и регионального агропромышленного комплекса. Показаны преимущества региональных интеграционных соглашений в сфере развития продовольственного рынка.
Ключевые слова: устойчивое развитие, агропромышленный комплекс, региональное интеграционное
соглашение, внешнеэкономические связи, приграничное сотрудничество.
Для агроориентированных регионов, к которым относится Алтайский край, значительную роль играет устойчивое развитие регионального агропромышленного комплекса (АПК), от которого в значительной мере зависит благосостояние зна-
чительной части населения региона. Обеспечить устойчивое развитие регионального АПК может только стабильное наращивание производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, применение современных технологий сбыта и стратегии географического расширения рынка сбыта. Для Российской Федерации стратегически важным направлением экономического роста и устойчивого развития является участие в международных организациях и интеграционных образованиях, к которым относится и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Развитие внешнеэкономических связей Алтайского края со странами и отдельными их регионами, входящими в данную международную структуру, также является важным направлением в устойчивом развитии, что обосновывает актуальность проводимого исследования.
Следует сразу оговориться, что феномен достижения устойчивого развития территорий различных уровней не является чисто российским продуктом. Принято считать, что термин «устойчивое развитие» был введен в употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (комиссия Брутланд) в 1987 г. [2, с. 354], но получил широкое применение в общественно-политических и научных кругах после конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств. Концепция устойчивого развития территории пришла на смену модели развития, ориентированной на достижение экономической эффективности и применявшейся развивающимися странами в 1950-1960-хгг., и явилась новой системой, более прогрессивным взглядом на стратегические ориентиры развития территорий. Идея устойчивого развития была поддержана Россией, и в 1996 г. была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440).
Очевидно, что устойчивое развитие страны определяется устойчивым развитием отдельных территорий, входящих в ее состав. В Европейском Союзе устойчивое развитие сельских территорий1 является одним из фундаментальных принципов проводимой региональной политики и неотъемле-
1 Прилагательное «сельское» происходит от древнерусского понятия «селение» — заселенное место, где люди поселились, но позднее, с развитием и урбанизацией крупных поселений, выкристаллизовалось понятие «город», а за сельской территорией осталось понятие «заселенное людьми пространство земли вне городов» [1].
мой частью практически всех региональных программ, в том числе долгосрочных. Отчасти поэтому в 2002 г. Европейской конференцией по сельскому развитию было поддержано приоритетное значение концепции устойчивого развития сельских территорий, определены направления ее дальнейшего развития. Цель концепции — переориентировать в обратную сторону сельскую миграцию, бороться с бедностью, расширять занятость и повышать благосостояние сельского населения, обеспечить равенство возможностей в улучшении качества жизни, здоровья [3]. Не оставаясь в стороне от международных тенденций, Правительство Российской Федерации в 2008 г. инициировало процесс разработки Концепции устойчивого развития сельских территорий, целью которой является определение ключевых проблем социально-экономического, правового и административно-управленческого характеров, а также мер, направленных на их решение, и выход села на качественно новый уровень развития. После бурных дебатов внутри научных аг-роэкономических кругов, представителей органов государственного управления различных уровней в 2010 г. этаКонцепция былаутверждена.
Для Алтайского края, где практически половина населения (46,3 %) проживает в сельской местности, устойчивое развитие сельских территорий является не просто одной из наиболее значимых задач, а сверхприоритетной! В 2009 г. Центром устойчивого развития сельских территорий Российского государственного аграрного университета — Московской сельскохозяйственной академии (РГАУ—МСХА) им. К. А. Тимирязева начата разработка Программы устойчивого развития сельских территорий Алтайского края (далее — Программа). Проект этой Программы в августе 2010 г. был представлен для обсуждения участникам «круглого» стола в рамках международной научно-практической конференции «Роль аграрных реформ П. А. Столыпина в освоении Сибири и Дальнего Востока». Среди основных блоков Программы:
• диверсификация сельской экономики;
• развитие несельскохозяйственной деятельности;
• повышение экономической активности населения;
• расширение источников формирования доходов;
• улучшение жилищных условий, создание условий для развития жилищного строительства;
• комплексная компактная застройка и благоустройство сельских поселений;
• улучшение качества услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта на селе;
• поддержка местных инициатив, формирование
позитивного отношения к сельской жизни.
Не умаляя значимости обозначенных направлений, авторы считают, что устойчивое развитие сельских территорий в значительной мере зависит от того, насколько полно в программах развития территории учитывается многофункциональность агропродовольственного сектора (как совокупности отраслей: сельское хозяйство; отрасли производства конечной продовольственной продукции; системы хранения, транспортировки, реализации продукции, инфраструктура; системы информационного и научного обеспечения). Эта часть экономики страны выполняет следующие основные функции:
1) обеспечивает потребности населения в продуктах питания, сохраняя и поддерживая его жизнедеятельность и воспроизводство;
2) использует и восстанавливает почвенное плодородие и агроландшафт;
3) содействует занятости и социокультурному развитию сельского населения;
4) формирует продовольственный рынок и его инфраструктуру, содействуя развитию межрегиональной интеграции агропродовольственного сектора, т. е. способствует развитию тех направлений жизнедеятельности сельского населения, которые, по сути, и определяют феномен устойчивого развития сельских территорий.
Для Алтайского края своего решения требует не столько проблема роста объемов сельскохозяйственного производства, сколько задача переработки и сбыта произведенной продукции и обусловленное ранее сказанным активное развитие внешнеэкономических для региона связей. Последняя позиция и явилась предметом данного исследования.
Но, прежде чем давать оценку международным связям Алтайского края в области потоков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, следует сказать, что процессы глобализации обусловливают рост не только межстранового экономического сотрудничества, но межрегиональных интеграционных структур по различным направлениям и в соответствии с различными соглашениями. Региональные интеграционные группировки охватывают более половины объема мировой торговли, а торговля между членами Всемирной торговой организации (ВТО), под эгидой которой проводятся многосторонние торговые переговоры, — свыше 90 % мировой торговли.
Данные тенденции не могли остаться вне поля зрения научных исследований. Современные взаимоотношения между странами в рамках каких-либо объединений изучаются достаточно большим числом ученых, при этом каждый из исследователей дает свою трактовку понятий регионализма и мультила-терализма. В частности, Л. А. Уинтрес склоняется к видению мультилатерализма как торговой политике, приближающейся к свободной торговле [7].
Мнения относительно приоритетности регионализма или мультилатерализма расходятся. Ученые М Шифф и Л. А. Уинтерс доказывают преимущество региональных интеграционных соглашений (РИС) перед системой глобального торгового сотрудничества под руководством ГАТТ/ ВТО2, объясняя это оперативностью мероприятий в рамках РИС, их конкретностью и, как следствие, большей эффективностью [5].
Однако Э. Хаджинс, наоборот, отдает предпочтение многосторонней торговой либерализации, ссылаясь на ее большую эффективность в отношении снижения торговых барьеров и повышения благосостояния в глобальном масштабе, одобряя заключения РИС лишь при соблюдении определенных условий (открытость, эффект создания торговли, возможностьуглубления интеграции) [6].
По мнению руководства Республики Казахстан, сосуществование «открытого» регионализма и многосторонней торговой системы в большинстве случаев не мешает, а благоприятствует друг другу. При проведении РИС значительно уменьшается число лиц, ведущих переговоры, что способствуют достижению консенсуса. Региональные соглашения также могут служить моделями для глобальных переговоров, а улучшение финансового состояния экспортеров в результате региональной интеграции побуждает их лоббировать в правительстве расши-рениерамоклиберализации [4].
В свою очередь, либерализация мировой торговли, осуществляемая в результате многосторонних переговоров, может способствовать углублению интеграции в рамках региональных интеграционных объединений, поскольку последним тогда не придется решать чисто торговых проблем, которые будут решены в ходе многосторонних переговоров.
Большинство стран мира в настоящее время успешно сочетают участие в многосторонней торго-
2 ГАТТ/ВТО — это многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц.
вой системе (ГАТТ/ВТО), так и в многочисленных РИС.
Учитывая геополитическое расположение Алтайского края, особый интерес вызывают перспективы межрегионального сотрудничества в пределах Большого Алтая: Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, Синьцзян-Уйгур-ского автономного района КНР, западных аймаков Монголии, Республики Алтай и Алтайского края Российской Федерации, которые на макроэкономическом уровне входят в состав ЕврАзЭС.
Приграничное сотрудничество Алтайского края базируется на межгосударственных соглашениях, соглашениях приграничных регионов соседних стран, на предоставлении отдельным государствам особых режимов для своих приграничных территорий. Например, налоговые и та-
моженные льготы для предприятий и организаций, занимающихся приграничной торговлей с Китаем или с Казахстаном.
Внешнеторговый оборот Алтайского края за 20 лет вырос более чем в два раза (табл. 1), однако большая доля внешнеторгового оборота приходится на страны СНГ.
В товарной структуре экспорта Алтайского края (табл. 2) объем сельскохозяйственной продукции за последние пять лет вырос более чем в два раза и составляет 11,2%, т.е. сельскохозяйственные предприятия и предприятия пищевой промышленности увеличивают объемы экспорта своей продукции.
Основным экспортным товаром сельскохозяйственной продукции Алтайского края является мука (табл. 3). В 2007—2008 гг. наблюдался рост
Таблица 1
гайского края*, млн долл.
Показатель Год
1988 1990 1995 2000 2005 2009
Внешнеторговый оборот 454,2 627,0 440,9 288,2 941,0 1124,5
Экспорт 308,6 469,8 284,2 189,7 741,8 764,1
Импорт 145,6 157,2 156,7 98,5 199,2 360,4
В том числе:
со странами СНГ: 212,1 215,7 638,7 664,1
экспорт 128,3 150,8 472,4 408,8
импорт 83,8 64,9 166,3 255,3
со странами вне СНГ: 454,2 627,0 228,8 72,5 302,3 460,4
экспорт 308,6 469,8 155,9 38,9 269,4 355,3
импорт 145,6 157,2 72,9 33,6 32,9 105,1
*По данным Сибирского таможенного управления, без экспорта и импорта с Республикой Беларусь [4].
Таблица 2
Структура экспорта товаров из Алтайского края, %
Направление экспорта Год
2005 2006 2007 2008 2009
Весь экспорт 100 100 100 100 100
В том числе:
Казахстан 30,7 36,6 31,6 31,3 31,6
Монголия 2.2 2,8 2,0 2,1 2,7
Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте 4,7 5,1 7,1 8,7 11,2
Таблица 3
Анализ экспорта муки предприятиями Алтайского края
Показатель Год
2005 2006 2007 2008 2009
Экспорт муки, тыс. т 50,3 36,0 102,8 172,7 89,9
В том числе:
Казахстан, тыс. т 0,3 0,1 0,2 0,5 0,7
Монголия, тыс. т 46,1 28,5 37,0 31,7 38,7
Динамика экспорта муки в процентах к предшествующему году:
весь экспорт 105,3 72 286,1 167,9 52,2
Казахстан 115,2 40,6 182,2 230,7 165,1
Монголия 133,4 60,8 127,5 85,5 121,7
Доля Монголии в экспорте муки 92,0 79,1 36,2 18,6 42,2
Таблица 4
Товарная структура импорта Алтайского края
Показатель 1993г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г.
Млн долл. В процентах к итогу Млн долл. В процентах к итогу Млн долл. В процентах китогу Млн долл. В процентах к итогу Млн долл. В процентах китогу
Импорт, всего 95,5 100 156,7 100 98,5 100 199,2 100 360.4 100
В том числе: продовольственные товары (включая алкогольные напитки и табак) и сырье для их производства 19,6 20,5 37,5 23,9 37,8 38,4 108,9 54,7 190,4 52,8
объемов экспорта за счет освоения новых географических рынков, так как муку стали поставлять в страны Центральной Азии (Афганистан и страны СНГ), Африки (Эфиопия, Кения, Сомали) и Восточной Азии (Корея, Бангладеш, Таиланд). В 2009 г. ярко проявилось влияние мирового финансового кризиса на рынок продовольственных товаров: экс -порт муки снизился почти в два раза — с 172,7 тыс. т до 89,9тыс. т. При этом Монголия остается одним из ведущих партнеров Алтайского края на данном рынке: в 2005 г. доля экспорта муки в Монголию составляла 92 %, в настоящее время она снизилась до 42,2 %, при этом объемы закупки муки стабилизировались и колеблются от 32 до 39 тыс. твгод.
Поставки товаров по импорту по сравнению с 1993 г. выросли более чем в три раза (табл. 4), однако наибольший рост наблюдается в импорте продовольственных товаров: с 19,6 млн долл. в 1993 г. до 190,4 млн долл в 2009г. В товарной структуре импорта продовольственные и сопутствующие им товары занимают 22,8 %.
За последние пять лет значительно активизировалась международная торговля продовольственными товарами между Алтайским краем и Казахстаном, доля которого в импорте продовольственных товаров превышает 25 %. Объем импорта увеличился более чем в два раза, основными товарными позициями продовольственного импорта являются фрукты и ранние овощи. Доля Монголии в импорте продовольственных товаров невелика и не превышает 1 %.
Продуктивной формой сотрудничества стало участие в выставочных мероприятиях, проводимых на территории Алтайского края, Казахстана, Монголии и Китая. Уже восемь лет алтайские предприниматели принимают участие в Урумчинской выставке и выставочных мероприятиях в городах Шанхай, Харбин, Шэньян, Гуанчжоу, Пекин, Улан-Батор. В свою очередь, представители деловых кругов Китая, Монголии и Казахстана посещают
выставки «Сибирь—Азия. Сотрудничество без границ» и «Алтайская нива. Агротех». Регулярно организуются торгово-экономические миссии деловых кругов из разных провинций данных стран.
Обобщая изложенное, можно утверждать, что активное сотрудничество сопредельных территорий России, Казахстана и Монголии будет способствовать устойчивому развитию АПК Алтайского края и, следовательно, сельских территорий, что положительно повлияет на качество жизни местного населения.
Список литературы
1. Баутин В.М., Козлов В. В. Устойчивое развитие сельских территорий: сущность, термины и понятия // Сетевой научно-методический электронный агрожурнал Московского государственного агроинженерного университета. 2010. Вып. № 14.
2. Клейменова А. С. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма //Вестник ТГУ. 2008. Вып. 10 (66). С. 354-359.
3. Материалы Европейской конференции по сельскому развитию (Ирландия, Корк, 7—9 ноября 1996г.): стенограф, отчет. М.: Экономика, 2002.
4. Назарбаев Н. Стратегия трансформации общества и возрождение евразийской цивилизации. URL: http://www.evrazes.com/ru/main/ infopage.
5. Шифф М., Уинтерс Л. А. Региональная интеграция и развитие. М.: Весь мир, 2005. 375 с.
6. Hudgins Е. L. Regional and multilateral trage agreements complementary means to open markes // Catojoumal. 1996. P. 231-241.
7. Winters L.A. Regionalism versus multilateralism. The World bank policy research working paper № 1687. November, 1996. 71 p.