Научная статья на тему 'Исследование дефиниций налогового планирования и прогнозирования'

Исследование дефиниций налогового планирования и прогнозирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАЛОГ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / УПРАВЛЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стагниева Светлана Игоревна

На сегодняшний день значимость и актуальность налогового планирования и прогнозирования в современной России не подлежит сомнению. Государственное налоговое планирование и прогнозирование не только реализуют анализ и оценку налоговых поступлений, но и определяют источники государственных доходов. В статье рассматриваются теоретические основы планирования и прогнозирования. Раскрыта сущность и содержание налогового планирования и прогнозирования на макроуровне. Предложен подход к рассмотрению налогового планирования и прогнозирования как единого целого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование дефиниций налогового планирования и прогнозирования»

УДК 336.221

Стагниева Светлана Игоревна

соискатель кафедры налогов и налогообложения

Северо-Кавказского горно-металлургического института

(Государственный технологический университет)

sveta 15118 @mail .ru

Svetlana I. Stagniyeva

competitor of chair of taxes and taxation

of the North Caucasian mining and

metallurgical institute (the state technological university)

sveta 15118 @mail .ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФИНИЦИЙ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

RESEARCH DEFINITIONS TAX PLANNING AND FORECASTING

Аннотация. На сегодняшний день значимость и актуальность налогового планирования и прогнозирования в современной России не подлежит сомнению. Государственное налоговое планирование и прогнозирование не только реализуют анализ и оценку налоговых поступлений, но и определяют источники государственных доходов. В статье рассматриваются теоретические основы планирования и прогнозирования. Раскрыта сущность и содержание налогового планирования и прогнозирования на макроуровне. Предложен подход к рассмотрению налогового планирования и прогнозирования как единого целого.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговое прогнозирование, налог, бюджет, налоговые поступления, налоговая система, налоговые платежи, управление, налоговая оптимизация.

Annotation. To date, the importance and relevance of tax planning and forecasting in modern Russia there is no doubt. State tax planning and forecasting not only implement the analysis and evaluation of tax revenues, but also determine the sources of government revenue. The article discusses the theoretical basis for planning and forecasting. The essence and content of tax planning and forecasting at the macro level. An approach to the consideration of tax planning and forecasting as a whole.

Keywords: tax planning, tax forecasting, tax, budget, tax revenues, tax system, taxes, management, tax optimization.

Налоговое планирование и прогнозирование занимают важное место в налогообложении. Прогнозы и планы поступлений налоговых платежей позволяют оценивать фискальные возможности бюджетной системы государства, помогают обосновать целесообразность и последствия возможных будущих изменений в сфере налогообложения, разрабатывать мероприятия,

направленные на устранение негативных последствий предполагаемых изменений.

С позиции государства налоговое планирование - комплексный и многофакторный процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов бюджета. Планирование налоговых доходов регулируется нормами бюджетного процесса и представляет собой единство нескольких элементов (рис. 1.1).

Рис. 1.1.Процесс государственного налогового планирования

Во-первых, процесс планирования налоговых доходов основывается на научно обоснованной концепции построения налоговой системы государства, ее структуры и состава, соответствующей проводимым в экономике преобразованиям. Этот процесс находит выражение в налоговой политике страны, определяющей организационно-правовые принципы

функционирования системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов.

Второй составляющей планирования налоговых доходов является разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней, определение конкретных пропорций распределения налогов между бюджетами.

Третьим направлением планирования налоговых доходов является расчет конкретных сумм - контингентов налогов, мобилизуемых на территории. Это один из важнейших элементов системы бюджетно - налогового планирования, так как оценка налоговых поступлений призвана обеспечить экономически обоснованные качественные и количественные параметры бюджетных показателей. Основной задачей этого этапа планирования налоговых доходов является определение объема налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом.

Четвертая составляющая - налоговое администрирование, одновременно ориентированное на максимально возможный сбор налогов и на минимизацию соответствующих издержек на налогоплательщиков.

Пятым элементом является учет налоговых рисков, которые представляют собой возможность возникновения недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом как в целом по налоговым доходам, так и по отдельным видам и группам налогов. Поэтому степень риска недоимок должна быть заложена в плановых налоговых поступлениях, что обеспечит более точное исполнение бюджета.

На сегодняшний день не существует однозначного определения понятий «налоговое планирование» и «налоговое прогнозирование». Более того, в экономической литературе данные термины имеют неоднозначные трактовки.

«Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала» [4].

В экономической литературе понятие «государственное налоговое планирование» [2] трактуется в узком и широком смысле.

В узком смысле это совокупность норм и правил, регулирующих срок и порядок изъятия государством части дохода населения (налога), в государственный бюджет, а также определяющих ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

В широком смысле это совокупность процесса управления законодательных и административных налоговых органов, которые с помощью установленных законом форм и методов обеспечивают возможность налоговых поступлений в бюджетную систему страны.

Стоит сказать, что трактовать понятие «налоговое планирование» в узком и широком смысле неправомерно, поскольку налоговое планирование является достаточно емким по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам и от эффективности его организации зависит успех или неуспех всей налоговой политики страны. Эти трактовки необходимо объединить и рассматривать в комплексе, потому что целью налогового администрирования является наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налоговых органов.

В целом, обобщая вышесказанное, приводится следующие определение налогового планирования на макроуровне - это государственное регулирование в налоговой сфере на основе применения законодательно установленных правил, норм и методов управления налоговыми потоками, обеспечивающие поступление налогов в бюджетную систему страны, с учетом действующего налогового законодательства страны.

Следует отметить, что имеющиеся в литературе определения, как правило, отражают только отдельные элементы государственного налогового

планирования. Данные определения сходятся в том, что под «налоговым планированием» подразумевают совокупность норм и правил изъятия части дохода в пользу государства. Из сказанного ранее вытекает, что такие определения сужают экономическую характеристику исследуемого термина, поскольку предназначение «налогового планирования» - определять величину налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъектов хозяйствования и населения, а также управление ими. Отличие авторского определения от вышеперечисленных в том, что оно рассматривает не одну из сторон налогового планирования, а в комплексе.

Комплексный подход к налоговому планированию позволит оптимизировать поступление налогов с ориентацией на обоснованно высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны. Процесс налогового планирования не является механическим. Планирование налоговых поступлений требует серьезного анализа происходящих в стране и регионах социальных, политических и экономических процессов и тенденций их развития.

Завышение величины планируемых налоговых доходов бюджетной системы приводит в итоге к несоответствию между обязательствами государства и возможностями их исполнения, что является неприемлемым, так как создает предпосылки для макроэкономической нестабильности. Занижение же величины налоговых доходов порождает неэффективное использование ресурсов государства или требует корректировки бюджета в ходе его исполнения, что чревато принятием непроработанных решений.

Паскачев А.Б., Садыгов Ф.К. и Мишин В.И. дают следующие определение налоговому прогнозированию - это оценка мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему, основанная на социально-экономическом прогнозировании развития страны и ее субъектов. Налоговое прогнозирование основано на определении налогооблагаемых баз, анализе поступлений налогов и сборов, определении уровня собираемости, оценке задолженности по налогам и сборам, а также мониторинге результатов изменения налогового законодательства и т.д. [1].

Качество налогового планирования во многом зависит от точности используемых прогнозов. Прогнозирование доходной части бюджета занимает важное место в финансово-экономической стратегии государства. Прогнозирование предусматривает оценки ожидаемых поступлений по каждому из налогов за определенный период с учетом влияния изменений их параметров (высота ставок, льготы и другие).

Прогнозирование налогов занимает важное место в реализации налоговой политики, так как завышенный прогноз налогов может вызвать трудности в собираемости налогов. Занижение прогноза налоговых поступлений способствует необоснованному превышению доходов бюджета над расходами, что отрицательно влияет на эффективность расходования бюджетных средств.

Прогнозирование охватывает процессы по определению налоговой базы по каждому налогу и сбору, расчет динамики по их поступлению за несколько периодов, уровень собираемости, объем полученных доходов, наличие

задолженности по налоговым платежам, анализ результатов внедрения нововведений в налоговое законодательство.

Прогноз налоговых показателей рассматривается в общем контексте макроэкономического прогнозирования. Согласно Бюджетному кодексу РФ, проектированию бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития и свободного финансового баланса. Наиболее очевидна связь между макроэкономическими показателями и прогнозом налоговых поступлений. Таким образом, низкое качество прогнозов служит источником серьезных рисков для бюджетной политики и, в конечном итоге, для общей экономической стабильности.

Основное отличие планирования от прогнозирования заключается в том, что прогнозирование носит описательный (дескриптивный) характер, а планирование - нормативный. Иными словами, прогнозирование отвечает на вопрос «Что будет?», а планирование - на вопрос «Как должно быть?». Если в прогнозе наибольший акцент делается на описании будущего состояния либо поведения исследуемого объекта, то в плане главным элементам является описание целей развития, а также мероприятий, которые должны привести к достижению этих целей.

Связь между налоговым прогнозированием и планированием определяет пределы бюджетно-налогового процесса. Тогда как налоговое прогнозирование опирается на предположения, обладающие директивным свойством, а налоговое планирование включает в себя принятие количественных обязательных показателей и их оценку.

Инструменты реализации налогового прогнозирования и планирования имеют отличия только на федеральном уровне и представляют собой два взаимозависящих друг от друга процесса, так, процесс налогового прогнозирования предшествует процессу налогового планирования.

Для прогнозирования и планирования налоговых поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ поступлений в бюджетную систему, а также анализ социально-экономического развития.

Информационной базой для анализа служат формы отчетности налоговых органов, финансовых отделов, Казначейства, Счетной палаты, расчеты ФНС России.

Налоговый анализ можно классифицировать по следующим видам:

1) времени проведения: предварительный, текущий, перспективный;

2) полноте охвата данных: полный, частичный, тематический, комплексный;

3) степени охвата данных: сплошной, выборочный, комбинированный;

4) глубине проведения: сквозной, локальный;

5) по характеру материала: документальный, фактический;

6) по периодичности проведения: систематический, разовый;

7) по отношению к плану: плановый, внеплановый;

8) по предназначению результатов анализа: внутренний, внешний;

9) по объекту анализа: управленческий (анализ работы налоговых органов), непосредственный (анализ налоговой системы и ее воздействия общественного производства);

10) по субъекту проведения: анализ, проводимый государственными органами власти, включая налоговые органы; анализ, проводимый аудиторскими службами; анализ, проводимый налогоплательщиками.

Планированием и прогнозированием занимаются различные государственные органы (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Министерство экономики и развития и другие экономические ведомств, а также финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). Налоговое планирование может осуществляться как для разработки бюджета страны, так и для прогнозирования и планирования других макроэкономических показателей (например, объема налоговой нагрузки на бизнес, состояния задолженности по налоговым платежам, оценки результатов изменений налогового законодательства и так далее), а также проводить эффективную экономическую политику, направленную на стимулирование экономического роста.

Налоговое планирование и прогнозирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

Взаимосвязь между налоговым прогнозированием и планированием дает возможность установить пределы функционирования наиболее важных элементов бюждетно-налогового процесса, обеспечивая стабильность налоговой системы.

Одной из основных функций государства, как известно, является обеспечение стабильного роста налоговых поступлений и формирование достаточного объема доходов бюджета, являющегося основой для реализации и финансирования социальных программ. Поэтому в системе государственного управления большое значение приобретает выработка четкой государственной налоговой стратегии, элементом которой является эффективное прогнозирование и планирование объемов налоговых потоков.

Реализация налогового планирования и прогнозирования на макроуровне основывается на взаимодействии определенных элементов. После того как проведены процедуры налогового прогнозирования, налоговое планирование дополняется данными об анализируемых параметрах налогообложения, которые являются разъяснительной базой для качественного составления плана. Принятые решения в бюджетной сфере государства оказывают влияние на финансовое и социально-экономическое состояние страны, качество налогового планирования и прогнозирования являются залогом точного исполнения утвержденного плана.

Следовательно, предлагаемый подход к налоговому планированию и прогнозированию на уровне государства как к единой системе позволяет определить качество и размер налоговых поступлений.

Литература:

1. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика. А. Б. Паскачев, Ф. К. Садыгов, В. И. Мишин, Р. А. Саакян [и др.]; под ред. Ф. К. Садыгова. М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. - 232 с.

2. Налоговый менеджмент: учебное пособие. С.В. Барулин. Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. Москва: Омега-Л, 2010.- 269с.

3. [Электронныйресурс]. Режим доступа. www.vocable.ru

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа. www.mirslovarei.com Literature:

1. Analysis and planning of tax revenues: theory and practice. A. B. Paskachev, F. K. Sadygov, V. I. Mishin, R. A. Sahakyan [and other]; edited by F. K. Sadygov. M: publishing house of the economic and legal literature, 2004. - 232 р.

2. Tax management: textbook. SV the Barulin. E. Ermakova, V. Stepanenko. Moscow: omega-L, 2010. - 269р.

3. [Electronic resource]. Access mode. www.vocable.ru

4. [Electronic resource]. Access mode. www. mirslovarei.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.