Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ИЗДЕРЖКИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЙ ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Видяева М.В., Гончарова Н.А.

Данная статья посвящена некоторым вопросам налогообложения, касающихся процесса планирования и прогнозирования налоговых поступлений. Отстаивается тезис о том, что налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования и основой принятия решений. Особое внимание уделяется единой методике алгоритма расчетов, учитывающей фактор вероятности. В заключении приведены проблемы системы налогового планирования и прогнозирования и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PLANNING AND FORECASTING OF TAX REVENUES TO THE REGIONAL BUDGET

This article deals with some issues of tax, related to the process of planning and forecasting of tax revenues. Defends the thesis that the tax base in favor forecasting tax planning and decision-making basis. Particular attention is paid to a uniform methodology calculation algorithm that takes into account the probability factor. In conclusion, given the problem of tax planning and forecasting systems and solutions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ»

2.Н.Н. Башкирова, «Основы налогового консультирования»: учебное пособие//. - М.: Магистр, 2008.

3.Правовые и организационные основы налогового консультирования // Налоговый вестник №12, 2008 г.

4.Л.С. Кирина, "Факторы, влияющие на качество услуг налогового консультанта" // Экономические стратегии № 5/6, 2010 г.

УДК 336.221

Видяева М.В. студент

4 курс, факультет «Учетно-финансовый» Кубанский Государственный Аграрный Университет

Россия, г. Краснодар Научный руководитель: Гончарова Н.А., кандидат экономических наук

доцент ВАК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ Аннотация: Данная статья посвящена некоторым вопросам налогообложения, касающихся процесса планирования и прогнозирования налоговых поступлений. Отстаивается тезис о том, что налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования и основой принятия решений. Особое внимание уделяется единой методике алгоритма расчетов, учитывающей фактор вероятности. В заключении приведены проблемы системы налогового планирования и прогнозирования и пути их решения.

Ключевые слова: налог, планирование, прогнозирование, бюджет, издержки, территориальный бюджет, налоговый прогноз.

Vidyaeva M. V student 4th year

faculty of "accounting and Finance" Kuban State Agrarian University Russia, Krasnodar

Scientific director: Goncharova N.A., candidate of economic sciences

docent WAC

IMPROVING PLANNING AND FORECASTING OF TAX REVENUES TO THE REGIONAL BUDGET Annotation: This article deals with some issues of tax, related to the process of planning and forecasting of tax revenues. Defends the thesis that the tax base in favor forecasting tax planning and decision-making basis. Particular attention is paid to a uniform methodology calculation algorithm that takes into account the

probability factor. In conclusion, given the problem of taxplanning andforecasting systems and solutions.

Планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему является ключевым инструментом реализации налоговой политики страны. Процесс разработки и формирования планов и прогнозов налоговых поступлений требует детального анализа и учета результатов и перспектив социально - экономического развития страны и отдельных ее регионов. На современном этапе развития Российской Федерации процесс планирования и прогнозирования налоговых доходов имеет ряд проблем, связанных с отсутствием стабильности налогового законодательства, подразумевающего неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени.

Планирование налоговых поступлений представляет собой процесс разработки экономически обоснованного размера перечислений налогов, администрируемых налоговыми органами от налогоплательщиков. Целью планирования является достижение максимально высокого уровня мобилизации налогов и сборов. При этом, прогнозирование мы рассматриваем, как процесс разработки прогноза. Прогнозом при таком подходе является система научно обоснованного суждения, исследование конкретных перспектив о возможном состоянии объекта или какого - либо процесса в будущем, и об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Налоговое планирование и налоговое прогнозирование взаимосвязаны. Налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования и основой принятия решений. При выполнении плана целевые налоговые показатели могут корректироваться в соответствии с новым прогнозом. [1]

Налоговое прогнозирование фактически играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства. В его процессе принимаются решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство.

Налоговое прогнозирование на территориальном уровне осуществляется ежемесячно (кассовое планирование), ежеквартально (налоговая инспекция), на год, а также на среднесрочную перспективу (на ближайшие три года). Допускается фактическое отклонение от плановых показателей не более чем на 10%. [3]

Прогноз принимается Департаментом финансов и бюджетной политики администрации города, совместно с Департаментом по экономическому развитию. Инспекция Федеральной налоговой службы России предоставляет отчетные данные о динамике налоговых поступлений, налоговой базе по видам налогов, имущественным и социальным налоговым вычетам по НДФЛ. Инспекция должна предвидеть будущие налоговые поступления внутри территории: к примеру, добавление новых налогоплательщиков либо банкротство организаций. Затем, Департаментом по экономическому

развитию и Департаментом финансов и бюджетной политики составляется прогноз налоговых поступлений. И в конечном итоге, на публичных слушаниях совета депутатов из нескольких вариантов прогноза утверждается план, который представляет собой оптимистичный или пессимистичный варианты.

Процесс налогового планирования и прогнозирования - это не механическое определение размера предстоящих поступлений в бюджеты соответствующих органов власти, а творческий процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу. Он должен опираться на единую методику алгоритма расчетов, учитывающего фактор вероятности. Методика должна основываться на компетентной базе данных, с обязательным учетом многочисленных внешних и внутренних факторов, влияющих на величину налоговых доходов.

Отсутствие данной методики является одной из важнейших проблем системы планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет. Сложным является процесс вычисления вручную, в связи с отсутствием автоматизированной программы, которая, в свою очередь, свела бы к минимуму «человеческий фактор» ошибок при расчетах. Итак, для достижения наиболее высокой точности расчетов, налоговое планирование и прогнозирование должно быть основано на научном методе. Необходимо создание проекта в виде сводки, с необходимыми методами расчетов, конкретными формулами и индексами, факторами вероятности, сроками составления, в котором были бы представлены динамические ряды с учетом видов налогов, уровня ставок, сумм налоговых платежей, а также прогнозируемых показателей. Это позволит реально и эффективно мониторировать показатели прошлых лет и построения будущего прогноза. [2]

Принцип единой методики следует разрабатывать по следующим направлениям:

- максимальный охват налогооблагаемых объектов;

- характер отраслевого хозяйства региона;

- достоверность данных;

- обязательный учет факторов вероятности;

- посезонная характеристика поступлений;

Следующей немаловажной проблемой выступают затраты на налоговое планирование и прогнозирование. Они достаточно высоки. Одной из заметных статей издержек является постоянное исследование изменений в налоговом законодательстве. Необходимостью становится приобретение широкого круга нормативных источников, частые обращения за консультациями экспертов, сбор и систематизация специальной литературы. Большого объема могут достигать расходы, связанные с регистрацией и перерегистрацией предприятий, содержание штата высокооплачиваемых специалистов, переориентацией финансовых потоков. Налоговое

законодательство следует считать сложным не тогда, когда велик массив законодательных актов по налоговым вопросам, а когда существует неопределенность и расплывчатость норм и происходит постоянный пересмотр законов и правил. Частые изменения в налоговом законодательстве не способствуют планированию налоговых поступлений на должном уровне. Кардинальные изменения не только не увеличивают налоговые поступления в бюджетную систему, но и приводят к потерям доходных источников, поскольку налоговая нестабильность в стране является тем решающим фактором, который заставляет многих налогоплательщиков уходить в теневую экономику. [5]

Рассмотрим проблемы процесса планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет и способы их решения в таблице.

Проблемы процесса налогового планирования и прогнозирования Способы решения

Отсутствие единого специально разработанного методического инструментария налогового планирования и прогнозирования Создание методики налогового планирования и прогнозирования с учетом множества внешних и внутренних факторов, с обязательным учетом фактор вероятности

Часто изменяемая налоговая система Создание эффективной налоговой системы, поддержание баланса всех элементов

Неточность планируемых и прогнозных показателей Корректировка данных в зависимости от внешних и внутренних факторов

Отсутствие четких критериев и оценок, а также системы мониторинга эффективности процесса налогового планирования и прогнозирования Для достижения максимально точного налогового плана и прогноза необходима новая система индикаторов

Модель налогового планирования и прогнозирования необходима для эффективного анализа налоговых поступлений в бюджетную систему. В качестве начального этапа модели возьмем построение налогового прогноза, в ходе которого будет определена методика планирования, с учетом оценки перспективных налоговых доходов, сумм задолженности по налогам и сборам и внешних и внутренних факторов вероятности. Далее сравним прогнозные и плановые показатели налоговых поступлений и рассчитаем плановые показатели с учетом изменений в законодательной базе. Проведем анализ и оценку полученных результатов и, в конечном итоге, примем соответствующие решения. Совершенствование процесса налогового планирования и прогнозирования имеет особое значение, поскольку является ключевым шагом формирования бюджета. Качественный план и прогноз напрямую обуславливает эффективность проводимой налоговой политики. [2]

Итак, можно сделать вывод о том, что современной России требуется создание новой методологии налогового планирования и прогнозирования в

системе финансового управления на государственном, региональном и местном уровнях.

Использованные источники:

1.Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2007. - С.58.

2.Боресевич Г.А., Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие / под общ.ред. В.И. Боресевича, Г.А. Кандауровой. - Мн.: Экоперспектива, 2001. - 380 с. С5.

3.Григоров В.Э. Перспективное финансовое планирование в муниципальных образованиях Российской Федерации/ В.Э. Григоров. - М.: Фонд «Институт Экономики города», 2004.

4.Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с. — Серия : Профессиональное образование.

5.Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения) // под ред. Б.А. Рагозина. — М., 1999.

УДК 1:316

Винокуров Д.А. студент

2 курс, факультет «Энергетический» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ФИЛОСОФИИ

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам поиска и анализа социокультурного контекста возникновения философии. Рассмотрены основные факторы оказавшие влияние на процесс зарождения философии. Показаны условия зарождения философии.

Ключевые слова: философия, возникновение философии, зарождение философии, условия зарождения философии.

Vinokurov D. A. student 2 course, faculty "Energy" Ulyanovsk state technical University Russia, Ulyanovsk

SOCIO-CULTURAL CONTEXT OF THE EMERGENCE OF PHILOSOPHY Abstract: the article is devoted to the search and analysis of socio-cultural context of the emergence of philosophy. The main factors which influence on the process of the birth ofphilosophy. The origin ofphilosophy.

Key words: philosophy, origin of philosophy, the origin of philosophy,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.