Научная статья на тему 'Является ли категория «Налоговый потенциал» статистическим показателем?'

Является ли категория «Налоговый потенциал» статистическим показателем? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / НАЛОГОВЫЙ ПАСПОРТ / TAXABLE CAPACITY / SYSTEM ANALYSIS / ASSESSMENT / STATISTICS / TAX PASSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Г. Л.

Предмет. Налоговый потенциал это категория, которая является объектом научных исследований с различных позиций. Ее рассматривают с точки зрения терминологии, методологии оценки, управления, роли в системе макроэкономического регулирования и прочих направлений. Существует свыше трех десятков авторских определений этой категории. Но ответ на вопрос, является ли категория «налоговый потенциал» статистическим показателем, до сих пор остается открытым. Цели. Целью исследования стал анализ возможности применения термина «статистический показатель» к категории «налоговый потенциал». Согласно цели исследования были поставлены следующие задачи: провести анализ составляющих категории, изучить определение термина «статистический показатель» и проверить его на соответствие категории «налоговый потенциал». Методология. В статье применяется системный подход, который включал детализацию рассматриваемой категории, использовалась часто встречающаяся формула направлений реализации налогового потенциала. В работе каждая из составляющих исследовалась на соответствие термину «статистический показатель». Результаты. В результате исследования был сделан вывод, что термин «статистический показатель» может быть использован для категории «налоговый потенциал» только в ее усеченном виде. Выводы. В статье сформулирован вывод о необходимости разработки единой системы оценки налогового потенциала, что позволит получать сопоставимые данные и проводить анализ дифференциации территорий по уровню налогового потенциала, оценивать тенденции и резервы роста налогового потенциала. Ожидается, что предлагаемые мероприятия должны привести к повышению качества налогового планирования в регионах, районах, муниципальных образованиях, выявлению резервов роста налогового потенциала территорий, определению стратегических ориентиров развития территорий-налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is the taxable capacity category a statistical indicator?

Importance Taxable capacity is a category, which is a subject of research from different perspectives. The category capacity is considered from the point of view of terminology, assessment methodology, management, a role in the system of macroeconomic regulation, and other areas. There are over thirty unique definitions of this category. However, there is no answer yet to the question, whether the taxable capacity category is a statistical indicator. Objectives The aim of the study is to analyze the possibility of applying the term statistical indicator to the taxable capacity category. The objectives are to analyze the components of the category under consideration, to review the definition of statistical indicator, and to check it against the taxable capacity category. Methods I apply a system approach, which includes the detailed elaboration of the category, and use the widespread formula of taxable capacity. The study analyzes each component of the taxable capacity category against the statistical indicator term. Results The findings show that it is possible to apply the statistical indicator term to the taxable capacity category only in the reduced form of the latter. Conclusions There is a need to develop a unified system to assess taxable capacity. This will enable to obtain comparable data, analyze the differentiation of territories from the taxable capacity perspective, and assess taxable capacity growth trends and reserves.

Текст научной работы на тему «Является ли категория «Налоговый потенциал» статистическим показателем?»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Научное обозрение

является ли категория «налоговый потенциал» статистическим показателем?

Галина львовна попоВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация [email protected]

Аннотация

предмет. Налоговый потенциал - это категория, которая является объектом научных исследований с различных позиций. Ее рассматривают с точки зрения терминологии, методологии оценки, управления, роли в системе макроэкономического регулирования и прочих направлений. Существует свыше трех десятков авторских определений этой категории. Но ответ на вопрос, является ли категория «налоговый потенциал» статистическим показателем, до сих пор остается открытым.

Цели. Целью исследования стал анализ возможности применения термина «статистический показатель» к категории «налоговый потенциал». Согласно цели исследования были поставлены следующие задачи: провести анализ составляющих категории, изучить определение термина «статистический показатель» и проверить его на соответствие категории «налоговый потенциал».

методология. В статье применяется системный подход, который включал детализацию рассматриваемой категории, использовалась часто встречающаяся формула направлений реализации налогового потенциала. В работе каждая из составляющих исследовалась на соответствие термину «статистический показатель».

результаты. В результате исследования был сделан вывод, что термин «статистический показатель» может быть использован для категории «налоговый потенциал» только в ее усеченном виде.

выводы. В статье сформулирован вывод о необходимости разработки единой системы оценки налогового потенциала, что позволит получать сопоставимые данные и проводить анализ дифференциации территорий по уровню налогового потенциала, оценивать тенденции и резервы роста налогового потенциала. Ожидается, что предлагаемые мероприятия должны привести к повышению качества налогового планирования в регионах, районах, муниципальных образованиях, выявлению резервов роста налогового потенциала территорий, определению стратегических ориентиров развития территорий-налогоплательщиков.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

история статьи:

Принята 06.04.2015 Одобрена 22.04.2015

УЦК 332.144:303.024

Ключевые слова: налог, потенциал, системный анализ, оценка, налоговый паспорт

Проблемы оценки величины налоговых поступлений, анализ роста налоговых поступлений и выявление скрытых резервов были и остаются актуальными. В настоящее время для оценки возможного объема налоговых поступлений активно используется такая категория, как «налоговый потенциал», и в частности «налоговый потенциал региона». В научных публикациях встречаются два подхода к определению налогового потенциала региона: в узком и широком смыслах.

В первом случае под налоговым потенциалом региона подразумевается максимальный объем поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет региона с учетом сложившихся существенных внутренних и внешних факторов, позволяющих дать качественную оценку уровня финансово-экономического развития территорий [1].

В широком смысле налоговый потенциал - это системная категория, которая сформировалась на определенной территории и в определенное время, в результате воздействия эколого-социально-экономических факторов и является характеристикой устойчивого развития территорий [1].

Исследователями разработан целый комплекс классификационных признаков, характеризующих налоговый потенциал, в зависимости:

- от места территориально-географического расположения;

- от видов налогов, взимаемых на территории страны согласно налоговому законодательству (например, налоговый потенциал налога на добавленную стоимость, налоговый потенциал налога на прибыль и пр.);

- от видов экономической деятельности [2];

- от горизонта планирования (стратегический (сущностный) и тактический (функциональный)

[3, 4];

- от метода формирования (произведенный и вмененный) [5];

- от полноты используемого показателя (номинальный и реализованный (фактический)

[5];

- от показателей, принятых за базу налогообложения (стоимостных и натуральных) [6];

- от подходов к оценке налогового потенциала (фискальный, ресурсный [4, 7], смешанный [4, 8], межбюджетный [9, 10], фактический);

- от видов налогоплательщиков (юридические или физические лица) [11].

Предложенный перечень классификационных признаков является далеко не полным. Таким образом, множество разработанных классификаций создает трудности в однозначности статистической оценки налогового потенциала. Следовательно, мнения экономистов о категориях, позволяющих дать количественную оценку уровня налогового потенциала, расходятся. Это также отмечают С.Г. Синельников-Мурылев, П.А. Кадочников, Г.И. Идрисов [12]. Однако следует отметить, что в научных трудах исследователей наиболее часто встречается следующая формула расчета (или ее вариации) реализации налогового потенциала [5, 9, 13-19]:

НП = Н + З + Н + Д + Н ,

п л гЛ с'

где НП - налоговый потенциал; Нп - фактические налоговые поступления; З - налоговая задолженность или ее прирост; Нл - налоговые льготы;

Д - дополнительно начисленные налоги по результатам контрольной работы налоговых органов;

Нс - налоги, скрытые в теневой экономике.

Если исходить из максимизации налоговых поступлений, то формула реализации налогового потенциала соответствует сформулированному в узком смысле определению налогового потенциала.

Следующим этапом исследования является оценка возможности применения к категории «налоговый потенциал» термина «статистический показатель».

Рассмотрим определения термина «статистический

показатель», сформулированные в период с 1996 по 2013 г. Коллектив авторов под руководством А.А. Спирина, О.Э. Башиной (1996) определяют его как количественную оценку свойства изучаемого явления [20]. Более широкое определение понятия «статистический показатель» представлено В.М. Гусаровым (2003), который рассматривает его как количественно-качественную обобщающую характеристику определенного свойства группы единиц или совокупности в целом [21]. В определении исследуемого понятия, сформированного коллективом авторов В.Г. Минашкиным, Р.А. Шмойловой, Н.А. Садовниковой, Л.Г. Моисейкиной, Е.С. Рыбаковой (2008), под анализируемым термином подразумевается количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Авторы раскрывают понятие качественной определенности показателя как связь с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью [22]. Более емкое определение сформулировал С.А. Орехов (2010). Он охарактеризовал статистический показатель как категорию, отражающую количественную характеристику или размеры соотношения признаков общественного или экономического явления [23]. Коллектив авторов под руководством В.С. Мхитаряна (2013) предложил развернутое определение показателя (индикатора)1, который представляет собой количественную характеристику социально-экономического явления или процесса, непосредственно связанную с его сущностью [24]. Авторы характеризуют термин «признак» как объективную характеристику единицы статистической совокупности, ее характерную черту или свойство [24].

Из представленных определений термина «статистический показатель» следует обратить внимание на следующие ключевые слова: «количественная характеристика», «связь с внутренним содержанием явления или процесса» и «объективная характеристика». Для исследования на соответствие ключевым словам категории «налоговый потенциал» воспользуемся приемом системного анализа - детализацией. Для этого проведем анализ на соответствие ключевым словам из определений статистического показателя составляющим налогового потенциала из формулы реализации налогового потенциала.

1. Каждый из составляющих реализации

1 Из текста следует, что речь идет о статистическом показателе.

анализируемой категории имеет связь с внутренним содержанием явления или процесса.

2. При анализе на соответствие понятию «объективная характеристика» возникли трудности с составляющей «налоги, скрытые в теневой экономике». Так как объективность - это независимость суждений, мнений, представлений от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д. [40], то анализируемая категория не соответствует этим критериям. В настоящее время существует множество авторских методик оценки размеров теневой экономики, а их применение не дает однозначности результатов [25-27]. Таким образом, нельзя говорить о категории «налоги, скрытые в теневой экономике» как о статистическом показателе.

3. Оценку на соответствие понятию «количе ственная характеристика» не прошла составляющая «налоговые льготы». На официальном сайте Федеральной налоговой службы не во всех формах есть графа «налоговые льготы», что затрудняет однозначную оценку этой составляющей налогового потенциала. Например, в форме № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» есть графа «Сумма льгот», предусмотренная ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»», а в форме № 1-НДС есть только графа «Налоговые вычеты». В исследованиях Х.М. Мусаевой [28] и А.И. Майбурова [29] отмечена подмена одних понятий другими, что затрудняет однозначность оценки величины налоговых льгот.

К собираемым данным выдвигаются требования достоверности и сопоставимости [30]. Выполнение этого требования, а также необходимость однозначности оценки создают трудности и у следующей составляющей налогового потенциала -«дополнительно доначисленные налоги по результатам контрольной работы налоговых органов». На сайте ФНС России значение анализируемой категории раскрывается в двух формах: № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)» и № 1-ККТ «Сведения о результатах контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники и использованию специальных банковских счетов». В форме № 2-НК представлены сведения о количестве выявленных нарушений, дополнительно начисленных платежей и пени по регионам. Однако в этой форме

не представлено информации о дополнительно доначисленных платежах в отношении видов налогов и видов экономической деятельности. В форме № 1 -ККТ содержится еще меньше информации. В ней представлены только общие сведения о результатах проверки без разделения по регионам. В связи с трудностью однозначного формирования суммарной величины, содержащихся в формах № 2-НК и № 1-ККТ в зависимости от регионов (муниципальных районов и т.д.) и видов экономической деятельности, эта составляющая также не может быть использована для расчета категории «налоговый потенциал». Таким образом, показатель «дополнительно доначисленные налоги по результатам контрольной работы налоговых органов» может быть рассчитан только на уровне Российской Федерации.

Следующая составляющая категории «налоговый потенциал» - «фактические налоговые поступления» в полной мере соответствует определению «статистический показатель». Это связано с большим объемом информации, содержащейся в формах № 1-НМ и № 1 -НОМ. В первой форме «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» предоставлена информация по поступившим налогам и сборам (в целом и по вилам налогов), задолженности по регионам и в целом по РФ. А в форме № 1 -НОМ «Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности» содержится информация о поступлении налогов и сборов в зависимости от видов экономической деятельности в целом по РФ и по регионам. Таким образом, информацию по объемам налоговых поступлений можно использовать для расчета налогового потенциала по территориям (на уровне регионов, муниципальных районов и городов), видам налогов и видам экономической деятельности.

Информацию для расчета следующей составляющей налогового потенциала «прирост налоговой задолженности» можно найти в двух формах. В форме № 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» представлены результаты учета задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в разрезе регионов, ключевых видов налогов. Информация о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям по видам экономической деятельности в целом по РФ и в региональном разрезе представлена в форме № 4-НОМ «Отчет о задолженности по налогам и

сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности».

Таким образом, рассматривать налоговый потенциал как статистический показатель возможно только в усеченной (или сокращенной) форме. Используя имеющуюся статистическую информацию, которая содержится на официальных сайтах ФНС России и Росстата, для расчета налогового потенциала могут быть использованы показатели:

- фактические налоговые поступления Нп;

- задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям З;

- дополнительно доначисленные налоги по результатам контрольной работы налоговых органов Д.

Последний показатель будет формироваться как сумма значений, содержащихся в формах № 2-НК и № 1-ККТ (см. таблицу).

Анализ таблицы свидетельствует, что из всего множества показателей фактически для расчета налогового потенциала может быть использовано только два. В таком случае будет вполне обоснованно поднять вопрос об информационной обеспеченности анализируемой категории.

Для рассмотрения категории «налоговый потенциал» как статистического показателя следует из его состава исключить составляющую «налоги, скрытые в теневой экономике», в связи с невозможностью получения объективной статистической информации. Аналогичной позиции придерживается и И.В. Горский, который исключил из числа составляющих налогового потенциала эту составляющую [16]. Рассматривая категорию «налоговый потенциал» с приведенных позиций, обратимся к рассмотрению фактического налогового потенциала. В его определении, предложенном Л.М. Архипцевой, отмечено, что это возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) при заданных условиях (качественных характеристиках) экономики, налогового законодательства, уровня налоговой культуры [14].

расчет составляющих налогового потенциала

Фактический метод расчета налогового потенциала основывается на идее, что полному использованию налогового потенциала препятствуют только две вещи: неплатежи (недоимка) и льготы [31]. В формуле фактического налогового потенциала, предложенной Н.Л. Хантаевой, исключены налоги, скрытые в теневой экономике [31]. Применение метода оценки фактического налогового потенциала положительно характеризуют А.А. Волков [32], В.В. Доржиева, Е.Ц. Чимитдоржиева, Б.В. Карпушев [33].

Как показывают результаты исследования, использование налогового показателя как объекта статистического учета связано с проблемами информационной обеспеченности. Для оценки фактического налогового потенциала, исходя из его определения, необходима информация в стоимостном измерении величины налоговых льгот в целом (включая налоговые вычеты и налоговые изъятия), по видам налогов, видам экономической деятельности в разрезе территорий.

Для прозрачности оценки налогового потенциала в территориальном разрезе необходимо использование налоговых паспортов региона [34], района областного подчинения [35] и муниципального образования [36].

Однако информация, содержащаяся в налоговом паспорте территорий, не позволяет провести полную оценку льгот и преференций, используемых налогоплательщиками. Таким образом, создаются условия для уклонения от уплаты налогов и невозможности полной и достоверной оценки величины и эффективности использования налоговых льгот. Аналогичного мнения придерживается и Х.М. Мусаева [28]. В исследованиях Е.С. Вылковой и В.И. Красавина отмечается наличие расхождений информации, содержащейся в налоговом паспорте региона и отчете о результате функционирования ОЭЗ в Калининградской области [37]. Следовательно, на территориях, где расположены особые экономические зоны, необходимо отдельно выделять в отдельный комплекс показатели, характеризующие деятельность ОЭЗ. Это позволит оценить эффективность использования налоговых льгот и преференций, действующих на территории зоны.

показатель российская Федерация регион районы и города областного подчинения

Налоговый потенциал, всего Нп + З + Д Нп + З + Д Нп п

В том числе

- по видам налогов Н + З п Н + З п Нп п

- по видам экономической деятельности Нп + З п Н + З п -

Развитие малого бизнеса является одной из задач, стоящих перед государством. Государственная поддержка малого бизнеса закреплена Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Таким образом, по мнению автора, целесообразно проводить оценку налогового потенциала для развития предприятий малого бизнеса.

Для оценки величины налогового потенциала разработано свыше двух десятков авторских методик расчета, но на практике в регионах применяются четыре, которые рекомендованы приказом Министерства финансов РФ от 27.08.2004 № 243 «О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений».

В своих исследованиях Д.Н. Слободчикова (2009) [38] и Т.Ю. Ревякина (2012) [39] отмечают, что из всех методов оценки налогового потенциала, закрепленных субъектами РФ, наиболее часто используется метод репрезентативной налоговой системы. Расхождение методов оценки налогового потенциала в регионах поднимает вопрос о сопоставимости полученных результатов. Аналогичного мнения придерживается и А.С. Поздняев [40], который в своих исследованиях ставит вопрос о необходимости унификации статистических показателей. Для расчета налогового потенциала предполагается использование регрессионных моделей. Их ценность при расчете налогового потенциала также отмечают А.Л. Коломиец [41], А.А. Волков [32], Д.Н. Слободчиков [38] и Т.Ю. Ревякина [11].

Поэтому, по мнению автора, необходима разработка единой методологии статистического учета налогового потенциала, которая была бы единой при расчете на всех уровнях управления (страны, региона, муниципальных образований, организации), в зависимости от видов экономической деятельности, для особых экономических зон и малого бизнеса.

Сбор налоговых поступлений в бюджеты различных уровней регулируется Налоговым кодексом РФ, законами и законодательными актами, в которые ежегодно вносятся изменения и дополнения. Эта стандартная законодательная практика оказывает негативное влияние на сопоставимость статистических данных, используемых для расчета налогового потенциала. Следует согласиться с проблемами оценки современных статистических данных, рассмотренных В.А. Бессоновым [42]. Являясь общими для статистических данных, регистрируемых на территории РФ, они также

являются характерными и для оценки величины налогового потенциала. В частности следует обратить внимание на наличие коротких временных рядов, проблемы сопоставимости данных, недостаточную детализацию данных и пр. Таким образом, необходимо поднять вопрос о переходе от оценки статистики состояния налогового потенциала к статистике развития этой категории [42].

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что отсутствие единого определения категории «налоговый потенциал» создает предпосылки для разработки комплекса оценочных методик, что усложняет ее понимание и оценку. Отсутствие единой методики оценки налогового потенциала, используемой региональными органами власти, согласно исследованиям Д.Н. Слободчикова (2009) [38] и Т.Ю. Ревякиной (2012) [11], позволяет поднять вопрос о сопоставимости оценок налогового потенциала на региональном уровне.

Необходимо повышение качества оценки налогового потенциала за счет отражения более прозрачной информации, предоставляемой в налоговом паспорте региона, а именно, за счет более полного раскрытия информации о предоставляемых налоговых льготах, информации об особенностях функционирования на территории регионов особых экономических зон.

Так как налоговый потенциал является системной категорией, то для получения полной информации по его формированию необходима детализация этой категории по следующим направлениям:

- по видам налогов;

- по территориям;

- по видам экономической деятельности;

- по критическим группам налогоплательщиков ( к р у п н е й ш и е н а л о го п л а те л ь щ и к и , градообразующие предприятия, в особую группу отнести предприятия малого бизнеса).

Опираясь на приведенное утверждение, следует поднять вопрос о целесообразности формирования не только налогового паспорта региона, но и налоговых паспортов районов, муниципальных образований, а также налоговых паспортов по ключевым видам экономической деятельности регионов, крупнейших налогоплательщиков и малого бизнеса.

Детализация процессов формирования налогового потенциала на территории региона позволит принимать научно обоснованные и взвешенные решения.

Разработка единой системы оценки налогового потенциала позволит получать сопоставимые

данные и проводить анализ дифференциации территорий по уровню налогового потенциала, оценивать тенденции и резервы роста налогового потенциала. Ожидается, что предлагаемые мероприятия должны привести к повышению

качества налогового планирования в регионах, районах, муниципальных образованиях, выявить резервы роста налогового потенциала территорий, определить стратегические ориентиры развития территорий-налогоплательщиков.

Список литературы

1. Попова Г.Л. Эволюция трактовки категории «налоговый потенциал» // Финансы и кредит. 2014. N° 38. С.15-26.

2. Лятина Е.В. Налоговый потенциал как финансовый индикатор состояния экономики России. URL: http://elibrary.ru/download/27293527.pdf.

3. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: ИНФРА, 2002. С. 126-127.

4. ПарфеноваЛ.Б., Пугачев А.А. Налоговый потенциал региона: проблемы качественной и количественной оценки. URL: http://elibrary.ru/download/40762765.pdf.

5. Осипов С.Л., Осипова Е. С. Вариативные модели измерения налогового потенциала. URL: http://elibrary. ru/download/97010018.pdf.

6. Каратаев С.В. Налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика и его оценка: теория и методология: монография. Йошкар-Ола: Стринг, 2010. 260 с.

7. Коломиец А.Л., Мельник А.Д. О понятиях налогового и финансового потенциала региона. URL: http:// www.lawmix.ru/bux/152296.

8. Толстая О.В. Особенности формирования налогового потенциала региона и основные направления его дальнейшего развития (на примере Республики Бурятия) // Финансы и кредит. 2009. № 34. С. 70-80.

9. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Налоговый потенциал в системе межбюджетного регулирования // Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 20. № 3. С. 85-92.

10. ТолкачеваН.А. Поговорим о том, что такое «налоговый потенциал» // Российское предпринимательство. 2010. № 12-1. С. 172-177.

11. Ревякина Т.Ю. Налоговый потенциал субъектов Российской Федерации // Научная перспектива. 2011. № 10. С. 20-25.

12. Синельников-Мурылев С.Г, Кадочников П.А., Идрисов Г.И. Налог на прибыль предприятий: анализ реформы 2001 г. и моделирование налогового потенциала регионов. М.: Институт Гайдара, 2011. 180 с.

13. Абсолямов Р.Г. Налоговый потенциал Свердловской области: оценка и прогнозирвоание по комплексным экономическим параметрам // Российское право: образование, практика, наука. 2014. № 1. С. 22-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2008. № 7. С. 39-46.

15. Власова Е.В. Налоговый потенциал как объективная экономическая категория // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Экономика и управление. 2012. № 1. С. 12-16.

16. Горский И.В. Сущность налогового потенциала // Финансы. 1999. № 7. С. 27-31.

17. Долгих И.Н. Налоговый потенциал территории: оценка и пути повышения // Вестник науки Сибири. Серия «Менеджмент». 2014. № 1. С. 133-141.

18. Лавренчук Е.Н. Налоговое прогнозирование // Экономические науки. 2011. № 1. С. 257-260.

19. Харитонов А.В. Проблемы налогового администрирования как основа финансовой нестабильности регионов // Социально-экономические системы: современное видение и подходы: материалы V Международной научно-практической конференции. Омск: СИБИТ, 2010. С. 55-57.

20. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности /

А.И. Харламов, О.Э. Башина, В.Т. Бабурин и др. / под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1996. 296 с.

21. Гусаров В.М. Статистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 463 с.

22. Минашкин В.Г. и др. Теория статистики / В.Г. Минашкин, Р.А. Шмойлова, Н.А. Садовникова, Л.Г. Моисейкина, Е С. Рыбакова. М.: ИЦ ЕАОИ. 2008. 296 с.

23. Статистика / под ред. С.А. Орехова. М.: Эксмо, 2010. 448 с.

24. Статистика / под ред. В.С. Мхитаряна. М.: Юрайт, 2013. 590 с.

25. Копылова Ю.Г. Альтернативные подходы к оценке теневой экономики России и зарубежных стран // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2014. № 3.

26. Морозова Н.О. Метод измерения размера теневой экономики, образованной в результате введения налогов и субсидий: применение концепции излишков // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 1. С. 58-66.

27. Dev Kar, Sarah Freitas. Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy. February 2013. Report from Global Financial Integrity. URL: http://russia.gfintegrity.org/.

28. Мусаева Х.М. Налоговые льготы в российском законодательстве: сущность, формы, приоритеты и эффективность // Финансы и кредит. 2013. № 42. С. 48-53.

29. Налоговые системы. Методология развития: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. 463 с.

30. Статистика / под ред. И.И. Елисеевой. М.: Проспект, 2010. 448 с.

31. Хантаева Н.Л. Теоретические основы налогообложения. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2006. 175 с.

32. Волков А.А. Выработка методического подхода к оценке налогового потенциала отдельно взятого субъекта Российской Федерации на основе использования регрессионного анализа // Российское предпринимательство. 2012. № 5. С. 184-188.

33. Доржиева В.В., Чимитдоржиева Е.Ц., Карпушев Б.В. Методика оценки налогового потенциала на примере Республики Бурятия // Финансы и кредит. 2009. № 48. С. 41-49.

34. Егорова Е.Н. Налоговый паспорт как основа информационной базы налогового потенциала региона // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Тольятти: ПВГУС, 2011. С. 53-55.

35. Ганина Л. В новый год с налоговым паспортом // Экономика и жизнь, 2007. 14 декабря.

36. ПупышеваВ.Г. Налоговый паспорт муниципального образования «город Горно-Алтайск» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 2-1. С. 195-200.

37. Вылкова Е.С., Красавин В.И. Проблемные вопросы регулирования налогообложения субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах и пути их решения // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 5. С. 24-28.

38. Слободчиков Д.Н., Суглобов А.Е. Оценка налогового потенциала: опыт субъектов Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 8. С. 13-34.

39. Ревякина Т.Ю. Роль налоговой политики в формировании налогового потенциала региона // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 7. С. 78-82.

40. Поздняев А.С. Методология формирования и верификации налогооблагаемых показателей. М.: ДИС,

41. Коломиец А.Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов. URL: http://www.lawmix.ru/bux/151687.

42. Бессонов В.А. Что сохранит для истории современная российская статистика? // Вопросы статистики. 2015. № 1. С. 125-146.

С.86-92.

2010. 215 с.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

IS the taxable capacity category a statistical indicator?

Galina L. POPOVA

Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation [email protected]

Scholar Dispute

Article history:

Received 6 April 2015 Accepted 22 April 2015

Keywords: taxable capacity, system analysis, assessment, statistics, tax passport

Abstract

Importance Taxable capacity is a category, which is a subject of research from different perspectives. The category capacity is considered from the point of view of terminology, assessment methodology, management, a role in the system of macroeconomic regulation, and other areas. There are over thirty unique definitions of this category. However, there is no answer yet to the question, whether the taxable capacity category is a statistical indicator.

Objectives The aim of the study is to analyze the possibility of applying the term statistical indicator to the taxable capacity category. The objectives are to analyze the components of the category under consideration, to review the definition of statistical indicator, and to check it against the taxable capacity category.

Methods I apply a system approach, which includes the detailed elaboration of the category, and use the widespread formula of taxable capacity. The study analyzes each component of the taxable capacity category against the statistical indicator term.

Results The findings show that it is possible to apply the statistical indicator term to the taxable capacity category only in the reduced form of the latter.

Conclusions There is a need to develop a unified system to assess taxable capacity. This will enable to obtain comparable data, analyze the differentiation of territories from the taxable capacity perspective, and assess taxable capacity growth trends and reserves.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Popova G.L. Evolyutsiya traktovki kategorii "nalogovyi potentsial" [Evolution of the interpretation of the taxable capacity category]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2014, no. 38, pp. 15-26.

2. Lyatina E.V. Nalogovyi potentsial kakfmansovyi indikator sostoyaniya ekonomiki Rossii [Taxable capacity as a financial indicator of the Russian economy]. Available at: http://elibrary.ru/download/27293527.pdf. (In Russ.)

3. Yutkina T.F. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, INFRA Publ., 2002, pp. 126-127.

4. Parfenova L.B., Pugachev A.A. Nalogovyi potentsial regiona: problemy kachestvennoi i kolichestvennoi otsenki [Taxable capacity of the region: issues of qualitative and quantitative assessment]. Available at: http://elibrary.ru/download/40762765.pdf. (In Russ.)

5. Osipov S.L., Osipova E.S. Variativnye modeli izmereniyanalogovogopotentsiala [Variable models to measure the taxable capacity]. Available at: http://elibrary.ru/download/97010018.pdf. (In Russ.)

6. Karataev S.V. Nalogovyi potentsial krupneishego nalogoplatel 'shchika i ego otsenka: teoriya i metodologiya: monografiya [Taxable capacity of the major taxpayer and its assessment: theory and methodology: a monograph]. Yoshkar-Ola, String Publ., 2010, 260 p.

7. Kolomiets A.L., Mel'nik A.D. Oponyatiyakh nalogovogo i finansovogopotentsiala regiona [The concepts of taxable and financial capacity of the region]. Available at: http://www.lawmix.ru/bux/152296. (In Russ.)

8. Tolstaya O.V. Osobennosti formirovaniya nalogovogo potentsiala regiona i osnovnye napravleniya ego dal'neishego razvitiya (na primere Respubliki Buryatiya) [Features of building the taxable capacity of the region and main directions of its further development (the Republic of Buryatia case)]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2009, no. 34, pp. 70-80.

9. Suglobov A.E., Cherkasova Yu.I. Nalogovyi potentsial v sisteme mezhbyudzhetnogo regulirovaniya [Taxable capacity in the inter-budgetary control system]. Voprosy regional 'noi ekonomiki = Issues of Regional Economy, 2014, vol. 20, no. 3, pp. 85-92.

10. Tolkacheva N.A. Pogovorim o tom, chto takoe "nalogovyi potentsial" [Let us talk about what a taxable capacity is]. Rossiiskoepredprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, no. 12-1, pp. 172-177.

11. Revyakina T.Yu. Nalogovyi potentsial sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Taxable capacity of the subjects of the Russian Federation]. Nauchnayaperspektiva = Scientific Perspective, 2011, no. 10, pp. 20-25.

12. Sinel'nikov-Murylev S.G., Kadochnikov P.A., Idrisov G.I. Nalog na pribyl'predpriyatii: analiz reformy 2001 g. i modelirovanie nalogovogo potentsiala regionov [Corporate income tax: an analysis of the 2001 reform and modeling the taxable capacity of regions]. Moscow, Gaidar Institute Publ., 2011, 180 p.

13. Absolyamov R.G. Nalogovyi potentsial Sverdlovskoi oblasti: otsenka i prognozirvoanie po kompleksnym ekonomicheskim parametram [The taxable capacity of the Sverdlovsk Oblast: assessment and forecasting based on complex economic parameters]. Rossiiskoepravo: obrazovanie, praktika, nauka = Russian Law: Education, Practice, Science, 2014, no. 1, pp. 22-26.

14. Arkhiptseva L.M. Nalogovyi potentsial: teoreticheskie i prakticheskie aspekty ispol'zovaniya v planirovanii nalogovykh postuplenii [Taxable capacity: theoretical and practical aspects of using tax revenues in planning].

Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2008, no. 7, pp. 39-46.

15. Vlasova E.V. Nalogovyi potentsial kak ob"ektivnaya ekonomicheskaya kategoriya [Taxable capacity as an objective economic category]. Vektor nauki Tol'yattinskogogosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika i upravlenie = Vector of Science of Togliatti State University. Economics and Management Series, 2012, no. 1, pp. 12-16.

16. Gorskii I.V. Sushchnost' nalogovogo potentsiala [The essence of taxable capacity]. Finansy = Finance, 1999, no. 7, pp. 27-31.

17. Dolgikh I.N. Nalogovyi potentsial territorii: otsenka i puti povysheniya [Taxable capacity of the territory: assessment and methods for improving]. Vestnik nauki Sibiri. Seriya Menedzhment = Siberian Journal of Science. Management Series, 2014, no. 1, pp. 133-141.

18. Lavrenchuk E.N. Nalogovoe prognozirovanie [Tax forecasting]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2011, no. 1, pp. 257-260.

19. Kharitonov A.V. [Problems of tax administration as a basis of financial instability of regions]. Sotsial'no-ekonomicheskie sistemy: sovremennoe videnie i podkhody: materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoikonferentsii [Proc. 5th Int. Sci. Conf. Socio-Economic Systems: Modern Vision and Approaches]. Omsk, Siberian Institute of Business and Information Technologies Publ., 2010, pp. 55-57.

20. Obshchaya teoriya statistiki: statisticheskaya metodologiya v izuchenii kommercheskoi deyatel'nosti [The general theory of statistics: statistical methodology in the study of business]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1996, 296 p.

21. Gusarov V.M. Statistika [Statistics]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2003, 463 p.

22. Minashkin V.G., Shmoilova R.A., Sadovnikova N.A., Moiseikina L.G., Rybakova E.S. Teoriya statistiki [The theory of statistics]. Moscow, IC of EOI Publ., 2008, 296 p.

23. Statistika [Statistics]. Moscow, Eksmo Publ., 2010, 448 p.

24. Statistika [Statistics]. Moscow, Yurait Publ., 2013, 590 p.

25. Kopylova Yu.G. Al'ternativnye podkhody k otsenke tenevoi ekonomiki Rossii i zarubezhnykh stran [Alternative approaches to assessing the shadow economy of Russia and foreign countries]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Ekonomika. Ekologiya = Bulletin of Volgograd State University. Series 3. Economics. Ecology, 2014, no. 3, pp. 86-92.

26. Morozova N.O. Metod izmereniya razmera tenevoi ekonomiki, obrazovannoi v rezul 'tate vvedeniya nalogov i subsidii: primenenie kontseptsii izlishkov [A method to measure the size of the shadow economy formed

as a result of taxes and subsidies introduction: applying the concept of surplus]. TERRA ECONOMICUS, 2009, vol. 7, no. 1, pp. 58-66.

27. Kar D., Freitas S. Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy. February 2013. Report from Global Financial Integrity. Available at: http://russia.gfintegrity.org.

28. Musaeva Kh.M. Nalogovye l'goty v rossiiskom zakonodatel'stve: sushchnost', formy, prioritety i effektivnost' [Tax incentives in the Russian legislation: nature, forms, priorities, and efficiency]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2013, no. 42, pp. 48-53.

29. Nalogovye sistemy. Metodologiya razvitiya: monografiya [Tax systems. Development methodology: a monograph]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012, 463 p.

30. Statistika [Statistics]. Moscow, Prospekt Publ., 2010, 448 p.

31. Khantaeva N.L. Teoreticheskie osnovy nalogooblozheniya [Theoretical bases of taxation]. Ulan-Ude, East-Siberian State Technological University Publ., 2006, 175 p.

32. Volkov A.A. Vyrabotka metodicheskogo podkhoda k otsenke nalogovogo potentsiala otdel'no vzyatogo sub"ekta Rossiiskoi Federatsii na osnove ispol'zovaniya regressionnogo analiza [Developing a methodological approach to the assessment of taxable capacity of a particular subject of the Russian Federation on the basis of regression analysis]. Rossiiskoepredprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 5, pp.184-188.

33. Dorzhieva V.V., Chimitdorzhieva E.Ts., Karpushev B.V. Metodika otsenki nalogovogo potentsiala na primere Respubliki Buryatiya [Methodology for assessing the taxable capacity (the Republic of Buryatia case)].

Finansy i kredit = Finance and Credit, 2009, no. 48, pp. 41-49.

34. Egorova E.N. [Tax passport as a basis of the information base of taxable potential of the region]. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy iperspektivy: sbornik statei II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 2nd Int. Sci. Conf. Economy and Management: New Challenges and Perspectives]. Togliatti, Volga Region State University of Service Publ., 2011, pp. 53-55.

35. Ganina L. V novyi god s nalogovym pasportom [The New Year with a tax passport]. Ekonomika i zhizn ' = Economy and Life, 2007, December 14.

36. Pupysheva V.G. Nalogovyi pasport munitsipal'nogo obrazovaniya "gorod Gorno-Altaisk" [Tax passport of the Gorno-Altaisk municipality]. Aktual 'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Topical Issues of Humanities and Sciences, 2014, no. 2-1, pp. 195-200.

37. Vylkova E.S., Krasavin V.I. Problemnye voprosy regulirovaniya nalogooblozheniya sub"ektov predprinimatel'skoi deyatel'nosti v osobykh ekonomicheskikh zonakh i puti ikh resheniya [Topical issues of regulating the taxation of business entities in special economic zones and solutions]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 5, pp. 24-28.

38. Slobodchikov D.N., Suglobov A.E. Otsenka nalogovogo potentsiala: opyt sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Assessing the taxable capacity: the experience of the constituent entities of the Russian Federation]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Issues of Theory and Practice of Management, 2009, no. 8, pp. 13-34.

39. Revyakina T.Yu. Rol' nalogovoi politiki v formirovanii nalogovogo potentsiala regiona [The role of the tax policy in the region's taxable capacity building]. Problemy ekonomiki i menedzhmenta = Problems of Economy and Management, 2012, no. 7, pp. 78-82.

40. Pozdnyaev A.S.Metodologiyaformirovaniya i verifikatsii nalogooblagaemykhpokazatelei [A methodology of formation and verification of taxable indicators]. Moscow, DIS Publ., 2010, 215 p.

41. Kolomiets A.L. Analiz kontseptual'nykh podkhodov i metodov otsenki nalogovogo potentsiala regionov [An analysis of conceptual approaches and methods to assess the taxable capacity of regions]. Available at: http://www.lawmix.ru/bux/151687. (In Russ.)

42. Bessonov V.A. Chto sokhranit dlya istorii sovremennaya rossiiskaya statistika? [That will the modern Russian statistics retain for history?]. Voprosy Statistiki, 2015, no. 1, pp. 125-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.