Научная статья на тему 'Совершенствование оценки качества прогнозирования как условие модернизации налогового администрирования'

Совершенствование оценки качества прогнозирования как условие модернизации налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ГРАФИЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / GRAPHIC VISUALIZATION / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT / TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чечнева Ю. В.

В статье отмечается, что в современных условиях процессы прогнозирования и планирования налоговых поступлений не сводятся лишь к механическому определению размера предстоящего поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней, а имеют более глубокий смысл. В их основе лежат выявление и мобилизация имеющихся в экономике страны резервов для увеличения доходов, пополнения бюджета. Для этого необходимы глубокий анализ экономических и политических процессов, происходящих в стране и ее регионах, а также определение реалистичных тенденций их дальнейшего развития. При этом все большую актуальность приобретают дальнейшее совершенствование прогнозирования и планирования налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, разработка единой стратегии работы налоговых органов по пополнению доходной части бюджетов всех уровней. Доказывается, что в этих целях следует внедрить единый механизм оценки функционирования территориальных налоговых органов, отражающий результаты аналитической работы, проводимой сотрудниками налоговых органов, по прогнозированию налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Это позволит осуществлять более качественный контроль за исполнением налоговыми органами возложенных на них функций, своевременно выявлять причины невыполнения установленных плановых показателей, а также повысить эффективность использования всех административных и технических ресурсов. Генерируемая в ходе данного анализа информация будет способствовать выявлению слабых мест в работе территориальных налоговых органов. В совокупности с фактором материальной заинтересованности это позволит повысить качество прогнозирования налоговых поступлений. Рассматриваются предложения по совершенствованию оценки качества прогнозирования налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, алгоритмы проведения внутренней и внешней оценки такого качества. Предлагается использовать для этого графическую визуализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the forecasting quality assessment as a condition of tax administration modernization

The article points out that in modern conditions, processes of forecasting and tax revenues planning are not confined only to mechanical determination of the forthcoming tax revenues amount in budgets of various levels, but also have a deeper meaning. They underlie identification and mobilization of the reserves available in the national economy for income increase, and replenishment of the budget. This purpose necessitates a deep analysis of the economic and political processes happening in the country and its regions, and also requires definition of the realistic tendencies of their further development. The further improvement of forecasting and planning of tax revenues in the consolidated budget of the Russian Federation, development of uniform strategy of work of tax authorities on replenishment of revenues of budgets of all levels gain the increasing relevance. The author proves that for this purpose, it is necessary to introduce a uniform mechanism of assessment of territorial tax authorities’ functioning, which reflects the analytical work results, carried out by tax authorities’ staff on tax revenues forecasting in the Russian Federation budgetary system. It will allow to exercise the better control of the functions assigned to the tax authorities, to establish in due time the reasons of non-performance of the established planned indicators, and also to increase the efficiency of use of all administrative and technical resources. Information generated under this analysis will promote identification of weak places in the work of territorial tax authorities. In conjunction with a factor of material interest, it will enable to increase the quality of tax revenues forecasting. The author considers the proposals for improvement of an assessment of quality of tax revenues forecasting in the budgetary system of the Russian Federation, algorithms of carrying out an internal and external assessment of this kind of quality, and offers to use graphic visualization for this purpose.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оценки качества прогнозирования как условие модернизации налогового администрирования»

Налогообложение

УДК 336.025

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Ю.В. ЧЕЧНЕВА, преподаватель кафедры менеджмента и финансов E-mail: [email protected] Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления» (Волгоградский филиал)

В статье отмечается, что в современных условиях процессы прогнозирования и планирования налоговых поступлений не сводятся лишь к механическому определению размера предстоящего поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней, а имеют более глубокий смысл. В их основе лежат выявление и мобилизация имеющихся в экономике страны резервов для увеличения доходов, пополнения бюджета. Для этого необходимы глубокий анализ экономических и политических процессов, происходящих в стране и ее регионах, а также определение реалистичных тенденций их дальнейшего развития. При этом все большую актуальность приобретают дальнейшее совершенствование прогнозирования и планирования налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, разработка единой стратегии работы налоговых органов по пополнению доходной части бюджетов всех уровней. Доказывается, что в этих целях следует внедрить единый механизм оценки функционирования территориальных налоговых органов, отражающий результаты аналитической работы, проводимой сотрудниками налоговых органов, по прогнозированию налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Это позволит осуществлять более качественный контроль за исполнением налоговыми органами возложенных на них функций, своевременно выявлять причины невыполнения установленных плановых

показателей, а также повысить эффективность использования всех административных и технических ресурсов. Генерируемая в ходе данного анализа информация будет способствовать выявлению слабых мест в работе территориальных налоговых органов. В совокупности с фактором материальной заинтересованности это позволит повысить качество прогнозирования налоговых поступлений.

Рассматриваются предложения по совершенствованию оценки качества прогнозирования налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, алгоритмы проведения внутренней и внешней оценки такого качества. Предлагается использовать для этого графическую визуализацию.

Ключевые слова: налоговое прогнозирование, налоговое планирование, федеральный бюджет, методика, графическая визуализация, оценка качества

В современных условиях процесс прогнозирования и планирования налоговых поступлений не сводится лишь к механическому определению размера предстоящего поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней, а имеет более глубокий смысл. Это, прежде всего, выявление и мобилизация имеющихся в экономике страны резервов

для увеличения доходов, пополнения бюджета. Для этого необходимы глубокий анализ экономических и политических процессов, происходящих в стране и ее регионах, а также выявление реалистичных тенденций их дальнейшего развития. Поэтому все большую актуальность приобретают:

- дальнейшее совершенствование прогнозирования и планирования налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации;

- разработка единой стратегии работы налоговых органов по пополнению доходной части бюджетов всех уровней.

В этих целях, по мнению автора, необходимо разработать и внедрить единый механизм оценки функционирования территориальных налоговых органов, отражающий результаты аналитической работы, проводимой сотрудниками налоговых органов, по прогнозированию налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Это позволит:

- осуществлять более качественный контроль за исполнением налоговыми органами возложенных на них функций;

- своевременно выявлять причины невыполнения установленных плановых показателей;

- повысить эффективность использования всех административных и технических ресурсов.

Генерируемая в ходе данного анализа информация будет способствовать выявлению слабых мест в работе территориальных налоговых органов и в совокупности с фактором материальной заинтересованности, обусловленным зависимостью уровня материального стимулирования работников от достоверности прогнозных исследований, позволит повысить качество планирования налоговых поступлений. Для этого автором предлагается применение внутреннего и внешнего механизмов оценки достоверности выполняемых прогнозных исследований.

Для наглядного отображения процесса внутреннего контроля за качеством налогового прогнозирования разработаны рекомендации по оценке результатов работы посредством графической визуализации. В этих целях целесообразно использование кругов Л. Эйлера — одного из принятых в логике способов моделирования, наглядного изображения множеств и отношений между ними с помощью кругов.

Для этого введем следующие обозначения:

- А - сумма налоговых поступлений, определенная в соответствии с методикой расчета;

- Б - сумма ожидаемой мобилизации налоговых доходов исходя из оптимистического сценария (с учетом предположения, что объем налоговых поступлений, связанных с неизвестной переменной X, представляющей собой множество неуправляемых факторов, превысит расчетную величину налоговых поступлений);

- В - планируемая сумма мобилизации налоговых доходов исходя из пессимистичного сценария (объем налоговых поступлений, связанных с переменной X, не достигнет расчетной величины налоговых поступлений) (рис. 1).

Введем в диаграмму символ Г - фактическое исполнение плана налоговых поступлений и Д (заштрихованная область) - совокупность налоговых поступлений, объединяющая множество поступлений из областей А, Б, В и Г. В результате диаграмма приобретет следующий вид (рис. 2).

Как показывает анализ данных рис. 2, на практике фактические поступления зачастую не только являются подмножеством областей А, Б и В, но также возможны ситуации, когда границы области Д отклоняются даже от пессимистического сценария. Соответственно возникают значительные отклонения от плановых показателей, что ведет к недостоверности формирования бюджета и неэффективности работы налогового механизма.

Для предотвращения риска возникновения подобных ситуаций необходимо выявить факторы, влияющие на отклонение фактических поступлений от плановых (т.е. то, что не входит в область Д), проанализировать причины их образования и внести соответствующие корректировки в алгоритм расчета налоговых поступлений.

Рис. 1. Первоначальный этап оценки качества прогнозных исследований посредством графической визуализации

Рис. 2. Завершающий этап оценки качества прогнозных исследований посредством графической визуализации

Таким образом, предлагаемые рекомендации по проведению оценки качества прогнозных исследований посредством графической визуализации в наглядной и не сложной для интерпретации форме дают возможность фрагментарно определить уровень качества прогнозных исследований.

Для комплексной оценки качества деятельности необходима количественная его оценка. При этом главной проблемой является разработка критериев оценки эффективности деятельности налоговых органов.

В настоящее время такая эффективность определяется в соответствии с методикой оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (далее - Методика), утверждаемой приказом ФНС России на каждый квартал отчетного года.

Данная Методика разработана на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов о бюджете, принимаемых на соответствующие годы, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2007 N° 90 «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» и постановления

Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Методикой материальное стимулирование работников налоговых органов осуществляется на основе совокупности установленных критериев (показателей) путем балльной оценки эффективности деятельности. При этом в Методике, по мнению автора, недостаточно проработаны вопросы оценки качества работников налоговых органов, занимающихся прогнозированием налоговых поступлений.

Оценка эффективности деятельности налоговых органов производится ежеквартально. На аналогичные периоды формируется прогноз поступлений налоговых доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой, составляется расчет доходных источников, администрируемых ФНС России, в виде отчета по форме 1-ПД «Предложения по прогнозу поступления доходов, администрируе-мых ФНС России» (далее - 1-ПД).

Бюджетная практика в условиях устойчивого экономического роста подтверждает факты корректировок доходных позиций федерального бюджета в течение текущего финансового года от двух до четырех раз, а по бюджетам субъектов РФ — до пяти-шести раз.

В результате первоначально утверждаются объемы налоговых доходов, составляющих контрольные (индикативные) задания для главного администратора налоговых доходов (ФНС России и его территориальные органы), которые многократно корректируются в процессе исполнения бюджетов.

В целях исключения подобной практики, на взгляд автора, целесообразно учитывать качество налогового прогнозирования и планирования в системе показателей материального стимулирования работников налоговых органов, используя при этом показатели «Уровень соответствия прогноза поступлений в федеральный бюджет первоначальной оценке (корректировка годового прогноза поступлений)» и «Уровень соответствия фактических

поступлений в федеральный бюджет прогнозу поступлений (оценка поступлений за квартал)».

Данные, необходимые для расчета показателя «Уровень соответствия фактических поступлений в федеральный бюджет прогнозу поступлений (оцен-

ка поступлений за квартал)», приведены в табл. 1. Данные для расчета показателя «Уровень соответствия прогноза поступлений в федеральный бюджет первоначальной оценке (корректировка годового прогноза поступлений)», отражены в табл. 2.

Таблица 1

Данные для расчета показателя «Уровень соответствия фактических поступлений в федеральный бюджет прогнозу поступлений (оценка поступлений за квартал)»

Наименование и определение базовых показателей Источник информации (форма статистической отчетности) Коды строк статистической отчетности, из которых берутся данные для расчета Объект и единица наблюдения

Для УФНС России по субъектам Российской Федерации

Сумма поступления адми-нистрируемых доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в отчетном квартале П ^ кв 1-НМ* [1-НМ стр. 1010 (гр. 2) + + стр. 3070 (гр. 2)] -- [1-МР стр. 1010 (гр. 2) + + стр. 3070 (гр. 2)] Поступление администри-руемых ФНС России доходов в отчетном квартале, млн руб.

Сумма поступлений админис-трируемых доходов в федеральный бюджет Российской Федерации по прогнозу П1кв 1-ПД Стр. 1100 (гр. 4) Прогноз поступления ад-министрируемых доходов за отчетный квартал, млн руб.

Для межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам

Сумма поступления адми-нистрируемых доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в отчетном квартале П кв 1-МР* Стр. 1010 (гр. 2) + + стр. 3070 (гр. 2) Поступление администри-руемых ФНС России доходов в отчетном квартале, млн руб.

Сумма поступлений админис-трируемых доходов в федеральный бюджет Российской Федерации по прогнозу П1кв 1-ПД Стр. 1100 (гр. 4) Прогноз поступления ад-министрируемых доходов за отчетный квартал, млн руб.

Соответственно отчеты формы 1 -НМ «О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и 1-МР «Сведения о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам» (ежемесячная).

Таблица 2

Данные для расчета показателя «Уровень соответствия прогноза поступлений в федеральный бюджет первоначальной оценке (корректировка годового прогноза поступлений)»

Наименование и определение базовых показателей Источник информации (форма статистической отчетности) Коды строк статистической отчетности, из которых берутся данные для расчета Объект и единица наблюдения

Сумма ожидаемого поступления администрируемых доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в прогнозируемом году (скорректированная оценка на отчетную дату) Огод 1-ПД Стр. 1100 (гр. 1) уточненного варианта отчета по форме 1-ПД Уточненный прогноз поступления админист-рируемых ФНС России доходов за год, млн руб.

Сумма поступлений администри-руемых доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в прогнозируемом году (первоначальная оценка) 01год 1-ПД Стр. 1100 (гр. 1) первоначального варианта отчета по форме 1-ПД Прогноз поступления администрируемых ФНС России доходов за год, млн руб.

Таблица 3

Алгоритм расчета показателей оценки эффективности прогнозирования поступлений

Показатель Метод расчета Баллы Периодичность расчета

Уровень соответствия фактических поступлений в федеральный бюджет П прогнозу поступлений (оценка поступлений за квартал) Пкв Если П > 0 и П, > 0, то 2 = П / П, 100%. кв 1кв 5 кв 1кв Если П < 0 и П, < 0, то г = П, / П 100%, кв 1кв 1кв кв где 2 - уровень соответствия фактических поступлений в федеральный бюджет относительно прогноза поступлений. Показатель не рассчитывается, если П1кв < 0 < < П или П < 0 < П, , а балл устанавливается кв 1кв равным 1 Если 95,0% < 2 < 105,0%,то Б = 5. Если 85,0% < 2 < 95,0% или 115,0% > 2 > 105,0%, то 3 < Б < 5. Если 2 < 85,0% или 2 > 115,0%, то Б = 1, где Б - количество баллов по данному показателю Поквартально

Уровень соответствия прогноза поступлений в федеральный бюджет первоначальной оценке (корректировка годового прогноза поступлений) Если О > 0 и О, > 0, то г = О / О, 100%. год 1год 5 год 1год Если О < 0 и О, < 0, то 2 = О, / О 100%, год 1год 1год год где 2 - уровень соответствия данных по скорректированному прогнозу поступлений в федеральный бюджет относительно первоначального прогноза поступлений. Показатель не рассчитывается, если О < 0 < 1год < О или О < 0 < О , а балл устанавлива- год год 1год ется равным 1 Если 95,0% < 2 < 105,0%, то Б = 5. Если 80,0% < 2 < 95,0% или 120,0% > 2 > 105,0%, то 3 < Б < 5. Если 2 < 80,0% или 2 > 120,0%, то Б = 1, где Б - количество баллов по данному показателю Поквартально

Алгоритм расчета показателей оценки эффективности прогнозирования налоговых поступлений предлагается в табл. 3.

Реализация разработанных и предложенных рекомендаций по проведению внутренней оценки качества прогнозной работы посредством графической визуализации, а также предложения по совершенствованию методики оценки эффективности деятельности налоговых органов будут способствовать повышению качества налогового администрирования, управления результатами в деятельности налоговых органов, а в конечном итоге - повышению достоверности формирования прогноза бюджета Российской Федерации и совершенствованию функционирования налогового механизма.

Список литературы

1. Дадашева Ю.А. К вопросу о методах оценки уровня собираемости налогов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2009. № 12. С. 30-35.

2. Бетина Т.А. Причины несовершенства налогового контроля в российской практике. Концепция предпроверочного контроля на основе зарубежного опыта и специфических особенностей экономики

Российской Федерации // Налоговый вестник. N° 11. 2002. С. 11-16.

3. Букаев Г.И., Бублик Н.Д., Горбатков С.А., Саттаров Р. Ф. Модернизация системы налогового контроля на основе нейросетевых информационных технологий. М.: Наука. 2001. 341 с.

4. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция. 2000. 192 с.

5. Как правильно подготовиться к налоговой проверке / под ред. В.И. Макарьевой. М.: Налоговый вестник. 2000. 352 с.

6. Кашин В.А. Налоги и налогообложение. М.: Юнити. 1998. 496 с.

7. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика. 2002. 431 с.

8. Комарова Т.Д. Основы налоговой службы в механизме российского государства: учеб. пособие. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского юридического института. 2000. 148 с.

9. Красницкий В.А. Организация и методика налоговых проверок. М.: Финансы и статистика. 2005. 384 с.

10. ПопоноваН.А., НестеровГ.Г., Терзиди А.В. Организация налогового учета и налогового контроля: учеб. пособие. М.: Эксмо. 2006. 624 с.

Finance and credit Taxation

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

IMPROVEMENT OF THE FORECASTING QUALITY ASSESSMENT AS A CONDITION OF TAX ADMINISTRATION MODERNIZATION

Yuliya V. CHECHNEVA

Abstract

The article points out that in modern conditions, processes of forecasting and tax revenues planning are not confined only to mechanical determination of the forthcoming tax revenues amount in budgets of various levels, but also have a deeper meaning. They underlie identification and mobilization of the reserves available in the national economy for income increase and replenishment of the budget. This purpose necessitates a deep analysis of the economic and political processes happening in the country and its regions, and also requires definition of the realistic tendencies of their further development. The further improvement of forecasting and planning of tax revenues in the consolidated budget of the Russian Federation, development of uniform strategy of work of tax authorities on replenishment of revenues of budgets of all levels gain the increasing relevance. The author proves that for this purpose, it is necessary to introduce a uniform mechanism of assessment of territorial tax authorities' functioning, which reflects the analytical work results, carried out by tax authorities' staff on tax revenues forecasting in the Russian Federation budgetary system. It will allow to exercise the better control of the functions assigned to the tax authorities, to establish in due time the reasons of non-performance of the established planned indicators, and also to increase the efficiency of use of all administrative and technical resources. Information generated under this analysis will promote identification of weak places in the work of territorial tax authorities. In conjunction with a factor of material interest, it will enable to increase the quality of tax revenues forecasting. The author considers the proposals for improvement of an assessment of quality of tax revenues forecasting in the budgetary system of the Russian Federation, algorithms of carrying out an internal and external assessment of this kind of quality, and offers to use graphic visualization for this purpose.

Keywords: tax, forecasting, planning, federal budget, technique, graphic visualization, quality assessment

References

1. Dadasheva Yu.A. K voprosu o metodakh otsenki urovnya sobiraemosti nalogov [On the issue of methods of assessment of a tax collection level]. Finansovyi vestnik: finansy, nalogi, strakhovanie, bukhgalterskii uchet - Financial bulletin: finance, taxes, insurance, accounting, 2009, no. 12, pp. 30-35.

2. Betina T.A. Prichiny nesovershenstva nalogovogo kontrolya v rossiiskoi praktike. Kontseptsiya predprove-rochnogo kontrolya na osnove zarubezhnogo opyta i spet-sificheskikh osobennostei ekonomiki Rossiiskoi Federatsii [The causes of imperfection of tax control in the Russian practice. The concept of prior audit control on the basis of foreign experience and specific features of the Russian Federation economy]. Nalogovyi vestnik - Tax journal, no. 11, 2002, pp. 11-16.

3. Bukaev G.I., Bublik N.D., Gorbatkov S.A., Sattarov R.F. Modernizatsiya sistemy nalogovogo kontrolya na osnove neirosetevykh informatsionnykh tekhnologii [Modernization of a tax control system on the basis of neural network information technologies]. Moscow, Nauka Publ., 2001, 341 p.

4. Gracheva E.Yu. Problemy pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya [Problems of legal regulation of the State financial control]. Moscow, Yurispru-dentsiya Publ., 2000, 192 p.

5. Kak pravil'no podgotovit 'sya k nalogovoi proverke [How to prepare for tax inspection in the right way]. Moscow, Nalogovyi vestnik Publ., 2000, 352 p.

6. Kashin VA. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, Yuniti Publ., 1998, 496 p.

7. Kovalev VV., Patrov V.V. Kak chitat' balans [How to read a balance sheet]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2002, 431 p.

8. Komarova T.D. Osnovy nalogovoi sluzhby v mekha-nizme rossiiskogo gosudarstva: uchebnik [Fundamentals of the tax service in the Russian State mechanism: a textbook]. St. Petersburg, St. Petersburg Law Institute Publ., 2000, 148 p.

9. Krasnitskii VA. Organizatsiya i metodika nalogovykh proverok [Organization and technique of tax inspections]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2005, 384 p.

10. Poponova N.A., Nesterov G.G., Terzidi A.V Organi-zatsiya nalogovogo ucheta i nalogovogo kontrolya: uchebnik [Organization of tax accounting and tax control: a textbook]. Moscow, Eksmo Publ., 2006, 624 p.

Yuliya V. CHECHNEVA

Moscow Institute of Management, Volgograd Branch,

Volgograd, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.