УДК 336.22(470.44)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
М. В.Голубниченко
Голубниченко Мария Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, mvl04@mail.ru
Введение. Планирование налоговых поступлений в бюджеты всех уровней необходимо для эффективного управления экономикой страны. Для рационального планирования поступлений в бюджет субъекта РФ важно определить налоговый потенциал региона. Теоретический анализ. Доходы региональных бюджетов складываются из налоговых и неналоговых поступлений. В структуре доходов бюджета Саратовской области на протяжении последних пяти лет преобладают налоговые доходы, в которых основную долю составляют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, акцизы, единый налог, взимаемый при упрощенной системе налогообложения. На основе анализа формирования налоговых доходов Саратовской области возможен расчет налогового потенциала региона. Данный показатель отражает совокупный объем налогооблагаемых ресурсов региона и важен при планировании доходной части бюджета, особенно безвозмездных поступлений. Эмпирический анализ. Для получения обоснованного показателя налогового потенциала Саратовской области произведен расчет его значения за 2013-2017 гг. методом фактических поступлений и методом репрезентативной налоговой системы. Результаты расчета различными методами отличаются между собой незначительно. Налоговый потенциал в области используется в максимальном объеме. При этом снижение задолженности по налогам и уменьшение региональных льгот содействуют росту уровня налогового потенциала. Результаты. С учетом имеющейся информационной базы оптимальными для расчета налогового потенциала Саратовской области являются метод фактических поступлений и метод репрезентативной налоговой системы. Увеличение объема поступающих налогов и сборов в бюджет региона возможно за счет расширения перечня налогов, закрепленных за регионами и муниципальными образованиями. Ключевые слова: налоговое планирование, налоговый потенциал, региональный бюджет.
001: https://doi.Org/10.18500/1994-2540-2018-18-4-428-434
Введение
Для поддержания экономической стабильности и роста основных экономических показателей страны и регионов в частности необходима система планирования налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Без планирования невозможно эффективное управление национальной экономикой, а также ее отдельными субъектами.
Налоговые и финансовые органы в пределах своих полномочий проводят планирование налоговых поступлений в региональную бюджетную систему. При этом достоверность прогноза влияет на финансирование приоритетных программ социально-экономического развития. Налоговое планирование дает возможность реализовывать принципы стабильности налоговой системы.
При разработке налоговой и бюджетной региональной политики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды большое значение имеет налоговое планирование доходной части бюджета, которую нельзя определить без анализа налогового потенциала региона. Этот показатель применяется при расчете размера предоставляемых дотаций, субсидий из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации, при формировании механизма управления налоговыми ресурсами.
Теоретический анализ
Региональные бюджеты находятся на втором уровне иерархической бюджетной системы. Они имеют самостоятельные источники формирования доходов, направления расходования средств, также получают помощь из федерального бюджета и сами оказывают финансовое содействие местным бюджетам.
Доходная часть региональных бюджетов формируется из налоговых и неналоговых доходов. В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса РФ [1], к налогам, зачисляемым в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории региона, относятся следующие налоги в полном или частичном объеме:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог;
- налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- налог на доходы физических лиц;
- акцизы;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- сбор за пользование объектами животного мира;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- государственная пошлина.
В структуре доходов бюджета Саратовской
области наблюдается совсем незначительная динамика за последние 5 лет (рис. 1), и преобладают налоговые доходы, которые, например, в 2017 г. составили 70,6%, при этом доля безвозмездных поступлений - 27,6%, а неналоговых доходов - 1,8%.
Рис. 1. Динамика и структура доходов бюджета Саратовской области за
2013-2017 гг., % (сост. по: [2]) Fig. 1. Dynamics and structure of revenues of the Saratov region budget for 2013-2017, % (compiled on: [2])
Анализируя виды налоговых поступлений в разрезе видов экономической деятельности, можно отметить, что наибольшую долю налоговых поступлений в областной бюджет составили в 2017 г. отрасли обрабатывающей промышленности, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, производство и распространение электроэнергии, газа, воды. К бюджетообразующим налоговым доходам Саратовской области относятся налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, акцизы, единый налог, взимаемый при применении упрощенной системы налогообложения (рис. 2). То есть основную часть поступлений составляют прямые налоги, из косвенных налогов в бюджет региона зачисляются только акцизы [3, с. 531].
На основе анализа формирования налоговых доходов бюджета Саратовской области возможен расчет налогового потенциала региона. Этот показатель важен при планировании доходной части бюджета, особенно безвозмездных поступлений, а также для формирования механизма управления налоговыми ресурсами.
Налоговый потенциал является сложным показателем, формирующимся под воздействием многих факторов: географических, экономических, социально-демографических, политических, финансовых и др.
В экономической литературе существует много определений этой категории. Так, В. Г. Пансков рассматривает налоговый потенциал как «максимально возможную сумму налоговых поступлений на определенной территории за определенный промежуток времени в условиях действующего налогового законодательства» [4, с. 67]. В. А. Шабашев и Т. Т. Маликайдаров определяют эту экономическую категорию как «оптимальную величину налоговых поступлений в бюджет на определенной территории, действующей в заданном правовом и экономическом поле, при максимально эффективном использовании всех имеющихся ресурсов данной территории в условиях существующей системы налогообложения» [5, с. 286].
Налоговый потенциал региона «в широком смысле» можно рассматривать как совокупный объем налогооблагаемых ресурсов региона, «в узком смысле» - как максимально возможную сумму поступлений налогов, сборов в региональный бюджет за заданный отрезок времени.
Методы расчета налогового потенциала основаны на фактически собранных налоговых поступлениях за отчетный период, имеющихся налоговых ресурсах, построении репрезентативной налоговой системы, валовом региональном продукте, среднедушевых доходах населения (табл. 1).
Рис. 2. Основные бюджетообразующие налоговые доходы Саратовской области за 2013-2017 гг., млн руб. (сост. по: [6]) Fig. 2. The main budget-forming tax revenues of the Saratov region for 2013-2017, million rubles (compiled on: [6])
Методы расчета налогового потенциала региона Methods of calculating the region tax potential
Таблица 1/Table 1
Группа методов Методы
Методы, базирующиеся на показателях экономического дохода На базе показателя валового регионального продукта
На базе показателя среднедушевых доходов
На базе показателя совокупных налоговых ресурсов
Методы, основанные на показателях налоговых баз На основе прямого счета
На основе построения репрезентативной налоговой системы
Методы, базирующиеся на данных фактических налоговых поступлениях и их корректировке На основе фактических налоговых поступлений
На основе корректировки фактических налоговых поступлений
Среди актуальных методов в настоящее время можно выделить:
- метод на основе фактических налоговых поступлений;
- метод прямого счета;
- метод репрезентативной налоговой системы.
Эмпирический анализ
Чтобы получить обоснованный показатель налогового потенциала Саратовской области, рассчитаем и сопоставим его значения различными методами.
Доступным и простым является метод, основанный на фактических поступлениях. Налоговый потенциал рассчитывается следующим образом:
НПР = Ф + З + Л,
где НПР - налоговый потенциал региона; Ф -сумма фактического поступления налогов; З -прирост задолженности по налогам за отчетный период; Л - сумма налога, приходящаяся на региональные льготы.
По результатам расчета налогового потенциала Саратовской области методом фактических поступлений, видно, что налоговый потенциал в области используется в максимальном объеме (табл. 2). За последние 5 лет сумма поступления налогов увеличивалась, при этом в 2015-2016 гг. - за счет уменьшения налоговой задолженности, а в 2016-2017 гг. - благодаря снижению региональных льгот. Анализ позволяет сделать вывод о том, что снижение задолженности по налогам и уменьшение региональных льгот способствуют увеличению уровня налогового потенциала.
Таблица 2/Table 2
Результаты расчета налогового потенциала Саратовской области фактическим методом, млн руб. Results of the tax potential calculation of the Saratov region by the actual method, million rubles
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017
Сумма фактического поступления налогов 52 695,1 61 601,4 64 507,0 71 383,9 76 685,4
Прирост задолженности по налогам за отчетный период 160,3 499,1 312,8 266,9 569,5
Сумма налога, приходящаяся на региональные льготы 2021,9 2087,4 2200,2 2580,1 1371,2
Налоговый потенциал 54 877,3 64 187,9 67 020,0 73 697,1 78 626,1
Расчет налогового потенциала данным методом не позволяет оценить перспективы региона, так как основан на фактических данных. Для сравнения проведем расчет налогового потенциала Саратовской области методом репрезентативной налоговой системы (РНС). Налоговый потенциал рассчитывается следующим образом:
НПР = ПД/ * К, где ПД/ - суммарные исчисленные доходы по /-му налогу в региональный бюджет; К -коэффициент собираемости /-го налога по региону.
В методе РНС необходимо рассчитать налоговый потенциал по каждому налогу:
НП= НБ/ * РС/ * К, где НП - налоговый потенциал /-го налога; НБ/ - налоговая база /-го налога в исследуемом периоде; РС/ - средняя репрезентативная ставка /-го налога.
Репрезентативная налоговая ставка рассчитывается следующим образом: РС/ = ПД/ / НБ/.
Данный метод позволяет оценить налоговый потенциал по каждому налогу, зачисляемому в региональный бюджет.
В Саратовской области наибольшую долю налоговых доходов в региональном бюджете составляют НДФЛ (33,8% в 2017 г.) и налог на прибыль организаций (30,5% в 2017 г.) (рис. 3), поэтому этим налогам и будет соответствовать максимальный налоговый потенциал. Кроме того, достаточно высока доля налоговых доходов по налогу на имущество организаций, акцизам, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Результаты расчета налогового потенциала по каждому виду налога, зачисляемого в региональный бюджет, и по Саратовской области в целом методом репрезентативной ставки представлены в табл. 3.
Рис. 3. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета Саратовской области в 2017 г
(сост. по: [2])
Fig. 3. The structure of tax and non-tax revenues of the budget of the Saratov region in 2017
(compiled on: [2])
Таблица 3/Table 3
Результаты расчета налогового потенциала Саратовской области методом репрезентативной налоговой системы, млн руб.
Results of the tax potential calculation of the Saratov region by the method of representative tax system, million rubles
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017
Налог на доходы физических лиц 24 640,38 26 997,41 27 680,16 27 053,09 28 196,64
Налог на прибыль организаций 18 589,60 17 505,50 18 450,50 16 176,98 16 500,22
Налог на имущество организаций 6586,01 7670,27 7493,78 7804,48 8993,95
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 3587,74 3704,89 4054,73 4357,77 4599,57
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 2509,12 3210,14 3436,11 7605,59 5365,76
Земельный налог 2101,14 1640,13 1631,29 1336,73 1427,86
Транспортный налог 725,29 838,25 989,64 2155,06 2208,71
Налог на имущество физических лиц 556,48 575,27 692,40 815,25 831,55
Государственная пошлина 282,40 313,37 524,38 543,88 586,93
Налог на добычу полезных ископаемых 54,65 57,99 53,55 58,55 56,97
Налог на игорный бизнес 6,59 6,91 5,93 6,23 6,38
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 1,23 1,42 1,87 1,20 1,84
Налоговый потенциал 61 653,62 64 535,57 67 029,34 69 930,83 71 793,38
Несмотря на трудоемкость расчета, данный метод позволяет наиболее объективно оценить налоговый потенциал региона.
Результаты расчета налогового потенциала
Саратовской области фактическим методом, методом РНС отличаются между собой и от суммы фактического поступления налогов в региональный бюджет незначительно (табл. 4).
Таблица 4/Table 4
Сравнение результатов расчета налогового потенциала Саратовской области различными методами, млн руб. Comparison of the results of the tax potential calculation of the Saratov region by different methods, million rubles
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017
Сумма фактического поступления налогов 52 695,1 61 601,4 64 507,0 71 383,9 76 685,4
Налоговый потенциал, рассчитанный фактическим методом 54 877,3 64 187,9 67 020,0 73 697,1 78 626,1
Налоговый потенциал, рассчитанный методом РНС 61 653,62 64 535,57 67 029,34 69 930,83 71 793,38
Данные методы являются наиболее оптимальными для расчета налогового потенциала региона.
Результаты
Налоговый климат влияет на экономическую стабильность страны и регионов. В связи с этим важно осуществлять налоговое планирование с целью привлечения максимального объема налогов и сборов в бюджет региона.
Налоговое планирование на уровне субъекта государства - достаточно сложный процесс, так как экономическая деятельность регионов представлена определенными социально-демографическими, природно-климатическими условиями, различными отраслями экономики.
К задачам регионального налогового планирования можно отнести:
- расчет и анализ налогового потенциала;
- отслеживание динамики налоговых поступлений за несколько периодов;
- определение уровня собираемости налогов и сборов;
- оценку результатов изменений в налоговом законодательстве.
Значение показателя «налоговый потенциал» проявляется в следующем:
1) применение при расчете размера предоставляемых дотаций, субсидий из федерального бюджета в региональный бюджет;
2) формирование механизма управления налоговыми ресурсами.
Формирование налогового потенциала необходимо рассматривать с позиции региона, поскольку этот показатель зависит от экономической структуры, обеспеченности налогооблагаемыми ресурсами субъекта Федерации. При этом он находится в постоянной динамике.
Для рационального налогового планирования на уровне субъекта государства необходимо
формирование налоговой политики с ориентацией на повышение показателя налогового потенциала регионов. Достижение этой цели возможно путем увеличения налоговых поступлений в региональные бюджеты за счет расширения перечня налогов, закрепленных за регионами и муниципальными образованиями.
Несмотря на существующие методы оценки налогового потенциала, сложно говорить об эффективном использовании имеющихся данных о налоговом потенциале в связи со стремлением многих налогоплательщиков уклониться от уплаты налогов.
В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время с учетом имеющейся информационной базы фактический метод и метод репрезентативной налоговой системы являются наиболее оптимальными для расчета и анализа налогового потенциала Саратовской области.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Открытый бюджет Саратовской области. URL: http:// infinmon.saratov.gov.ru (дата обращения: 20.04.2018).
3. Каримова Э. Р., Жверанцева М. С., Голубниченко М. В. К вопросу о гармонизации систем косвенного налогообложения в евразийском экономическом сообществе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4, ч. 1. С. 527-532.
4. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : учебник для вузов. 7-е изд., доп. и перераб. М. : МЦФЭР, 2006. 592 с.
5. Шабашев В. А., Маликайдаров Т. Т. Понятие налогового потенциала региона и проблемы его развития // Вестн. КемГУ. 2015. Т. 3, № 4 (64). С. 284-290.
6. Федеральная налоговая служба : [сайт]. URL: http:// www.nalog.ru (дата обращения: 21.04.2018).
Образец для цитирования:
Голубниченко М. В. Определение налогового потенциала Саратовской области для рационального планирования поступлений в региональный бюджет // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 428-434. БО!: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2018-18-4-428-434
Definition of Tax Potential of the Saratov Region for Income Effective Planning of the Regional Budget
M. V. Golubnichenko
Maria V. Golubnichenko, https://orcid.org/0000-0001-9191-0859, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, mvl04@mail.ru
Introduction. Planning of tax revenues of all levels of budget is necessary for effective management of the country's economy. The essence of planning tax revenues is to assess the allowable revenue, which will be sufficient to meet the economic objectives of the region. For rational planning of revenues to the budget of the Russian Federation it is important to determine the tax potential of the region. Theoretical analysis. The regional budget revenues consist of tax and non-tax revenues. Incomes of the Saratov region budget structure for the last five years are dominated by tax revenues, which account for the bulk of the tax on income of private persons, tax on profit of organizations, tax on property of organizations, excise tax, unified tax payable under the simplified system of taxation. Based on the analysis of the formation of tax revenues of the Saratov region, it is possible to calculate the tax potential of the region. This indicator which reflects the total amount of taxable resources in the region is important in planning the revenue side of the budget, especially gratuitous revenues. Empirical analysis. To obtain a reasonable indicator of the tax potential of the Saratov region, its value for 2013-2017 was calculated by the method of actual revenues and the method of representative tax system. The results of the calculation by different methods differ slightly. The tax potential in the region is used to the maximum extent. At the same time, the reduction of tax arrears and regional benefits contribute to the growth of the level of tax potential. Results. Taking
into account the available information base, the best methods for calculating the tax potential of the Saratov region are the method of actual revenues and the method of representative tax system. The increase in the volume of incoming taxes and fees to the budget of the region is possible due to the expansion of the list of taxes assigned to the regions and municipalities. Key words: tax planning, tax potential, regional budget.
References
1. The Budget Code of the Russian Federation of 31.07.1998 no. 145-FZ (an edition of 03.08.2018). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).
2. Otkrytyj byudzhet Saratovskoj oblasti (The open budget of Saratov region). Available at: http://infinmon.saratov. gov.ru (accessed 20 April 2018) (in Russian).
3. Karimova E. R., Zhverantseva M. S., Golubnichenko M. V. About the Harmonization of Indirect Taxation in the Eurasion Economic Community. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2013, vol. 13, iss. 4, pt. 1, pp. 527-532 (in Russian).
4. Panskov V. G. Nalogi i nalogooblozhenie v Rossiiskoi Federatsii [Taxes and taxation in the Russian Federation. Textbook]. Moscow, MCFEHR, 2006. 592 p. (in Russian).
5. Shabashev V. A., Malikaidarov T. T. The Concept of Tax Potential of the Region and the Problems of its Development. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2015, vol. 3, no. 4 (64), pp. 284-290 (in Russian).
6. Federalnaya nalogovaya sluzhba (The Federal Tax Service). Available at: http://www.nalog.ru (accessed 21 April 2018) (in Russian).
Cite this article as:
Golubnichenko M. V. Definition of Tax Potential of Saratov Region for Income Effective Planning to the Regional Budget. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 4, pp. 428-434 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2018-18-4-428-434