Научная статья на тему 'К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет'

К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2308
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЙ ПЛАН / НАЛОГОВЫЙ ПРОГНОЗ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / PLANNING / FORECASTING / TAX REVENUE / TAX SYSTEM / TAX POLICY / BUDGET SYSTEM / LOCAL BUDGET / TAX PLAN / TAX FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильичева Елена Вячеславовна, Подгорный Игорь Евгеньевич, Пашкова Екатерина Эдуардовна, Ходько Маргарита Владимировна

Настоящая статья посвящена исследованию процесса налогового планирования и прогнозирования на территориальном уровне. Определены основные цели и задачи налогового плана и прогноза. Выявлены проблемы системы планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет, предложены пути и способы их решения. Разработана схема эффективного налогового планирования и прогнозирования, а также предложена модель для данного процесса. На примере территориального образования описан процесс составления плана налоговых поступлений, алгоритм работы и взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления при налоговом планировании и прогнозировании, выявлены основные тенденции развития планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет, для удобства расчетов предложена единая система налоговых таблиц. Таблицы стоит представлять в виде динамических рядов, с учетом вида налога, уровня ставок налога, кварталов/годов поступлений, прогнозируемых показателей. Данный вид систематизации информации может стать инструментом для реального и эффективного мониторинга прошлых показателей и построения будущего прогноза. Подтверждена необходимость разработки методических инструкций, включающих алгоритм, методы расчета, конкретные формулы и индексы, фактор вероятности, сроки составления, с указанием ответственных органов власти на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of planning and forecasting of tax revenue to the local budget

The present article is devoted to the study of tax planning and forecasting process at the territorial level. The primary goals and tasks of tax plan and forecast are defined. The problems of tax revenue planning and forecasting system to the budget are revealed, and the ways and means of solving them are proposed. The scheme of the effective tax planning and forecasting is developed, as well as a model is proposed for this process. Using an example of territorial entity the author describes a process of tax revenue planning, algorithm of operation and interaction between tax authorities and bodies of local self-government under tax planning and forecasting, as well as identifies the main trends when developing planning and forecasting of tax revenue to the local budget. For the convenience of calculations the unitary system of tax tables is proposed. The tables should be represented in the form of time series, taking into account a type of tax, level of tax rates, quarters/years of takings and predictable activities. This kind of information systematization can become a tool for the real and effective monitoring of the past activities and generation of future forecast. It is confirmed the need to develop the methodological instructions, including algorithm, methods of calculation, specific formulas and indexes, factor of probability and terms of compilation with an indication of the responsible local government authorities.

Текст научной работы на тему «К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http ://naukovedenie.ru/PDF/53EVN415.pdf DOI: 10.15862/53EVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/53EVN415)

УДК 336.22

Ильичева Елена Вячеславовна

ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал)

Россия, Старый Оскол1 Декан ИЭФ СТИ НИТУ «МИСиС» Доктор экономических наук, профессор E-mail: ev.ilicheva@yandex.ru

Подгорный Игорь Евгеньевич

ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал)

Россия, г. Старый Оскол Декан факультета ММТ СТИ НИТУ «МИСиС» Кандидат технических наук, доцент E-mail: igorok-73@yandex.ru

Пашкова Екатерина Эдуардовна

ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал)

Россия, г. Старый Оскол Инженер аспирантуры E-mail: krisstall777-07@mail.ru

Ходько Маргарита Владимировна

Департамент городского имущества г. Москвы

Россия, Москва

Ведущий специалист организационно-контрольного отдела управления делами

E-mail: ninon08@yandex.ru

К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет

1 309516, Белгородская область, г. Старый Оскол, мн. Макаренко -42, аспирантура, Пашковой Е.Э.

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию процесса налогового планирования и прогнозирования на территориальном уровне. Определены основные цели и задачи налогового плана и прогноза. Выявлены проблемы системы планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет, предложены пути и способы их решения. Разработана схема эффективного налогового планирования и прогнозирования, а также предложена модель для данного процесса. На примере территориального образования описан процесс составления плана налоговых поступлений, алгоритм работы и взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления при налоговом планировании и прогнозировании, выявлены основные тенденции развития планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет, для удобства расчетов предложена единая система налоговых таблиц. Таблицы стоит представлять в виде динамических рядов, с учетом вида налога, уровня ставок налога, кварталов/годов поступлений, прогнозируемых показателей. Данный вид систематизации информации может стать инструментом для реального и эффективного мониторинга прошлых показателей и построения будущего прогноза. Подтверждена необходимость разработки методических инструкций, включающих алгоритм, методы расчета, конкретные формулы и индексы, фактор вероятности, сроки составления, с указанием ответственных органов власти на местах.

Ключевые слова: планирование; прогнозирование; налоговые поступления; налоговая система; налоговая политика; бюджетная система; территориальный бюджет; налоговый план; налоговый прогноз; налоговые доходы.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ильичева Е.В., Подгорный И.Е., Пашкова Е.Э., Ходько М.В. К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/53EVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/53EVN415

Планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему является ключевым инструментом реализации налоговой политики страны. На данном этапе развития в Российской Федерации процесс налогового планирования и прогнозирования имеет некоторые проблемы, связанные с пробелами в законодательной базе, отсутствия единой методики и способа составления налогового плана и прогноза, а также ввиду централизованной направленности налоговой политики государства.

Целью исследования стала разработка теоретических, методических и практических рекомендаций по совершенствованию процесса налогового планирования и прогнозирования на территориальном уровне.

Процесс налогового планирования и прогнозирования представляет собой планомерную работу по расчету налоговых доходов в перспективе и регулярному контролю, мониторингу, корректировке плановых и достигнутых показателей поступлений в бюджет [6].

Налоговое прогнозирование представляет собой установление налоговой базы определенных налогов / сборов, отслеживание изменений налоговых поступлений за предыдущие периоды, количество выпадающих доходов, долговое налоговое положение. Проф., д.э.н. Боресевич В.И., доц., к.э.н. Кандаурова Г.А. представляют прогнозирование как процесс разработки прогноза, а прогнозом является система научно - обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития [4, с. 5].

Целью налогового прогнозирования является выявление на определенный временной срок налоговых поступлений, с учетом их экономически обоснованного объема. Прогнозирование налоговых поступлений существует и с государственной стороны, и со стороны органов местной власти, и со стороны плательщиков налогов [10].

Важно отметить, что в налоговой системе планирование - это предпосылка для будущих прогнозов. Д.э.н. Герасенко В.П. отмечает, что планирование всегда носит директивный характер [5, с. 34]. Налоговое планирование и налоговое прогнозирование взаимосвязаны; план, как результат налогового планирования, представляет собой механизм по достижению целей; прогноз, как предвидение перспектив на будущее, является основой для налогового планирования и базой принятия решений. При выполнении плана целевые показатели могут корректироваться в соответствии с новым прогнозом.

Важной проблемой в изучении налогового планирования и прогнозирования стоит отметить то, что в налоговой практике эти функции чаще носят методический рекомендательный характер по снижению объемов налоговых платежей для бухгалтерского персонала; не существует комплекса налогового планирования и налогового прогнозирования как важной части налогового управления; а также точного определения понятия «налоговое планирование и прогнозирование» в законодательстве РФ. Налоговое прогнозирование и налоговое планирование правомерно рассматривать как единый адаптивный процесс, в рамках которого происходит регулярная (в рамках заданной периодичности) корректировка решений, оформленных в качестве показателей, пересмотр мер по их достижению на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений [1].

Налоговое прогнозирование должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства. В его процессе органы финансового управления страной принимают решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также сокращения расходов государства в тех случаях, когда возможности сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны [2, с.58].

В Старооскольском городском округе Белгородской области план налоговых поступлений утверждаются территориальным Советом депутатов Старооскольского

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (июль - август 2015)

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

городского округа на публичных слушаниях в летний период времени при участии организаций - налогоплательщиков. Бюджет города Старый Оскол более чем на 50% состоит из налоговых поступлений, и неналоговых источников. Главными налогоплательщиками города Старый Оскол - являются 30 юридических лиц.

Прогноз составляется Департаментом финансов и бюджетной политики администрации города (бюджетные параметры по видам доходов), совместно с Департаментом по экономическому развитию (экономические параметры, средняя заработная плата, товарооборот). Прогноз является наиболее точным, когда работа по просчетам ведется несколькими людьми. Инспекция Федеральной налоговой службы России по Белгородской области предоставляет отчетные данные о динамике налоговых поступлений, налоговой базе по видам налогов, имущественным и социальным вычетам по НДФЛ. Налоговое прогнозирование на территориальном уровне осуществляется ежемесячно (кассовое планирование), ежеквартально (налоговая инспекция), на год, а также на среднесрочную перспективу (на ближайшие три года). Из нескольких вариантов прогноза утверждается план. План представляет собой оптимистичный и пессимистичный варианты.

Процесс планирования и прогнозирования бюджетных показателей на уровне территориально образования показан на рисунке 1.

Инспекция Федеральной

налоговой службы России по Белгородской области

• Отчетные данныео динамике налоговых поступлений, налоговой базе по видам налогов, имущественным и социальным вычетам по НДФЛ

Департамент по экономическому развитию, Департамент финансов и бюджетной политики

г

•Прогноз

налоговых

поступлений

1

Совет депутатов Старооскольского городского округа (публичные слушания)

• План налоговых поступлений

• оптимистичный

• пессимистичный

Рисунок 1. Процесс налогового планирования и прогнозирования на территориальном уровне

(разработано авторами)

Допускается фактическое отклонение от плановых показателей не более чем на 10 %. Налоговая инспекция города Старый Оскол осуществляет прямое видение будущих налоговых поступлений внутри территории: к примеру, банкротство организаций, добавление новых налогоплательщиков, и является администратором налоговых платежей. Стоит отметить, что составление бюджета Белгородской области идет параллельно с формированием территориального бюджета. В ноябре каждого года проходят публичные слушания «О бюджете на предстоящий год», в конце февраля/начале марта - «Об исполнении бюджета».

Администрацией Старооскольского городского округа составляется кассовый план по доходам и расходам на месяц, строящийся по динамике налоговых поступлений. На уровне территориального образования существует Налоговая стратегия, являющаяся важным инструментом регулирования налоговых платежей.

Планирование и прогнозирование налоговых поступлений на территориальном уровне является абсолютно творческим процессом, в связи с отсутствием единой методики и алгоритма расчетов, не учитывающих фактор вероятности. Сложным является процесс вычисления вручную, в связи с отсутствием автоматизированной программы, которая позволила бы значительно упростить работу, а также свести к минимуму «человеческий фактор» ошибок при расчетах. Необходимо совершенствование процесса планирования и прогнозирования налоговых поступлений. Для удобства расчетов эффективной может оказаться «единая система налоговых таблиц». Таблицы стоит представлять в виде динамических рядов, с учетом вида налога, уровня ставок налога, кварталов/годов поступлений, прогнозируемых показателей. Данный вид систематизации информации может стать инструментом для реального и эффективного мониторинга прошлых показателей и построения будущего прогноза. Необходима разработка методических инструкций, включающих алгоритм, методы расчета, конкретные формулы и индексы, фактор вероятности, сроки составления, с указанием ответственных органов власти на местах. Для достижения наиболее высокой точности расчетов налоговое планирование и прогнозирование должно быть основано на научном методе.

На данном этапе развития в Российской Федерации отсутствует единая методика налогового планирования и прогнозирования, которая должна основываться на компетентной базе данных, с обязательным учетом многочисленных внешних и внутренних факторов, влияющих на величину налоговых доходов (реформирование налогового законодательства и оценка налогового потенциала). Для расчета территориального налогового потенциала необходима система индикаторов - информационная база, включающая следующие данные: положение и значение субъекта РФ в национальной экономике страны; основные виды экономической и отраслевой деятельности хозяйства, валовой региональный продукт, численность населения конкретной территории. Обязательный учет промышленных, инвестиционных, природных, трудовых, финансовых ресурсов региона необходим для качественного анализа налогового потенциала территории. Налоговый прогноз наиболее точен на основе расчета с использованием математических моделей [7, с.25]. Данный метод требует детальные данные и базы по каждому виду налогов, поэтому на практике он не всегда применим. На каждой конкретной территории страны налоговое прогнозирование и планирование осуществляется на основе индивидуальных методик, составленных самостоятельно.

Проблемой является отсутствие единого алгоритма действий по расчету прогнозируемых показателей, отсутствие практического применения математических и статистических методов при расчетах налоговых поступлений.

Единую методику следует разрабатывать по принципам, представленным на рисунке 2.

Достоверность данных

\

N

Обязательный учет фактора вероятности

Принципы единой методики налогового планирования и прогнозирования

Характер отраслевого хозяйства региона

/

Сезонная характеристик а поступлений

Максимальный охват налогооблагаемых объектов

Рисунок 2. Принципы единой методики планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджетную систему (составлено авторами)

Основные проблемы налогового планирования и прогнозирования на территориальном уровне и возможные варианты их решения представлены на рисунке 3.

Планирование и прогнозирование налоговых поступлений своей первоочередной задачей являют формирование доходной части бюджета и достижение высокого уровня социально - экономических показателей государства [8, с.24]. Качественное налоговое планирование и прогнозирование во многом обуславливает результаты деятельности власти, и оказывает значительное влияние на эффективность бюджетно-налоговой политики в целом. Качество налогового и бюджетного планирования может быть оценено как на неформализованной основе по совокупности критериев, предложенных ранее, так и посредством применения количественных методик и анализа бюджетных показателей, складывающихся в процессе исполнения бюджетов [4, с. 43].

Проблемы процесса налогового планирования и прогнозирования

• Налоговое планирование и прогнозирование представлены двумя разными процессами

• Неточность прогнозных и планируемых показателей

• Часто изменяемая налоговая система

• Отсутствие законодательного регулирования планирования и прогнозирования налоговых доходов в бюджетной системе

• Отсутствие единого специально разработанного методического инструментария налогового планирования и прогнозирования

• Отсутствие четких критериев и оценок, а также системы мониторинга эффективности процесса налогового планирования и прогнозирования

• Представление налогового планирования и прогнозирования как единого адаптивного процесса, с взаимосвязанными элементами

• Корректировка данных в зависимости от внешних и внутренних факторов

• Создание эффективной налоговой системы, поддержание баланса всех элементов

• Создание строго регламентированной системы контроля налоговых поступлений

• Создание методики налогового планирования и прогнозирования с учетом множества внешних и внутренних факторов, с обязательным учетом фактора вероятности

• Для достижения максимально точного налогового плана и прогноза необходима новая система индикаторов

Рисунок 3. Проблемы процесса планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет и варианты их решения (разработано авторами)

Представим налоговое планирование и прогнозирование в виде модели - инструмента анализа перспективных налоговых поступлений и средства мониторинга влияния внешних и внутренних факторов. Модель налогового планирования и прогнозирования необходима для эффективного анализа налоговых поступлений в бюджетную систему страны и схематически отражена на рисунке 4. Для реализации эффективной налоговой системы необходимы: разработка комплекса нормативных актов, регулирующих налоговое планирование; использование положительного опыта зарубежных стран; создание системы индикаторов, для характеристики уровня налоговых поступлений; объединение процесса планирования и прогнозирования налоговых поступлений в единый взаимосвязанный механизм. Совершенствование процесса налогового планирования и прогнозирования имеет особое значение, поскольку является ключевым шагом формирования бюджета. Качественный план и прогноз напрямую обуславливает эффективность проводимой налоговой политики.

Рисунок 4. Модель планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет

(разработано авторами)

Можно сделать вывод о том, что современной России требуется создание новой методологии налогового планирования и прогнозирования в системе финансового управления на государственном, региональном и местном уровнях; а также систематизация принципов государственного налогового планирования и прогнозирования, которые в Российской Федерации на данном этапе развития находятся в начальной стадии разработки. В результате исследования выделены элементы налогового планирования и прогнозирования на территориальном уровне, проанализированы проблемные стороны данного процесса, предложены возможные варианты их решения, представлена теоретическая модель эффективного планирования и прогнозирования налоговых поступлений местного бюджета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьева Г.И., Саакян Р.А. О некоторых аспектах налогового прогнозирования и планирования [Электронный ресурс] // Налоговый вестник. URL: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=24593 (дата обращения 15.04.2015)

2. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2007. - С.58.

3. Барулин С.В., Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / 'Г.М.Ковалева, С.В.Барулин. - М.: КНОРУС, 2006. - 208 с.

4. Боресевич Г.А., Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие / под общ.ред. В.И. Боресевича, Г.А. Кандауровой. - Мн.: Экоперспектива, 2001. - 380 с. С5.

5. Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой. Ч.1. Гомель. 1997. - 320с. С 34.

6. Григоров В.Э. Перспективное финансовое планирование в муниципальных образованиях Российской Федерации/ В.Э. Григоров. - М.: Фонд «Институт Экономики города», 2004.

7. Замков О.О., Толстопятенко А.В. Математичексие методы в экономике. - М.: ДИС, 1997. - С.25

8. Кац И.О. Планирование - системообразующий элемент государственного регулирования экономики // Проблемы теории и практики управления - 1997 -№3 - С.24.

9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М., ИНФРА - М, 2001.

10. Якобсон Л.И. Экономика общестенного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник для Вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996.

Рецензент: Ляхова Наталия Ивановна, д-р. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой Экономики и менеджмента СТИ НИТУ «МИСиС».

Рецензент: Виноходова Анна Федоровна, д-р. экон. наук, профессор кафедры Экономического анализа, финансов и аудита СТИ НИТУ «МИСиС».

Ilicheva Elena Viacheslavovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

National research institute of technology "MISIS" The Stary Oskol institute of technology of A.A. Ugarov (branch)

Russia, Stary Oskol E-mail: ev.ilicheva@yandex.ru

Podgorny Igor Evgenievich

National research institute of technology "MISIS" The Stary Oskol institute of technology of A.A. Ugarov (branch)

Russia, Stary Oskol E-mail: igorok-73@yandex.ru

Pashkova Ekaterina Eduardovna

National research institute of technology "MISIS" The Stary Oskol institute of technology of A.A. Ugarov (branch)

Russia, Stary Oskol E-mail: krisstall777-07@mail.ru

Khodko Margarita Vladimirovna

Department of city property of Moscow

Russia, Moscow E-mail: ninon08@yandex.ru

The question of planning and forecasting of tax revenue

to the local budget

Abstract. The present article is devoted to the study of tax planning and forecasting process at the territorial level. The primary goals and tasks of tax plan and forecast are defined. The problems of tax revenue planning and forecasting system to the budget are revealed, and the ways and means of solving them are proposed. The scheme of the effective tax planning and forecasting is developed, as well as a model is proposed for this process. Using an example of territorial entity the author describes a process of tax revenue planning, algorithm of operation and interaction between tax authorities and bodies of local self-government under tax planning and forecasting, as well as identifies the main trends when developing planning and forecasting of tax revenue to the local budget. For the convenience of calculations the unitary system of tax tables is proposed. The tables should be represented in the form of time series, taking into account a type of tax, level of tax rates, quarters/years of takings and predictable activities. This kind of information systematization can become a tool for the real and effective monitoring of the past activities and generation of future forecast. It is confirmed the need to develop the methodological instructions, including algorithm, methods of calculation, specific formulas and indexes, factor of probability and terms of compilation with an indication of the responsible local government authorities.

Keywords: planning; forecasting; tax revenue; tax system; tax policy; budget system; local budget; tax plan; tax forecast; tax revenue.

REFERENCES

1. Anan'eva G.I., Saakyan R.A. O nekotorykh aspektakh nalogovogo prognozirovaniya i planirovaniya [Elektronnyy resurs] // Nalogovyy vestnik. URL: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=24593 (data obrashcheniya 15.04.2015)

2. Barulin S.V., Ermakova E.A., Stepanenko V.V. Nalogovyy menedzhment: Uchebnoe posobie. — M.: Omega-L, 2007. - S.58.

3. Barulin S.V., Kovaleva T.M. Byudzhet i byudzhetnaya politika v Rossiyskoy Federatsii: uchebnoe posobie / 'G.M.Kovaleva, S.V.Barulin. - M.: KNORUS, 2006. -208 s.

4. Boresevich G.A., Kandaurova G.A. Prognozirovanie i planirovanie ekonomiki: Ucheb.posobie / pod obshch.red. V.I. Boresevicha, G.A. Kandaurovoy. - Mn.: Ekoperspektiva, 2001. - 380 s. S5.

5. Gerasenko V.P. Prognosticheskie metody upravleniya rynochnoy ekonomikoy. Ch.1. Gomel'. 1997. - 320s. S 34.

6. Grigorov V.E. Perspektivnoe finansovoe planirovanie v munitsipal'nykh obrazovaniyakh Rossiyskoy Federatsii/ V.E. Grigorov. - M.: Fond «Institut Ekonomiki goroda», 2004.

7. Zamkov O.O., Tolstopyatenko A.V. Matematicheksie metody v ekonomike. - M.: DIS, 1997. - S.25

8. Kats I.O. Planirovanie - sistemoobrazuyushchiy element gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki // Problemy teorii i praktiki upravleniya - 1997 - №3 - S.24.

9. Milyakov N.V. Nalogi i nalogooblozhenie. M., INFRA - M, 2001.

10. Yakobson L.I. Ekonomika obshchestennogo sektora. Osnovy teorii gosudarstvennykh finansov. Uchebnik dlya Vuzov. - M.: Aspekt Press, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.