Научная статья на тему 'Проблемы оценки и применения налогового потенциала региона'

Проблемы оценки и применения налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
267
121
Поделиться
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / НЕДОИМКА ПО НАЛОГАМ / НАЛОГОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / TAXABLE CAPACITY / TAX PAYMENTS / DELINQUENT TAX / UNCOLLECTED TAXES / FISCAL AUTONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Маслова И.Н., Улезько О.В.

Предмет. Несмотря на то что налоговый потенциал, выступая одновременно в качестве измерителя налоговых возможностей региона и в качествеиндикатора, демонстрирующего реакцию экономики на применяемую систему налогообложения, представляет собой основной критерий финансовой самостоятельности региона, проблема достоверности его оценки и прогнозирования остается нерешенной. Цели. Разработка научных подходов к точному определению и оценке налогового потенциала, подбор соответствующего инструментария и совершенствование методики прогнозирования налогового потенциала региона на перспективу. Методология. С помощью эконометрических методов проанализированы различные методы оценки налогового потенциала, выявлены наиболее эффективные методики определения налогового потенциала на примере оценки налогового потенциала Воронежской области. Результаты. В работе представлены результаты исследований по вопросам применения методик оценки налогового потенциала региона, отмечена необходимость проведения оценки налогового потенциала региона в системе налогового планирования, а также в системе бюджетного планирования региона. На примере данных о размере ВВП и объеме начисленных налогов по Воронежской области за период с 2010 по 2013 г. проведен расчет налогового потенциала рассматриваемого региона. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что определение налогового потенциала региона следует проводить в комплексе с определением темпов роста (сокращения) недоимки по налогам. Предлагаемые показатели должны коррелировать с показателем налогового бремени региона и страны в целях обнаружения предела, после достижения которого может наступить так называемая налоговая ловушка, когда при неизменном налоговом законодательстве начнут сокращаться налоговые доходы бюджетов всех уровней.

Problems of assessing and using the taxable capacity of the region

Importance Taxable capacity is the main criterion of financial independence of the region, however, the problem of reliability of its assessment and forecasting still remains unsolved. Objectives The objectives are to develop scientific approaches to precise definition and assessment of taxable capacity, select appropriate tools and improve techniques to forecast the taxable capacity of the region. Methods We employed econometric methods to analyze various assessment techniques for taxable capacity of the region. We identified the most efficient techniques to define the taxable capacity on the Voronezh oblast case study. Results The work presents the results of research on applying the techniques to assess the taxable capacity of the region. We emphasize the need to assess the taxable capacity in the system of tax planning and budget planning of the region. We calculated the taxable capacity of the region under review, based on the GDP data and the volume of accrued taxes in the Voronezh oblast from 2010 to 2013. Conclusions The taxable capacity of the region should be determined together with the rate of growth (reduction) of uncollected taxes. The offered indicators should correlate with tax burden indicators of the region and the country to identify the limit, after which the so-called tax trap may occur, when tax revenues of budgets at all levels start reducing under unvaried tax laws.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки и применения налогового потенциала региона»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Бюджетно-налоговая система

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Ирина Николаевна МАСЛОВАа% Ольга Викторовна УЛЕЗЬКО"

а кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Воронежский государственный аграрный

университет им. императора Петра I, Воронеж, Российская Федерация

irimslv@mail.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Воронежский государственный аграрный

университет им. императора Петра I, Воронеж, Российская Федерация

arle40@yandex.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 15.07.2015 Одобрена 07.09.2015

УДК 336.027 JEL: E62, H30, H71

Ключевые слова: налоги, налоговый потенциал, налоговые платежи, недоимка по налогам, налоговая самостоятельность

Аннотация

Предмет. Несмотря на то что налоговый потенциал, выступая одновременно в качестве измерителя налоговых возможностей региона и в качествеиндикатора, демонстрирующего реакцию экономики на применяемую систему налогообложения, представляет собой основной критерий финансовой самостоятельности региона, проблема достоверности его оценки и прогнозирования остается нерешенной.

Цели. Разработка научных подходов к точному определению и оценке налогового потенциала, подбор соответствующего инструментария и совершенствование методики прогнозирования налогового потенциала региона на перспективу.

Методология. С помощью эконометрических методов проанализированы различные методы оценки налогового потенциала, выявлены наиболее эффективные методики определения налогового потенциала на примере оценки налогового потенциала Воронежской области. Результаты. В работе представлены результаты исследований по вопросам применения методик оценки налогового потенциала региона, отмечена необходимость проведения оценки налогового потенциала региона в системе налогового планирования, а также в системе бюджетного планирования региона. На примере данных о размере ВВП и объеме начисленных налогов по Воронежской области за период с 2010 по 2013 г. проведен расчет налогового потенциала рассматриваемого региона.

Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что определение налогового потенциала региона следует проводить в комплексе с определением темпов роста (сокращения) недоимки по налогам. Предлагаемые показатели должны коррелировать с показателем налогового бремени региона и страны в целях обнаружения предела, после достижения которого может наступить так называемая налоговая ловушка, когда при неизменном налоговом законодательстве начнут сокращаться налоговые доходы бюджетов всех уровней.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном и местном уровнях. Россия - крайне дифференцированная страна по уровню собираемости налогов между отдельными регионами. Несмотря на резкое замедление макроэкономических показателей, Федеральная налоговая служба в 2013 г. обеспечила рост налоговых поступлений и выполнила показатели, предусмотренные законом о федеральном бюджете1. Всего в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 г. поступило 11,3 трлн руб. - на 3,4% выше уровня 2012 г., в федеральный бюджет поступило 5,4 трлн руб., что

1 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2014-2017 годы. URL:

http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/activities_fts/ftsefficiency/ 5071588/#t2.

выше уровня 2012 г. на 3,9%. В 2014 г. рост налоговых поступлений продолжился (рис. 1)2.

В силу разнообразного и иногда несопоставимого экономического потенциала отдельных регионов разница между регионами страны по уровню сбора налогов на душу населения с учетом уровня прожиточного минимума достигает нескольких десятков раз [1].

Основанием для изучения сущности налогового потенциала является развитие экономических, финансовых и связанных с ними денежных отношений3 [2].

2 Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

3 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учеб. 2-е изд.,

перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. 570 с.

При рассмотрении сущности налогового потенциала региона следует отметить, что в отечественной научной литературе единой трактовки данного понятия не существует. Есть различные подходы ученых к определению сущности налогового потенциала субъектов РФ, среди этих подходов выделяются ресурсный, фискальный и смешанный [3-11].

Согласно ресурсному подходу налоговый потенциал представляет собой ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи. Такого мнения придерживаются Н.Д. Матрусов, А.Л. Коломиец и др. Н.Д. Матрусов [12] определяет налоговый потенциал в широком смысле как совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе «население - хозяйство - территория», и в координатах этой системы протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона.

Согласно фискальному подходу под налоговым потенциалом понимается максимально возможная сумма налоговых платежей. Одним из первых исследователей, придерживающихся данного подхода, является А.Б. Паскачев, который рассматривал налоговый потенциал с позиций формирования налоговых баз [13]. В соответствии с этим подходом налоговый потенциал - это количественно выраженная в денежных единицах способность плательщиков вносить налоги в федеральный, региональный и местный бюджеты4. Последователями фискального подхода на протяжении нескольких лет были О.В. Богачева, Т.В. Фокина, И.В. Вачугов, Е.Э. Саватина5 [14].

Смешанный подход объединяет в себе основные черты ресурсного и фискального подходов. В этом случае под налоговым потенциалом понимают такой максимально возможный объем налоговых поступлений, который может быть собран на территории субъекта РФ за определенный период времени с учетом использования фактически имеющихся в регионе ресурсов. Представителями, применяющими данный подход, можно назвать В.В. Кузьменко и Е.А. Ефимец [15].

В исследовании Н.И. Яшиной, Е.В. Поющевой, А.В. Комиссарова налоговый потенциал рассматривается через призму условий

4 Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. Б.Х. Алиева, Х.М. Мусаевой. М.: ЮНИТИ, 2014. 439 с.

5 Вачугов И.В., Саватина Е.Э. Организация оценки налогового потенциала региона: учеб. пособие. Нижний Новгород: Волго-Вятская акад. гос. службы, 2006. 45 с.

неопределенности и понимается как совокупность нормативно-правовых и экономических условий, позволяющих сформировать оптимальную величину доходов бюджета с учетом показателей собираемости и риска6. Стоит отметить, что РА. Прокопенко [16] под налоговым потенциалом региона понимает такой максимально возможный объем налоговых поступлений, который может быть собран на территории субъекта РФ за определенный период времени (как правило, финансовый год) в рамках действующего налогового законодательства и проводимой региональной налоговой политики при оптимальном использовании фактически имеющихся в регионе ресурсов и обеспечении социально-экономического развития субъекта РФ, а также при учете качества работы региональных институтов власти, масштабов теневого бизнеса и иных особенностей региона.

Методологические расхождения в определении налогового потенциала и выявлении его структуры объясняются различиями в объеме и направленности задач, которые решаются в процессе его оценки.

Впервые термин «налоговый потенциал» в России ввели эксперты Всемирного банка в 1993 г., и под этим понятием понималась способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений. Это соответствует законодательной трактовке, предложенной в Бюджетном кодексе РФ, где под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта, то есть налоговая база7.

Несмотря на то что налоговый потенциал, выступая одновременно в качестве измерителя налоговых возможностей региона и в качестве индикатора, идентифицирующего реакцию экономики на применяемую систему налогообложения, представляет собой основной показатель финансовой самостоятельности региона, проблема достоверности его оценки и прогнозирования остается нерешенной [17].

Поскольку налоговый потенциал определяет возможности в формировании поступлений

6 Яшина Н.И., Поющева Е.В., Комиссаров А.В. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетного контроля в современных условиях реформирования бюджетной системы РФ // Финансы и кредит. 2012. № 44. C. 10-15.

7 Бюджетный кодекс Российской Федерации.

налоговых платежей в государственную бюджетную систему и может являться основой для прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, оценка и прогнозирование налогового потенциала каждого субъекта Российской Федерации выходят на первый план. В связи с этим значительно возрастает потребность в разработке научных подходов к точному определению, в оценке налогового потенциала, в подборе соответствующего инструментария и в совершенствовании методики прогнозирования налогового потенциала региона на перспективу. На данный момент не выработано единой методики расчета налогового потенциала региона. Ряд авторов предлагают рассчитать этот показатель как отношение налоговых доходов НД бюджетной системы к внутреннему региональному продукту ВРП [18]. Но, думается, расчет по такой методике не может объективно и самое главное оперативно отражать реальное положение региона. Проблема заключается в том, что расчет валового регионального продукта многократно

корректируется региональными органами статистики, что не позволяет оперативно проводить анализ и оценку налогового потенциала региона.

Одним из наиболее комплексных методов оценки налогового потенциала, который может быть использован в налоговой практике России на современном этапе экономического развития, является метод репрезентативной налоговой системы (РНС), разработанный экспертной комиссией США по межбюджетным отношениям8. Этот метод представляет собой прогнозирование (или оценку) потенциальных налоговых поступлений бюджета региона с помощью применения стандартных (или средних по стране) налоговых ставок к соответствующим налоговым базам. При этом данные о размере налоговой базы в регионе предоставляются налоговыми органами. Состав репрезентативной системы налогов для оценки налогового потенциала региона (табл. 2) полно отражает информацию для расчета налогового потенциала [19]. Если иметь информацию по фактически собранным налогам и сборам и по их налоговым базам, можно рассчитать объем поступлений по региону. Именно эта величина и принимается за меру налогового потенциала региона.

Оценка регионального налогового потенциала на основе метода репрезентативной налоговой системы подразделяется на несколько методов,

8Мещерякова Л.А. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7. URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=9680.

которые отличаются друг от друга подходами к оценке налоговой базы в регионе. Среди подобных подходов следует выделить нормативно-законодательный и расширенный. Первый основывается на предположении о возможности получения от налоговых органов сведений для расчета показателей налоговой базы в отношении всех налогов, взимаемых на территории региона либо зачисляемых в региональный бюджет. При оценке налогового потенциала с помощью второго подхода рассчитываются косвенные оценки налоговой базы, так как в некоторых случаях прямая оценка невозможна. Данный метод позволяет достоверно и объективно оценить налоговый потенциал региона. Однако из-за использования чрезвычайно большого объема данных он трудоемок.

Практика стран с многоуровневой бюджетной системой, использующих метод репрезентативной налоговой системы для оценки налогового потенциала, показывает, что совершенствование данного метода приводит к использованию для оценки налогового потенциала территорий преимущественно косвенных методов оценки налоговой базы9. Например, в Канаде концепция бюджетного федерализма отличается высоким уровнем бюджетной и налоговой самостоятельности регионов (провинций), что требует введения специального общенационального стандарта для сопоставления налоговых баз, поскольку при оценке налогового потенциала учитывается совокупность налоговых баз по 37 региональным и местным налогам.

В условиях российского законодательства, когда основными налоговыми источниками доходов региональных бюджетов служат отчисления от федеральных налогов, а базы значительной части остальных налогов определяются

преимущественно федеральными законами, применение метода РНС облегчается. При этом необходимо решить вопрос выбора налоговых баз (количество видов налоговых поступлений), включаемых в расчеты потенциально налогооблагаемых ресурсов регионов. С учетом различной значимости налогов для бюджетной системы Российской Федерации было бы целесообразно ограничиться налогом на прибыль, НДС, акцизами, налогом на доходы физических лиц и налогом на имущество предприятий. Данный метод особенно эффективен для целей среднесрочного и долгосрочного прогнозирования.

9 Методологические рекомендации по оценке налогового потенциала региона, муниципального района и поселения. URL:

http://www.fer.ru/rftap/files/RFTAP_QCBS_2.3_Final_report_14. pdf.

В методике Министерства финансов РФ основным показателем, характеризующим уровень экономического развития региона и, следовательно, его налогового потенциала, является валовая добавленная стоимость в основных ценах, произведенная в регионе. Налоговый потенциал региона (в терминологии Министерства финансов РФ - валовые налоговые ресурсы) - это сумма налоговых поступлений, которая поступила бы в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации при условии, что налоговая отдача в отраслях экономики региона будет такой же, как в среднем по России. Формулу расчета ВНР можно записать следующим образом10:

Т

внр=У ДС„—Ч

1 ] 1]ДС/

где ВНР^ - валовые налоговые ресурсы /-го региона;

ДСу - добавленная стоимость, произведенная в /-м регионе в отрасли ];

ДС) - добавленная стоимость, произведенная в Российской Федерации в отрасли /;

Т — налоговые поступления из отрасли ] в консолидированные региональные бюджеты (сумма по всем регионам Российской Федерации).

Соотношение Т / ДС) называется налоговой нагрузкой отрасли ] и показывает, сколько налогов поступает в региональный бюджет с одного рубля добавленной стоимости отрасли ] в среднем по России.

Следует отметить, что использование в чистом виде метода репрезентативной налоговой системы

для оценки налогового потенциала российских регионов не представляется возможным вследствие ограниченности статистических данных по величине налоговой базы в регионах, а также недостоверности подобных сведений. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на трудоемкость и затратность данной модели, в будущем выгоды, получаемые от ее использования, в значительной степени превысят расходы на ее внедрение. Кроме того, при определении налогового потенциала региона в качестве косвенного показателя следует учитывать динамику задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ, что позволяет оперативно оценить социально-экономическую среду на уровне государства и других регионов.

Показатели темпов роста задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ по Воронежской области и РФ (табл. 3) показывают, что наряду с устойчивым ростом задолженности в целом по России (на 7,8 и 5,8% в исследуемом периоде) по Воронежской области произошло сокращение недоимки в 2013 г. на 2,9%, что может положительно характеризовать социально-экономические условия налогоплательщика в регионе.

Думается, определение налогового потенциала региона следует проводить в комплексе с определением темпов роста (сокращения) недоимки по налогам, а также предлагаемые показатели должны коррелировать с показателем налогового бремени региона и страны в целях установления предела, после достижения которого может наступить так называемая налоговая ловушка, когда при неизменном налоговом законодательстве начнут сокращаться налоговые доходы бюджетов всех уровней.

10 Анализ существующих методик оценки налогового потенциала региона и муниципального образования. URL: http://www.fer.rU/rftap/files/RFTAP_QCBS_2.3_Final_report_2.p df.

Таблица 1

Расчет налогового потенциала Воронежской области в 2010-2013 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 Темпы роста, %

2013 к 2010 2013 к 2012

Валовой региональный продукт, млрд руб. 346,6 447,2 568,6 606,7 175 107

Начислено налогов в консолидированный бюджет РФ, млрд руб. 27,3 32,2 43,8 44,9 164 103

Налоговый потенциал 7,9 7,2 7,7 7,4 94 96

Таблица 2

Состав репрезентативной системы налогов для оценки налогового потенциала региона

Налог Показатель, характеризующий базу налогообложения Источник информации

Налог на прибыль организаций Прибыль предприятий Федеральная служба государственной статистики

Налог на доходы физических лиц Денежные доходы населения за вычетом социальных трансфертов Федеральная служба государственной статистики

Акцизы на бензин автомобильный, дизельное топливо, моторные масла, алкогольную продукцию, пиво Объемы производства соответствующей продукции Федеральная служба государственной статистики

Налоги на совокупный доход Розничный товарооборот + Оборот общественного питания + Объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации Федеральная служба государственной статистики

Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества Федеральная налоговая служба (форма 5-НИО)

Налог на добычу полезных ископаемых Объем добычи соответствующего полезного ископаемого Федеральная служба государственной статистики

Таблица 3

Динамика задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ по Воронежской области и в целом по РФ, млн руб.

Темпы роста, %

Показатель 2011 2012 2013 2012 к 2011 2013 к 2012

Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ по Воронежской области 6 264 6 845 6 644 109,3 97,1

Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности по РФ 675 308 727 745 770 034 107,8 105,8

Рисунок 1

Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации, млрд руб.

2013

2014

47%.

1

49%_,

5 368

53%

6 215

\_51%

■ Консолидированные б юдже ты

Федеральный бюджет

Список литературы

1. Терновых К.С., Рубан А.А., Маслова И.Н., Мулыкина В.П. Методика количественной оценки необходимого государственного потенциала в сфере регулирования аграрного рынка. URL: http://e-rej .ru/Articles/2006/Temovikh.pdf.

2. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. 555 с.

3. Симонов А.Ю. Налоговый потенциал // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 423-425.

4. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2008. № 7. URL: http://www.lawmix.ru/bux/44415.

5. Слободчиков Д.Н. Налоговый потенциал регионов как механизм бюджетного планирования доходов // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 18. С. 144-149.

6. Скакунова А.А. Налоговый потенциал страны и регионов: его место и роль в системе налогового регулирования // Экономические и гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 113-117.

7. Минаков А.В. Налоговый потенциал регионов России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2012. № 6. С. 27-35.

8. Генгина А.В. Сравнительная оценка налогового потенциала регионов // Налоговая политика и практика. 2012. № 1-1. С. 12-15.

9. Кравцова Н.И. Перспективы укрепления налогового потенциала регионов Российской Федерации // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 3-3. С. 114-117.

10. Нестерова Н.Н., Березина Н.Н. Об изменении подходов к оценке налогового потенциала регионов в ходе реформы межбюджетных отношений // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С.238-244.

11. Игонина Л.Л. Развитие налогового потенциала регионов в детерминантах модернизационных процессов // Налоги и финансовое право. 2012. № 3. С. 197-202.

12. Матрусов Н.Д.Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995.

219 с.

13. Паскачев А.Б., Джамурзаев Ю.Д.Моделирование деловых процессов в налоговых инспекциях: монография. М.: Изд-во Экономико-правовой литературы, 2006. 304 с.

14. Богачева О.В., Феоктистова О.А., Фокина Т.В. Антикризисное бюджетное регулирование: опыт стран ОЭСР // Финансы. 2014. № 8. С. 15-20.

15. Кузьменко В.В., Ефимец Е.А. Институциональный подход к исследованию налогового потенциала и налогового бремени // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия: Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. С. 35-41.

16. Прокопенко Р.А. Понятие и роль налогового потенциала в экономическом развитии региона. URL: http://www.rae. ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2834.

17. Ханафеев Ф.Ф., Мухаметзянова К.Р. Управление налоговым потенциалом в регионе: проблемы и пути решения // Экономика. Налоги. Право. 2009. № 4. С. 107-120.

18. Толкачева Н.А. Налоговый потенциал: подходы к трактовке и структура // Российское предпринимательство. 2010. № 12. Вып. 1. С. 172-177.

19. Лемешко Н.С. Сравнительная характеристика методов оценки налогового потенциала регионов // Экономические науки. 2012. № 7. URL: http://ecsn.ru/download/journal/201207.

ISSN 2311-8709 (Online) Fiscal System

ISSN 2071-4688 (Print)

PROBLEMS OF ASSESSING AND USING THE TAXABLE CAPACITY OF THE REGION Irina N. MASLOVAa% Ol'ga V. ULEZ'KOb

a Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, Russian Federation irimslv@mail.ru

b Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, Russian Federation arle40@yandex.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 15 July 2015 Accepted 7 September 2015

JEL classification: E62, H30, H71

Keywords: taxable capacity, tax payments, delinquent tax, uncollected taxes, fiscal autonomy

Abstract

Importance Taxable capacity is the main criterion of financial independence of the region, however, the problem of reliability of its assessment and forecasting still remains unsolved. Objectives The objectives are to develop scientific approaches to precise definition and assessment of taxable capacity, select appropriate tools and improve techniques to forecast the taxable capacity of the region.

Methods We employed econometric methods to analyze various assessment techniques for taxable capacity of the region. We identified the most efficient techniques to define the taxable capacity on the Voronezh oblast case study.

Results The work presents the results of research on applying the techniques to assess the taxable capacity of the region. We emphasize the need to assess the taxable capacity in the system of tax planning and budget planning of the region. We calculated the taxable capacity of the region under review, based on the GDP data and the volume of accrued taxes in the Voronezh oblast from 2010 to 2013.

Conclusions The taxable capacity of the region should be determined together with the rate of growth (reduction) of uncollected taxes. The offered indicators should correlate with tax burden indicators of the region and the country to identify the limit, after which the so-called tax trap may occur, when tax revenues of budgets at all levels start reducing under unvaried tax laws.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Ternovykh K.S., Ruban A.A., Maslova I.N., Mulykina V.P. Metodika kolichestvennoi otsenki neobkhodimogo gosudarstvennogo potentsiala v sfere regulirovaniya agrarnogo rynka [A technique for quantitative assessment of the required State potential in the sphere of the agrarian market regulation]. Available at: http://e-rej.ru/Articles/2006/Ternovikh.pdf. (In Russ.)

2. Yanzhul I.I. Osnovnye nachala finansovoi nauki: uchenie o gosudarstvennykh dokhodakh [Basics principles of financial science: the theory of public revenues]. Moscow, Statut Publ., 2002, 555 p.

3. Simonov A.Yu. Nalogovyi potentsial [Taxable capacity]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 1, pp.423-425.

4. Arkhiptseva L.M. Nalogovyi potentsial: teoreticheskie i prakticheskie aspekty ispol'zovaniya v planirovanii nalogovykh postuplenii [Taxable capacity: theoretical and practical aspects of its use in planning the tax revenues]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2008, no. 7. Available at: http://www.lawmix.ru/bux/44415. (In Russ.)

5. Slobodchikov D.N. Nalogovyi potentsial regionov kak mekhanizm byudzhetnogo planirovaniya dokhodov [Taxable capacity of regions as a mechanism for budget planning of revenues]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk = Topical Issues of Economic Sciences, 2011, no. 18, pp. 144-149.

6. Skakunova A.A. Nalogovyi potentsial strany i regionov: ego mesto i rol' v sisteme nalogovogo regulirovaniya [Taxable capacity of the country and regions: its place and role in the system of tax regulation]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic Sciences and Humanities, 2012, no. 1, pp.113-117.

7. Minakov A.V. Nalogovyi potentsial regionov Rossii [The taxable capacity of Russian regions]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, 2012, no. 6, pp.27-35.

8. Gengina A.V. Sravnitel'naya otsenka nalogovogo potentsiala regionov [A comparative assessment of the taxable capacity of regions]. Nalogovaya politika i praktika = Tax Policy and Practice, 2012, no. 1-1, pp.12-15.

9. Kravtsova N.I. Perspektivy ukrepleniya nalogovogo potentsiala regionov Rossiiskoi Federatsii [Prospects for strengthening the taxable capacity of regions of the Russian Federation]. TERRA ECONOMICUS, 2012, vol. 10, no. 3-3, pp. 114-117.

10. Nesterova N.N., Berezina N.N. Ob izmenenii podkhodov k otsenke nalogovogo potentsiala regionov v khode reformy mezhbyudzhetnykh otnoshenii [On changing the approaches to the assessing the taxable capacity of regions in the course of reforming the inter-budgetary relations]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 12, pp. 238-244.

11. Igonina L.L. Razvitie nalogovogo potentsiala regionov v determinantakh modernizatsionnykh protsessov [Developing the taxable capacity of regions in the determinants of modernization processes]. Nalogi i finansovoe pravo = Taxes and Financial Law, 2012, no. 3, pp. 197-202.

12. Matrusov N.D. Regional'noe prognozirovanie i regional'noe razvitie Rossii [Regional forecasting and regional development of Russia]. Moscow, Nauka Publ., 1995, 219 p.

13. Paskachev A.B., Dzhamurzaev Yu.D. Modelirovanie delovykh protsessov v nalogovykh inspektsiyakh: monografiya [Modeling the business processes in tax inspections: a monograph]. Moscow, Izdatel'stvo Ekonomiko-pravovoi literatury Publ., 2006, 304 p.

14. Bogacheva O.V., Feoktistova O.A., Fokina T.V. Antikrizisnoe byudzhetnoe regulirovanie: opyt stran OESR [Anti-recessionary budget regulation: the experience of OECD countries]. Finansy = Finance, 2014, no. 8, pp. 15-20.

15. Kuz'menko V.V., Efimets E.A. Institutsional'nyi podkhod k issledovaniyu nalogovogo potentsiala i nalogovogo bremeni. V kn.: Sbornik nauchnykh trudov SevKavGTU. Seriya "Ekonomika" [An institutional approach to studying the taxable capacity and tax burden. In: Proceedings of NCSTU. Economics Series]. Stavropol, NCSTU Publ., 2005, pp. 35-41.

16. Prokopenko R.A. Ponyatie i rol' nalogovogo potentsiala v ekonomicheskom razvitii regiona [The concept and role of taxable capacity in economic development of the region]. Available at: http://www.rae.ru/snt/? section=content&op=show_article&article_id=2834. (In Russ.)

17. Khanafeev F.F., Mukhametzyanova K.R. Upravlenie nalogovym potentsialom v regione: problemy i puti resheniya [Management of taxable capacity in the region: problems and solutions]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2009, no. 4, pp. 107-120.

18. Tolkacheva N.A. Nalogovyi potentsial: podkhody k traktovke i struktura [Taxable capacity: approaches to its treatment and the structure]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, vol. 12, iss. 1, pp. 172-177.

19. Lemeshko N.S. Sravnitel'naya kharakteristika metodov otsenki nalogovogo potentsiala regionov [Comparative characteristics of methods to assess the taxable capacity of regions]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2012, no. 7. Available at: http://ecsn.ru/download/journal/201207. (In Russ.)