УДК 336.221.26
DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(2).4
М. В. Котельникова
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СУЩНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
Аннотация. Реальность бюджета любого уровня зависит во многом от точности прогноза доходной части бюджета, главным образом налоговых доходов, поскольку именно они занимают наибольшей удельный вес в общей структуре бюджета. В то же время теоретические вопросы планирования налоговых доходов, особенно в части субъектной составляющей, изучены недостаточно. В статье рассмотрен дискуссионный вопрос о сходстве и различии понятий «планирование налоговых доходов» и «налоговое планирование». Описаны подходы ученых-экономистов к определению целей и задач планирования налоговых доходов. Сформулирована авторская позиция по результатам исследования: определены признаки планирования налоговых доходов бюджетов; обосновано выделение двух блоков планирования исходя из различных критериев (субъект, объект, ключевые функции, результат планирования, документальное оформление, ответственность, цели и задачи) и, таким образом, доказаны существенные различия в планировании доходов бюджетов налоговыми и финансовыми органами.
Ключевые слова. Планирование налоговых доходов; налоговое планирование; хозяйствующий субъект; финансовые и налоговые органы; цели и задачи планирования налоговых доходов.
Информация по статье. Дата поступления 29 декабря 2014 г.; дата принятия к печати 9 февраля 2015 г.; дата онлайн-размещения 20 марта 2015 г.
M.V. Kotelnikova
Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation
DEBATABLE ISSUES OF ESSENCE OF PLANNING BUDGET TAX INCOMES
Abstract. The reality of budget of any level largely depends on the forecasting accuracy for the budget revenues, mainly the tax revenues, as they occupy the largest share in the total budget structure. At the same time, the theoretical issues of planning the tax revenues, especially in the part of its subjective component, have been studied insufficiently. The article considers the debatable issue of the similarities and differences between the concepts «planning tax incomes» and «tax planning». It describes approaches of economic scientists to determining the goals and objectives in planning the tax revenues. It formulates the author's stand on the research results: identification of signs of planning budget tax incomes; substantiation of specifying two planning blocks proceeding from various criteria(subject, object, key functions, result of planning, documentation, responsibility, objectives and tasks) and, thus, the proof of significant differences in planning budget tax revenue by the tax and financial authorities.
Keywords. Planning tax incomes; tax planning; economic entity; financial and tax authorities; objectives and tasks of planning tax revenue.
Article info. Received December 29, 2014; accepted February 9, 2015; available online March 20, 2015.
© М. В. Котельникова, 2015
Кризисные явления в российской экономике актуализируют проблематику адекватного планирования налоговых поступлений в целях формирования реалистичных бюджетных проектировок. В современных условиях «существенно возрастает значение объективной оценки доходного потенциала развития территории как условия успешного развития страны и ее регионов» [5, с. 27].
В связи с этим, планированию налоговых доходов бюджетов уделяется все больше внимания как в научных исследованиях, так и в практической деятельности органов власти всех уровней. Вместе с тем, действующие подходы к планированию нередко не приводят к достоверному обоснованию доходов бюджетов, особенно местных, и не ориентированы на результат, что обусловлено недостаточной разработанностью методологии и методического обеспечения бюджетного планирования доходов. Поэтому в настоящий момент актуальной проблемой является уточнение теоретических основ планирования налоговых доходов [17, с.73-74].
Планирование налоговых доходов (налоговое планирование), являясь частью финансово-бюджетного планирования, представляет собой один из элементов системы управления финансами (государственными, региональными, муниципальными).
В экономической литературе нет однозначной трактовки понятия «планирование налоговых доходов» (табл. 1).
Анализ предлагаемой экономистами терминологии данного термина позволяет выделить следующие аспекты:
1. Большинство ученых используют на макроуровне термины «планирование налоговых доходов» и «налоговое планирование» как синонимы (В. Г. Пансков, М. В. Романовский, О. В. Врублевская, С. В. Барулин, Е. П. Пешкова, Е. А. Чумаченко, А. А. Пешкова и Л. В. Вардерасян).
В рамках данной концепции налоговое планирование рассматривается в двух аспектах (в зависимости от статуса осуществляющего процесс субъекта):
- налоговое планирование на уровне государства или планирование налоговых доходов (государственное планирование) — процесс, осуществляемый органами государственной власти или органами власти муниципальных образований, связанный с планированием поступлений налогов и сборов в бюджетную систему;
- налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта (индивидуальное планирование) — процесс, осуществляемый налогоплательщиком, направленный на минимизацию его налогообложения строго в соответствии с действующим законодательством [15, с. 159].
2. Ряд экономистов (Е. Н. Евстигнеев и Н. Г. Викторова, А. М. Балтина, Е. И. Комарова, М. А. Троянская, И. И. Бабленкова, Л. С. Кирина, Г. Н. Карпова, Н. А. Горохова, И. А. Майбуров) трактуют понятие «планирование налоговых доходов» с позиции органов государственной власти и местного самоуправления, а налоговое планирование — с позиции хозяйствующего субъекта.
Е. Н. Евстигнеев и Н. Г. Викторова считают понятия «планирование налогов» и «налоговое планирование» несовместимыми по своему содержанию и смыслу. По их мнению, данные понятия следует рассматривать как дифференцированное целое в рамках иерархического представления финансового (налогового) менеджмента. Они предлагают внести в российское законодательство четкое и недвусмысленное определение различий между планированием налогов на государственном уровне и налоговым планированием на уровне хозяйствующих субъектов [6, с. 39].
Вопрос о сходстве и различии понятий «планирование налоговых доходов» и «налоговое планирование» на основании различных характеристик (субъект, объект, цели и критерии оценки) представлен в работах А. М. Балтиной, Е. И. Комаровой, М. А. Троянской (табл. 2).
Таблица 1
Теоретические подходы к определению понятий «планирование (прогнозирование) налоговых доходов» и «налоговое планирование»
Автор
Планирование (прогнозирование) налоговых доходов
Налоговое планирование (прогнозирование) на макроуровне (с позиции государства)
Налоговое планирование
на микроуровне (с позиции хозяйствую_щего субъекта)_
М. В. Романовский
О. В. Врублев-ская
Е. С. Вылкова
Процесс установления прогнозных и оценки фактически исполненных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений [12, с. 314]
Налоговое планирование и прогнозирование (важнейший элемент системы планирования доходов бюджета) — процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предполагаемых налоговых поступлений в бюджет РФ [3, с. 236]
Процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования [4, с. 93]
И. И. Баблен-кова
Л. С. Кирина Г. Н. Карпова Н. А. Горохова [16, с. 16, 151]
Деятельность органов власти по обоснованию налоговых поступлений в бюджет на основе анализа и оценки факторов внешней среды с помощью адекватных уровню неопределенности развития экономики методов
Интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития организации
А. М. Балтина Е. И. Комарова М. А. Троянская [1, с. 129]
Оптимизация налоговых платежей налогоплательщиками при использовании разнообразных методов уменьшения налоговых обязательств на законных основаниях
В. Г. Пансков [15, с. 150, 154, 159]
Планирование налогов — деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом
Сложный процесс последовательных и одновременно осуществляемых взаимодействующих мер по решению задачи обоснованного расчета размера налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня на заданный период
Организация деятельности экономического субъекта, направленная на максимальную минимизацию его налогообложения строго в соответствии с действующим законодательством
И. А. Майбуров [13, с. 140-141]
Прогнозирование налоговой базы и планирование налоговых поступлений включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору с учетом динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства
Оценка перспектив увеличения налоговой базы и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему, осуществляемую на базе прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов, с одновременной выработкой решений и разработкой мер, обеспечивающих достижение этих перспектив
Оценка перспектив уменьшения налоговой нагрузки, осуществляемой на основе вариативности организации хозяйственной деятельности налогоплательщика, в соответствии с действующим законодательством
Н. А. Истомина [8, с. 235]
Расчет потенциально возможного объема налоговых доходов отдельных бюджетов, как элемент бюджетного процесса соответствующей территории, осуществляемый финансовыми органами федерального, регионального и местного уровней, ответственными за составление проектов бюджетов, до начала финансового года и в течение финансового года для корректировки утвержденных бюджетов
Деятельность Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений по оценке потенциально возможного объема поступлений налогов в бюджетную систему государства в целом, в отдельные бюджеты по всем видам налогов
С. В. Барулин [2, с. 276-277]
Государственное налоговое планирование — элемент государственного налогового менеджмента, направленный на максимально возможную реализацию фискального предназначения налогов, т. е. на обеспечение максимально возможного при заданных условиях объема налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды
Корпоративное налоговое планирование — составная часть финансового менеджмента предприятий — направлено на минимизацию (оптимизацию) налогов налогоплательщиками на основе использования разнообразных методов уменьшения (оптимизации) налоговых обязательств на законных основаниях
Соотношение понятий «планирование налоговых доходов» и «налоговое планирование»
Таблица 2
Характеристика Планирование налоговых доходов Налоговое планирование
Субъект Органы государственной власти и местного самоуправления Хозяйствующий субъект
Объект Объем налоговых доходов бюджета Объем перечисляемых налогов
Цель Обеспечение доходов, необходимых для финансирования расходных обязательств Минимизация уплачиваемых налогов на законных основаниях
Критерий оценки Отклонение фактических значений от запланированных Уровень налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект
Источник: [1, с. 128].
Развитием данного направления можно считать рассмотрение соотношения понятий «планирование налоговых доходов» и «налоговое планирование» на уровне государства в зависимости от субъекта управления: планирование налоговых доходов — деятельность финансовых органов, налоговое планирование — деятельность налоговых органов.
Так, Н. А. Истомина, сравнивая планирование налоговых доходов и налоговое планирование на макроуровне по различным критериям (цель, ответственный субъект, место и роль в бюджетном процессе, методическая основа), предлагает использовать:
- термин «планирование налоговых доходов» — для процесса формирования плановых показателей по налоговым доходам бюджетов, осуществляемого финансовыми органами федерального, регионального и местного уровней; при этом отмечается, что «расчет (проектирование) показателей доходов... бюджета» [7, с. 41], осуществляемый финансовыми органами, относится к «расчет-но-аналитическому направлению» деятельности регионального финансового органа, а базовыми элементами методик планирования доходов бюджетов являются базы расчетов поступлений по конкретным налогам и коэффициенты, применяемые к соответствующим расчетным базам [10, с. 47]
- термин «налоговое планирование» — для процесса оценки потенциально возможного объема поступлений налогов в бюджетную систему государства в целом и в отдельные бюджеты по всем видам налогов, осуществляемого Федеральной налоговой службой и ее территориальными подразделениями.
На рисунке представлены общие теоретические подходы ученых-экономистов по вопросу определения понятия «планирование налоговых доходов».
Теоретические подходы по вопросу определения понятия «планирование налоговых доходов»
Таким образом, современные авторы не дают однозначного определения как собственно планирования (прогнозирования) налоговых доходов (налогового планирования), так и объекта, на который направлен этот процесс. Следовательно, не следует рассматривать термин «налоговое планирование» применительно к деятельности органов власти по обоснованию налоговых поступлений в бюджет. В данном случае необходимо использовать термин «планирование налоговых доходов». Соответственно, более понятна и логична позиция тех ученых-экономистов, которые рассматривают в своих трудах термин «планирование налоговых доходов» с позиции органов государственной власти и местного самоуправления, а «налоговое планирование» с позиции хозяйствующего субъекта (Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова, А. М. Балтина, Е. И. Комарова, М. А. Троянская, И. И. Бабленкова, Л. С. Кирина, Г. Н. Карпова, Н. А. Горохова).
Планирование налоговых доходов бюджетов характеризуется, по нашему мнению, совокупностью следующих признаков:
- временной характер — определение размера налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджетной системы на заданный временной период;
- перспективность — планирование должно опираться не только на действующее законодательство, но и учитывать планируемые в будущем изменения;
- многовариантность (альтернативность) — возможность рассмотрения нескольких вариантов планирования с применением наиболее оптимального из них для конкретной экономической ситуации с учетом оценки последствий от принимаемых решений;
- экономическая обоснованность — необходимость обоснования налоговых поступлений в бюджет на основе анализа и оценки факторов внешней среды, количественных и качественных показателей, совершенствования бюджетного и налогового законодательства;
- иерархический характер информационного взаимодействия субъектов планирования — планирование налоговых поступлений предполагает трудоемкую и кропотливую работу, связанную со сбором, сортировкой и проведением сложных прогнозно-аналитических вычислений больших информационных потоков из различных источников.
Исследовав сущность планирования налоговых доходов, считаем необходимым руководствоваться статусом субъекта планирования, таким образом, выделяя два блока планирования:
- 1 блок — планирование налоговых доходов финансовыми органами;
- 2 блок — планирование налоговых доходов налоговыми органами (территориальными органами Федеральной налоговой службы).
Учитывая данный факт, рассмотрим особенности планирования налоговых доходов финансовыми и налоговыми органами на основании различных критериев (табл. 3).
Деятельность как финансовых, так и налоговых органов (для финансовых органов буквально, для налоговых органов косвенно) пересекается в части планирования налоговых доходов бюджетов. Вместе с тем, ответственность за адекватную оценку объема налоговых доходов бюджетов несут финансовые органы, занимающие центральное место в планировании налоговых доходов. В рамках организационно-регламентирующей деятельности финансовый орган формирует методику — основной документ, определяющий технологию планирования бюджета. При этом участие территориальных органов Федеральной налоговой службы в процессе планирования налоговых доходов бюджетов предопределяется наличием у них расширенной информации о поступлении налогов за прошедшие отчетные периоды, знанием оперативной обстановки на местах с позиции влияния действующей налоговой системы на экономику конкретных налогоплательщиков и уровень налоговых изъятий.
Кроме того, налоговые органы, как главные администраторы доходов бюджетов, обеспечивают формирование и представление в финансовый орган прогноза поступлений налоговых доходов на основании собственных расчетов. Поэтому представляется вполне логичным утверждать, что планирование налоговых доходов бюджетов должно осуществляться данными субъектами планирования с достаточной степенью согласованности и взаимообусловленности.
Таблица 3
Сравнительная характеристика понятий «налоговое планирование» и «планирование налоговых доходов бюджетов»
Критерий сравнения Планирование налоговых доходов бюджетов
Блок 1 «финансовые органы» Блок 2 «налоговые органы»
Субъект Министерство финансов РФ, Министерства финансов субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения
Объект Плановый объем налоговых доходов бюджета
Ключевые функции Выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной и налоговой деятельности Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов
Документальное оформление результата Результат закрепляется законом о бюджете (или решением о бюджете, имеющем силу закона) Результат закрепляется ведомственными документами, не имеющими силу закона
Методическая основа Методики планирования бюджетов, разработанные финансовыми органами Методики и стандарты, применяемые налоговыми органами
Ответственность за результаты планирования Как органы, отвечающие за составление проекта бюджета, несут полную ответственность за адекватную оценку объема налоговых доходов бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Отвечают за обоснованность исходной информации, которая влияет на оценку планового объема налоговых доходов бюджета, но ответственности за результаты планирования не несут
Следует отметить, что в настоящее время дискуссионным является также вопрос не только о сущности, но и о целях и задачах планирования (прогнозирования) налоговых доходов (налогового планирования). В табл. 4 обобщены точки зрения российских ученых по данной проблематике.
Рассматривая задачи и цели планирования налоговых доходов, большинство экономистов (М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Г. Б. Поляк, И. И. Ба-бленкова, Л. С. Кирина, Г. Н. Карпова, Н. А. Горохова, Е. Ц. Чимитдоржиева) оценивают данный аспект с точки зрения необходимости определения экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий уровень бюджетной системы на заданный временной период с целью обоснования совокупности действий по максимальному учету возможностей оптимизации налоговых платежей как для государства, так и для плательщиков налога.
Развитием данного направления являются рассуждения А. М. Балтиной, Е. И. Комаровой и М. А. Троянской, акцентирующие внимание на обосновании налоговых поступлений с учетом объективных тенденций развития экономики, вероятных изменениях внешней среды, совершенствовании законодательства о налогах и сборах, повышении качества налогового администрирования. В более поздних работах М. А. Троянская определяет основной задачей планирования налоговых доходов экономическое обоснование количественных параметров бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны и регионов в рамках разработанной и законодательно принятой налоговой концепции [17, с. 78-79].
Теоретические
Таблица 4
подходы к вопросу о сущности, целях и задачах планирования (прогнозирования) налоговых доходов
Автор Задачи Цели
М. В. Романовский О. В. Врублевская [12, с. 314, 331, 333] Установление научно обоснованной величины налоговых поступлений определенного уровня бюджетной системы на заданный временной период Не указаны
Г.Б. Поляк [18, с. 237-239] Определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий уровень бюджетной системы Обоснование совокупности действий по максимальному учету возможностей оптимизации налоговых платежей как для государства, так и для плательщиков налога
И. И. Бабленкова, Л. С. Кирина, Г. Н. Карпова, Н. А. Горохова [16, с. 16]
А.М. Балтина, Е.И. Комарова, М.А. Троянская Обоснование налоговых поступлений с учетом объективных тенденций развития экономики, вероятных изменений внешней среды, совершенствования законодательства о налогах и сборах, повышения качества налогового администрирования [1, с. 131] Решение проблемы научного обоснования объемов налогов в бюджетную систему [17, с. 78-79]
В.Г. Пансков [15, с. 154] Обоснованный расчет размера налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня на заданный период Разработка прогноза социально-экономического развития страны
И.А. Майбуров [13, с. 140-142] Не указаны Максимизировать налоговые поступления в бюджет. Увеличение налоговой базы за счет вовлечения максимального числа экономических агентов в процесс налогообложения и создание условий для либерализации этого процесса
Т. В. Кириченко Л. Б. Ларина [11, с. 23] Не указаны Минимизация уровня неопределенности, в пределах которого лицо, принимающее решения, может эффективно осуществлять свои функциональные полномочия
Е. Ц. Чимитдоржиева [19, с. 17] Определение на заданном временном периоде экономически обоснованного размера поступлений налогов в бюджетную систему Достижение максимально высокого уровня мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны
Е. П. Пешкова Е. А. Чумаченко А. А. Пешкова Л. В. Вардерасян [14, с. 20-21] Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей, правильное прогнозирование налоговых поступлений Обеспечение потребностей бюджетов разных уровней и решение поставленных социально-экономических задач по доходным источникам
Действительно, на практике планирование налоговых доходов является гораздо более сложным процессом, так как, являясь частью финансово-бюджетного планирования, тесно связано с формированием расходной части бюджета.
Е. П. Пешкова, Е. А. Чумаченко, А. А. Пешкова и Л. В. Вардерасян оценивают задачи налогового планирования с позиции реализации концепции налоговой реформы, основными целями которой являются поэтапное снижение и выравнивание налогового бремени, обеспечение принципов справедливого налогообложения, повышение роли налогов. По их мнению, условием правильного прогнозирования налоговых поступлений является переход к рациональной системе налогового планирования и прогнозирования, обеспечивающей реализацию качественных и количественных параметров бюджетных
назначений, определенных с учетом реальной налоговой базы и соответствующего налогового потенциала территории [14, с. 21]. Развивая идеи указанных авторов, а также учитывая субъектный характер планирования налоговых доходов, считаем необходимым рассмотрение целей и задач планирования с позиции финансовых и налоговых органов (табл. 5).
Таблица 5
Цели и задачи планирования налоговых доходов с позиции финансовых и налоговых органов
Критерий сравнения
Финансовые органы
Налоговые органы
Цели
Цель 1
Обеспечение потребностей бюджетов в решении поставленных социально-экономических задач
Цель 2
Цель 1
Регулирование
межбюджетных
отношений
Обеспечение финансовых органов адекватной и достоверной информацией, необходимой для планирования налоговых доходов
Цель 2
Обеспечение максимальной мобилизации налоговых доходов в бюджет
Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей
Оценка эффективности государственной экономической, налоговой и бюджетной политики, внесение необходимых корректив, выработка новых направлений развития
Оценка налогового потенциала субъекта РФ и муниципальных образований
Предоставление в финансовый орган:
- отчетных данных по поступлениям налоговых доходов;
- сведений о начислениях, суммах задолженности и недоимки по видам налогов*
Анализ влияния действующей налоговой системы на экономическую деятельность конкретных налогоплательщиков и уровень налоговых изъятий, выработка предложений по улучшению налогового законодательства
Обеспечение процедуры планирования налоговых доходов в рамках бюджетного процесса (анализ действующего законодательства, сбор требуемой информации; оценка динамики поступления налогов за предыдущие годы; разработка методики расчета налоговых доходов, мониторинг выполнения плана налоговых поступлений)
Определение показателей, необходимых для расчета объемов межбюджетных трансфертов (расчет размера дотаций местным бюджетам в рамках составления проекта регионального бюджета)
Осуществление полномочий главного администратора доходов бюджетов — формирование и представление в финансовый орган:
- прогноза поступлений налоговых доходов;
- аналитических материалов по исполнению налоговых доходов;
- сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета**
Осуществление полномочий администратора доходов бюджетов (контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате(зачете) излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов)***
Организация администрирования налоговых доходов бюджетов
Оценка перспективных возможностей территорий по аккумулированию налогов в бюджет (выявление резервов роста налоговых доходов)
* О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов : постановление Правительства РФ от 12 авг. 2004 г. № 410 (ред. от 10 окт. 2007 г.).
** Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации : приказ ФНС России от 27 дек. 2012 г. № ММВ-7-1/1004@ (ред. от 30 июня 2014 г.).
*** Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 29 нояб. 2014 г.).
Несмотря на то, что в деятельности финансовых и налоговых органов присутствует один и тот же объект — объем налоговых поступлений, оценка этого объекта осуществляется данными субъектами для достижения различных целей и различных задач.
Таким образом, в рамках проведенного исследования планирование налоговых доходов рассматривается автором с точки зрения осуществляемого финансовыми и налоговыми органами процесса формирования плановых показателей по налоговым доходам бюджетов. Данный процесс предполагает использование различных методов, в частности, метода экспертных оценок, на основе которого создается возможность «формирования сценариев развития территорий, показатели которых влияют на параметры доходной части бюджетов, ...провести уточнение плановых значений доходов при наличии факторов, которые могут привести к снижению поступлений» [9, с, 27].
Планирование налоговых доходов бюджетов является кропотливой и ответственной работой, требующей серьезного анализа экономических, политических, социальных процессов, а также глубоких познаний в области бюджетного и налогового законодательства. Изучение теоретических основ, в том числе субъектной составляющей, планирования налоговых доходов позволяет обеспечить потребности бюджета в решении поставленных социально-экономических задач.
Список использованной литературы
1. Балтина А. М. Налоговая нагрузка на экономику и планирование налоговых доходов регионального бюджета : монография / А. М. Балтина, Е. И. Комарова, М. А. Троянская. — Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2007. — 220 с.
2. Барулин С. В. Теория и история налогообложения : учеб. пособие / С. В. Барулин. — М. : Экономистъ, 2006. — 319 с. — (Homo faber).
3. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / О. В. Врублевская [и др.] ; под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. — 3-е изд., испр. и перераб. — М. : Юрайт-Издат, 2003. — 838 с.
4. Вылкова Е. Налоговое планирование / Е. Вылкова, М. Романовский. — СПб. : Питер, 2004. — 634 с. — (Учебник для вузов).
5. Долганова Ю. С. Корректировка параметров регионального бюджета по доходам как объективная составляющая бюджетного процесса / Ю. С. Долганова, Н. А. Истомина, М. О. Мазунина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2013. — № 34. — С.27-32.
6. Евстигнеев Е. Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России : монография / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — М. : Инфра-М, 2012. — 270 с. — (Научная мысль).
7. Истомина Н. А. Институциональные (субъектные) особенности процесса формирования (планирования) регионального бюджета / Н. А. Истомина // Финансы и кредит. — 2012. — № 48. — С. 36-42.
8. Истомина Н. А. К вопросу о сущности и классификации налогового планирования (планирования доходов бюджетов) / Н. А. Истомина // Налоги и финансовое право. — 2010. — № 7. — С. 235-239.
9. Истомина Н. А. О сущности и современной практике применения методов бюджетного планирования и прогнозирования / Н. А. Истомина // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. — 2012. — № 37. — С. 26-30.
10. Истомина Н. А. Региональные методики планирования налоговых доходов бюджетов в системе регионального бюджетного планирования / Н. А. Истомина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2010. — № 13. — С. 46-53.
11. Кириченко Т. В. Реализация парадигмы налогового планирования : монография / Т. В. Кириченко, Л. Б. Ларина. — М. : Дашков и К, 2006. — 112 с.
12. Налоги и налогообложение / под ред. М. Романовского, О. Врублевской. — 6-е изд., доп. — СПб. : Питер, 2009. — 528 с. — (Учебник для вузов).
13. Налоги и налогообложение : учеб. для студентов вузов / И. А. Майбуров [и др.] ; под ред. И. А. Майбурова. — М. : Юнити-Дана, 2007. — 655 с.
14. Налоговое прогнозирование и планирование как основа проектирования доходов бюджета региона : монография / Е. П. Пешкова, Е. А. Чумаченко, А. А. Пешкова, Л. В. Вардерасян. — Ростов н/Д : Ростиздат, 2008. — 112 с.
15. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика : учеб. для вузов / В. Г. Пансков. — М. : Юрайт, 2010. — 680 с. — (Университеты России).
16. Прогнозирование и планирование в налогообложении : учебник / И. И. Баблен-кова, Л. С. Кирина, Г. Н. Карпова, Н. А. Горохова ; науч. ред. И. И. Бабленкова. — М. : Экономика, 2009. — 351 с. — (Высшее образование).
17. Троянская М. А. Экономико-правовые основы планирования налоговых доходов / М. А. Троянская // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2012. — № 7-8. — С. 73-92.
18. Финансово-бюджетное планирование : учебник / под ред. Г. Б. Поляка. — М. : Вузовский учебник, 2007. — 544 с.
19. Чимитдоржиева Е. Ц. Совершенствование налогового планирования и прогнозирования доходов консолидированного бюджета региона / Е. Ц. Чимитдоржиева. — Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2010. — 179 с.
References
1. Baltina A. M., KomarovaE. I., Troyanskaya. M. A. Nalogovaya nagruzka na ekonomi-ku i planirovanie nalogovykh dokhodov regional'nogo byudzheta [The tax burden on economy and planning tax revenues of the regional budget]. Orenburg, IPK GOU Publ., 2007. 220 p.
2. Barulin S. V. Teoriya i istoriya nalogooblozheniya [Theory and History of Taxation]. Moscow, Ekonomist Publ., 2006. 319 p.
3. Vrublevskaya O. V., Romanovskii M. V. (eds). Byudzhetnaya sistema Rossiiskoi Fed-eratsii [The budget System of the Russian Federation]. 3rd ed. Moscow, Yurait-Izdat Publ., 2003.838 p.
4. Vylkova E., Romanovskii M. (eds). Nalogovoe planirovanie [Tax Planning]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 634 p.
5. Dolganova Yu. S., Istomina, N. A., Mazunina M. O. Adjustment of regional budget parameters in terms of revenues as an objective constituent of the budget process. Finanso-vaya analitika: problemy i resheniya = Financial analytics: problems and solutions, 2013, no. 34, pp. 27-32. (In Russian).
6. Evstigneev E. N, Viktorova. N. G. Nalogovyy menedzhment i nalogovoe planirovanie v Rossii [Tax management and tax planning in Russia]. Moscow, Infra-M Publ., 2012. 270 p.
7. Istomina N. A. Institutional (subjective) process features for forming (planning) the regional budget. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2012, no. 48, pp. 36-42. (In Russian).
8. Istomina N. A. On the issue of the essence and classification of tax planning (planning budget revenues). Nalogi i finansovoe pravo = Taxes and Financial Law, 2010, no. 7, pp. 235-239. (In Russian).
9. Istomina N. A. On essence and today's practice of using methods of budget planning and forecasting. Natsional'nye interesy, prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2012, no. 37, pp. 26-30. (In Russian).
10. Istomina N. A. Regional methods of planning tax budget revenues in the system of regional budget planning. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2010, no. 13, pp. 46-53. (In Russian).
11. Kirichenko T. V, Larina L. B. Realizatsiya paradigmy nalogovogo planirovaniya [Implementation of the tax planning paradigm]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2006. 112 p.
12. Romanovskiy M., Vrublevskaya O. (eds.) Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], 6th ed. Saint Petersburg, Piter Publ., 2009. 528 p.
13. Mayburov I. A. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, Yuniti-Da-na Publ., 2007. 655 p.
14. Peshkova E. P., Chumachenko E. A., Peshkova A. A., Varderasyan L. V. Nalogovoe prognozirovanie i planirovanie kak osnova proektirovaniya dokhodov byudzheta regiona [Tax forecasting and planning as a basis of projecting the revenues of regional budget]. Rostov-on-Don, Rostizdat Publ., 2008. 112 p.
15. Panskov V. G. Nalogi i nalogooblozhenie: teoriya i praktika [Taxes and taxation: theory and practice]. Moscow, Yurait Publ., 2010. 680 p.
16. Bablenkova I. I., Kirina L. S., Karpova G. N., Gorokhova N. A. Prognozirovanie i planirovanie v nalogooblozhenii [Forecasting and planning in taxation]. Moscow, Ekonomi-ka Publ., 2009. 351 p.
17. Troyanskaya M. A. Economic and legal bases of planning tax revenue. Ekonomi-ka: vchera, segodnya, zavtra = Economy: yesterday, today and tomorrow, 2012, no. 7/8, pp. 73-92. (In Russian).
18. Polyak G. B. Finansovo-byudzhetnoeplanirovanie [Finance and budget planning]. Moscow, Vuzovskiy uchebnik Publ., 2007. 544 p.
19. Chimitdorzhieva E. Ts. Sovershenstvovanie nalogovogoplanirovaniya iprognoziro-vaniya dokhodov konsolidirovannogo byudzheta regiona [Improving the tax planning and the forecasting of the revenue of consolidated regional budget]. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2010. 179 p.
Информация об авторе
Котельникова Марина Викторовна — старший преподаватель, кафедра государственных и муниципальных финансов, Уральский государственный экономический университет, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8-е Марта, 62, e-mail: puma200282@mail.ru.
Библиографическое описание статьи
Котельникова М. В. Дискуссионные вопросы сущности планирования налоговых доходов бюджетов / М. В. Котельникова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 2. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article. aspx?id=20016. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(2).4.
Author
Marina V. Kotelnikova — Senior Lecturer, Chair of Public and Municipal Finances, Ural State University of Economics, 62 8-th of March St., 620144, Ekaterinburg, Russian Federation; e-mail: puma200282@mail.ru.
Reference to article
Kotelnikova M. V. Debatable issues of essence of planning budget tax incomes. Izvesti-ya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy uni-versitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 2. Available at: http://eizvestia.isea. ru/reader/article.aspx?id=20016. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(2).4. (In Russian).