УДК 336.221.262:336.225
ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
Л.В. Улыбина, А.С. Клочков
Рассмотрены вопросы государственного налогового планирования и прогнозирования и механизм реализации этих процессов в территориальных налоговых органах.
Ключевые слова: государственное налоговое планирование и прогнозирование; налоговые доходы региона; налоговые органы.
L.V. Ulibina, A.S. Klochkov. PLANNING OF TAX REVENUES BY THE REGIONAL TAX AUTHORITIES
The article deals with the issues of the State tax planning and controlling, the implementation of these processes by the regional tax authorities.
Keywords: government taxation planning and controlling; regional tax revenues; tax authorities.
Налоговая система Российской Федерации призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорций в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения. Одним из путей ее развития в этом направлении является совершенствование бюджетно-налогового планирования и прогнозирования.
Процесс разработки и формирования планов и прогнозов налоговых поступлений требует детального анализа и учета результатов и перспектив социально-экономического развития страны и отдельных ее регионов.
Целью налогового планирования как на федеральном, так и на территориальном уровне является оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов
и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных управленческих функций государства в условиях экономики рыночного типа. Данные вопросы в России приобретают актуальность в связи с необходимостью совершенствования налогового процесса, осуществления его различных направлений на основе единых методологических подходов, основными из которых являются:
- применение современных методов оценки налогового потенциала;
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рис 1. Схема реализации основных задач налогового планирования
- более полное использование для целей планирования аналитической информации в налоговой сфере, совершенствование структуры и состава показателей налоговых паспортов регионов;
- улучшение организации процесса планирования налоговых поступлений.
В настоящее время для нашей страны актуальной является задача разработки такого механизма планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет государства и субъектов Российской Федерации, который бы обеспечил органы государственной власти адекватной информацией по вопросам фор-
мирования доходов своих бюджетов в целях обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.
Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.
Объективная необходимость планирования налоговых поступлений обусловлена:
- деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;
- сложностью межотраслевых и региональных связей;
Структура информационного обеспечения планирования налоговых поступлений в деятельности территориальных налоговых органов
Обобщенные данные материалов налоговых проверок
Рис. 2. Структура информационного обеспечения налоговых органов в целях планирования налоговых поступлений
- необходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.
Налоговое планирование проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.
За последние годы в налоговой системе произошел отказ от планирования поступлений налогов и сборов «от достигнутого» к выработке определенных методов (алгоритмов) расчетов поступления налоговых платежей, основанных на анализе и оценке соответствующих налоговых баз и всего налогового потенциала страны и регионов.
Налоговое планирование представляет со-
бой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты различных уровней и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ее субъектов, представляющего систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.
Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства.
Мероприятия УФНС России по Чувашской Республике, осуществляемые в целях качественного и предельно точного прогнозирования поступления налогов и сборов в бюджет
Проведение всестороннего анализа данных о налоговой базе, динамике и структуре начислений и поступлений налоговых доходов, а также анализ тенденций, складывающихся в социально-экономическом развитии региона
Рис. 3. Мероприятия УФНС России по Чувашской Республике, осуществляемые в целях прогнозирования поступления налогов и сборов в бюджет
В целом процесс государственного налогового планирования представляет собой определенный алгоритм последовательных действий (рис. 1).
Одной из важных задач процесса государственного налогового планирования является достоверный прогноз поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Наиболее эффективно решить эту задачу могут, на наш взгляд, территориальные налоговые органы, поскольку обладают значительной информационной базой для целей налогового планирования. Массив информационного обеспечения, который налоговые органы могут использовать при планировании налогов, представлен на рис. 2.
Механизм комплексного планирования налоговых поступлений, осуществляемого территориальными налоговыми органами, может включать в себя следующие направления:
1) тщательное изучение положительных и отрицательных проявлений во взаимоотношениях налогоплательщиков с бюджетом, установление закономерностей этих взаимоотношений; оценка платежеспособности налогоплательщиков - юридических и физических лиц, а также оценка изменения состава и структуры налогоплательщиков;
2) проведение факторного анализа бюджетно-налоговых отношений с целью выявления влияния всей системы налогообложения, его отдельных элементов и отдельных налогов на показатели финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков;
3) предположительная оценка вероятности возникновения непредвиденных экономических, финансовых, бюджетных и налоговых ситуаций, разрывов между целями налогоплательщиков и бюджетными целями и разработка комплекса мер по их сглаживанию или полному устранению.
В качестве изучения практического подхода к процессу планирования налогов в деятельности налоговых органов рассмотрим работу Управления Федеральной налоговой службы РФ по Чувашской Республике.
Вопросами налогового планирования в Управлении занимается аналитический отдел, который осуществляет учет и анализ налоговых платежей, рассчитывает плановые показатели сбора налогов, обобщает сведения о поступлении налогов и сборов и задолженности по ним в бюджетную систему РФ в информационном бюллетене.
В целях планирования налоговых поступлений отдел осуществляет ряд мероприятий (рис. 3).
Рассчитанные таким образом индикативные показатели налоговых поступлений берутся за основу плановых заданий для выполнения. Кроме того, они могут корректироваться на предполагаемый уровень инфляции и уровень собираемости налогов.
По окончании отчетного периода происходит сравнение индикативных показателей с фактическими поступлениями налогов, и при выявлении серьезных расхождений проводится расследование их причин.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая. М.: ЭКСМО, 2014. 985 с.
2. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2011. 637 с.
3. Налоговый менеджмент / Т.Я. Сильвестро-ва [и др.]. Чебоксары, 2013. 320 с.
4. Прогнозирование и планирование в налогообложении: учебник / И.И. Бабленкова [и др.]; науч. ред. И.И. Бабленкова. М.: ЗАО «Экономика», 2009. 351 с.
5. Улыбина Л.В. Налоговый потенциал региона: проблемы формирования и перспективы развития: монография. Чебоксары, 2008. 131 с.
УЛЫБИНА Лариса Витальевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: 13.larisa@mail.ru
КЛОЧКОВ Александр Сергеевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: klan-dipkurs@yandex.ru
ULIBINA, Larisa Vitalyevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Chair of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: 13.larisa@mail.ru
KLOCHKOV, Aleksandr Sergeevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: klan-dipkurs@yandex.ru